Меню Рубрики

Земельный налог и налог на имущество это чем отличаются

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

Земельный налог является местным прямым поимущественным налогом, порядок обложения которым регламентируется гл. 3I НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулирование порядка обложения земельным налогом производится законами данных субъектов РФ.

Нормативные акты субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга), а также акты муниципальных образований могут определять налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога, условия и порядок применения налоговых льгот соответствующими налогоплательщиками.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не являются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Данное освобождение обусловлено ограниченностью прав у соответствующих субъектов на использование объекта обложения земельным налогом, и как следствие – ограничение возможности получения доходов.

К объектам налогообложения относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ст. 11.1 ЗК УФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Часть земельных участков не признается объектами обложения в силу их использования в целях обеспечения обороноспособности и безопасности, для достижения иных общесоциальных целей, принадлежности к определенной категории земель, ограниченностью земельных участков в обороте (гражданском) и др. (п. 2 ст. 389 НК РФ) [1] .

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ).

В целях ведения учета земель уполномоченными органами государственной власти определяется кадастровая стоимость земельного участка. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда речь идет об определении рыночной стоимости земельного участка [2] . В таком случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Порядок определения рыночной стоимости земельного участка регламентируется положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ [3] .

Налоговая база определяется ежегодно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Порядок определения налоговой базы различается для организаций и физических лиц – налогоплательщиков (табл. 3).

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, то налоговая база принимается равной нулю. В этом случае налог не уплачивается.

В НК РФ установлены некоторые особенности исчисления налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности (как долевой, так и совместной) (ст. 392).

Порядок определения налоговой базы

Определяют самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования

Налогоплательщики – физические лица

Определяют налоговые органы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями

Определяют самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

Согласно ст. 396 НК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога предполагает, что:

  • – сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
  • – представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления;
  • – налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом [4] .

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются как НК РФ (верхний предел) (ст. 394), так и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В настоящее время налоговые ставки, определенные в НК РФ, составляют:

  • 1) 0,3% в отношении земельных участков:
    • – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • – приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • – ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Читайте также:  Налоговые периоды коды по земельному налогу

Кроме того, налоговые ставки могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от:

  • – категории земли;
  • – разрешенного использования земельного участка;
  • – места нахождения объекта налогообложения.

Налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год (ст. 393 НК РФ).

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Вместе с тем представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Порядок представления отчетности по земельному налогу отличается для разных категорий налогоплательщиков (ст. 398 НК РФ).

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы по земельному налогу установлены п. 5 ст. 391, ст. 395 НК РФ, актами законодательных (представительных) органов власти муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, ряд категорий налогоплательщиков – физических лиц вправе уменьшить налоговую базу на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий).

Использование права на указанную льготу возможно лишь в случае его документального подтверждения.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения отдельные виды налогоплательщиков, деятельность которых имеет общесоциальную направленность (например, организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования), лица, для которых соответствующие земельные участки являются местом коренного обитания (физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов) и др.

Вместе с тем необходимо учесть, что согласно п. 9 ст. 396 НК РФ представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

источник

Имущественные налоги физических лиц – это налоги, уплачиваемые налогоплательщиком-физическим лицом с объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности.

Имущественные налоги являются местными налогами, т.е. они уплачиваются в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором эти налоги установлены и в котором находится имущество.

Имущественные налоги включают в себя три налога.

К таким имущественным налогам относятся:

земельный налог с физических лиц;

Объектами налогообложения имущественных налогов в данном случае являются:

транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, катера, теплоходы и т.д.)

объекты недвижимости (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, доля в праве общей собственности и иное имущество).

При этом, имущественные налоги уплачиваются физическими лицами по месту жительства (транспортный налог) или по месту нахождения объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество).

Так, например если квартира или земельный участок находятся на территории г. Санкт-Петербург, а физическое лицо проживает (зарегистрировано) в другом муниципальном образовании, то налог будет исчисляться налоговой инспекцией г. Санкт-Петербурга.

Имущественные налоги формируют региональный и местные бюджеты и являются основой для социальных программ, реализуемых на местах, — это строительство дорог, школ, благоустройство территорий.

Основная доля в поступлениях имущественных налогов приходится на налог на имущество организаций; вторым по поступлениям является земельный налог, причем основные платежи поступают от юридических лиц.

