Меню Рубрики

Земельный налог на прибыль украина

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

В Украине земля облагается налогом на имущество. Для недвижимого имущества, такого как квартиры, дома и другие жилые и нежилые объекты налог рассчитывается по отдельным правилам. О налоге на недвижимость с физических лиц в 2019 году (кому, сколько и как платить) подробно рассказано в статье «Кто платит налог на недвижимость в Украине, сколько и как».

В этой статье мы постарались ответить на самые актуальные вопросы, касающиеся земельного налога на 2019 год в Украине: какой сейчас налог на землю, как узнать, сколько платить налог на землю, по каким ставкам и в какие сроки, должны ли пенсионеры платить земельный налог, платят ли многодетные налог на землю.

Платить налог на землю в Украине должны как владельцы земельных участков и паев, так и пользователи, за исключением тех, кто освобожден от уплаты налога.

При аренде земельного участка арендатор платит владельцу арендную плату, а уже владелец уплачивает земельный налог (если речь идёт о земельных участках в частной собственности).

При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подаёт отчетность такую же, как и при уплате налога.

Размер арендной платы является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако Налоговый кодекс содержит оговорку о том, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории.

Более подробно узнать о порядке заключения и условиях договора аренды, который заключается между физическими лицами, читайте в статье «Как заключить договор аренды земли и получать арендную плату за землю».

Ставка налога на землю в 2018 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется.

В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3 % от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12 %.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки.

Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2017 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области.

Налоговый кодекс Украины предусматривает освобождение от уплаты земельного налога для пенсионеров.

Помимо пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и больше несовершеннолетних детей, которые не достигли 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.

К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:

  1. инвалиды первой и второй группы;
  2. ветераны войны;
  3. чернобыльцы (без указания категории).

От уплаты налога также освобождаются владельцы и пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Обращаем Ваше внимание, что льготы в виде освобождения от уплаты налога, в том числе для пенсионеров, распространяются на один земельный участок одного целевого назначения и в пределах определенных норм. Всего в Украине существует 5 категорий земель разного целевого назначения. Ниже приведены площади для каждой категории, которые не будут облагаться налогом, если вы принадлежите к льготникам:

  • для ведения личного сельского хозяйства — до 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебного участка) (предельная площадь зависит от места нахождения): в сёлах – до 0,25 га, в посёлках – до 0,15 га, в городах – до 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства – до 0,10 га;
  • для строительства индивидуального гаража – до 0,01 га;
  • для садоводства – до 0,12 га.

Если же у вас несколько земельных участков одного целевого назначения, тогда до 1 мая нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление о том, к какому именно участку вы просите применить льготу (то есть за какой участок вы не будет платить налог). При этом пока вы не подадите заявление, льгота не будет применяться ни к одному из участков.

Предприятия и предприниматели – владельцы и пользователи земли должны были подать декларацию по налогу на землю в 2019 году за текущий год до 20 февраля. Второй вариант предусматривает ежемесячную подачу налоговой декларации в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным месяцем.

Что касается простых граждан (не предпринимателей), то на них такая обязанность по подаче налоговой отчетности не возлагается.

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю в 2019 году проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит.

Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.

Заплатить налог нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения.

Если же решение вами не получено по причине того, что налоговая его не выслала на ваш адрес (а не по причине окончания срока хранения или вашего отказа в его получения), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются.

источник

Сборник «Налог на землю«:

O1. Плательщики — собственники земельных участков, долeй, паев и землепользователи.

O2 . Объекты налогообложения — земельные участки (собствeнныe или в пользовании); cобственныe земельные доли (паи).

O3 . База налогообложения — нормативная денежная оценка участков, yчитывая коэффициент индексации или площадь участкoв, для которых нe прoведена нормативная денежная оценка.

O7 . Особенности начисления и yплаты:

2) для предпринимателей (особенно обратите вниманиe на возможные проблeмы для единщиков);

1O . Разъяснение налоговиков и aналитика о налоге на землю в Украине:

·04· Пиcьмо ГФСУ №1735/7/. -05-17 oт 22.01.18 — коэффициент индексации нормативной денежной oценки земель в 2018 году

·02· 19.01.2017 Вебинар «Изменения в налоге на землю . «. Вебинару посвящены 3 стрaницы:

·05· ИHК ГФС №1405/. /ІПК oт 28.07.2017 — освобождение от уплаты налога на зeмлю плательщиком единого налога, у которого основной вид дeятельности – сдача в аренду.

·06· ИНК ГУ ГФС в Запоpожской области № 647/ІПК/08-. oт 15.06.2017 — уточнение налоговых обязательств зa землю за несколько лет.

·01· Письмо Госгеокадастра №28-0. -16 oт 11.01.2016 относительно индексации нормативной дeнежной оценки земель.

·02· Письмо ГФC №1656/7/. -16 oт 19.01.2016 — про индексацию нoрмативной денежной оценки земель.

·03· Об индексации нoрмативной оценки земель, подрoбнее.

·05· Письмо ГФС №6717/6/. -15 oт 28.03.2016 о налоге нa землю для упрощенцев, у кoторых есть вид деятельнoсти «сдача недвижимости в аренду».

·06· Письмо ГФС №10277/6/. oт 06.05.2016 Срок пpедоставления уточняющей декларации пo налогу на землю плaтельщиком единого налога третьей группы.

·01· Письмо ГФС № 722/5/99-. -16 oт 16.01.2015 — обзор местных налогов в 2015 годy, в т.ч. и нa землю.

·02· Письмо ГФС № 1816/7/. -17 oт 22.01.2015 — oб изменениях в 2015 году в местных налогах, в тoм числе и нa землю. Декларацию на 2015 год (не позднeе 20 февраля) нужно составлять пo форме, утвержденной приказом Миндоходов № 865 oт 30.12.2013, a налоговые обязательства нужно определять с учетом прошлогодних ставок.

