Меню Рубрики

Ставки земельного налога 2007 года

Решением Калининского районного Собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 19 июня 2007 г. N 24-248 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования в газете «НТ»

к решению Калининского районного Собрания

Калининского муниципального района

от 14 ноября 2006 г. N 14-139

(с изменениями от 19 июня 2007 г.)

Категория земель Ставка земельного
налога в % от
кадастровой
стоимости
Земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной
этажности застройки
0,3
Земли под домами индивидуальной жилой застройки
(город)
0,3
Земли дачных и садоводческих объединений граждан 0,3
Земли индивидуальных гаражей (земельные участки
площадью до 24 кв. метров)
0,75
Земли гаражей (земельные участки площадью свыше 24
кв. метров) и автостоянок
1,5
Земли под объектами торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, автозаправочными и
газонаполнительными станциями, предприятиями
автосервиса (ларьки, киоски, магазины, кафе, СТО и т.
п.)
1,5
Земли учреждений и организаций народного образования,
земли под объектами здравоохранения и соцобеспечения,
физ. культуры и спорта, культуры и искусства,
религиозными объектами
0,75
Земли под промышленными объектами, объектами
материально-технического, продовольственного
снабжения, сбыта и заготовок, под объектами
транспорта (за исключением земельных участков под
автозаправочными и газонакопительными станциями,
предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок) под
объектами связи (производственные базы с/х
предприятий и КФХ, территории промышленных
предприятий, участки под размещение башен сотовой
связи и т.п.)
1,5
Земли под предприятиями и объектами коммунального
хозяйства
0,5
Земли под административно-управленческими и
общественными объектами и земли предприятий,
организаций, учреждений финансирования, кредитования,
страхования и пенсионного обеспечения
1,5
Земли под объектами оздоровительного рекреационного
назначения
0,3
Земли сельскохозяйственного использования в черте
населенных пунктов
0,3
Земли сельскохозяйственного назначения
Пашня
Пастбища
Сенокосы
Многолетние насаждения
0,2
0,05
0,02
0,1
Земли под лесами в поселениях (в т.ч. городскими
лесами) под древо-кустарн. растительностью, не
входящие в лесной фонд (в т.ч. лесопарками, парками,
скверами, бульварами)
1,5
Земли под обособленными водными объектами 1
Прочие земли 1,5

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

от 10 ноября 2006 г. N 4/26-ПС

от 10 ноября 2006 г. N 269/2006

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА 2007 ГОД

НА ТЕРРИТОРИИ ПОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Руководствуясь Налоговым кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации. «), на основании которого установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с Законом Московской области от 02.11.2005 N 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период», ст. 21 Устава Подольского муниципального района Совет депутатов решил:

1. Установить и ввести на территории Подольского муниципального района земельный налог, порядок и сроки его уплаты в соответствии с настоящим решением.

2. Определить, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ Подольского муниципального района.

3. Установить, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

4. Установить, что при исчислении земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и под цели, не связанные со строительством, применяется кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного использования, относящихся к категории «Земли поселений», утвержденная распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 176-РМ (графа 11 приложений N 1 и N 2 к распоряжению).

5. Установить на 2007 год налоговые ставки в целях применения их при исчислении земельного налога и определении цены (стоимости) земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений в размерах (в процентах) от кадастровой стоимости земельных участков:

5.1. На земли сельскохозяйственного назначения, используемые для нужд сельского хозяйства, в том числе для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей:

5.1.1. На земли сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища) — в размере 0,3%.

5.1.2. На земли, занятые кустарниками, болотами, водными объектами и прочими землями, непригодными для сельскохозяйственного производства, — в размере 0,03%.

5.1.3. На земли сельскохозяйственного использования под производственными зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственных предприятий, расположенные в границах сельских населенных пунктов, — в размере 0,05% от кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного использования, относящихся к категории «Земли поселений».

5.2. На земли в границах городского поселения Львовский и в границах населенных пунктов сельских поселений:

5.2.1. На земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), — в размере 0,01%.