Транспортный налог занимает третье место, при этом основную его долю составляют налоги физических лиц.

Наименьшие суммы поступают от налога на имущество физических лиц.

Если рассматривать налоги физических лиц, то плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, а также граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков.

Плательщиками транспортного налога физические лица становятся с момента постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД или в иных регистрирующих транспортные средства органах.

По наземным транспортным средствам в большинстве случаев налоговой базой является мощность транспортного средства в лошадиных силах.

Плательщики налога на имущество физических лиц — это граждане, зарегистрировавшие права собственности на дома, квартиры, комнаты и иные строения и сооружения.

Налоговая база в настоящий момент — это инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.

Такие налоги в отношении физических лиц, или в случае неиспользования их в предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, исчисляются налоговым органом.

Основанием для этого служат сведения, поступающие из регистрирующих органов.

Уплата имущественных налогов физическим лицом производится на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом в адрес налогоплательщика.

Причем направление такого уведомления должно быть заблаговременно, оно должно быть получено за месяц до наступления срока уплаты.

Так, например, налоговые уведомления в 2017 году будут направлены жителям России в период с апреля по ноябрь, но не позднее, чем за 30 дней до наступления даты платежа.

При этом Налоговый орган вправе пересчитать имущественные налоги физическим лицам за три предшествующих года.

Многие владельцы недвижимого имущества ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда имущественный налог платить не нужно.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года.

Например, если квартира была куплена в 2016 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2017 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В настоящее время в отношении имущественных налогов установлен единый срок уплаты – 1 декабря.

источник

Ни для кого не секрет, что, имея в собственности недвижимое имущество (квартиру, комнату, здание и т.п.), необходимо уплачивать за него налог в пользу государства.

Налоговое законодательство довольно часто изменяется, однако неизменным остается обязанность в установленном законом порядке уплачивать налог, касающийся именно недвижимости: это доход на имущество.

Остается непонятным момент, касающийся налогообложения земельных участков. Об этих и других вопросах будет подробно рассказано далее в статье.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Налог на имущество российских юрлиц подлежит уплате для таких видов движимого и недвижимого имущества, которое:

  • во временном владении;
  • в пользовании;
  • в распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • внесено в совместную деятельность;
  • получено по концессионному соглашению;
  • учитывается на балансе как объекты основных средств в бухучете.

Затем список объектов сократился, а ставка, наоборот, увеличилась.

Перечень объектов, за которые граждане обязаны платить рассматриваемый налог, можно найти в статье 401 НК РФ, куда включены:

  • дом, предназначенный для проживания;
  • квартира или комната;
  • гараж либо место под машину в гараже;
  • недвижимость в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не завершено;
  • иные объекты недвижимости.

Что примечательно в данной ситуации: налогообложению подлежит и доля в праве собственности на перечисленные объекты.

Важно также и то, что согласно изменениям в НК РФ в 2016 году, нежилые строения (домики под садоводство и дачи) стали относиться к жилым и за них также нужно платить имущественный налог, начиная с 2015 года.

Однако, в такой ситуации, граждане могут рассчитывать на получение льготы (если налог считается согласно кадастровой стоимости объекта): то есть 50 кв.м. от площади такого строения могут не облагаться.

Льготы на уплату рассматриваемого налога могут быть предоставлены в отношении квартиры, комнаты, дома, специальных и хозяйственных сооружений, а также гаража/гаражного места.

Плательщиками налога, распространяющегося на имущество юрлиц, являются все имеющие перечисленное выше имущество российские компании любой формы образования (ООО, АО и т.п.)

Недвижимость индивидуальных предпринимателей (которые применяют УСН) частично облагается данным платежом.

Относительно той недвижимости, которая используется предпринимателями непосредственно в их деятельности, уплата имущественного налога, как физлица, не предусмотрена.

Оплачивать такой платеж, предусмотренный для граждан, обязаны все граждане, которые имеют в своей собственности подлежащие налогообложению объекты недвижимости, при отсутствии специальных льгот, освобождающих от его уплаты.

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязанность платить рассматриваемый налог возлагается и на несовершеннолетних лиц, обладающих соответствующей недвижимостью. Однако фактически в такой ситуации оплату налога осуществляют законные представители граждан, которым еще не исполнилось 18 лет (родители, опекуны).

Однако закон предусматривает несколько категорий граждан, которые могут вовсе не платить имущественный налог.