·03· Письмо Госземагентства № 6-28-. -15 oт 14.01.2015 Об индексации нормативной оценки земель нa 2015 год.

·05· Об уплате зeмельного налога за участки под сельскохозяйственной техникой у плательщиков 4 гpуппы единого налога, Подробнeе. .

·06· Об уплате земeльного налога на упрощенной системе, Подрoбнее. .

·07· Об уплате земельнoго налога плательщиками 3 гpуппы единого налога, Подpобнее. .

·08· Освобождается ли от земельного налога физическое лицо, сдающее участок в аренду плательщику единого нaлога 4 группы? Пoдробнее. .

·09· О земельном налогообложении ОСМД (то eсть объединения совладельцев многоквартирного дома), пoдробнее. .

·10· Если земельные участки предприятия расположены в разных районах oдного населенного пункта, кoторые относятся к одному кoнтролирующему органу: Подpобнее. .

·11· О дате перехода собственности на здание и дате начала налогообложения, подрoбнее. .

·12· Письмо ГФС № 1842/99-. -18 oт 22.04.2015 — временное сооружение и его налогообложение.

· НЗ 39· Письмо ГНСУ № 3278/0/141-. -3214 oт 13.12.2012г(о льготах).

· НЗ 37· Письмо ГНСУ № 3279/0/141-. -3214 oт 13.12.2012г (налог на землю для предпринимателей физических лиц на едином налоге.

· НЗ 35· Приказ ГНСУ № 1051 oт 23.11.2012г : Обобщающая налоговая консультация — для собственников нежилых помещений, плательщиков единого налога — физических лиц.

· НЗ 33· Письмо ГНСУ №2723/0/141-. -3214 oт 20.11.2012г (для физических лиц в садоводческих товариществах).

· НЗ 31· Письмо Гос.агентства земельных ресурсoв № 8541/17/11-12 oт 05.06.2012г : налог на землю за участок под многоквартирным домом.

· НЗ 29· Письмо ГНCУ №1248/17-3217 oт 16.01.2012г (индексация денежной оценки земель).

· НЗ 27· Письмо ГHСУ № 8718/А/17-3214 oт 06.03.2012г (гаражно-строительный кооператив не пользуется льготой).

· НЗ 25· Письмо ГНСУ №6535/7/17-3217 oт 06.03.2012г. (налог на землю c физических лиц).

· НЗ 20· Письмо ГНСУ № 756/7/15-2217 oт 11.01.2012г : суперфиций (договор о праве использовaния чужого земельного участка для застрoйки) и налог на землю .

· НЗ 11· Как установить арендную плату за земельный участок сельскохозяйственного назначения? Подробнее…

· НЗ 10· Жилищно-строительный кооператив платит за землю вне зависимости от того, что его совладельцы имеют льготы. Подробнее…

· НЗ 09· Вы получите льготу по налогу на землю, отдав земельный участок в аренду плательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога Подробнеe. .

· НЗ 08· Как рассчитывать налог на землю, на сельскохозяйственные участки, не являющиеся с/х угодьями Подробнее. .

· НЗ 06· Физическое лицо пользуется льготой лишь после полного оформления документов на землю. Подробнее. .

· НЗ 05· Есть ли льгота у физического лица за участок земли под малой архитектурной формой. Подробне. .

· НЗ 04· Письмо ГНАУ № 1959/7/15-2217ф oт 03.10.2011г налог у плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.

· НЗ 03· Письмо ГНАУ №13724/7/17-0317 oт 17.05.2011г (налог c физических лиц).

· НЗ 02· Письмо ГНАУ № 4773/К/17-0314 oт 11.05.2011г (c физических лиц).

· НЗ 01· Письмо ГНАУ №4775/Ж/17-0314 oт 11.05.2011г (c физических лиц).

Особенности для юридических лиц

Для юридических лиц обязаннoсти следующие. Налогоплательщик подаeт Декларацию (смотрите особенности её предоставления, и что делать, еcли база налогообложения меняется) дo 20 февраля, на основaнии которой начисляются годовые суммы налога. Уплата юридическими лицами осуществляется равными долями зa каждый меcяц в течениe 30 календаpныx дней, следующих за прошедшим отчeтным месяцем.

С момента вступлeния в cилу Налогового кодекса былo только одно существенное изменение, касательно рассматриваемой темы. Это произошло благодаря Зaкону № 4834-VI oт 24.05.2012г. Была решена проблема с внутригoдoвым пересчетом налога на землю вследствие изменения нормативной денежной oценки земельных участков. До этого при изменении нормативной денежной оценки земельных участков плательщики были вынуждены пересчитывать сумму зем.налога по ходу налогового года уже после тoго, как они предоставили зa текущий год налоговую декларацию.

Теперь же взаимодействие местных советов, налоговых органов и налогоплательщиков будет (сoгласно п. 271.2 НКУ) проходить так:

до 15 июля года, предшеcтвующегo бюджетному году, в котором запланировано применение новой нормативной денежной оценки, оргaн местного самоуправления публикует свое решение, которым утверждена новая нормативная денежная оценка;

если опубликование состоялось, то в новом году пользуемся новой нормативной оценкой;

иначе, если опубликования не было, новая нормативная денежная оценка пpименяется в году, следующем за годом, в котоpoм должна действовать такая оценка.

Теперь земельное законодательство в этой части увязано с Налоговым кодексом. Благодаря изменениям, внесенным Законом № 4834 в Закон Украины от 11.12.2007г. № 1378-IV «Об оценке земель», рeшения местных советов, которыми утвeрждается новая нормативная оценка земельных участков, вступают в силу в порядке, установленном НКУ.

источник

Плата за землю — это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Земельный налогэто обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей. Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственностиобязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Рассмотрим, как начисляются суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, надлежащие к уплате физическими лицами.

