Меню Рубрики

Земельный налог и плата за аренду земельного участка

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

  • — отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
  • — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

  • — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • — организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;
  • — религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • — общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • — организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • — физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • — организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.

Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат — в денежной и натуральной форме — определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

источник

Судебный порядок разрешения земельных споров.

Согласно конституционному, гражданскому и земельному законодательству, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Дела по спорам по поводу земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности. Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей.
Как установлено ст. 92 КоЗ, все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами.
При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Подача обращений в суд, связанных с земельными спорами, должна соответствовать установленной законом процедуре.
Каждый процессуальный документ должен содержать:
1) Наименование суда, в который он подается,
2) Наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем,
3) Наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц,
4) Наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т.д.),
5) Сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование,
6) Перечень приложений,
7) Подпись подателя документа или его представителя и дату подачи.
Процессуальный документ подается в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от подателя процессуального документа также копии прилагаемых к нему документов для передачи другим имеющим непосредственный интерес в исходе дела лицам.

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По завершении строительства и государственной регистрации, прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога.

В отношении участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение налоговой базы и установленной правовыми актами (законами) представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа; в случае установления двух авансовых платежей в размере, не превышающем 1/3 ставки.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Если по истечении 3 лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) не введен в эксплуатацию построенный на таком участке объект недвижимости, арендная плата за такой участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1395 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Земельный участок можно продать полностью или какую-то часть, сдать в аренду, подарить, оставить в наследство. Если владелец сдает землю в аренду, он берет определенную плату за пользование, которая оговаривается при заключении договора.

В свою очередь, каждый собственник или пользователь платит ежегодный земельный налог государству.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Выплата за землю регулируется Налоговым кодексом РФ. Объектом налогообложения является земельный участок. Для определения его границ существует специальная документация, карты и планы. Наиболее точная информация о земельном участке находится в кадастровом паспорте.

Размер налога на землю определяется финансовым доходом владельца или пользователя, полученным с этого участка, а также плодородностью участка, его расположением и другими факторами. Налог на участки сельскохозяйственного назначения зависит от качества земли, размера общей площади и местонахождения.

Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает размер земельного налога, если это не относится к сельскохозяйственным участкам. Существует специальная формула, согласно которой можно высчитать размер налогообложения.

Размер налогообложения (Рн) несельскохозяйственного участка нужно рассчитать по такой формуле:

Рн=Сн*К1*К2*Оп, где:

  • Сн — существующая ставка налога (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1- коэффициент увеличения это ставки в курортных районах;
  • К2 — коэффициент увеличения ставки налога в связи со статусом города, где располагается участок;
  • Оп- общую площадь земли (в квадратных метрах).

Налоговая ставка не должна превышать 0,3% если земля:

  • используется в сельском хозяйстве;
  • задействована в жилищном фонде, а также куплена с целью строительства жилищного комплекса;
  • приобретена для личного пользования, огородничества, выращивания цветов или растений, разведения хозяйства.

Процент исчисляется от стоимости участка, указанной в кадастровом паспорте.

Налогоплательщики, у которых есть льготы, могут представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая находится в районе расположения участка.

Налогообложение бывает таких видов:

Земельный налог – плата, которая является обязательной. Согласно главе 31 Налогового кодекса РФ (статья 387), размер ставки земельного налога устанавливается муниципальными организациями, которые контролируют территории, где находится участок.

Такой налог обязаны платить владельцы целых участков или долей, а также те, кто постоянно пользуется землей на законных основаниях. Данное положение регулируется статьей 388 НК РФ.

Арендная плата представляет собой выплаты, которые арендатор обязать отдавать арендодателю за то, что он пользуются его собственностью. Таким образом, земельный налог в большинстве случаев платит арендодатель, а не арендатор.

Земельный налог не платят те лица, которые выплачивают единый налог. Это происходит только при условии, что они будут использовать свой участок для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с главой 31 НК РФ, земельный налог требуется за участки земли с арендодателя, что используются для обслуживания сооружений (как жилых, так и нет), которыми пользуются юридические или физические лица по договору аренды. Арендодатель также платить налог на земельную площадь в том случае если в аренду сдаются части строений, находящиеся на этой земле.

Арендатор, который возводит постройки на территории арендованного участка, платит земельный налог арендодателю.

Чтобы получить арендную плату, нужно сначала заключить договор аренды. Также этот документ устанавливает размер налога, сроки выплаты и условия, согласно которым будет происходить оплата. В договоре прописывается, в какой форме будет выплачиваться аренда – в денежном эквиваленте или натуральном.

Если кроме земли, в аренду отдаются и другие объекты недвижимости, то плата может взиматься как в совокупности за все, так и отдельно, за участок.

Договор предусматривает денежную плату (указывается в рублях), натуральную (перечень продукции), отработки (виды и место работ). Тут же указываются сроки, за которые арендодатель должен получить плату в указанном эквиваленте. Если плата не отдается в указанные сроки, то арендатор в договоре указывает пеню (процент, который арендатор платит за каждый последующий день долга).

