Меню Рубрики

Тсж как плательщик земельного налога

С 1 января 2015 года собственникам помещений в многоквартирных домах не придется платить земельный налог

С 1 января 2015 года собственники помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок под этим домом.
Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
Согласно нормам Жилищного Кодекса, общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
В соответствии со статьей 389 Кодекса земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, признаются объектами налогообложения по земельному налогу, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 389 Кодекса.
Как указано в статье 388 Кодекса, налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие признаваемыми объектами налогообложения земельными участками, в том числе на праве собственности.
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет, то собственники помещений этого дома согласно действующим до 1 января 2015 нормам Кодекса признавались в отношении такого земельного участка налогоплательщиками земельного налога.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 6 ноября 2014 г. N БС-2-11/795@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о представлении органами местного самоуправления и органами Росреестра сведений, необходимых для исчисления земельного налога под многоквартирными домами, и сообщает.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
В отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, земельный налог исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьей 85 Кодекса, и органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений признаются налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, данному земельному участку присвоен кадастровый номер.
Налоговые органы для исчисления земельного налога физическим лицам применяют размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по информации, поступающей от органов муниципальных образований.
При этом ФНС России сообщает, что статьей 2 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Федеральный закон N 284-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 389 Кодекса, согласно которым не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 5 Федерального закона N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован 06.10.2014) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.
Учитывая изложенное, с 1 января 2015 года собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Действительный
государственный советник
Российской федерации
3 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

источник

Земельный налог в ЖКХ с учетом общего имущества

Как показывает практика, организации жилищно-коммунального хозяйства нередко сталкиваются с вопросом о том, являются ли они плательщиками земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка.

Ответ на этот вопрос, а также другие аспекты, касающиеся уплаты земельного налога, Вы узнаете, прочитав эту статью.

Прежде всего, отметим, что к организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такой перечень организаций ЖКХ содержит пункт 5.11 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41.

При этом многоотраслевыми организациями жилищно-коммунального хозяйства признаются организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод)). Данное определение содержится в Приказе Госстроя Российской Федерации от 21 апреля 2003 года № 142 «Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса».

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ), согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 20 которого управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

Определение управляющей организации содержит и «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004»: управляющая организация – организация, уполномоченная собственником жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (статья 110 ЖК РФ).

Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (пункт 1 статьи 135 ЖК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права не недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 03-05-04-02/66.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании:

– государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Данная правовая позиция отражена в постановлении ВАС Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 54.

Учитывая вышеизложенное, плательщиками земельного налога признаются организации ЖКХ, при условии, что земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, принадлежат им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право подтверждается правоустанавливающими документами.

Объектом налогообложения земельным налогом в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в пункте 2 статьи 389 НК РФ.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Отметим, что на сегодняшний день Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 42.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона № 221-ФЗ, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии Законом № 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом, что следует из пункта 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ.

Как сказано в названном выше письме Минфина Российской Федерации № 03-05-04-02/66, согласно Определению ВАС Российской Федерации от 11 августа 2011 года № ВАС-10252/11 и постановлению ФАС Уральского округа от 19 апреля 2011 года № Ф09-1985/11-С3 (по этому же делу) отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.

Таким образом, в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования организациям и физическим лицам, границы которых не определены в соответствии с федеральными законами, земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.

Рассматривая организации ЖКХ, следует отдельно выделить ТСЖ, так как в отношении их возникает немало споров, в частности о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, – собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или ТСЖ?

Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись с письмом Минфина Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 03-06-02-05/57, а также с постановлением ФАС Центрального округа от 9 ноября 2009 года по делу № А35-1499/09-С10 (далее – постановление ФАС Центрального округа).

Как разъясняет Минфин в своем письме, если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога будет признаваться именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. При этом общее собрание ТСЖ может принять решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ земельного налога в виде взносов членов товарищества. Право устанавливать размер взносов предусмотрено подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ.

Вместе с тем, в постановлении ФАС Центрального округа сказано, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, закрепляющим земельные права, но не пользующимся этими правами. Это означает, что даже если земля оформлена на ТСЖ (на праве собственности или бессрочного пользования), с момента вступления в силу ЖК РФ либо формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета ТСЖ перестает быть плательщиком земельного налога, так как участок поступает в собственность собственников помещений.