Начисление сумм земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Как начисляются суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, подлежащие уплате физическими лицами?

Учет физических лиц — плательщиков налога и начисление соответствующих сумм платы за землю согласно п. 287.2 ст. 287 Налогового кодекса проводятся ежегодно до 1 мая.

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса).

Начисление физическим лицам сумм налога проводят территориальные органы Миндоходов Украины, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по установленной форме.

Согласно п. 288.7 ст. 288 Налогового кодекса порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются в соответствии с требованиями статей 285 — 287 этого Кодекса.

При этом основанием для начисления арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются договоры аренды земельных участков.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять в территориальный орган Миндоходов Украины по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий территориальный орган Миндоходов Украины о заключении новых, внесении изменений в имеющиеся договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, следующего после месяца, в котором состоялись указанные изменения (п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса).

Начисление гражданам сумм земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности проводится территориальными органами Миндоходов Украины, которые выдают до 1 июля текущего года налоговые уведомления-решения о внесении земельного налога или арендной платы.

Суммы земельного налога и арендной платы, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, подлежат уплате в течение 60 дней со дня их вручения.

Следует отметить, что граждане, имеющие основания для получения льгот по уплате земельного налога, должны предоставить в территориальные органы Миндоходов Украины документы, удостоверяющие их право на льготу.

Если физическое лицо приобрело жилой дом, должно ли оно уплачивать земельный налог?

Статьей 269 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

В ст. 270 Налогового кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии со ст. 120 Земельного кодекса в случае получения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, которое получило право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения его целевого назначения. Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае получения права собственности на эти объекты к получателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что и у предыдущего землепользователя.

Читайте также:  Земельный налог для пенсионеров тюмень

В соответствии с п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в его пользовании, с учетом придомовой территории.

В ст. 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога служат данные Государственного земельного кадастра.

В соответствии с п. 287.8 ст. 287 Налогового кодекса собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Граждане Украины получают право собственности на земельные участки на основании приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, других гражданско-правовых соглашений, приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование (ст. 81 Земельного кодекса).

В соответствии со ст. 131 Земельного кодекса граждане и юридические лица Украины, а также территориальные объединения и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых соглашений. Заключение таких соглашений осуществляется согласно Гражданскому кодексу с учетом требований Земельного кодекса.

Таким образом, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрело жилой дом, здание (его части) или сооружение на основании договора купли-продажи, мены, дарения, наследования и на других условиях гражданско-правовых соглашений, то к нему переходит право пользования этим земельным участком, а земельный налог уплачивается со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком и в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных Государственного земельного кадастра.

Применение функционального коэффициента при определении нормативной денежной оценки земельного участка по истечении срока действия разрешения на выполнение строительных работ

Какой функциональный коэффициент применяется при определении нормативной денежной оценки земельного участка по истечении срока действия разрешения на выполнение строительных работ?

В соответствии с п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% этой оценки.

Согласно Порядку № 18/15/21/11 коэффициент Кф, характеризующий функциональное использование земельного участка, занятого текущим строительством и отведенного под будущее строительство, равен 0,5.

Указанный уменьшенный коэффициент применяется до момента ввода в эксплуатацию объекта строительства (срока действия разрешения на выполнение строительных работ). По истечении срока указанного разрешения к земельному участку применяется соответствующий функциональный коэффициент, который зависит от типа здания (земли ресторанов2,5, земли торговли2,5, земли промышленности1,2).

Какие штрафные санкции предусмотрены для физических лиц — землевладельцев и землепользователей и арендаторов за нарушение установленных Налоговым кодексом сроков уплаты сумм платы за землю?

Законом № 3609 были внесены изменения в п. 126.1 ст. 126 Налогового кодекса, согласно которым с 06.08.2011 г.предусмотрена ответственность в виде штрафов налогоплательщиков в случае неуплаты согласованной суммы денежного обязательства в течение сроков, определенных этим Кодексом.

В соответствии с п. 286.5 ст. 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога проводится территориальными органами Миндоходов Украины, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса, то есть плательщик — физическое лицо до 1 июля текущего года согласовывает сумму денежного обязательства по плате за землю с физических лиц.

Таким образом, с 06.08.2011 г. для физических лицземлевладельцев и землепользователей и арендаторов, с которыми согласована сумма денежного обязательства по плате за землю, применяется штрафная (финансовая) санкция в следующих размерах:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,в размере 10% погашенной суммы налогового долга;

при задержке свыше 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,в размере 20% погашенной суммы налогового долга.

Как должен уплачивать плату за землю собственник приусадебного участка, разместивший на своем участке объект торговли (магазин, киоск или павильон)?

Статьей 38 Земельного кодекса установлено, что к землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Таким образом, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли целевое назначение земельного участка изменяется, поскольку эти земельные участки относятся ко второй категории земель.

Гражданину — собственнику приусадебного участка, намеренному разместить на указанном участке объект торговли (либо переоборудовать в объект торговли гараж или другое здание), следует получить разрешение в местных органах архитектуры и градостроительства на размещение такого объекта или переоборудование здания.

Дополнительные правоустанавливающие документы на земельный участок, кроме государственного акта на право собственности на земельный участок, в таком случае не представляются.

В соответствии с абзацем третьим п. 3.5 Порядка № 18/15/21/11 коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основанием для выделения частей земельного участка разного функционального использования являются только утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.

Согласно п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% этой оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 этого Кодекса.

В соответствии с п. 275.1 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в зависимости от численности населения в населенном пункте.

Согласно п. 275.3 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из ставок налога, установленных п. 275.1 этой статьи, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более трехкратного размера этих ставок налога с учетом коэффициентов, установленных пунктом 275.2 этой статьи.

В соответствии с п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.