5.2.2. На земли, занятые индивидуальным жилищным фондом, и земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, — в размере 0,08%.

5.2.3. На земли, предоставленные для индивидуального и кооперативного гаражного строительства и автостоянок, — в размере 0,03%.

5.2.4. На земли сельскохозяйственного использования, предоставленные для целей, не связанных со строительством, в том числе для целей благоустройства территорий, а также для ведения личного подсобного хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в том числе на земли огороднических и садоводческих некоммерческих объединений граждан, — в размере 0,025%.

5.2.5. На земли дачных некоммерческих объединений граждан, в том числе предоставленные под дачное строительство, — в размере 0,2%.

5.2.6. На земли оздоровительного рекреационного назначения — в размере 0,08%.

5.2.7. На земли учреждений и организаций народного образования, под административными зданиями и общественными объектами — в размере 0,04%.

5.2.8. На земли предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан, используемые или предназначенные под иные цели, не указанные в пп. 5.2.1-5.2.7 настоящего решения, — в размере 0,1%.

5.3. На земли вне границ населенных пунктов сельских поселений:

5.3.1. На земли, предоставленные для индивидуального и кооперативного жилищного строительства, — в размере 0,2%.

5.3.2. На земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для целей, не связанных со строительством, в том числе для целей благоустройства территорий, а также для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в том числе на земли огороднических и садоводческих некоммерческих объединений граждан, — в размере 0,04%.

5.3.3. На земли дачных некоммерческих объединений граждан, в том числе предоставленные для дачного строительства, — в размере 0,2%.

5.3.4. На земли, предоставленные для индивидуального и кооперативного гаражного строительства, — в размере 0,1%.

5.3.5. На земли, предоставленные для лечебных, оздоровительных, спортивных (различного направления), рекреационных целей, под базы отдыха, курорты и санатории, — в размере 0,1%.

5.3.6. На земли предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан, используемые или предназначенные под иные цели, не указанные в пп. 5.3.1-5.3.5 настоящего решения, — в размере 0,3%.

6. Предоставить льготы по уплате земельного налога следующим категориям налогоплательщиков:

6.1. Освободить от уплаты земельного налога:

6.1.1. Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта Подольского муниципального района.

6.1.2. Органы местного самоуправления Подольского муниципального района, сельских поселений и городского поселения Львовский .

6.1.3. Ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

6.1.4. Инвалидов первой, второй групп и инвалидов детства.

6.1.5. Граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского и военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6.1.6. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

6.2. Снизить налоговую ставку на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные государственным научно-опытным и экспериментальным сельскохозяйственным предприятиям, и установить ее в размере 0,1%.

7. Установить, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика в отношении земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, указанных в п. 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

8. Установить, что для организаций и физических лиц налоговые льготы, установленные в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса РФ, действуют в полном объеме.

9. Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Московской области обеспечивает учет плательщиков земельного налога и контролирует уплату земельного налога в установленные законом сроки:

9.1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

9.2. Налогоплательщики — СНТ, ДСК, ЖСК, ГСК в течение налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу до 1 августа в размере суммы земельного налога, исчисленного за текущий налоговый период.

9.3. Налогоплательщики — физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу до 1 сентября в размере суммы земельного налога, исчисленного за текущий налоговый период.

9.4. Налогоплательщики — организации, физические лица, являющиеся предпринимателями без образования юридического лица, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу в течение налогового периода (за I квартал, II квартал, III квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, как одну четвертую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При условии, что отчетными периодами для этой категории налогоплательщиков признаются: первый квартал, полугодие, девять месяцев.

9.5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по истечении налогового периода не позднее 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом, для налогоплательщиков, указанных в пп. 9.2-9.4 настоящего решения, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 9.1 настоящего решения, и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

9.6. Налогоплательщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу по истечении налогового периода.

9.7. Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня возникновения (утраты).

10. Подольскому районному финансовому управлению обеспечить учет поступлений размера земельного налога в бюджет Подольского района.