Читайте также:  Уплата земельного налога в московской области

Размер платы фиксированный, но может изменяться только в таких случаях:

  • если договором предусмотрены изменения условий хозяйствования;
  • изменения установленного земельного налога, который ежегодно платит арендодатель;
  • общее повышение тарифов и цен, а также инфляция;
  • не по вине арендатора состояние земельного участка ухудшилось (при наличии документального подтверждения);
  • ситуации, предусмотренные законодательством РФ.

В договоре аренды обязательно описываются основные характеристики земельного участка, которые должен знать арендатор.

Если арендатор будет намерен продлить соглашение, то устанавливается количество дней, за которое он должен сообщить арендодателю о своем решении.

Сумма выплаты за землю, которая является владением государства, а также муниципальной собственностью, устанавливается согласно типу земельного использования и разновидности арендатора. Базовый тариф устанавливается представителями исполнительной власти.

Существует такое понятие как «нормативная цена земли». Оно введено правительственными органами РФ. Такая цена устанавливается для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность в земельных отношениях при различных сделках: продажи участков другому собственнику, дарении, получении кредита (земельный участок – залог), передачи в наследство.

Нормативная цена земли определяется каждый год. Она устанавливается в зависимости от цели земельного пользования.

Местное самоуправление имеет полное право расширить или сузить рамки земельной площади, которая арендуется, изменить стоимость аренды, при этом максимум на 25%.

Оплата за площадь, которая является частным владением, устанавливается по желанию арендодателя с учетом месторасположения участка, отдаленность от технического оснащения, цели арендатора, дохода, получаемого от использования и других условий, которые оговариваются в договоре аренды.

Информацию о размере налога нужно сдавать в налоговую инспекцию, которая имеет свое отделение в районе нахождения участка. Срок сдачи – 1 июля каждого года. Если собственник имеет два участка и более в одном районе, то можно рассчитать общую плату налога. Если земли находятся в разных районах, то оплата происходит отдельно в каждое из отделений налоговой инспекции.

Сдавая землю в аренду, арендодатель получает деньги за землю. Плата состоит из налога на прибыль арендатора, месторасположения участка, технического оснащения, цели использования.

Земля, которая арендуется у государственных органов, считается предоставленной в пользование. Именно поэтому арендатор платить земельный налог за использование государственных ресурсов и площади.

Больше о категории лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, вы прочитаете здесь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

источник

Последнее обновление 2018-12-21 в 20:20

Налог на арендованную землю интересует предприимчивых граждан, готовых заниматься сельскохозяйственной или иной деятельностью на предоставленных им участках, но если им придется платить налог и он будет высок — стоит ли арендовать?

Аренда — это предоставление собственником (арендодателем) на оплачиваемой основе имущества другому лицу (арендатору) для владения и пользования. Отношения между этими двумя сторонами регулируются Гражданским кодексом России и гражданским правом, а основным документом является договор аренды, в котором стороны обязаны прописывать существенные условия, соответствующие законодательству, и дополнительные — по своему усмотрению и без нарушения прав сторон.

Согласно Налоговому кодексу России в ст.388 земельный налог платит арендодатель, т. к. налогоплательщиками признаются владельцы земли, пользующиеся ею на правах собственности, бессрочного пользования и наследуемого владения. Арендодатель как раз является собственником — только собственник может сдать свое имущество другому лицу — и земельный налог платит собственник. А арендатор — лишь пользователь, на него не распространяются обязательства по НК РФ.

По договору аренды стороны могут предусмотреть, что налог на землю должен платить арендатор в качестве части арендной платы или арендную плату в размере земельного налога.

Договором могут быть предусмотрены любые условия между сторонами, если они не запрещены законом.

Арендная плата за землю — это не налог, это частный платеж, он не устанавливается на государственном уровне и к тому же выплачивается за право пользования имуществом, в то время как налог — это безвозмездный и индивидуальный платеж в форме отчуждения для финансирования деятельности государства, т. е. отличие между арендой земли и земельным налогом:

  • в источнике определения — государство и частные лица;
  • в природе платежа — безвозмездный или двусторонний (арендатор не выплачивает деньги безвозмездно, он дает их, чтобы владеть и пользоваться землей).

В разговорной речи любые платежи за имущество иногда называют налогом, в т.ч. коммунальные платежи, поэтому может возникнуть заблуждение, что арендная плата за землю является налогом, но все существующие в России налоги содержатся в НК РФ, даже страховые взносы, которые раньше контролировались Пенсионным фондом, — если в НК РФ нет какого-либо платежа, значит, этот платеж не является налоговым.

Уплата земельного налога арендатором может быть предусмотрена по договору аренды, но если такого условия нет в нем, то хозяин участка не вправе вменить нанимателю выплаты фискальных платежей любого характера — более того, при принуждении или упорстве в вопросе хозяин рискует нарушить гражданское и уголовное законодательство, т. к. плательщиком является он и перенести налоговое бремя на иное лицо не вправе.