Поэтому гражданинсобственник приусадебного участка, разместивший на указанном участке объект торговли (либо переоборудовавший в объект торговли гараж или другое здание), например магазин, киоск или павильон, должен уплатить плату за землю по двум ставкам налога. За площадь под зданием (магазином, киоском или павильоном) с учетом придомовой территории рассчитывается ставка налога согласно ст. 274 Налогового кодекса (1%), а за площадь, занятую жилищным фондом, ставка рассчитывается согласно этой статье с учетом п. 276.1 ст. 276 этого Кодекса (1% × 3%).

Статья 35 Закона № 858 указывает, что инвентаризация земель проводится в целях установления местоположения объектов землеустройства, их границ, размеров, правового статуса, выявления земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, выявления и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, установления количественных и качественных характеристик земель, необходимых для ведения Государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на их основе соответствующих решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи.

Следовательно, лицо, разместившее на собственном приусадебном участке объект торговли, должно заказать разработку вышеуказанной документации (в соответствующей землеустроительной организации) и извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка (в местном органе земельных ресурсов), на основании которых будет рассчитывать размер платы за землю и уплачивать плату за землю по двум ставкам налога.

источник

В декабре Верховная Рада и Кабмин активно занялись переписыванием земельного законодательства: от продления моратория на продажу земли и земельной децентрализации до изменения порядка регистрации прав собственности на землю и запуска системы онлайн регистрации договоров аренды сельхозземель.

Есть также предложение от Президента страны об уплате налога с доходов физлиц, арендующих землю с/х назначения по месту регистрации участка, а не так как сейчас — по месту регистрации самого арендатора. Как ожидается, это новшество позволит покончить со скрытой арендой земли без уплаты налогов. По предварительным оценкам, речь идет о 30% всех земельных ресурсов Украины.

Редакция UBR .ua выяснила у юристов, какие налоги и когда должны платить владельцы и арендаторы земельных участков.

За что платим

Земельные правоотношения регулирует Земельный кодекс. Порядок внесения платы за землю — земельного налога и арендной платы — регламентируется ст.269-289 Налогового кодекса.

С 2015 года плата за землю трактуется Налоговым кодексом (ст.14) как обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

«Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли ( НДО ), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков», — уточнил управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Как пояснила финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко, индекс инфляции за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно было применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий — 1,0;
  • для прочих земель — 1,06.

Нормативная денежная оценка проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше — 7-10 лет.

В частности, порядок оценки сельхозземель утвержден приказом Минагропрода №262 от 23 мая 2017 года, а сама методика оценки — постановлением КМУ №831 от 16 ноября 2016 года. Справку об оценке земли выдает местное отделение Госгеокадастра.

Сколько платить

Ставка налога на земельный участок, нормативная денежная оценка которого проведена, устанавливается местными советами в размере не более 3% от такой оценки. Для земель общего пользования (дороги, проезды, парки, пляжи и тому подобное в зоне населенных пунктов) — не более 1% от оценки.

Для сельхозугодий применяется вилка ставок: не ниже 0,3%, но не более 1% от нормативной оценки земли (до 1 января 2017 года нижняя граница не устанавливалась).

При этом для предприятий, которые имеют госакты на постоянное землепользование, применяется максимальная ставка 12% от НДО , за исключением земель коммунальной и государственной форм собственности. Учитывая, что Земельный кодекс (ст.92) дает право постоянного пользования только госпредприятиям и коммунальным компаниям, эта норма фактически вынуждает компании либо оформлять землю в собственность, либо заключать договор аренды.

«Если земли находятся в постоянном пользовании частного бизнеса, ставка налога будет не больше 12%. Размер арендной платы устанавливается договором аренды, но он не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для такой категории земель и не может быть выше 12%», — объяснил UBR .ua юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский.

Годовая сумма платежа (п. 288.5 НК) не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на конкретной территории. Предельный размер арендной платы (12% НДО ) может быть превышен только в случае определения арендатора на конкурентной основе.

При расположении земельного участка за пределами населенного пункта и отсутствии оценки, ставка налога на землю устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по конкретной области. Для сельхозугодий опять-таки не менее 0,3%, но не более 5% от оценки единицы площади пашни по области.

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом, кроме того существуют особенности при оплате земельного налога плательщиками единого налога.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 ст. 288 НКУ ).

«При этом физлица-предприниматели при уплате налога за землю могут воспользоваться механизмом упрощенного налогообложения с оплатой фиксированного единого налога», — рассказал Виктор Мороз.

Юрлица же ежегодно самостоятельно рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НК) для подачи отчетности. Как пояснил Арсен Бучковский, компании сами обязаны подать декларацию по земельному налогу не позднее 20 февраля с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

«При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц ( НДФЛ ) в размере 18% и военный сбор 1,5%», — отметил Виктор Мороз.

По словам Арсена Бучковского, если юрлицо арендует землю у физлица, то арендатор обязан удержать и заплатить налог с дохода арендодателя в роли его налогового агента.

«Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор», — сказал он.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

«Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании заключенного в установленном порядке договора аренды», — подчеркнула финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко.

Следует помнить, что физлицо-предприниматель, будучи плательщиком единого налога, не может сдавать в аренду земельные участки площадью более 0,2 га. А предприниматель на общей системе налогообложения заплатит те же налоги, что и физические лица.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС .

Как пояснил юрист ООО «ЮКК Де-Юре» Владислав Мартынчук, все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

«Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога», — объяснил Арсен Бучковский.

Кроме того, в случае передачи физическим лицом земельного пая в аренду плательщику единого налога 4-й группы (сельхозпредприятия), такое лицо освобождается от уплаты налога за данный земельный участок. Но это не распространяется на уплату арендной платы — условия ее уплаты регулируются договором аренды.

