Меню Рубрики

Ставка за сервитут земельный налог

Как рассчитывается плата за сервитут земельного участка? Инструкция по установлению стоимости и соразмерной оценки

Зачастую собственник может распоряжаться своим имуществом так, как ему захочется. Но случаются ситуации, когда на участок накладываются обременения и ограничения.

Одним из видов управления недвижимым имуществом является установка сервитутов. Подобное обременение не дает собственнику воспользоваться своим наделом в полной мере, потому за него устанавливается оплата.

О том, как рассчитать цену сервитута на земельный участок и что это такое расскажем в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Сервитут позволяет третьим лицам использовать ваш земельный участок в своих интересах. Если был установлен сервитут – вы в любом случае несете некоторые убытки, так как больше не можете пользоваться своим участком в полной мере. Помимо вас ресурсы вашего участка используют и те лица, с которыми у вас заключен сервитут.

В таком случае устанавливается соразмерная плата за сервитут на земельный участок. Этот термин обозначает, что вы устанавливаете оплату в таком размере, в каком она покроет причиненные вам и земле убытки.

Различают два вида оплаты – единовременную и периодическую. Единовременная оплата за сервитут на земельный участок, как следует из названия, выплачивается только один раз.

В зависимости от условий договора, она может производить в начале пользования землей, в момент расторжения договора или в произвольный момент до окончания срока действия сервитута.

Расчет сервитута на земельный участок производится один раз в какой-то период, который также прописывается в договоре. Это может происходить раз в месяц, раз в неделю или даже каждый день.

Плату по соглашению об установлении сервитута имеет право требовать только сам собственник предоставляемых в пользование земель.

А вот с публичным все сложнее. В частности, оценка здесь являет собой более сложный процесс, так как, в соответствии с ЗК РФ, плата может быть назначена только в том случае, если при пользовании землями возникают значительные неудобства для собственника.

Таким образом, итоговая оценка может быть нулевой или даже отрицательной – если в процессе использования надела собственник не понес никаких убытков и не терпел неудобств.

Владелец участка отказывается заключать договор?

Узнайте, какой есть выход из подобной ситуации!

Сам факт возможности установки сервитута предусмотрен в статье 274 ГК РФ. В этой же статье, а также в статье 23 ЗК РФ указано, что владелец недвижимости имеет право устанавливать соразмерную плату за сервитут.

Расчет оплаты за сервитут на земельный участок – сложный процесс, включающий в себя много факторов. Этими факторами являются:

  1. Доля земельного участка, на которую наложен сервитут.
  2. Степень ограничения пользования – насколько использование участка мешает его владельцу.
  3. Интенсивность использования – как часто используют участок, насколько часто возникают неудобства для его хозяина.
  4. Степень влияния сервитута на проведение манипуляций и сделок с участком – чем она выше, тем больше сервитут мешает проводить некоторые действия с участком.

Отчет об оценке соразмерной платы за сервитут земельного участка составляется с учетом показателей всех этих факторов. Каждая из этих характеристик разделяется на 5 значений, для этого вводится понятие: дискретный диапазон изменения значения факторов.

При учете влияния каждого из факторов используют шкалу из 5 значений. В зависимости от влияния фактора на землю, его значение может быть от 0 до 100%. Шаг значений равен 25% – то есть всего могут быть получены 5 величин: 0%, 25%, 50%, 75%, 100%.

Теперь давайте рассмотрим, какие значения величин могут быть получены для каждого из факторов.

