Меню Рубрики

Уплата земельного налога бюджетными учреждениями

Согласно нормам Налогового кодекса (НК) бюджетные учреждения являются плательщиками земельного налога, если законодательством органов местного самоуправления для них не установлены льготы. В связи с этим бухгалтеров многих учреждений культуры и искусства интересуют вопросы, связанные с земельным налогом. В данной статье рассмотрен порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно статье 387 НК земельный налог является местным, он вводится и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и действующим налоговым законодательством.

Налог должны платить организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 статьи 388 НК). Не являются налогоплательщиками организации, владеющие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или участками, переданными им по договору аренды (п. 2 статьи 388 НК).

Освобождены от налогообложения (статья 395 НК):

  • организации и учреждения УИС Минюста — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налоговые льготы могут устанавливаться не только Налоговым кодексом, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга (п. 2 статьи 387 НК). Таким образом, учреждения культуры и искусства могут получить освобождение от уплаты налога или льготу по нему согласно решению органов местного самоуправления. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка (п. 10 статьи 396 НК).

Являются ли организации плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон №122-ФЗ)? Данный вопрос был рассмотрен Минфином в Письме от 18.02.2008 №03-05-05-02/07.

Финансовым органом указано, что согласно п. 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Основанием для взимания налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Следовательно, если на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Закона №122-ФЗ, земельные участки были переданы в постоянное (бессрочное) пользование, то в отношении этих земельных участков должен уплачиваться земельный налог.

Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (статья 20 Земельного кодекса (ЗК)). Учреждения, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога (статья 388 НК).

Согласно п. 1 статьи 25 ЗК право собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом №122-ФЗ. В силу статьи 130 ГК земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

Доказательством существования права на земельный участок является государственная регистрация. Указанная регистрация необходима для подтверждения государством факта возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. В свою очередь, в п. 1 статьи 131 ГК прописано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 статьи 2 Закона №122-ФЗ). Следовательно, основанием для взимания земельного налога служит правоустанавливающий документ на земельный участок, а обязанность по его уплате возникает с момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на этот участок.

Минфин также считает, что, даже если права на земельный участок не зарегистрированы, земельный налог платить необходимо. Более того, если учреждение не спешит с оформлением этого права, такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения (Письмо от 29.12.2007 №03-05-05-02/82). Основанием для взимания налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, но только до вступления в силу Закона №122-ФЗ.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог, являются объектом налогообложения (п. 1 статьи 389 НК). Не признаются объектом налогообложения следующие земельные участки (п. 2 статьи 389 НК):
1) изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2) ограниченные в обороте согласно законодательству РФ, которые заняты:

  • особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;
  • объектами, включенными в список всемирного наследия;
  • историко-культурными заповедниками;
  • объектами археологического наследия;

3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд;
4) ограниченные в обороте на основании законодательства РФ, занятые водными объектами, которые входят в состав водного фонда и находятся в государственной собственности;
5) входящие в состав земель лесного фонда.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

источник

С 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» НК РФ. С этого же времени не действует больше (за исключением статьи 25) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю».

Земельный налог (далее – налог), установленный главой 31 НК РФ относится к местным налогам. Это значит, что он вводится в действие и прекращает действовать на территории муниципального образования на основании главы 31 НК РФ и нормативным актом представительного органа власти, а в городах Москве и Санкт-Петербурге — законами этих городов.

Порядок уплаты земельного налога и его ставки определяются местными властями на основании ставок, установленных главой 31 НК РФ.

Местные власти имеют право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой суммы.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются все организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации и физические лица, использующие земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды налог на землю не платят.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.

В Письме Минфина Российской Федерации от 11 мая 2006 года №03-06-02-02/37 (далее – Письмо №03-06-02-02/37) приведен список документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

К таким документам относятся:

— Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

— Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

— Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В Письме №03-06-02-02/37 так же указывается на то, что в соответствии с положениями:

«… статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21 Административного кодекса Российской Федерации».

Итак, собственник земельного участка становится налогоплательщиком только после государственной регистрации его прав в установленном законом порядке, поскольку факт государственной регистрации права является определяющим для установления момента, с которого лицо становится налогоплательщиком.

Объектом налогообложения признаются, в соответствии со статьей 389 НК РФ, земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В пункте 2 статьи 389 НК РФ приведен исчерпывающий список земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения. К ним относятся:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется, в соответствии с положениями статьи 390 НК РФ, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков должна быть проведена государственная кадастровая оценка земель по целевому назначению и виду их функционального использования: земли под домами многоэтажной застройки, земли под домами индивидуальной жилой застройки, земли под промышленными объектами, земли под объектами торговли, предприятиями общественного питания и так далее.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Читайте также:  Льготы по уплате земельного налога для пенсионеров в москве

Как должно поступить бюджетное учреждение в том случае, если кадастровая стоимость земельного участка на территории муниципального образования не определена?