«Плательщики 4 группы единого налога не платят земельный налог за земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в их собственности, однако стоит отметить что такие земельные участки являются базой для налогообложения единым налогом», — заметил Владислав Мартынчук.

Читайте также:  Земельный налог в республике мордовия

Плательщики 1-3 группы единого налога освобождаются от уплаты налога на земельные участки, которые они используют в своей хозяйственной деятельности.

Также от уплаты налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения, организованные такими организациями, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, учебные заведения.

При этом предприятия организаций инвалидов для получения льготы должны иметь в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.

За неуплату налога в срок, по словам юристов, физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Юрлиц могут оштрафовать за неподачу декларации по плате за землю, за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, за несвоевременную уплату налога за землю, за нарушение сроков внесения арендной платы.

источник

Общие требования. Правила взимания платы за землю в 2019 году практически не были изменены по сравнению с прошлым годом. То есть, как и в 2018 году, плату за землю субъекты хозяйствования — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

— арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) ( п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

Этот местный налог, как и в прошлые годы, должны платить ( п. 269.1 НКУ):

— собственники земли, то есть владельцы земельных участков или земельных долей (паев);

— постоянные землепользователи, то есть лица, имеющие бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности ( ч. 1 ст. 92 ЗКУ). Перечень предприятий, которые приобретают право на постоянное землепользование, определен ст. 92 ЗКУ.

Если предприятие арендует земельный участок, то уплачивать за него земельный налог оно точно не будет

А вот является такое предприятие плательщиком другой части платы за землю (арендной платы) или нет, зависит от того, кто является арендодателем. Если это орган местного самоуправления или исполнительной власти, который передал в аренду земли государственной или коммунальной собственности, то однозначно само предприятие должно уплачивать арендную плату в бюджет. О правилах ее начисления и уплаты вы сможете прочитать на с. 15.

Если же предприятие арендует землю у юридического или физического лица, то оно уплачивает арендодателю указанную в договоре сумму. Такая плата не является налоговым платежом. А потому связывать ее с платой за землю не нужно.

Земля под многоэтажками. Несколько слов нужно сказать и о том, выступают ли предприятия, владеющие нежилой недвижимостью в многоквартирных домах, плательщикам земналога. Напомним, что в соответствии с п.п. 287.8 НКУ собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земельного налога. При этом уплачивать он должен налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

В то же время эта норма является исключением из общего правила. Она обязывает уплачивать земналог лиц, которые непосредственно под определение его плательщика не попадают. Как мы сказали выше, плательщиками налога на землю являются собственники земли и землепользователи ( п. 269.1 НКУ), а основанием для его начисления являются данные Госземкадастра ( п. 286.1 НКУ).

Поэтому достаточно долго велся спор с фискалами по поводу того, должен ли владелец нежилой недвижимости платить земналог на землю под многоэтажкой, если он не имеет права собственности на такую землю. В Госкадастре информации о том, что земля под многоэтажным домом закреплена за владельцем нежилой или жилой недвижимости, не содержится.

У фискалов были по этому поводу как негативные разъяснения для плательщиков налога (категория 112.06 БЗ), в которых они требовали, чтобы земналог за часть земли под жилой многоэтажкой уплачивал владелец такой недвижимости, так и позитивные (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 21.06.2017 г. № 759/ІПК/04-36-12-23-19), в которых они заявляли, что плательщиками земналога за землю под многоэтажкой являются предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют управление этими домами, а также объединения владельцев домов. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земналога в бюджет за земельные участки под такими домами. Они (в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в таком доме) должны просто компенсировать плательщику (то есть ОСМД) расходы по уплате земналога.

Точку в этой истории в августе 2018 года поставил Минфин, утвердив ОНК № 602 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 57, с. 4). В этой ОНК Минфин подтвердил лояльные выводы фискалов. Он называет «непосредственным» плательщиком платы за землю в этом случае именно ОСМД, которое, по его мнению, является субъектом регистрации вещных прав на землю. А потому считает, что

совладельцы, в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в многоэтажном доме, будут компенсировать ОСМД плату за землю в составе расходов на содержание дома

Налог же в бюджет платит именно ОСМД. При этом, чтобы ОСМД платило земналог, земля под домом должна быть передана ему в постоянное пользование.

И хотя выводы Минфина, изложенные в ОНК № 602, являются лояльными, назвать их бесспорными нельзя. Дело в том, что сегодня в соответствии с Законом № 417 земельные участки, на которых расположены многоэтажные дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовая территория передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома ( ч. 2 ст. 42 ЗКУ). То есть это значит, что субъектами, которые отныне должны владеть/пользоваться такой землей, являются именно совладельцы многоэтажки, а не ОСМД. В то же время Минфин не обращает на это внимания. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 66, с. 23.

В настоящий момент считаем, если и Минфин в ОНК говорит, что владельцы нежилых помещений в жилом доме земналог не платят, то есть все основания взять его рекомендации на вооружение. Тем более, что согласно п. 53.1 НКУ не может быть привлечен к ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеня), налогоплательщик, который действовал в соответствии с обобщающей налоговой консультацией.

Неоформление права собственности. На сегодня на территории Украины есть много предприятий, которые и до сих пор не оформили в соответствии с законодательством право собственности или пользования землей. Например, достаточно часто речь идет о земле под недвижимостью, принадлежащей таким субъектам. В связи с чем эти субъекты постоянно спрашивают — являются ли они плательщиками земельного налога за такие земли?

когда у предприятия нет оформленного права собственности на землю, то платить за нее плату за землю не нужно

Дело в том, что такой местный налог уплачивается с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. С этим соглашаются Минфин в ОН К № 602 и фискалы в письме ОКП ГФС от 22.12.2017 г. № 3115/ІПК/28-10-01-03-11 и письме ГУ ГФС в Запорожской обл. от 02.01.2018 г. № 5/ІПК/08-01-12-03-09, а также категории 112.01 БЗ.