Доля ЗУ определяет, какую часть от общей площади участка занимает надел с сервитутом. Тогда, применяя процентную шкалу, мы получаем:

  • 0%. Выделенная под сервитут площадь участка незначительна, пренебрежимо мала. Например, такое значение означает, что участок используется для прохода людей, когда, например, используется только одна узкая тропинка.
  • 25%. Ниже среднего, менее половины от общей площади будет занято иными лицами для своих целей. Чаще всего такое значение получается при выделении определенного объекта на участке – например, водоема, из которого будет производиться забор воды.
  • 50%. Половина участка, или около того.
  • 75%. Большая, но не вся площадь участка. Подразумевает проведении серьезных полномасштабных работ на всей площади, например, строительство построек, линий коммуникаций и т.д.
  • 100%. Весь или практически весь участок используется для заданных целей.
  • Разделяя степень ограничения по шкале, получаем такой результат:

    • 0%. Хозяин участка не терпит никаких ограничений, либо они минимальные. Сюда относятся редкие проходы людей по территории участка – из-за их малого масштаба и редкости владелец земли может даже и не замечать, что его территория была использована.
    • 25%. Незначительные ограничения. Вовремя использования участка другими людьми, его владелец терпит незначительные неудобства, не приносящие ощутимого дискомфорта. Сюда подходит, например, периодический забор воды из водоемов.
    • 50%. Средние неудобства, после установления сервитута собственник не может использовать объект таким же образом, как до установления. Но при этом может использовать любым другим образом. Например, после установки оборудования на водоем собственник более не имеет возможности там купаться, но может производить забор воды и рыбачить.
    • 75%. Значительные ограничения, при которых хозяин терпит значительные неудобства. Сюда можно отнести значительную застройку на всей территории сервитутного объекта, после чего его использование крайне затруднено ввиду сложной проходимости.
    • 100%. Практически полная или полная невозможность использовать участок так, как он использовался до заключения сервитута. Например, вся площадь объекта была обнесена забором, что сделало невозможным его посещение.

    Чем выше интенсивность, тем чаще используется сервитутный объект. По большей степени, интенсивность зависит от характера работ, которые будут проводиться на участке.

    Под интенсивностью необходимо понимать не сам факт использования земли, а факт возникновения на ней определенных неудобств и ограничений. При разделении по шкале результат будет таким:

  • 0%. Редкое и очень редкое использование участка. Сюда снова подойдет проход людей и проезд техники, если они совершаются эпизодически.
  • 25%. Ниже среднего, ограничения возникают достаточно редко и нерегулярно.
  • 50%. Средняя степень интенсивности, неудобства происходят нечасто, но регулярно. Например, первую половину дня на объекте идет стройка, которая к вечеру прекращает свою работу.
  • 75%. Значение выше среднего, довольно частое и регулярное возникновение неудобств для собственника.
  • 100%. Практически постоянное использование объекта, почти полностью отсутствуют моменты, когда для хозяина нет никаких неудобств. Сюда подойдет случай, когда на участке работает круглосуточная стройка.
  • Поэтому, выделяют такие случаи:

    • 0%. Наличие сервитута никак ее повлияет на проведение манипуляций с участком. Как и в предыдущих факторах, сюда можно отнести право прохода по участку. Такое условие никак не будет воспринято другими участниками рынка как недостаток.
    • 25%. Низкое значение, потенциальные покупатели участка могут принять его как незначительный недостаток и, скорее всего, не откажутся от сделки.
    • 50%. Средней степени ограничения при проведении сделок. Сюда можно определить умеренную застройку территории – не все могут согласиться приобрести видоизмененный участок.
    • 75%. Высокое влияние на возможность проведения сделок.
    • 100%. Состояние участка может служить очень сильным препятствием при его продаже или отчуждении. Обычно такой показатель характерен для земель, на которых проводится масштабное строительство – практически все потенциальные покупатели решат, что возможные проблемы с этим им не к чему и уйдут к другому продавцу.

    Итак, зная распределение каждого фактора в процентном соотношении, можно сделать точное установление платы за сервитут.

    Узнайте, на какие участки можно наложить обременение в виде сервитута!

    Для того, чтобы определить процентную стоимость сервитута, нужно сложить все факторы (в процентах) и разделить на количество факторов – на 4. Примерные отчеты оценки сервитута земельного участка в процентах выглядят примерно так:

    Пример 1. По дороге, проходящей через объект, периодически проезжает техника. Тогда доля ЗУ будет равна 0% (очень малая часть), неудобства равны 0% (собственник не использует дорогу для своих нужд), интенсивность равна 50% (техника ездит каждый день несколько раз), а влияние сервитута будет также равно 0%.