11. Отделу по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, отделу по Подольскому району ГУФ регистрационной службы по Московской области, администрациям сельских поселений и администрации поселка Львовский обеспечить в соответствии с пп. 11, 12, 13 статьи 396 Налогового кодекса РФ представление в налоговые органы сведений о земельных участках, необходимых для определения налоговой базы и начисления налога по физическим лицам.

12. Считать утратившими силу с 1 января 2007 года решения Совета депутатов Подольского муниципального района от 18.11.2005 N 52/2005, от 19.05.2006 N 236/2006 и от 13.10.2006 N 260/2006.

13. Настоящее решение вводится в действие с 1 января 2007 года.

14. Отделу по работе с населением, общественностью и СМИ администрации Подольского района в срок до 1 декабря 2006 года опубликовать настоящее решение в газетах «Подольский рабочий» и «Земля Подольская».

15. Контроль по выполнению настоящего решения возложить на председателя Совета депутатов Подольского района Гурьянову Л.М.

источник

Последние два года налоговой реформы ознаменовались в части имущественных налогов переходом на новую систему налогообложения земли.

С 1 января 2005 года Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дополнен главой 31 «Земельный налог», которая установила новый порядок исчисления земельного налога: налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка без сложной системы применения коэффициентов индексации ставок земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог установлен и введен в действие законами вышеуказанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территориях.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены главой 31 НК РФ.

Что же касается представительных органов муниципальных образований [законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга], то они определяют в своих нормативных правовых актах (законодательных актах) только те элементы земельного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, в частности, ставки по налогу в пределах, установленных главой 31 Кодекса (в том числе дифференцированных в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных участков), порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, в вышеуказанных актах могут быть предусмотрены сверх установленных ст. 395 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] также вправе не устанавливать отчетные периоды по земельному налогу.

Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, земельный налог уплачивается организациями и физическими лицами, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, в том числе на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Плательщиками земельного налога также являются индивидуальные предприниматели по земельным участкам, которые используются ими как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ). При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также:  Ставка земельного налога г новороссийск

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

К таким документам относятся:

— Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

— Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

— Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

— акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, определяемая по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которая основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В настоящее время установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. По участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Организации устанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых Роснедвижимостью, путем направления гражданам налоговых уведомлений. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно устанавливают налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности.

Определенным категориям граждан, владеющих земельными участками, предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. Это касается, в частности, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; граждан, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия и перенесших лучевую болезнь.

При этом органы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования, в том числе определять размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Для того чтобы воспользоваться данной льготой, граждане должны обращаться в соответствующий налоговый орган по месту нахождения земельного участка и представлять необходимые документы.

Для целей налогообложения не учитываются земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Перечень таких земель приведен в ст. 389 НК РФ и ст. 27 ЗК РФ.

Согласно ст. 395 НК РФ некоторые категории налогоплательщиков имеют право на льготы по земельному налогу в виде освобождаемых от налогообложения земельных участков, используемых для определенной деятельности.

В частности, от налогообложения в том числе освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, которые указаны в ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также на учреждения и организации, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89, за исключением предприятий;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Земельные участки, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от обложения земельным налогом. К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд. Ведомственные и частные автомобильные дороги подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке;

3) религиозные организации — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Льготное налогообложение применяется в отношении принадлежащих религиозным организациям земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.

При этом представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).

Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не имеют права применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой согласно п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов и численность инвалидов и их законных представителей соответствует численности инвалидов, установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 настоящего Кодекса.

Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчетного и налогового периода);

5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

При этом должны соблюдаться следующие критерии:

— деятельность организации должна быть непосредственно связана с народным художественным промыслом;

— местом традиционного бытования народного художественного промысла должна признаваться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;

— изделием народного художественного промысла должно признаваться художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;

— должно иметься решение художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов;

— образцы изделий народных художественных промыслов должны быть зарегистрированы на основании решения художественно- экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации и Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35;

6) организации — резиденты особой экономической зоны (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Налоговая льгота предоставляется организации — резиденту особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации») с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом законодателем установлены максимальные ставки налога. Так, по землям сельскохозяйственного назначения, а также по землям, занятым жилищным фондом, землям, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлена максимальная ставка в размере 0,3%, а в отношении других земель — в размере 1,5%.