На этот вопрос дан исчерпывающий ответ в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2006 года №03-06-02-02/75:

«… в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.

1) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

2) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 НК РФ обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

3) Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

При этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться».

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный (законодательный) орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Многие бюджетные учреждения имеют на своем балансе объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельные участки, на которых они расположены.

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 26 июля 2006 года №02-03-09/2027 по вопросу налогообложения земельным налогом этих участков сообщило следующее:

«Если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относит и жилые помещения в общежитиях — предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду».

Из сказанного следует, что если на балансе бюджетного учреждения имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то эти бюджетные учреждения при начислении земельного налога в земельных участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятых этими объектами.

В отношении прочих земельных участков ставка налога не может превышать 1,5 процента.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статья 395 НК РФ устанавливает льготы по земельному налогу.

В соответствии с положениями данной статьи освобождаются от налогообложения:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организации народных художественных промыслов;

— организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Как видно из приведенного списка, практически все бюджетные учреждения лишились ранее предоставляемых им льгот.

Но при этом следует сказать, что местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга имеют право, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ, устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде не облагаемой налогом суммы.

Для подтверждения права на льготу бюджетное учреждение должно представить документы в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками налога, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Если бюджетное учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, тогда для расчета земельного налога применяют коэффициент использования земельного участка К 2. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности организации, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

Если право собственности на участок возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если право собственности возникло или прекратилось после 15-го числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения права.

Предположим, что бюджетное учреждение владеет земельным участком, который приобретен в собственность 20 марта 2007 года.

Кадастровая стоимость этого участка — 1 250 000 рублей.

На территории муниципального образования, где расположен участок, земельный налог введен с 1 января 2006 года.

Налоговая ставка по такой категории земель в муниципалитете составляет 1,3%.

Льгот для этой категории земель местные власти не предусмотрели.

Так как участок приобретен после 15-го числа, при расчете коэффициента, март в число полных месяцев не включается. К2 рекомендуется применять для расчета земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

К2 равен: 9 месяцев : 12 месяцев = 0,75

Налоговая база по участку составит 937 500 рублей (1 250 000 рублей x 0,75).

Сумма налога равна 12 187,5 рублей (937 500 рублей x 1,3%).

Окончание примера.

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 сентября 2006 года №03-06-02-02/120 дает разъяснения по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода:

«…налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и тому подобное, внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде».

В то же время, следует иметь в виду, что при изменении кадастровой стоимости из-за изменения границ земельного участка земельный налог рассчитывается по правилам пункта 7 статьи 396 НК РФ.

Если в течение налогового периода изменяется категория земельного участка или его назначение, то ставка налога также может изменяться.

Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для бюджетных учреждений не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ, то есть, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по авансовым платежам по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и порядка ее заполнения».

Читайте также:  Земельный налог счет бухгалтерского учета это

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бюджетные учреждения, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Бюджетные учреждения уплачивают земельный налог, точно так же, как и налог на имущество за счет ассигнований из бюджета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 1 августа 2006 года №02-03-09/2075, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года №101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (далее – Постановление), сообщает следующее:

«В соответствии с порядком, установленным Постановлением, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал 2006 года должны выделяться главным распорядителям после проверки представленных в Минфин России реестров.

Учитывая время, необходимое для проверки представленных материалов, а также принимаемые налоговыми органами меры по принудительному взысканию недоимки по авансовым платежам по налогам и начисленным пеням, Минфин России принял решение выделить главным распорядителям, представившим до 1 июня 2006 года реестры, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал текущего года с последующей корректировкой по результатам их проверки.

Наряду с этим Минфин России письмом от 26 июля 2006 года №02-03-09/2026 рекомендовал Федеральной налоговой службе в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета».

Таким образом, бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, даже при условии, что им еще не установлено финансирование из бюджета на эти цели, обязаны уплачивать авансовые платежи из средств, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности. Если такая деятельность ведется. А если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты авансовых платежей, то в этом случае, необходимо самостоятельно в соответствии со статьей 64 НК РФ обратиться в территориальные органы Федеральной налоговой службы России с заявлением об отсрочке уплаты авансовых платежей.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

источник

1. Плательщики земельного налога

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога являются в том числе бюджетные учреждения, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вышеуказанные права, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

При передаче имущества бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», информация о существующих правах на земельные участки определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу вышеуказанного Закона (письмо Минфина России от 18.02.2008 N 03-05-05-02/07).

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, занимающиеся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством.

Органы, ведущие государственный земельный кадастр, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формам, утвержденным Минфином России.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Согласно письму Минфина России от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, вышеуказанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ, в которой речь идет о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.

При применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей обложения земельным налогом бюджетным учреждениям необходимо учитывать предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 N А12-12852/06), при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговые органы должны применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Отдельные земельные участки не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ, а именно:

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством, в том числе предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, занятые находящимся в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Отдельно в п. 3 ст. 392 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, приобретенным вместе с объектами недвижимости.