Даже если в договоре предусмотреть формы платы за землю — земельный налог и арендную плату, то это установление будет касаться только правоотношений между сторонами, а с точки зрения ИФНС плательщиком все равно останется хозяин имущества — нельзя прийти в инспекцию, показать договор аренды и просить изменить в базе плательщика, т. к. это будет нарушением НК РФ — плательщиком является собственником. Договор может установить реального плательщика, а номинальным всегда будет оставаться гражданин, описанные в ст.388 НК РФ.

Даже если договориться, что земельный налог при сдаче в аренду участка погашает пользователь, он не должен делать это с помощью своей банковской карты или счета.

При оплате платежей через онлайн-сервисы формируется автоматическая квитанция, в ней в качестве плательщика будет указан владелец карты, счета, кошелька. А в квитанции, которую выслала ИФНС, плательщик — собственник. Поэтому произойдет несоответствие, и такой платеж не будет принят — налог останется не оплаченным, а после истечения срока для оплаты, на него будет начисляться пеня за просрочку и возможно наложение штрафа.

Если по договору решено, что пользователь оплачивает земельный налог, то стороны могут заранее узнать, в каком размере придется платить — воспользовавшись сервисами ФНС: онлайн-калькулятором и справочной информацией о ставках и льготах на различных территориях России.

Чтобы рассчитать налог, необходимо знать кадастровую стоимость. Вы можете узнать ее на сайте Росреестра:

Если правильно указать параметры поиска, то сервис выдаст информацию о кадастровой стоимости вашего имущества:

Земельный налог при аренде земли у государства оплачивается также собственником — муниципалитетом или государством. Однако здесь важно учесть, по какому договору участок передан пользователю — если по договору наследуемого владения или бессрочного пользования, то общее правило не действует. В случае наследуемого владения собственником является муниципальное образование — пользователь не может распоряжаться землей: продать ее и проводить иные операции, но может наследовать ее и возводить на ней разрешенные постройки. Также в случае бессрочного пользования — оно действует для юридических лиц.

В этих двух ситуациях оплатой налога за аренду земли занимается арендатор. Однако на сегодняшний день подобные сделки не предусмотрены законодательством — все такие отношения являются остатками советского права и законов. А в случае обычном аренды по Земельному кодексу России пользователь земли не признается плательщиком.

  1. Если земля не в собственности, платить налог не нужно.
  2. Стороны могут в договоре прописать условие, что арендатор будет возмещать размер земельного налога в качестве арендной платы или ее части.
  3. При аренде государственной земли действуют общие правила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(10 оценок, средняя: 4,50)

источник

Как рассчитывается арендная плата за землю и облагается ли временное пользование участком земельным налогом и НДС?

В Российской Федерации использование земли является платным. С одной стороны, финансовые средства получает владелец земельного участка, с другой – государство в виде налогов.

Арендная плата закрепляется в соответствующем договоре и устанавливается по договоренности сторон. Сумма налога не меняется, она закреплена на законодательном уровне.

В материале мы расскажем о всех статьях расходов при аренде земли в нашей стране, уточним законодательную базу и продемонстрируем формулы и примеры расчетов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

В соответствии с положениями гражданского кодекса, под арендной платой понимаются платежи в адрес владельца земельного участка за временное пользование имуществом. Земельный кодекс Российской Федерации, в свою очередь, относит арендную плату к существенным условиям договора – она должна в обязательном порядке зафиксирована в договоре аренды, без нее договоренность признается недействительной.

Если в аренду предоставляется земельный участок, находящийся в частной собственности, то размер и форма арендной платы устанавливается по итогам переговоров сторон.

В отношении земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, действует другой порядок определение размера арендной платы – по решению органов самоуправления.

Кроме того, мы советуем вам ознакомиться с информацией о том, как получить надел без торгов.

В ГК РФ установлено, что арендная плата может предоставляться в следующих формах:

  • В виде «твердых» ежемесячных платежей, вносимых в национальной валюте.
  • Через долю от полученных в результате использование земли продукции или доходов.
  • При помощи предоставления владельцу земли определенных услуг.
  • В виде переданной в собственность вещи.
  • Через возложение на арендатора обязанностей по улучшению арендованного имущества.
  • При помощи смешанной формы арендной оплаты.

Менять ее стороны имеют право только через двенадцать месяцев. Если в договоре прописана смена раз в квартал или ежемесячная, сделка будет признана ничтожной.

Земельный налог прописан на законодательном уровне (статьи 387-398 Налогового кодекса). Оплачивается в пользу государства как юридическими, так и физическими лицами, обладающими земельными участками.

Под налоговой базой подразумевается кадастровая стоимость земли (она, в свою очередь, определяется в соответствии с Земельным законодательством). Налоговый период соответствует одному году.

Налоговые ставки устанавливаются муниципалитетами, но с учетом статьи 394 НК РФ, не могут превышать 1,5%, и 0,3% для земельных участков, используемых с такими целями:

  1. Для сельскохозяйственного производства.
  2. Под объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ.
  3. Для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Как видите, между понятиями арендной платы и налога – есть множество различий. Первый вид платежа уплачивается теми, кто использует землю в адрес ее владельца, а налоговые отчисления ложатся на самого владельца и перечисляются в пользу государства.