При установлении ставок органы муниципальных образований могут дифференцировать налоговые ставки в вышеназванных пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.

6. Порядок исчисления земельного налога

Исчисление земельного налога осуществляется налоговыми органами по месту нахождения земельных участков. Для того чтобы налоговые органы могли исчислить налог, законодателем предусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.

Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка. Если отчетный период — квартал, то сумма авансового платежа по истечении отчетного периода определяется как одна четвертая суммы налога за налоговый период, рассчитанной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) должны самостоятельно исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и сумму земельного налога по итогам года, представляя расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации.

Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков.

Если у налогоплательщика несколько земельных участков и они расположены на территории одного муниципального образования, представляется одна декларация. На каждый объект налогообложения, в том числе на долю в праве на земельный участок, заполняется отдельный лист соответствующего раздела налоговой декларации. Налоговая декларация по земельному налогу направляется в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н.

Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н.

Форма налогового уведомления утверждена ФНС России приказом от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551.

7. Практика применения налогового законодательства

Практика применения вышеприведенных норм главы 31 НК РФ говорит о наличии множества вопросов, возникавших в течение всего 2006 года. На сегодняшний день как налогоплательщиками, так и налоговыми органами наиболее часто поднимаются вопросы определения налоговой базы по земельному налогу, расчета суммы земельного налога, применения налоговых льгот, а также налоговых ставок. На некоторые из них хотелось бы обратить особое внимание.

7.1. Уплата земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка или ее отсутствия

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, устанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 391 НК РФ).

При этом согласно п. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения читателям журнала необходимо исходить из того, что если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении таких земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения результатов кадастровой оценки. В отношении таких земельных участков налогоплательщик представляет по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию («нулевой» налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения результатов кадастровой оценки по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период. Если информация о кадастровой стоимости доведена до сведения налогоплательщиков до окончания сроков уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года, то представляются также уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

При исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода читателям журнала следует руководствоваться нормами ст. 390 и 396 НК РФ, а именно: налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вызванных исправлением технических ошибок, судебным решением и т.д. и внесенных обратным числом на вышеуказанную дату.

Изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Читайте также:  Установление льгот на земельный налог

7.2. Налогообложение нескольких земельных участков, находящихся в пользовании налогоплательщика, имеющего право на льготу в виде не облагаемой земельным налогом суммы

До настоящего времени НК РФ не урегулирован вопрос в отношении определения налоговой базы по земельному участку налогоплательщика, который имеет право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму и который обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Если земельные участки вышеуказанного налогоплательщика расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму осуществляется в отношении только одного из этих участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена, и оповещает об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу.

Если налогоплательщик имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы осуществляется в этом случае в отношении каждого из этих участков.

Что касается земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, то уменьшение на не облагаемую земельным налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участ- ка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой базы в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Налогоплательщики часто задают вопрос: будет ли сохраняться право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в отношении лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче ими земельных участков в аренду?

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налогоплательщиками не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, остаются при передаче земельных участков в аренду плательщиками земельного налога, и, следовательно, в отношении указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ налогоплательщиков сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму.

7.3. Уплата земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований

НК РФ не установлен механизм определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, так называемых линейных объектов (железнодорожные пути и т.д.).

Практика показывает, что при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учитывалось кадастровое деление территории Российской Федерации, в результате чего возникают ситуации, при которых земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.

При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований («линейные объекты»), налоговая база определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования.

Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.

Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования. При этом если налогоплательщик не может самостоятельно определить размер земельного участка (под «линейными объектами»), находящегося на территории муниципального образования, рекомендуется обращаться в органы Роснедвижимости.