В своих разъяснениях фискалы отмечают, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства, а именно ст. 144 ЗКУ. А поэтому они советуют всем юрлицам, у которых есть неоформленные земли, в том числе под их собственными зданиями (сооружениями) или их частями, обратиться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для оформления и регистрации права собственности на такие земельные участки.

К сведению! ВСУ на сегодня также считает, что при отсутствии у юрлица оформленного права собственности или пользования на землю под недвижимостью декларировать налоговые обязательства по земналогу ему не следует (см. постановление ВСУ от 19.01.2018 г. по делу № К/9901/1182/18*).

Из этого следует, что пока право собственности или постоянного пользования на землю не оформлено, земельный участок не должен облагаться земельным налогом, а лицо, которое им владеет, не является плательщиком земналога.

В то же время, если субъект хозяйствования является собственником или постоянным пользователем земли, а следовательно относится к когорте плательщиков этого налога, это еще не значит, что он обязательно будет уплачивать земельный налог. Дело в том, что некоторые собственники земли освобождаются от уплаты этого налога.

Перечислены эти счастливчики ниже.

1. Бюджетные организации и некоторые неприбыльные организации, которые указаны в ст. 282 НКУ. Освобождение таким организациям дается за все земли, которые им принадлежат или переданы в постоянное пользование.

В то же время, если такие субъекты предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то рассчитывать на освобождение от уплаты земналога за земли, предоставленные в аренду или находящиеся под домами и сооружениями, переданными в аренду, не следует ( п. 284.3 НКУ). Это ограничение не касается только бюджетных учреждений в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

2. Единоналожники групп 1 — 3. Они освобождены от уплаты земналога за земли, которые используют в их хозяйственной деятельности ( п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

такое освобождение распространяется на все земучастки, которые единоналожники групп 1 — 3 (как физлица, так и юрлица) используют в своей хоздеятельности, в том числе переданные в аренду

В то же время фискалы выдвигают дополнительные требования для такого освобождения.

Так, они настаивают на том, что ФЛП, которые используют землю в своей деятельности, чтобы получить освобождение, должны подать в контролирующие органы по местонахождению земучастков копии правоустанавливающих документов на землю (свидетельство о праве собственности или пользования земельным участком). Таким образом ФЛП дают понять фискалам, какие земли, принадлежащие физлицу, которое создало ФЛП, или оформленные на самого ФЛП, принадлежат на правах собственности или постоянного пользования и используются ими для осуществления хозяйственной деятельности (категория 112.04 БЗ).

Установлены требования и для получения освобождения упрощенцами в случае сдачи в аренду земли. В частности, если плательщик единого налога, как юрлицо, так и ФЛП, сдает в аренду земельный участок, то, чтобы получить освобождение от уплаты земналога, нужно, чтобы предоставление в аренду недвижимого имущества было основным или одним из видов деятельности юрлица — плательщика единого налога. То есть этот вид деятельности должен быть указан в Реестре ЕН. Причина простая: передача земучастков в аренду является хозяйственной деятельностью единоналожника при условии получения им платы за пользование таким участком. С этим согласны и фискалы (см. ОНК № 1051, разъяснение в подкатегории 112.01 БЗ).

Что касается освобождения от уплаты земналога за земли, которые находятся под зданиями и сооружениями (их частями), если такие сооружения или здания передаются в аренду, то сегодня налоговики, а также Минфин (см. ОНК № 602) не против того, чтобы плательщики единого налога, как юрлица, так и ФЛП, не уплачивали земналог. При этом фискалы требуют, чтобы у единщика, который передает в аренду здания, сдача в аренду недвижимости была не только одним из видов деятельности, но и в договоре аренды обязательно была указана площадь участка, находящегося под объектом недвижимости, с учетом пропорциональной доли придомовой территории (см., в частности, письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК и категорию 112.01 БЗ).

в случае временного прекращения хозяйственной деятельности юрлицам все равно разрешено не уплачивать земналог за такие участки

А вот ФЛП-единоналожники, которые временно прекращают свою деятельность, уплачивают его на общих основаниях (см. подкатегорию 112.01 БЗ).

Также следует учитывать, что если на земучастке, который теоретически подпадает под освобождение, ведется строительство, в том числе и производственных объектов, то рассчитывать на освобождение не сможет ни юрлицо, ни ФЛП, являющийся плательщиком единого налога (см. подкатегорию 112.01 БЗ). Дело в том, что, по мнению фискалов, в случае строительства (в том числе производственных объектов), юрлицо и ФЛП не используют в хоздеятельности свои земучастки. А следовательно, они не выполняют условия, которые освобождают упрощенцев от уплаты земельного налога. С этим можно, конечно, спорить. Но, чтобы доказать свою правоту, придется идти в суд.

3. Плательщики единого налога группы 4. Эти упрощенцы освобождается от уплаты земналога за земли, которые они используют для ведения сельхозтоваропроизводства, например, выращивают или производят на земле сельхозпродукцию ( п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

В то же время, если аграрий — плательщик единого налога группы 4 передаст земучастки сельхозназначения в пользование другому субъекту хозяйствования по договору аренды, а также по договорам эмфитевзиса, сервитута, суперфиция, он освобождение от уплаты земналога не получит и должен уплачивать этот налог на общих основаниях. Дело в том, что такие земельные участки в этом случае будут использоваться единщиком группы 4 не для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

4. Субъекты самолетостроения, которые осуществляют разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей. Они освобождаются от уплаты земналога за все земли, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства.

Не подпадают под действие этой льготы только субъекты хозяйствования, которые осуществляют капитальный (средний) ремонт, реконструкцию, модернизацию, обслуживание летательных аппаратов и/или авиационных двигателей (см. письмо Минфина от 23.06.2017 г. № 11210-08-10/16780 и письмо ГФСУ от 17.07.2017 г. № 18731/7/99-99-15-02-02-17).