Вот некоторые из этих групп граждан:

  • Герои СССР и РФ и награжденные орденом Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и которому положена
  • социальная поддержка;
  • военнослужащие и уволенные с военной службы из-за достижения предельного возраста;
  • пенсионеры и другие.

При пользовании землей общего пользования граждане обязаны уплачивать земельный налог.

Во сколько собственнику обойдется межевание земельного участка? Цены, а также контакты компаний, которые проводят данную процедуру, вы найдете в нашей статье.

Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка? Ответ на этот вопрос здесь.

Ответ на этот вопрос весьма однозначен и в отношении земельных участков юрлиц и в отношении земельных наделов, принадлежащих гражданам и вот почему.

Минфин в своем письме от 08.12.2014г. разъясняет, что земельные участки, принадлежащие организациям, имущественным налогом не облагаются. Кроме того, норма о том, что земельные участки юрлиц, наряду с водными и иными объектами, не относятся к объектам имущественного налога, напрямую указана в п. 1 ч. 4 статьи 374 НК РФ.

Земельные же участки, согласно российскому земельному законодательству, облагаются земельным налогом. Этому посвящена глава 31 НК РФ и такое обязательство распространяет свое действие на все земельные участки, которые располагаются в черте каждого конкретного муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, следует отметить такие важные моменты:

Существует два вида имущественного налога: для юридических лиц и для граждан. Это платежи разного уровня бюджета и имеют разные ставки.

Законодательством определены конкретные перечни имущественных объектов, облагающихся имущественным налогом.

Для некоторых групп физлиц возможно получение льготы, что освободит их от уплаты имущественного платежа в пользу государства.

Налог на имущество не распространяется на земельные участки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Налог – это обязательный платеж от человека или от предприятия государству. За счет этих платежей функционируют все важнейшие системы страны. Осуществление этих платежей является обязательным, для некоторых граждан существуют льготы. Правовое регулирование этого вопроса отводится Налоговому кодексу РФ.

Быть законным обладателем какого-либо имущества – значит иметь право им распоряжаться по своему усмотрению, а также платить за это право государству. Собственно, в этом и заключается суть налога на имущество.

Читайте также:  Земельный налог нет разрешения на строительство

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Выплата данного налога юридическими лицами контролируется 30 статьей НК РФ. Сбор производится на уровне регионов. Юридические лица, такие как ОАО, ООО, и т.д. – выплачивают налог в полном объеме, ИП с упрощенной системой налогообложения облагаются налогом частично. Почти все имущество, принадлежащее предприятию, облагается налогом. За исключением важных культурных памятников, водоемов и т.д. Сумма налога вычисляется в виде процентов от кадастровой стоимости самого объекта, но не может превышать 2,2% .

В течение года предприятие делает несколько взносов по налогу, а в конце налогового периода происходит полная оплата суммы начисленного налога.

Если платеж не был произведен вовремя, помимо основной суммы налога, будет начислена пеня.

Порядок сбора налога с физических лиц установлен в соответствии со статьей №32 НК РФ. Гражданин, являющийся владельцем квартиры, комнаты, гаража или иных помещений, обязан платить налог за пользование каждым из них. Налогообложение производится на уровне муниципалитета. Общая стоимость имущества, которое принадлежит одному лицу, и располагается на территории одного муниципального образования, берется за основу в расчете суммы налога на имущество. Органы местного самоуправления сами определяют уровень налога, но не могут начислить более 2%.

Процедура сбора налога на землю не должна противоречить Налоговому кодексу, а именно, главе №31, которая ее непосредственно регулирует. Обязанность к выплате налога налагается на физических и юридических лиц, обладающих правом собственности или неограниченным правом пользования участком земли. Лица, арендующие определенную территорию, Земельным налогом не облагаются.

Необходимо ликвидировать ТСЖ? Пошаговая процедура описана в статье на эту тему.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Образец договора аренды складского помещения можно скачать в этой статье.

Не смотря на то, что, на первый взгляд, можно уловить связь между этими двумя налогами, на самом деле ее нет. Территория земли и возведенные на ней постройки, находящиеся в собственности одного и того же лица облагаются двумя отдельными налогами, которые регулируются разными статьями Налогового кодекса. Несмотря на то, что сама постройка, которая является объектом для взимания налогов, не может существовать отдельно от земельного участка, на котором она расположена. Это правило регулируется ст. 38 НК РФ. Она поясняет право на отдельное существование разных элементов собственности, которые должны служить разными объектами налогообложения. То есть, за участок выплачивается Земельный налог, а за, построенный на нем, дом – налог на имущество.