Читайте также:  Налог ру декларация по земельному налогу

Заметим, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. На это указывает пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В связи с тем, что не каждый собственник помещения в многоквартирном доме знает размер своей доли в праве общей собственности на земельный участок, рассмотрим на примере, как эта доля определяется.

В многоквартирном доме находятся 20 двухкомнатных квартир площадью 68 кв. м. каждая и 10 трехкомнатных квартир площадью 110 кв. м., а также помещения вспомогательного использования (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) площадью 700 кв.м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается помещение ТСЖ площадью 300 кв. м.

Определим долю каждого собственника в праве общей собственности.

Согласно пункту 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Следовательно, общая площадь помещения составляет:

3 460 кв.м. (300 кв.м. + 700 кв.м. + (68 кв.м. х 20 квартир) + (110 кв.м. х 10 квартир)).

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составляет соответственно:

для собственника двухкомнатной квартиры – 0,02 (68 кв.м. / 3 460 кв.м.);

для собственника трехкомнатной квартиры – 0,03 (110 кв.м. / 3 460 кв.м.).

для ТСЖ – 0,09 (300 кв. м. / 3 460 кв.м.)

Отметим, что аналогичный порядок расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме представлен в письме Минфина Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 03-06-02-02/154, которое было доведено до налогоплательщиков и налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11 апреля 2007 года № СК-6-11/307@.

Что касается исчисления и уплаты земельного налога организациями ЖКХ, то они исчисляют и уплачивают указанный налог в общем порядке в соответствии с главой 31 НК РФ. Несмотря на то, что организации ЖКХ руководствуются общим порядком исчисления и уплаты налога, на некоторые аспекты, касающиеся земельного налога, хотелось бы обратить Ваше внимание.

Для того чтобы исчислить сумму земельного налога необходимо определить налоговую ставку. Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, указанных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) налоговая ставка не может превышать 0,3 процента. Об этом сказано в абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении указанных выше земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3 процента.

Например, подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге» (далее – Закон города Москвы № 74) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) ставка земельного налога в общем случае установлена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Следует заметить, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Московские законодатели воспользовались предоставленным им правом, и освободили от налогообложения земельным налогом товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с ЖК РФ. Указанная льгота предоставлена перечисленным организациям подпунктом 11 пункта 1 статьи 3.1 Закона города Москвы № 74.

Между тем, налоговые льготы, установленные статьей 3.1 Закона города Москвы № 74, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

Таким образом, если на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, принадлежащего организации ЖКХ установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога, то указанные организации вправе ею воспользоваться. Но для этого ей необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такую льготу, что установлено пунктом 10 статьи 396 НК РФ.

источник

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) создаются не только для улучшения качества обслуживания многоквартирных домов, но и для оптимизации расходов владельцев жилых помещений.

Добиться этого без тщательного ведения бухгалтерского учёта и грамотного подхода к выбору системы налогообложения едва ли возможно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

В соответствии с существующим сегодня законодательством Российской Федерации, ТСЖ относится к некоммерческим организациям (ст. 50 п. 3 ГК РФ).

Решение о создании кооперативного товарищества принимается домовладельцами коллегиально, в ходе голосования.

При этом численность голосов, которым может распоряжаться каждый владелец жилья, зависит от его доли в том или ином МКД.

Деятельность ТСЖ как юридического лица регулируется Жилищным кодексом РФ и законодательными актами федерального значения. В вопросах налогообложения руководствоваться необходимо НК РФ.

Несмотря на то, что товарищество собственников жилых помещений не является субъектом предпринимательства, его руководители обязаны вести стандартный бухгалтерский учёт и регулярно делать перечисления в государственный бюджет.

Связано это как с различным характером финансовых ресурсов, поступающих на счета ТСЖ, так и с тем, что в штате любой организации подобного профиля всегда есть наёмные сотрудники.