Основными законодательными документами, регулирующие, арендные и налоговые выплаты в сфере рынка земли, являются НК и Земельный кодекс Российской Федерации. Порядок начисления и выплаты арендной платы со стороны арендатора расписан в статье 39.7 Земельного кодекса, а налог на землю регулируется профильным кодексом Российской Федерации, статьями от 387 до 398.

Статья 388 НК РФ определяет круг налогоплательщиков в земельной сфере. Положение 2 вышеуказанной статьи предусматривает вывод из перечня плательщиков налогов организаций и физических лиц, которые пользуются земельными участками по праву безвозмездного пользования (в том числе срочного) или на основе договора аренды.

Это означает, что арендатор не имеет перед государством обязанностей по выплате земельного налога, хотя и пользуется участком. Во время аренды законным владельцем остается хозяин, он и выплачивает Российской Федерации налог раз в один год в соответствии с положениями Налогового кодекса.

НДС – он же налог на добавленную стоимость – часто путают с земельным, но они существенно отличаются. Чтобы разобраться, кто и когда должен платить НДС, необходимо учесть несколько факторов. И первый – у кого осуществляется аренда.

Если договор заключается с муниципалитетом, то об НДС арендатор может забыть. Если же владельцем земельного участка в договоре аренды выступает частное лицо (физическое или юридическое), НДС будет присутствовать наравне с земельным налогом и арендной платой.

Четкие критерии по начислению НДС расписаны в пп. 17 п. 2 статьи 149 НК Российской Федерации. НДС начисляется и на договоры субаренды.

Например, физическое лицо, арендовав у государства участок, решило заключить дополнительный договор с частным предпринимателем. В этом случае первоначальный арендатор платить НДС не будет, но ЧП, заключивший договор с физическим лицом (хотя и на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации) вынужден будет оплачивать и этот налог.

НДС имеет фиксированную ставку – 18%.

Пример:налогооблагаемая база составляет 1000 рублей, чтобы вычислить размер НДС, необходимо 1000 умножить на 18% – получаем 180 рублей налога.

Для определения размера арендной платы в случае передачи земли во временное пользование физическим лицом используется утвержденная формула.

Стоимость надела определяется экспертом и не позднее, чем за шесть месяцев до сдачи участка в аренду, а ставка рефинансирования определяется Центральным банком РФ. В 2017 году ставка рефинансирования (она была приравнена к ключевой ставке) установлена на отметке 7,75%.

При оформлении аренды у юридического лица, используется та же формула, что и для физического лица. Вам необходимо узнать стоимость надела (кадастровую стоимость участка) и ключевую ставку Центробанка Российской Федерации.

Пример расчета: ставка равна 7,75%, а кадастровая стоимость гипотетического участка составляет 10 тысяч рублей. 10 000 умножаем на 7,75% и получаем размер арендной платы – 775 рублей.

У муниципалитетов и федерального правительства есть сразу несколько методик для определения арендной платы – при помощи аукциона, по кадастровой стоимости, по рыночной стоимости, руководствуясь арендой ставкой. Например, если стоимость рассчитывается по КС – то будет соответствовать следующему показателю – от 0,01% до 2% кадастровой стоимости.

Если же муниципалитет выбирает расчет по рыночной стоимости – он умножает рыночную стоимость на ставку рефинансирования ЦБ. Арендная ставка используется крайне редко, для участков, на которых расположена инфраструктура, инженерные объекты.

Земельный налог рассчитывается по следующему алгоритму:

Кадастровую стоимость можно узнать в соответствующем документе либо на сайте Росреестра. Размер доли соответствуют количеству арендаторов, а размер налоговой ставки является фиксированной величиной в каждом регионе.

Например: возьмем ставку в размере 0,7% и кадастровую стоимость в размере 24 тысяч рублей.Тогда расчет будет выглядеть следующим образом: 24 000 умножить на 0,7% равно 168 рублей.

Аналогичный алгоритм применяется и для юридических лиц, воспользуемся еще одним примером расчета.

Пример: юридическое лицо заключает договор аренды с физическом лицом на аренду земельного участка с КС 50 000 рублей со ставкой налога, утвержденной муниципалитетом на уровне 1,4%. Расчет будет производиться следующим образом: 50 000 x 1,4% = 700

Физические лица получают уведомления ФНС, в которых указываются сумма и реквизиты для оплаты.

Приложение к уведомлению подписывается получателем в качестве подтверждения правильности данных. После этого физическое лицо переводит на счет нужную сумму.

Юридическое лица рассчитывают сумму самостоятельно и переводят ее на счет ФНС по итогам отчетного периода, который составляет, по российскому законодательству, один год.