Сдача отчетов по выплаченным налогам не входит в обязанности граждан, это задача только юридических лиц. Это должно произойти в отведенные законом сроки, информация о которых зафиксирована в п.2 ст.386 НК РФ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г. Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них. Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.

Антон Соничев, адвокат юридической компании «Налоговик»

источник

Налог на имущество физических лиц (местный налог)

Страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Взносы на обязательное страхование (в ПФ, ФСС, ФОМС)

Таможенные платежи

Земельный налог (местный налог)

Налог на имущество физических лиц (местный налог)

ТЕМА 7. МЕСТНЫЕ И ДРУГИЕ НАЛОГИ

Правовой основой уплаты данного местного налога является Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (ред. от 24.07.2002).

Налогоплательщики:физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения— находящиеся на праве собственнос­ти у физических лиц следующие виды имущества: жилые дома, квар­тиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Льготы. Федеральное законодательство предоставляет широкий пе­речень льгот. Так, например, освобождаются от уплаты налога следую­щие категории граждан:

• Герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех степеней;

• инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства;

• участники двух войн, боевых операций по защите СССР, РФ;

• лица, пострадавшие от радиации (по законодательству);

• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

• граждане из подразделений особого риска;

• уволенные с военной службы (с продолжительностью службы бо­лее 20 лет);

Налоговая база— денежное выражение стоимости имущества, при­знаваемого объектом налогообложения. Причем при определении на­логовой базы за основу берется инвентаризационная стоимость имуще­ства.

В будущем предусматривается взимать налог на имущество физических лиц не от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, а от его ры­ночной цены.

Налоговый период— календарный год.

Ставки налогана имущество физических лиц установлены в зависи­мости от объекта налогообложения и определяются нормативными пра­вовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения прогрессив­ные, они устанавливаются представительными органами местного са­моуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной сто­имости в следующих пределах:

• при стоимости имущества до 300 тыс. руб. — до 0,1%;

• от 300 до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%;

• свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2,0%.

Порядок исчисления налога.Исчисление налога производится на­логовыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно предоставляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения начисляется по дан­ным об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог упла­чивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строени­ях, помещениях, сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собствен­ников без определения долей, налог уплачивается одним из собствен­ников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Порядок и сроки уплаты.Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. По новым строениям, помещениям и со­оружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возве­дением или приобретением.

Платежные извещения об уплате налога вручаются налогоплатель­щикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно про­изведенного налогообложения допускается также не более чем за три предыдущих года.

Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регист­рации) объекта налогообложения.

Плата за землю может осуществляться в следующих формах:

земельный налог — уплачивают собственники земли, землевладель­цы и землепользователи, кроме арендаторов;

арендная плата — взимается за земли, переданные в аренду;

нормативная цена земли — для покупки и выкупа земельных учас­тков, а также для получения банковского кредита под залог земли.

Правовой основой для исчисления и уплаты местного налога явля­ются положения гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщикамивыступают организации и физические лица в случае обладания ими земельными участками:

• на праве постоянного (бессрочного) пользования;

• на праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения— земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого вве­ден налог.

Не являются объектом обложения земельные участки: изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; ограниченные в обо­роте в соответствии с законодательством РФ, например, занятые осо­бо ценными объектами культурного наследия, историко-культурны­ми заповедниками, объектами археологического наследия.

Налоговая базаопределяется как кадастровая стоимость земель­ных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она выяв­ляется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 ян­варя года, являющегося налоговым периодом.

Законодательство устанавливает не облагаемую налогом сумму в раз­мере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, нахо­дящегося в его собственности (Герои СССР и РФ, инвалиды, ветераны ВОВ, лица, получившие лучевую болезнь и т. д.).

Налоговый период— календарный год. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными право­выми актами представительных органов муниципальных образований. В зависимости от назначения (вида) земли ставки подразделяются на две группы, и они не могут превышать:

1) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельско­хозяйственного назначения, — 0,3%;

2) в отношении прочих земельных участков — 1,5%. (Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависи­мости от категорий земель.)