О налогообложении ТСЖ узнаете из видео:

Среди основных типов денежных поступлений в бюджет ТСЖ, в соответствии со ст. 151 п. 2. ЖК РФ, можно выделить:

  • вступительные, обязательные и целевые взносы, которые перечисляются членами объединения;
  • платежи от собственников жилья, не входящих в товарищество;
  • субсидии, полученные от органов местного самоуправления и других организаций на ремонт или обеспечение надлежащего качества эксплуатации тех или иных хозяйственных объектов;
  • доход, полученный в ходе посредничества, оказания частных коммунальных услуг и прочей коммерческой деятельности ТСЖ, напрямую связанной со стоящими перед ним задачами;
  • прочие финансовые поступления (благотворительные взносы, пожертвования и т. д.).
  • Налогооблагаемыми при этом не являются средства, имеющие характер целевого финансирования (ст. 251 НК РФ). К ним относятся, например, коммунальные платежи, деньги на капитальный или текущий ремонт, бюджетные вливания и т. д.

    Теперь, когда вы знаете, что налоги ТСЖ — реальность, а не миф, давайте поговорим о том за что именно приходится производить выплаты.

    Взимается только с доходов, которые получает ТСЖ, когда берёт на себя обязанности агента и заключает договоры с субпоставщиками коммунальных благ, сдаёт в аренду находящееся на балансе имущество или оказывает населению какие-либо дополнительные услуги.

    Ставка налога состоит из двух частей, областной и федеральной, и рассчитывается в каждом случае индивидуально.
    Налог на добавленную стоимость.

    Если ТСЖ активно участвует в операциях по продаже товаров и услуг и при этом пользуется основной системой налогообложения, то оно обязано своевременно отчитываться перед фискальными органами и платить НДС в общем порядке.
    Налог на имущество.

    Объединение собственников может владеть недвижимым имуществом и использовать его в коммерческих или хозяйственных целях. Ставка налога при этом определяется, как правило, по кадастровой или балансовой стоимости объекта.
    Налог на землю.

    По аналогии с предыдущим пунктом, уплачивается только в том случае, если ТСЖ имеет в собственности отдельный земельный участок.

    Перечисляется в бюджет, если у ТСЖ на балансе есть спецтехника, а также грузовой или легковой транспорт. Вычисляется по мощности двигателя и ставкам, принятым региональными властями.
    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

    Его ставка варьируется в зависимости от статуса работника. Так, за гражданина РФ в бюджет нужно заплатить 13%. Если сотрудник не является налоговым резидентом Федерации, сумма сбора увеличивается до 30%.

    Если ТСЖ привлекает наёмных сотрудников, то оно по отношению к ним выступает страхователем по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию, что обязывает объединение предоставлять ежеквартальную отчётность в ПФР и ФСС.

    ТСЖ имеют право применять как базовую (ОСНО), так и упрощённую (УСН) схему налогообложения.

    Изначально все юрлица находятся на общем режиме.

    Для перехода на льготную систему уплаты налогов необходимо подать заявление в течение первых 5 дней после постановки объединения на налоговый учёт.

    Либо в период с 1 октября по 30 ноября того года, который предшествует следующему отчётному периоду, с которого организация рассчитывает перейти на УСН.

    Как уже было указано, применяется по умолчанию ко всем юридическим лицам. Предусматривает перечисление НДС, а также сборов на прибыль и на материальные активы ТСЖ.

    Товарищество может использовать УСН, если:

    • среднесписочная численность компании — 100 человек;
    • стоимость активов и основных средств не превышает до 100 млн рублей;
    • размер выручки ТСЖ за 9 месяцев с учётом коэффициента-дефлятора — не более 45 млн рублей.

    При переходе на упрощённую систему объединение собственников жилья может выбрать один из двух объектов налогообложения:

    1. Совокупные доходы (ставка — 6%);
    2. Поступления в бюджет с вычетом расходов (ставка — 15%, в случае отрицательного баланса уплачивается минимальный сбор в 1%).

    При УСН налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, а также налогов на имущество и прибыль. Транспортные и земельные пошлины вносятся на общих основаниях.

    В обязательном порядке должна быть предоставлена отчетность ТСЖ в налоговую.

    Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, представители ТСЖ должны своевременно передавать сотрудникам местного отделения ФНС:

    1. Декларацию по налогу на прибыль (ОСНО) либо по сборам по упрощённой схеме (УСН).
    2. Декларацию по НДС (ОСНО).
    3. Информацию о среднесписочном составе штата и справки по форме 2-НДФЛ (раз в год на каждого работника) и 6-НДФЛ (раз в квартал на всю организацию).

    Ведение отчетности по хоз. деятельности ТСЖ смотрите на видео:

    Тем не менее, прежде чем переходить на УСН, необходимо составить смету и рассчитать, какие денежные поступления можно квалифицировать как целевые, много ли будет расходов, сколько можно выручить за оказание платных услуг и т. д.

    Ведь вполне может оказаться, что такая привлекательная на первый взгляд ставка в 6% в вашем случае менее выгодна, чем 15%-ная.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-44-61 (Москва)
    +7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

    источник

    Опубликовано 1 Янв 2014 — 14:29 пользователем Ольга

    ЖК РФ ст 36 ( 4)

    Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

    4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    О земельном налоге
    1. Плательщики земельного налога — это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
    Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

    Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

    Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация — единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

    Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога.

    Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

    2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

    Читайте также:  Налог с дарения земельного участка близкому родственнику

    Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

    3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

    При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

    Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
    Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

    Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

    В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

    Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

    Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

    1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
    Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
    По земельному налогу — обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
    Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

    2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге», предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
    В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
    Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены «ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ».
    Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

    Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге».

    Определение налоговой базы

    Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

    Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

    В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»):

    Статья 2. Налоговые ставки

    Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
    .
    2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

    Пример расчета налога

    Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО «Алмаз». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

    Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

    Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.

    Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

    Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

    для ООО «Алмаз» 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

    для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

    для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

    Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

    Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

    С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

    для ООО «Алмаз» 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

    для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

    для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

    Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

    Так, для ООО » Алмаз» она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

    Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

    Кадастровая стоимость земельного участка под домом

    Кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра: http://maps.rosreestr.ru/Portal/

    Зайдите на сайте, найдите свой участок, справа вверху выберите в меню «Управление картой», далее — выберите «Кадастровая стоимость»:

    после этого каждый земельный участок будет обозначен цветом в зависимости от стоимости. Что посмотреть более подробную информацию о земельном участке, надо слева вверху выбрать пункт «Информация о ЕКД и ЗУ»:

    Нажав на указанный пункт, Вы получите возможность увидеть всю необходимую Вам информацию, в том числе кадастровую стоимость земельного участка:

    Справочная информация по земельному участку:

    источник

    Жилищно-коммунальное хозяйство. Порядок уплаты земельного налога с учетом общего имущества (Семенихин В.)

    Дата размещения статьи: 05.09.2017

    Как показывает практика, в организациях жилищно-коммунального хозяйства нередко возникает вопрос о том, являются ли они плательщиками земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка. Проанализируем данную проблему.

    Примечание. Общие положения
    К организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Данный перечень организаций ЖКХ содержится в п. 5.17 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 22.12.2014 N 719.
    Многоотраслевыми организациями ЖКХ признаются организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставляющие все либо отдельные виды коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод), — такое определение приведено в Приказе Госстроя России от 21.04.2003 N 142 «Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса».
    Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в п. 4.2 ст. 20 которого установлено, что управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
    Определение управляющей организации содержится и в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004: управляющая организация — это организация, уполномоченная собственником жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.
    Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ст. 110 ЖК РФ).
    Товарищество собственников жилья — это вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
    На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    Кто платит земельный налог?

    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
    На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
    Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66).
    Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании:
    — государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ), которые согласно законодательству имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    — актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
    Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54. Следовательно, плательщиками земельного налога признаются организации ЖКХ при условии, что земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, принадлежат им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право подтверждается правоустанавливающими документами.