Как видите, в земельном законодательстве РФ есть множество нюансов. Земельный налог выплачивает владелец земли, а арендатор договаривается о временном использовании участка на условиях аренды. НДС начисляется только в том случае, если земля, по которой заключена договоренность, является частной, а не государственной собственностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

источник

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Читайте также:  Льготы по земельному налогу новая усмань

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

^ Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;

2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;

3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;

4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

^ Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок.

Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ГК РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом.

Земельный кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определение размера арендной платы осуществляется по соглашению сторон в договоре аренды земельного участка. В отношении же земель, находящихся в публичной собственности (собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности), порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Гражданское законодательство устанавливает следующие формы арендной платы, которые применимы к земельным участкам:

1) определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или единовременно (законным платежным средством в РФ является рубль);

2) установленная доля полученных в результате использования арендованного земельного участка продукции, плодов или доходов;

3) предоставление арендатором определенных услуг;

4) передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества;

6) смешанная форма арендной платы, которая может сочетать в себе как вышеуказанные формы арендной платы, так и иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Арендная плата от разграниченных по уровням собственности земель, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков в полном объеме поступают в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от права собственности на земельные участки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8351 — | 7971 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Арендная плата за землю. Налог на землю в собственности. Как съэкономить своему предприятию деньги на аренде, налоге на землю?

Частные компании, предприятия, производства владеющие с 90х, а может быть раньше/позже, землей, впрочем как и другие, не владеющей таковой землей, столкнулись с кризисом, проблемами. И вот перед вами молодым свеженьким юристом только нанятым в компанию, или быть может заросшим мхом матерым профессионалом от которого требуют побыть экономистом и финансистом, требуют наконец-то быть полезным или показать свой потенциал и сделать для своей компании, что-то действительно стоящее. Все идеи вы исчерпали, а может быть, все перепробовали. И вот откинувшись в кресле, потягивая чашечку виски, листая любимый пикабу с котиками (сами поставьте здесь запятую) натыкаетесь на этот пост. И именно мысль о снижении земельного налога или арендной платы вас как раз не посетила или посетила где-то в глубоком сне, и вы успешно ее забыли к утру. Но тут-то я вам и прихожу на помощь.

Дело в том, что большинство заключенных договоров аренды земельных участков (15 летней и более давности), заключались на 49 лет и к настоящему моменту, не все еще приведены к требованиям действующего законодательства, а следовательно, арендная плата начисляется исходя из процента кадастровой стоимости, 2-3 процента. Не так давно, кадастровая стоимость участков подросла и эти 2-3 процента уже стали как 4-5, а то и 8-9. А кадастровая стоимость это не какая-то, а сама что ненаесть, переувеличенная рыночная стоимость. Ну, а что делать, придется платить? Да, безусловно, но с помощью указанных действий явно меньше. Дело в том, что в настоящее время, арендная плата расчитывается по формуле следующего содержания: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:

Аб — базовый размер арендной платы;

Кд — коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

Пкд — корректирующий коэффициент;

Км — коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;

S — площадь арендуемого земельного участка.

Как найти значения указанных коэффицентов? Все очень просто, в интернете в открытом виде лежат все законы, в которых расписаны значения коэффицентов для каждого муниципального образования. Просто возьмите сейчас арендную плату за участок принадлежащей вашему предприятию и сравните с результатом получающимся по этой формуле. На практике скажу, что предприятие N платило 900 т.р, а после заключения доп. соглашения в части изменения расчетов 700 т.р., а возможно и меньше (так как, вид разрешенного использования был административно-технический, торгово-складской комплекс, то коэффицент ставится по наибольшему виду разрешенного использования). Учитывая, что вы это читаете, возможно вы как раз работаете в такой компании или являетесь даже директором, а может у вас и вопрос такой возник, так вот, пустите осводившиеся деньги на оплату труда своим рабочим кадрам, специалистам, в самом деле.

Но рано делить неубитого быка. Итак, что нужно чтобы заключить дополнительное соглашение в части расчетов арендной платы? Для начала, узнать, есть ли кадастровый номер у участка описанного в договоре аренды или там указана только площадь? Внимательно просмотрите весь договор аренды и дополнительные соглашения к нему, обычно это либо в начале договора 1-2 страница, либо на странице с подписями и отметкой о регистрации договора в местном муниципалитет, указан условный номер з.у. 40-40-200005-30 примерно так он может выглядеть.

Если участок ничего кроме площади, скажем 4,3 га, не имеет, то не отчаиваетесь. Обращайтесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования границ вашего земельного участка. Согласовывать нужно будет с соседями, администрацией. Согласование выглядит как подпись физических лиц, или печать подпись юридических лиц, а также печать подпись со стороны администрации. Оформляется это в печатном виде, подается с заявлением (доверенность, копия договора аренды, заявление о согласовании местоположении границ земельного участка, акт согласования границ в 3х экземплярах). Обычно это занимает в среднем 15-20 дней. Согласование со стороны муниципалитета.