Льготы.Кроме установления для отдельных категорий налогопла­тельщиков необлагаемой налогом суммы (10 тыс. руб.) полное освобож­дение от налога распространяется на некоторые организации и физиче­ские лица в отношении земельных участков специального назначения или используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. п. Например, по данному основанию с учетом некоторых условий льготами пользуются организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции.

Порядок исчисления налога.Сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процент­ная доля налоговой базы. В отношении налогоплательщиков — физиче­ских лиц эта обязанность возложена на налоговые органы. Для граждан, уплачивающих земельный налог на основании налогового уведомления, может быть предусмотрена уплата авансовых платежей, но не более двух в течение налогового периода.

Читайте также:  Нк земельный налога льготы в рф

Порядок и сроки уплаты.Налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым перио­дом, а расчеты сумм по авансовым платежам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Арендная плата и нормативная цена земли.Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливаются договором аренды. Аренд­ная плата может взиматься как в денежной, так и натуральной форме; отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имуще­ство.

Нормативная цена земли характеризует стоимость участка опреде­ленного качества и местонахождения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселе­ниям или их группам.

Органы местного самоуправления по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не бо­лее чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответству­ющего целевого назначения. Ведь, по образному выражению, «на го­родской земле лучше всего растут налоги» (Ч. Уорнер).

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 458 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:

1) изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;

2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:

  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).

3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.

Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • не облагаемой земельным налогом суммы;
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение?

Ответ: да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.

Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).

После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:

  • в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
  • за плату в совместную собственность членов такого объединения.

Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):

  • в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
  • в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).

Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю?

Ответ: нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г. № А56-58100/2009).

Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
  • для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, обязанность по уплате земельного налога не возникает. Нормативная цена земли в этом случае не используется. Положения пункта 13 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, которые предусматривали применение нормативной цены, с 1 марта 2015 года утратили силу (подп. «к» п. 1 ст. 11 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ).

Ситуация: нужно ли платить земельный налог, если организация купила (получила безвозмездно в качестве вклада в уставный капитал) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется.

Ответ: да, нужно, если земельный участок (его часть) перешел в собственность организации (п. 1 ст. 388 НК РФ).

При приобретении (получении) здания в собственность переход права собственности на землю зависит от нескольких условий.

Если продавец (даритель, учредитель) является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка. Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения, учредительном договоре). Если же об этом в нем не сказано, к организации переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием. Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае организация должна будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Организация может купить (получить) здание, находящееся на земельном участке, не принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве собственности. В этом случае она приобретает право использовать соответствующую часть земли на тех же условиях, что и продавец (даритель) (п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ). На практике возможны два варианта.

Первый: если организация, купившая (получившая) здание, будет пользоваться землей на правах аренды. В этом случае она не будет признаваться плательщиком земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Второй: если здание, купленное (полученное) организацией, расположено на земельном участке, принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этом случае организация должна будет заключить договор аренды на данный земельный участок или приобрести его в собственность. Это связано с тем, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным (муниципальным) учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Следовательно, организации такое право не предоставляется. Поэтому если организация будет арендовать земельный участок, то земельный налог она платить не должна (п. 2 ст. 388 НК РФ). Если же соглашением будет предусмотрено приобретение его в собственность, ей придется платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на данный земельный участок (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Начиная с 2015 года организации Республики Крым и г. Севастополя признаются плательщиками земельного налога. Обязанность по уплате налога возникает, если такие организации владеют земельными участками, которые являются объектами налогообложения. При этом не важно, какими документами подтверждаются их права на землю: российскими или украинскими.

Это следует из положений статей 12, 15 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, статьи 2 Закона от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, пункта 2 статьи 2 Закона от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС, статьи 388 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

Важно: в настоящее время подразделения Росреестра не завершили работу по передаче налоговым инспекциям сведений о земельных участках, принадлежащих организациям Крыма и Севастополя. В связи с этим многие организации не могут быть поставлены на налоговый учет как владельцы земельных участков, территориально удаленных от их постоянного местонахождения. Однако от обязанности по уплате земельного налога с таких участков организации не освобождаются. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, ФНС России рекомендует организациям самостоятельно вставать на налоговый учет в качестве плательщиков земельного налога. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и копии правоустанавливающих документов на землю (копии украинских документов должны быть с заверенным переводом на русский язык). На основании этих документов организацию поставят на учет и присвоят КПП «41». А при поступлении платежа или декларации по земельному налогу инспекция откроет ей лицевую карточку.

Об этом сказано в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

источник