5. Субъекты, размещенные на определенной территории. На определенной территории льготы по уплате земналога могут устанавливать для отдельных или всех субъектов хозяйствования местные органы власти ( п. 284.1 НКУ). Чтобы узнать, установлены ли на вашей территории такие льготы, следует заглянуть в соответствующее решение органа местного самоуправления.

Заметим, что субъекты хозяйствования, которым решением городского совета дано право на льготу по земналогу, теряют такую льготу с момента, когда передали в аренду льготную землю или отдельные здания, сооружения или их части, которые расположены на такой земле ( п. 284.3 НКУ).

При этом в случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право быть «льготником» ( п. 284.2 НКУ).

6. ООС-льгота. Существует еще одна специфическая «льгота». Она касается земельных участков, расположенных в зоне операции Объединенных сил (ООС) и/или АТО (на сегодня действует именно ООС).

Суть льготы сводится к тому, что за земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, земналог не начисляется и не уплачивается ( п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Такое освобождение субъекты хозяйствования получают в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершены ООС и/или АТО.

лица, освобожденные от уплаты земналога, должны подавать декларацию по плате за землю

В ней они должны показывать «льготные» земучастки (объекты налогообложения), суммы начисленного налога и суммы полученных льгот, которые погашают начисленный налог.

Дело в том, что, по мнению налоговиков, освобождение от платы за землю за вышеупомянутые участки является налоговой льготой! Следовательно, за них нужно подавать «земельную» отчетность. Потому что наличие льготы по земельному налогу (пусть даже 100 %) не освобождает плательщиков от этой обязанности (см. письмо ГФСУ от 11.09.17 г. № 1889/6/99-99-12-02-03-15/ІПК* и категорию 112.05 БЗ).

Другое дело, что налоговое обязательство к уплате у таких землепользователей будет нулевым. Но декларацию, еще раз подчеркнем, подать все равно нужно. Поэтому не ошибитесь. Иначе вместе с льготой получите штрафы за неподачу земельной декларации.

Кроме того, если предприятие пользуется льготами по уплате земналога, то ему также не нужно забывать о предоставлении Отчета о льготах. Ведь неподачу такого Отчета фискалы расценят как неподачу декларации и оштрафуют предприятие. О том, как заполнить этот Отчет и в какие сроки его следует подавать, читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 81, с. 6, 9.

Внимание! Требование о предоставлении декларации по плате за землю не касается только плательщиков единого налога. Дело в том, что они не пользуются льготами по этому налогу. Они не являются плательщиками земельного налога. Поэтому они не обязаны подавать в контролирующие органы налоговую декларацию по плате за землю и отчет о суммах налоговых льгот относительно уплаты земельного налога. Об этом налоговики прямо указали в консультации, приведенной в категории 112.05 БЗ.

Объектами обложения земналогом являются земучастки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земдоли (паи), которые находятся в собственности ( п. 270.1 НКУ).

В то же время не все земли, которые находятся в собственности или в постоянном пользовании, облагаются земналогом.

Читайте также:  Положение о земельном налоге на территории муниципальных образований

В ст. 283 НКУ содержится перечень земучастков, которые в любом случае «выпадают» из объекта обложения этим налогом, то есть за них налог точно не платится.

В то же время, как утверждают налоговики в категории 112.05 БЗ, невключение таких земель в объект налогообложения не освобождает владельцев таких земель от предоставления декларации. То есть, если лицо имеет только такие земли, советуем подать нулевую декларацию и в ней начисленный налог отразить как льготу.

К сведению! В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году ( п. 287.1 НКУ). То есть налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января 2019 года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности ( п. 286.5 НКУ, категория 112.02 БЗ).

Разобравшись с плательщиками земельного налога, далее поговорим о правилах начисления налоговых обязательств по этой части платы за землю.

источник

Совсем недавно цена на землю совершила солидный скачек вверх. Причина понятна и легко объяснима, один из комитетов Верховной Рады разрабатывает законопроект, позволяющий продавать землю (в то числе иностранцам). Пока законотворцы трудятся владельцам земельных участков нужно платить налог, и здесь важно сделать правильный расчет.

Не имеет значения, с какой цель Вы приобрели участок земли (для личного пользования, или с целью инвестирования) налог на землю платить придется. Земельный налог по сути – это арендная плата государству.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  1. За земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее.
  2. За земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий – ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки.
  3. За земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки – ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Все граждане обязаны перечислять плату за землю со дня возникновения у них соответствующего права ст. 287 НКУ. Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ), происходит это при получении государственного акта местных органов власти или регистрации договора аренды. Таким образом, с момента совершения и регистрации сделки с землей требуется оплачивать налог на нее.

Отдельно следует уточнить, что земельный налог платят собственники именно земельных участков, а не строений, расположенных на них. В случае перехода права собственности на здание или его часть налог на землю под ним (а также на придомовую территорию) уплачивается на общих основаниях. Но только с той даты, когда будет произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Данная норма уточняется в п. 6 ст. 287 НКУ. Она представляет собой значительное облегчение ситуации, ведь до этого года платить земельный налог приходилось с того момента, как в собственность переходило здание, даже если земля еще не была оформлена надлежащим образом.

При переходе права собственности на земельный участок от одного владельца к другому в течение календарного года налог уплачивают оба лица: бывший собственник – от начала года до первого числа месяца, в котором произошла регистрация сделки; новый собственник – с данного месяца и до конца года (ст. 286 НКУ).

Когда на участке расположено здание, находящееся в совместной собственности двух и более лиц, земельный налог оплачивает каждый из них. Размер платежа устанавливают пропорционально или в равных участях в зависимости от того, как разделена недвижимость.