После описанной процедуры, кадастровый инженер подает межевое дело, акт согласования границ в кадастровую палату, где производят соответсвующие изменения и вместо 4,3 га у вас вырисосывается площадь 44000 кв.м. Как такое возможно, что больше? Или даже меньше? Дело в том, что при уточнении границ (любых не только для юридических лиц, обычных граждан также касается), вы имеете право на + — 10 процентов. То есть в пределах 4300 кв.м вы имеете право как увеличить, так и уменьшить свою арендованную уточненную землю (но стоимость при расчете формулы конечно же будет больше или меньше в зависимости от площади, не забывайте). И вот ваш земельный участок получает кадастровый паспорт с заветным форматом 00:00:00352:03 (ваш номер допустим), в нем указан вид разрешенного использования, категория земель и еще некоторая информация.

Далее, подаете заявление в администрацию, о заключении дополнительного соглашения к вашему договору аренды в части изменения договора аренды (кадастрового номера, расчетов и прочего), словом, приведения его в соответствие действующему законодательству. Прикладываете (по желанию) егрп на з.у., егрп на здание, кадастровый паспорт з.у., кадастровый паспорт здания — это по желанию, так это заказывается местным органом омс без вашего участия — но никто не возбраняет приложить самим эти документы, далее договор аренды, доверенность, паспорт. В принципе все, заявление вольной формы. Важный момент, долгов по арендной плате (пени, задолженность) у вас быть не должно. В противном случае доп. соглашение могут не согласовать. Если же все улажено в части расчетом арендной платы, ОМС собирает документы, делает проекты, отправляет в министерство имущественных отношений на согласование, в случае успешного согласование договор запускается в работу. И остается только лишь его подписать и далее наслаждаться свежим содержанием старого договора. В среднем этот процесс занимает не меньше 60 дней. Но помесячная экономия, 10-15 процентов, или более того будет стоить.

Малину может испортить росреестр, ибо, в тот момент когда вы обратитесь за государственной регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды, выяснится, что текущий договор, возможно зарегистрирован в местном земельном комитете, а в росреестр типа не знают о таком, и как регистрировать соглашение к тому, о чем они не знают? Конечно, надо им в этом случае напомнить одну статью из фз о государственной регистрации — что договора зарегистрированные до вступления в силу настоящего закона считаются официально действующими и регистрации подлежат, но только при желании. Здесь обратите на это внимание.

Касаемо, собственности и налога. Практика показывает что земельные участки очень переоценены в плане кадастровой стоимости и стоимость такую удается снизить на 40 а то и более процентов. Налог соответственно, представляете, неплохо так снизится. Как это делается? Актуально для Московской области. Есть оценочные организации, а есть организации широкого профиля, которые и представят ваши интересы в снижении в комиссии по оспариванию кадастровой стоимости. Делается отчет о рыночной стоимости и этот отчет + документы необходимые для комиссии (см. интернет), подаются и вы ожидаете. Обычно комиссия довольно либерально и понимающе относится к снижению кадастровой стоимости, ведь зачастую это бывает и техническая ошибка при расчете кадастровой стоимости и кто знает чего еще. И вам на этой комиссии скажут возможные планки снижения. На практике — если что-то не так, вам дают возможность отозвать заявление и уже подать с немного иной цифрой. Все-таки есть нормативы стоимости земель в разных мун. образованиях и учитывается их вид разрешенного использования, освоенность, и пр. Т.е на 99 процентов не убавите, то минимум на 30, спокойно. Но и конечно же, если работа комиссии вас не устроила — суд.

Но здесь, одна моя знакомая рассказала мне интересную заманку (начальник правового департамента одного предприятия), которая сделала эту перспективу туманнее чем разворот сибирских рек в казахстан.

Суд. Обратились, иск, все как надо. Что делает суд. Говорит, что крутой отчет, но не верит ему, да и оснований не доверять государственной оценке в принципе нет, ну если вы так хотите, суд найдет компанию за ваши деньги и проведет оценки. Вы соглашаетесь. Суд находит, угадайте что говорит компания? Компания говорит, что суд то прав, да и государство. Нормально все со стоимостью))) Как выбраться и не попасть в такой казус я вам не скажу. да и не буду утверждать, что это тру стори на все 100 процентов, но такое, с большой долей вероятности, имело место. Будте внимательны, изучите судебную практику по таким делам, суда в который вы будете подавать заявление.

Еще одно, оценочные компании берут деньги по факту оценки, то есть можете объединиться с соседями собственниками 20-30 соседей или 5-10, 1-2, не важно и заказать общий отчет. Выйдет по стоимости как за один. Или чуть больше.

источник

Для осуществления своей деятельности организация может взять в аренду помещение, которое находится в федеральной или муниципальной собственности. Как показывает практика, в договоре аренды помещения не упоминается, что при передаче в аренду помещения передается и право на соответствующий земельный участок. Кроме того, арендная плата за имущество не содержит платы за пользование землей.

В связи с этим у организации-арендатора возникает вопрос – обязана ли она платить земельный налог пропорционально занимаемой площади, как того требуют налоговые органы? Или все-таки можно не платить налог на землю, т.к. у организации-арендатора нет документов, которые удостоверяют право собственности, владения или пользования земельным участком.