    Тогда общая стоимость считается как (0 + 0 + 50 + 0)/4 = 12,5%. Иными словами, сервитут будет стоить как 12,5% обремененного объекта.

    Пример 2. На половине участка возведены небольшие постройки, причем они используются относительно интенсивно и создают средние ограничения для собственника. Тогда значение всех 4 факторов будет равно 50%, а общая стоимость сервитута равна (50 + 50 + 50 + 50) / 4 = 50% от стоимость объекта.

    Пример 3. Водоем, занимающий четверть от участка обнесен забором и используется круглые сутки, тогда значение занятой площади ЗУ будет равно 25%, интенсивность и степень ограничений равны 100%, а влияние сервитута на проведение сделок – 75%. Тогда мы получаем (25 + 100 + 100 + 75) / 4 = 75%, то есть стоимость сервитута равна 75% от стоимости объекта.

    Если были установлены аннуитетные (через равные промежутки времени) платежи, то сумма единоразовой выплаты соотносится с значением периодических выплат, произведенных за 49 лет.

    Этот срок получается из того, что если взять срок выплаты в 49 лет, то сумма аннуитетных платежей будет приблизительно равна значению единовременной выплаты.

    Перерасчет происходит в том случае, если изменились значения факторов, влияющих на стоимость сервитута.

    Например, интенсивность использования объекта увеличилась, либо появились некоторые иные обстоятельства, из-за которых собственник стал испытывать неудобства в большем размере.

    Другой причиной для изменения стоимости за установление сервитута выступает неверное оценивание факторов при первичной установке цены.

    Используя вышеприведенные примеры, вы с легкостью сможете рассчитать плату за установление сервитута.

    Если же у вас появятся любые разногласия с другой стороной сделки, то всегда можно обратиться в суд, который рассмотрит ваш случай и укажет, на чьей стороне истина.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    источник

    Сервитут в действующем законодательстве считается особая форма права пользования чужим земельным участком, за которое должна быть установлена соответствующая оплата.

    Установление такого право может быть осуществлено только после проведения оценки стоимости возникшего обременения.

    В действующем гражданском законодательстве понятие стоимости сервитута не существует, так как этот термин считается термином экономического происхождения.

    Вместо него нормами гражданского законодательства Российской Федерации используется понятие соразмерной платы за сервитут.

    Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Под соразмерной платой за сервитут необходимо понимать такую форму материального или денежного вознаграждения, которая осуществляется лицами, установившими обременение на конкретный земельный участок с целью обеспечения лучшего положения своим участкам, выплачиваемую владельцу обременённого участка.

    Если говорить о возможностях изменения размера соразмерной платы за сервитут, то такие возможности предусмотрены в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

    Понятие соразмерной платы за сервитут используется не только в гражданском законодательстве, но и во всех отчетах о формировании стоимости такого обременения, которые готовятся соответствующими оценочными организациями.

    Этот термин считается более правильным с точки зрения юриспруденции, так как может полном объеме отразить именно те затраты, а также убытки, которые несет владелец обремененного участка. Логичность использования такого понятия не подвергается сомнению.

    Соразмерная плата за сервитут складывается из трех основных показателей, которые учитываются при формировании итоговой суммы:

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
    • Размер реального ущерба, который получил владелец обремененного участка из-за установленного сервитута;
    • Упущенная выгода, так как наложение обременения на участок влечет за собой реальное ограничение использования недвижимого имущества;
    • Учёт тех реальных убытков, которые были понесены владельцем обремененного участка (в том числе, и те убытки, которые возникли из-за досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами).

    Соразмерная плата за сервитут представляет собой достаточно сложную по расчетам величину, которая может изменяться, если происходит изменение какой-либо одной из составляющих, принимающих участие в ее расчете.