    Читайте также:  Уплата земельного налога сроки сумма

    Объекты налогообложения

    Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.
    Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
    В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В настоящее время Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
    Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу этого Закона либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном согласно Закону N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.
    Порядок и сроки включения в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 (далее — Приказ N 1). При этом на основании п. 2 Приказа N 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии должна была обеспечить включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе о ранее учтенных земельных участках, в срок до 1 января 2013 г.
    В настоящее время включение в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках производится в порядке, установленном ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре, на что указано в Письме Минэкономразвития России от 06.03.2015 N Д23и-876 «О рассмотрении обращений». В связи с этим при наличии поименованных в ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре документов на земельный участок, занятый многоквартирным домом, сведения о таком земельном участке могут быть внесены в ГКН как о ранее учтенном в порядке, установленном данной правовой нормой. При этом в Письме отмечено, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Если объект налогообложения — земельный участок, где стоит многоквартирный дом

    Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 189-ФЗ) земельный участок, где расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
    При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, который подтверждает право на земельный участок, если же такого документа нет — из сведений, имеющихся в документах, которые определяли местоположение границ земельного участка при его образовании (п. 9 ст. 38 Закона о кадастре), при отсутствии таких документов — в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
    Согласно ч. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ и с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
    С момента формирования и осуществления государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).
    Местоположение границ указанных земельных участков определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (ч. 1 ст. 42.9 Закона о кадастре).
    Как указано в Письме Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д23и-3093, на основании п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ с 1 марта 2015 г. образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

    Что изменилось с начала 2017 года

    С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон N 361-ФЗ) главы 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» и 3 «Порядок кадастрового учета» Закона о кадастре признаны утратившими силу.
    Кроме того, согласно Закону N 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I — IV, VI, ст. 31 Закона N 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона N 361-ФЗ).
    Вместе с тем с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.
    С указанной даты также начал действовать Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в указанном реестре.
    Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившему в силу с 1 января 2015 г., внесено изменение в п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым к земельным участкам, не признаваемым объектом обложения земельным налогом, относятся земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
    Таким образом, с 1 января 2015 г. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат обложению земельным налогом.
    Вопрос о налогообложении земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, был рассмотрен в Письме Минфина России от 12.08.2015 N 03-05-05-02/46403, в котором указано, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, где расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
    Следовательно, земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, на основании п.п. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом обложения земельным налогом, поэтому в отношении такого земельного участка собственники жилых и нежилых помещений этого многоквартирного дома не должны признаваться плательщиками земельного налога.

    Если гражданин — член ТСЖ, эта информация для него

    Рассматривая вопрос о налогообложении организаций ЖКХ в целом, среди них следует выделить ТСЖ, поскольку ранее возникало немало споров о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или ТСЖ?
    Ответ на этот вопрос был дан в Письме Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57 и Постановлении ФАС Центрального округа от 09.11.2009 N А35-1499/09-С10 (далее — Постановление ФАС Центрального округа).
    Минфин России в Письме разъяснял, что если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога признается именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. При этом общее собрание ТСЖ могло принять решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ земельного налога в виде взносов членов товарищества. Право устанавливать размер взносов установлено в п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ.
    Вместе с тем в Постановлении ФАС Центрального округа указано, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, которым закреплены земельные права, но не пользующееся этими правами. Это означает, что даже если земля оформлена на ТСЖ (на праве собственности или бессрочного пользования), с момента вступления в силу ЖК РФ либо формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета ТСЖ перестает быть плательщиком земельного налога, так как участок поступает в собственность собственников помещений.
    Следует отметить, что с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).
    Было упомянуто, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 36 ЖК РФ).
    Порядок расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме изложен в Письме Минфина России от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154.

    Уплата налога и налоговые ставки

    Организации ЖКХ исчисляют и уплачивают земельный налог в общем порядке в соответствии с главой 31 НК РФ. Несмотря на это, следует обратить особое внимание на некоторые аспекты.
    Чтобы исчислить сумму земельного налога, необходимо определить налоговую ставку. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, указанных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
    В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), налоговая ставка не может превышать 0,3% (абз. 3 п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
    Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении указанных земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3%.
    Например, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы N 74) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка земельного налога в общем случае определена в размере 0,1% от кадастровой стоимости указанных земельных участков.
    Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на основании абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
    Московские законодатели воспользовались предоставленным им правом и освободили от обложения земельным налогом товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с ЖК РФ (п.п. 11 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74). Однако налоговые льготы, установленные ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.
    Таким образом, если на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, принадлежащего организации ЖКХ, установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога, то указанная организация вправе ею воспользоваться. При этом ей необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такую льготу (п. 10 ст. 396 НК РФ).

    источник