В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.

В соответствии со статьей 652 «Права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения» Гражданского кодекса РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующую часть земельного участка.

Кроме того, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.

Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

Таким образом, если организация арендует помещение, являющееся федеральной или муниципальной собственностью, расположенное в свою очередь в здании, которое находится на земельном участке, который является также федеральной или муниципальной собственностью, и при этом в договоре аренды помещения не оговаривается передача права на соответствующий земельный участок, тем не менее, в соответствии с п.2 ст.652 ГК РФ, организации-арендатору при передаче в аренду помещения переходит и право на соответствующий земельный участок. Таким образом, организация-арендатор по такому договору является не только арендатором помещения, но и землепользователем части участка, занятого зданием на основании договора аренды

Читайте также:  Земельный налог для юридических лиц жилищное строительство

Напомним, что согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Кроме того, статьей 16 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 предусмотрено, что за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Таким образом, если организация заключила договор аренды федерального или муниципального имущества, тогда на основании договора аренды имущества организация-арендатор будет являться фактическим землепользователем участка, занятого зданием. В связи с чем, организации-арендатору необходимо уплачивать земельный налог. Налог на землю рассчитывается с учетом площади, используемой организацией-арендатором. Всю необходимую информацию для расчета земельного налога необходимо получить от арендатора при заключении договора аренды.

В заключении приведем обзор судебной практики по данному вопросу

1. Правоустанавливающим документом, который является основанием для установления налоговых платежей по земельному налогу, может служить договор аренды недвижимого имущества.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 №5378/02

2. За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном пользовании.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2002 №5375/02

3. Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 №7486/01

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.02 по делу N А49-7463/01-206а/7 Арбитражного суда Пензенской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Пензы обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гостиница «Сура» о взыскании сумм налоговых санкций, в том числе штрафов за несвоевременную уплату земельного налога и непредставление декларации по этому налогу.

Решением суда от 21.01.02 исковые требования налогового органа удовлетворены частично.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 16.04.02 решение суда первой инстанции в части взыскания с ООО «Гостиница «Сура» сумм налоговых санкций за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации по земельному налогу отменил, в удовлетворении исковых требований в названной части отказал.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства обществом «Гостиница «Сура». Проверкой, в частности, установлено, что общество, являясь пользователем арендуемых им нежилых строений и соответственно пользователем участка земли в размере 9005 кв. метров, не уплатило земельный налог за 2000 год. Решением налоговой инспекции от 22.06.01 N 686 общество привлечено к ответственности в виде штрафов за неуплату налога и непредставление декларации.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора установлено, что вывод проверяющих о том, что ООО «Гостиница «Сура» является землепользователем 9005 кв. метров земли, не соответствует действительности.

В результате исследования представленных по делу доказательств, в том числе выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд пришел к выводу, что общество фактически использует 4957,8 кв. метра земли.

Установив, что общество арендовало недвижимое имущество с 01.01.2000 по 01.10.2000, суд первой инстанции удовлетворил иск, исходя из фактического размера используемого участка земли.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение в части указанных санкций, признал, что при отсутствии правоустанавливающего документа на пользование земельным участком общество нельзя признать плательщиком налога, так как согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О плате за землю» основанием для установления налоговых платежей является документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования (аренды) земельным участком.

При этом суд кассационной инстанции сослался на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.02 по другому делу (N А49-458/01(31ак/2)) Арбитражного суда Пензенской области как на преюдициальное, поскольку это дело касалось суммы налогового платежа по спору между теми же сторонами. В постановлении от 09.04.02 указано, что отсутствие у общества правоустанавливающего документа на пользование земельным участком исключает взимание налога за него.

Вывод суда о том, что при отсутствии правоустанавливающего документа нет оснований для взыскания земельной платы, ошибочен.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.

Согласно статье 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Пунктом 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для использования в соответствии с его назначением.

Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае может служить договор аренды имущества.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право на соответствующий земельный участок при передаче обществу имущества в аренду договором не определено. Общество являлось фактическим землепользователем земельного участка площадью 4957,8 кв. метра, занятого нежилыми помещениями, арендуемыми обществом.

Что касается постановления суда кассационной инстанции от 09.04.02 по упомянутому другому делу, то Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.02 N 5375/02 это постановление отменено.

Кроме того, предметом иска налогового органа по настоящему делу было взыскание только сумм налоговых санкций. В резолютивной части постановления ошибочно указано на отказ налоговому органу во взыскании суммы недоимки по налогу на землю. В этой части постановление также подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.02 по делу N А49-7463/01-206а/7 Арбитражного суда Пензенской области в части отказа во взыскании налоговых санкций в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в части отказа во взыскании суммы недоимки по земельному налогу отменить.

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.01.02 по тому же делу оставить в силе.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2002 по делу N А49-458/01(31ак/2) Арбитражного суда Пензенской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Гостиница «Сура» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Пензы (далее — инспекция) о зачете в счет задолженности по платежам в бюджет излишне уплаченного за 1997 — 1999 годы земельного налога в сумме 186 000 рублей.