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному. Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Получите совет юриста за 15 минут!

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах. Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га. Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ). Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу. Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН. Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2019 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2019, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);
  • арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

Кадастровая стоимость земли — это альтернатива рыночной стоимости, в основе которой лежат разделение земли на категории и вид использования. В Украине для определения кадастровой стоимости земли существует сравнительный метод оценки — он заключается в оценке участка с аналогичным ему, стоимость которого уже известна.

Для упрощения оценки, а также для исключения завышенной или заниженной цены земли в настоящее время используется специальное программное обеспечение. Поэтому обжаловать установленную кадастровую стоимость фактически невозможно, поскольку параметры по каким земля оценивается не доступны обычному пользователю.

Получите совет юриста за 15 минут!

Если земельные участки у физических лиц находятся на правах собственности или пользования (подтверждается государственным актом), плата взимается в виде налога на землю. Следует знать, что даже если у физического лица нет документа о праве собственности или использования земли, такое лицо все равно обязано уплачивать налог на землю, поскольку получение такого документа является добровольным и налог насчитывается не по факту наличия государственного акта, а по данным государственного земельного кадастра.

Важно! Если участком владеют несколько лиц, то налог платит каждый владелец отдельно и пропорционально своей части.

Ставка и размер земельного налога зависят от площади земельного участка, от того, где он находится и как его используют. Для физических лиц расчет земельного налога с учетом всех требований законодательства проводит налоговый инспектор на основании имеющихся данных по состоянию на 1 мая. Информация ежеквартально поступает в налоговые органы от соответствующих организаций, в том числе нотариусов, БТИ и Госкомзема Украины.

Для сведения. Налог рассчитывается либо в процентах от денежной оценки земли (при ее наличии), либо по утвержденным законом ставкам (с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от статуса населенного пункта, отнесения его к курорту, ежегодному коэффициенту согласно закону о Госбюджете, решения органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями).

Следует иметь в виду, что для участков, на которых расположено жилье, индивидуальные гаражи, хозяйственные здания и сооружения, а также дачи, существуют определенные налоговые послабления: владельцы платят всего 3% налога на землю. Так, если за дачный участок площадью 0,6 га начислен земельный налог в размере 100 гривен, владелец должен уплатить 3% этой суммы — 3 гривни.

Начиная с 01 января 2017 года ставка земельного налога рассчитывается исходя из новой кадастровой стоимости участка. Поскольку такое изменение налогового законодательства неизбежно повлечет за собой резкое увеличение налогового бремени, государством принято решение о постепенном росте указанного налога. Так, сегодня его размер составляет 0,3 % от кадастровой оценки земельного участка и подлежит ежегодному увеличению на 20 %.

Кроме того, в случае если гражданин самостоятельно и добровольно не сообщил налоговым органам о наличии у него имущества в виде земельного участка, налог ему будет начислен за три года, предшествовавших тому, как о наличии такого участка стало известно органам.

По общему правилу же земельный налог уплачивается ежегодно и начисляется за год, предшествовавший текущему.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Расчет цены земельных наделов осуществляется по специальной формуле: кадастровая цена одного метра земельного участка умножается на общую его площадь. Получающаяся в итоге кадастровая стоимость земельного надела является базой для расчета земельного налога, а также является его ценой в случае продажи участка физическим лицам или компаниям от имени государства или органов муниципальной власти.

Важно! Налоговые платежи собственников земельных участков пополняют муниципальные бюджеты и государственную казну и могут быть направлены органами власти на достижение социально полезных и значимых целей.

Тем не менее, далеко не все владельцы наделов оказались готовы к существенно возросшим ставкам налогов, которые рассчитываются в процентном отношении к кадастровой стоимости земли.

Оценка земли проводится только после тщательного изучения и анализа следующих особенностей земельного участка:

  • его назначение и разрешенный вид использования;
  • общая площадь участка и длительность его использования, качество земли;
  • наличие на участке построек и иной инфраструктуры;
  • наличие или отсутствие коммуникаций, их виды и количество;
  • месторасположение земельного участка, наличие рядом с ним инфраструктуры;
  • уровень экономического и социального развития территориального образования, в границах которого расположен надел;
  • средний уровень цен на землю в этом районе.

Только оценка всех этих факторов в совокупности позволяет определить экономически обоснованную стоимость участка.

Согласно со статьей 64 Закона № 107-VI, по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины от 03.07.92 N2535-XII “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями), увеличенные в 3,10 раза.

Соответственно части 2 статьи 7 Закона № 2535 ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в таких размерах:

  • Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс.чел.)
  • Ставка налога (гривен за 1 кв. метр)

Коэффициент, применяемый в Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения:

  • до 0,2 – 0,075;
  • от 0,2 до 1 – 0,105;
  • от 1 до 3 – 0,135;
  • от 3 до 10 – 0,15;
  • от 10 до 20 – 0,24;
  • от 20 до 50 – 0,375-1,2;
  • от 50 до 100 – 0,45-1,4;
  • от 100 до 250 – 0,525-1,6;
  • от 250 до 500 – 0,6-2,0;
  • от 500 до 1000 – 0,75-2,5;
  • от 1000 и больше – 1,05-3,0.

В курортных населенных пунктах (их перечень утвержден постановлением КМУ от 28.12.96р. №1576), где не проведена денежная оценка земли, ставки земельного налога увеличивают на дополнительный коэффициент. Для населенных пунктов Черноморского побережья Николаевской области он составляет 2,0.

Ежегодно до 15 июля налоговые инспекции всем гражданам — плательщикам земельного налога рассылают уведомления с указанием суммы налога на землю и реквизитов счета для его уплаты.

Плата за землю вносится дважды в год равными частями: до 15 августа и до 15 ноября (в отделении банка или в сельском совете по месту расположения земельного участка).

источник