Бюджетные организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом, должны органы муниципального образования, представительными органами которых по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, введен земельный налог (письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-05-04-02/29).

4. Порядок расчета земельного налога

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3% — в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— 1,5% — в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки в г. Москве предусмотрены ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» и составляют:

— 0,3% от кадастровой стоимости участка — в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;

— 0,1% от кадастровой стоимости участка — в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— 1,5% от кадастровой стоимости участка — в отношении прочих земельных участков.

Если отчетным периодом по земельному налогу является квартал, то сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой этого налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении], к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

Представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Законом г. Москвы «О земельном налоге» такое право не предусмотрено.

Много вопросов возникает у бюджетных учреждений при расчете земельного налога в ситуации перевода земельных участков в течение налогового (отчетного) периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 определено, что для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.

Поэтому если в налоговом периоде правообладатель земельного участка не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка земельного налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Читайте также:  Возврат подоходного налога при покупке земельного участка и жилого дома

Если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должны применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

Льготы по земельному налогу согласно ст. 395 НК РФ установлены:

— организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

— организациям — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозным организациям — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участ-ков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организациям народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

— организациям — резидентам особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Дополнительные налоговые льготы предусмотрены ст. 3.1 Закона г. Москвы «О земельном налоге» (в ред. от 16.07.2008 N 36) для отдельных категорий организаций, а именно:

— для органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемых из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

— для государственных учреждений г. Москвы, созданных по решениям Правительства Москвы и финансируемых из бюджета г. Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для организаций — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;

— для государственных научных центров, а также научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, — в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

— для учреждений и организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001 N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

— для органов судебной системы, включая мировых судей, органов прокуратуры, органов внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для органов, подразделений и организаций пожарной охраны — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года.

При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] вправе не предусматривать отчетный период. Законом г. Москвы «О земельном налоге» установлены и налоговый, и отчетные периоды в общем порядке, предусмотренном НК РФ.

7. Порядок и сроки уплаты земельного налога

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено п. 3 ст. 398 НК РФ, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм авансовых платежей по земельному налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая декларация по земельному налогу представляется по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Бюджетные организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, представляют по истечении отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Бюджетные организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Формы налоговой декларации по земельному налогу (далее — декларация) и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (далее — расчет по авансовым платежам) утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95 (применяется с 1 января 2009 года).

При наличии у организации нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на каждый объект налогообложения [долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), долю в праве на земельный участок] заполняется отдельный лист Раздела 2 декларации и отдельный лист Раздела 2 Расчета по авансовым платежам, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Декларация заполняется в отношении сумм земельного налога и авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования. При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы земельного налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если у организации все земельные участки не признаются объектами обложения земельным налогом, то у них и не возникает обязанности по уплате данного налога. Следовательно, у организации не возникает обязанности по представлению декларации (расчетов по авансовым платежам) (письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20).

Если бюджетная организация обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, то на основании письма Минфина России от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 организация обязана представлять в налоговые органы декларацию (расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в декларацию (в расчеты по авансовым платежам) не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным налогом.

9. Отражение уплаты земельного налога в бюджетном учете

На основании Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено выделение бюджетных средств на уплату земельного налога главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении. Расчет объема финансирования вышеупомянутых расходов должен производиться в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”», в соответствии с которым объем ассигнований, необходимых бюджетным учреждениям, определялся на основании представленных в 2007 году главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2008 год и информации ФНС России о суммах фактически начисленных и уплаченных налогов за I квартал 2008 года по включенным в реестры бюджетным учреждениям. В аналогичном порядке данная процедура должна применяться и последующие плановые периоды.

На основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» уплата налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, отражается по ст. 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.

Порядок отражения уплаты земельного налога в бюджетном учете определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Отражение операций по начислению и уплате земельного налога зависит от использования земельного участка в бюджетной деятельности или в деятельности, приносящей доход:

— по бюджетной деятельности:

130305730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Перечислен земельный налог в бюджет

130305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

130405290 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам»

— по деятельности, приносящей доход:

210604340″Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

230305730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Перечислен земельный налог в бюджет

230305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

220101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

Одновременное отражение на забалансовом счете по КОСГУ 290 «Прочие расходы»

18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения»

При уплате земельного налога за счет бюджетных средств у учреждения часто не хватает данных средств для перечисления налога.

Для решения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться п. 2.2 приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов», где установлено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.

В соответствии с письмом Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075 налоговые органы при предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в связи с задержкой финансирования по основанию, предусмотренному подпунктом 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, должны принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Зачет переплаты по налогу (сбору) в счет предстоящих платежей производится на основании письменного заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ), а зачет в счет погашения недоимки налоговый орган производит самостоятельно. Однако и в этом случае организация имеет право подать заявление о зачете (п. 5 ст. 78 НК РФ).

источник