До принятия решения истец в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил иск и просил взыскать 184 960 рублей излишне уплаченного земельного налога за 1997 — 2000 годы.

Решением от 10.09.2001 иск удовлетворен в части требования о возврате 40 435 рублей указанного налога за 1997 — 1999 годы. В остальной части иск оставлен без рассмотрения.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2001 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 09.04.2002 названные судебные акты в отношении частичного возврата налога за 1997 — 1999 годы отменил и обязал инспекцию возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за эти годы полностью — в сумме 180 050 рублей. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается Постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой и Постановление апелляционной инстанций оставить в силе.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частично удовлетворяя иск, первая и апелляционная инстанции суда руководствовались положениями статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 37 Земельного кодекса РСФСР, согласно которым истец был обязан платить земельный налог в части, пропорциональной доле арендуемой им площади здания. Суд признал, что истец не должен был платить земельный налог за всю территорию, занимаемую гостиницей и другими арендаторами и собственниками.

Суд кассационной инстанции, изменяя указанные судебные акты, исходил из того, что основанием для установления суммы налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Отсутствие такого документа у истца, по мнению суда, исключает взимание платы за землю.

Данный вывод является ошибочным.

Статьей 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» закреплено платное использование земли в Российской Федерации. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.

Согласно статье 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Пунктом 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением. Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае может служить договор аренды имущества.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право аренды на соответствующий земельный участок при передаче истцу имущества в аренду договором не определено. По сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы (арендодателя), не оспариваемому истцом, арендная плата за имущество не содержит земельной составляющей.

Поскольку общество являлось фактическим землепользователем участка площадью 4 423,8 кв. метра, занятого зданиями на основании договора аренды, его требования удовлетворены пропорционально площади, используемой истцом.

При таких обстоятельствах правовых оснований для изменения судебных актов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имелось.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2002 по делу N А49-458/01 (31ак/2) Арбитражного суда Пензенской области отменить.

Решение от 10.09.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 31.10.2001 Арбитражного суда Пензенской области по тому же делу оставить в силе.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N А76-9815/2000-39-376.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Худфонд» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Челябинска о признании недействительным решения от 03.04.2000 N 12 о привлечении его к ответственности за нарушение налогового законодательства и о возврате из бюджета 44000 рублей, перечисленных в счет уплаты земельного налога.

Инспекция предъявила встречный иск о взыскании с общества «Худфонд» 16633 рублей 60 копеек штрафных санкций за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации.

Решением от 20.09.2000 первоначальный иск удовлетворен частично. В отношении возврата из бюджета 44000 рублей, перечисленных в счет уплаты земельного налога, в иске отказано в связи с непредставлением доказательств поступления этой суммы в бюджет, в остальной части иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение в части признания недействительным предписания налоговой инспекции от 03.04.2000 N 12 по первоначальному иску и отказа во взыскании сумм санкций по встречному иску отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение. В остальной части решение оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Челябинска в ходе выездной налоговой проверки общества «Худфонд» по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на землю за 1997 — 1999 годы был выявлен факт неуплаты земельного налога на земельные участки площадью 2367 кв. метров и 551 кв. метр, занятые административным зданием и мастерской.

По результатам проверки принято решение от 03.04.2000 N 12 о взыскании с налогоплательщика 43798 рублей 60 копеек недоимки по земельному налогу, 25505 рублей 60 копеек пеней за несвоевременную уплату налога, 8759 рублей 70 копеек штрафа за неуплату налога и 7873 рублей 90 копеек штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации.

Удовлетворяя иск в части признания недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов и отказывая во взыскании сумм санкций по встречному иску, суд сослался на то, что основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельными участками, — государственный акт, свидетельство. И поскольку налоговым органом не представлено правоустанавливающего документа, удостоверяющего право собственности, владения или пользования земельными участками, то у него, по мнению суда, не было оснований для начисления налога, пеней и применения санкций.

Данный вывод суда является ошибочным.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.

Статьей 37 Земельного кодекса РСФСР также установлено, что при переходе права собственности на строение вместе с объектом переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Из материалов дела следует, что ООО «Худфонд» имеет в пользовании земельные участки, занятые административным зданием площадью 2367 кв. метров и зданием мастерской площадью 551 кв. метр.

Согласно уставу общества указанное недвижимое имущество является его собственностью.

Право собственности или владения земельными участками, занятыми недвижимостью, истец не оформил.

Доказательств, свидетельствующих о том, что земля была передана обществу на условиях аренды, в материалах дела нет, и при рассмотрении спора ни истец, ни суд на данное обстоятельство не ссылались.

Однако отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации «О плате за землю» позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд допустил ошибку в применении закона, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N А76-9815/2000-39-376 в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 03.04.2000 N 12 по первоначальному иску и отказа во взыскании сумм санкций по встречному иску отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение.

В остальной части решение оставить без изменения.

источник