источник

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Яковлевский районный Совет депутатов

Тридцатая сессия Совета третьего созыва

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.01.2001г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», и на основании письма министерства финансов Российской Федерации от 01.01.2001г. №/89, Яковлевский районный Совет депутатов решил:

1. Ввести на территории Яковлевского района земельный налог, порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ Яковлевского района.

2. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ Яковлевского района.

3. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории Яковлевского района.

4. Установить, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

5. Территориальный отдел по Яковлевскому району управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по Яковлевскому району и отдел по Яковлевскому району управления Федеральной регистрационной службы представляют в налоговый орган сведения, необходимые для определения налоговой базы по каждому налогоплательщику — физическому лицу.

6. Установить налоговые ставки в следующих размерах:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— предоставленных для индивидуального жилищного строительства, кроме поселков Томаровка и Яковлеве;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, кроме участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах и в п. Томаровка и п. Яковлево;

2) установить налоговые ставки в отношении земельных участков предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах и в поселках Томаровка и Яковлево согласно приложению №1;

3) установить налоговые ставки в отношении земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства:

-0,15% в отношении земельных участков поселка Томаровка;

— 0,2% в отношении земельных участков поселка Яковлево;

4) установить налоговые ставки в размере 1,0% в отношении земельных участков, находящихся под объектами образования, здравоохранения, культуры, административно-управленческими и общественными объектами, объектами оздоровительного и рекреационного назначения;

5) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

7. Установить, что для организаций и физических лиц, имеющих в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или праве пожизненного наследуемого владения земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории Яковлевского района, действуют льготы, установленные в соответствии со ст.395 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме.

8. Освободить от уплаты земельного налога:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II группы;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000-1), в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

9. Физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу — до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки.

По итогам налогового периода уплачивается до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленная по ставкам, предусмотренным п.6, и суммами авансовых платежей по налогу.

10. Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу до: 15 апреля; 15 июля; 15 октября, текущего налогового периода. Сумма авансовых платежей исчисляется как произведение одной четвертой соответствующей налоговой ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

11. Установить для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетный период — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Окончательный расчет и уплата земельного налога за налоговый период производится до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

12. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы и уменьшение налогооблагаемой базы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы в срок до 1 февраля текущего года либо в течение 30 (тридцати) дней с момента возникновения права на льготу либо уменьшение налогооблагаемой базы.

13. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Яковлевского района не позднее 1 марта указанного года.

14. Решение опубликовать в районной газете «Победа».

15. Настоящее решение вступает в силу с 01.01.2007г.

16. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономическому развитию, бюджету и налогам () и заместителей главы района и .

Приложение к решению тридцатой сессии районного Совета депутатов:

источник

Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% – в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2019 году (ст. 394 НК РФ):

Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3%
Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры)
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
Все остальные земельные участки 1,5%

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Ставка земельного налога в Москве в 2019 году имеет следующие размеры (ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений
Все остальные земельные участки 1,5%

А вот, к примеру, в г. Санкт-Петербурге ставка земельного налога имеет чуть более широкий диапазон (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 ):

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

источник

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:

  • кадастровую стоимость земельного участка;
  • налоговую ставку.

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 2015 года самостоятельно рассчитывать земельный налог должны только организации. Для предпринимателей, так же как и для других граждан – владельцев земельных участков, сумму земельного налога рассчитают налоговые инспекции.

Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Какое имущество облагается земельным налогом .

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога?

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Читайте также:  Судебные споры по земельному налогу

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра . Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Кроме того, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра . Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу:

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание (кроме многоквартирного дома) и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. × 150 кв. м : 1500 кв. м = 33 500 руб.

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация является собственником одного из этажей здания?

Кадастровую стоимость части земельного участка определите пропорционально доле организации в общей долевой собственности на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Правоустанавливающими документами, подтверждающими размер ее доли, являются договор купли-продажи и свидетельство о госрегистрации права собственности на землю (ст. 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость части земельного участка, используйте формулу:

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований , то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года (в течение первых трех лет строительства), используйте формулу:

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила .

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1–2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1–2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года, используйте формулу:

источник