    Изменение величины соразмерной платы за сервитут может происходить в таких случаях:

    • Если изменяется степень обременения, установленного на земельный участок;
    • Если изменению подвергается срок использования сервитута (этот показатель напрямую заложен в расчет стоимости установленного сервитута);
    • Изменение соразмерной платы за сервитут может произойти в том случае, если стороны по своему обоюдному согласию высказали такое желание ввиду необходимости изменения установленного сервитута как в сторону увеличения обременения, так и в сторону уменьшения;
    • Соразмерная плата за публичный сервитут может быть изменена только в одном случае: если изменению подвергается тот нормативный акт, который этот сервитут установил. Если таких изменений нет, то и плату за сервитут изменять нельзя, независимо от того, в какую сторону происходит такое изменение.
    Читайте также:  Земельный налог для пенсионеров саратов

    Порядок изменения установленной соразмерной платы за сервитут вносится в текст соглашения, заключаемого по итогам установления такого сервитута, как один из обязательных для исполнения (в случае необходимости) пунктов соглашения.

    Эта величина может быть установлена только в строгом соответствии с условиями и положениями действующего гражданского законодательства, так как выплата вознаграждения за пользование чужим имуществом предусмотрена именно нормами этого законодательства.

    Плата за использование сервитута может быть зафиксирована как изначально в тексте договора об установлении сервитута, так и в тексте специально составленного дополнительного соглашения.

    Если речь идёт о формировании оплаты за использование такого обременения в тексте договора, то величина этой стоимости указывается в специальном разделе, посвящённом установленной стоимости сервитута, а также порядку взаиморасчетов между сторонами соглашения.

    Режим выплат также определяется в тексте договора или специально оформленном дополнительном соглашении на основе некоторого перечня данных:

    • Срока действия обременения в зависимости от возможностей достижения целей, ради которых он был установлен;
    • Степени обременения, которое оказывает непосредственное влияние на возможности использования земельного участка в полном объеме;
    • Общей стоимости установленного сервитута, определённого по результатам оценки установленного обременения.

    Для большей наглядности в качестве приложения к договору может быть сформирован специальный график платежей, в котором будет отражена вся периодичность совершаемых выплат в зависимости от срока использования участка.

    Эта статья регулирует не только вопросы установления такой оплаты, но и то, как должны происходить выплаты за использование обремененных земель.

    В частности, п.3 этой статьи говорит, что если соглашение об установлении сервитута и назначении порядка выплат за его использование не подписано в течение года, инициатор установления сервитута вносит всю сумму в депозит нотариуса по месту нахождения обремененного участка и приступает к использованию своего права.

    Владелец участка, в отношении которого установлен сервитут, может в любой момент обратиться к нотариусу за этими средствами (но уже за вычетом комиссии, которую нотариус вправе взимать за хранение средств), но для получения суммы он должен обязательно предъявить подписанное с инициатором сервитута соглашение об установлении такого обременения.

    В том случае, если соглашение было подписано, и в его тексте есть информация о том, как будет происходить выплата всей суммы, все платежи должны происходить в строгом соответствии с таким графиком.

    В случае подписания договора сервитута существуют два варианта, в соответствии с которыми могут происходить выплаты:

    • Единовременный, когда на момент начала эксплуатации земельного участка инициатор обременения выплачивает всю сумму владельцу участка. В этом случае изменение соразмерной платы будет происходить несколько сложнее, так как вся сумма уже выплачена, и необходимо будет либо делать доплату (если стоимость увеличивается), либо владелец участка должен будет вернуть то часть средств, на которую происходит уменьшение стоимости сервитута.
    • Ежемесячными платежами. В этом случае выплаты будут происходить один раз в месяц на протяжении всего срока использования сервитута. Корректировка в этом случае может осуществляться путем изменения количества платежей или ежемесячной суммы.

    В обоих случаях для изменения итоговой суммы необходимо будет подготовить специальное дополнительное соглашение, в тексте которого будет содержаться не только информация об изменении суммы, но и сведения о том, на основании чего произошло изменение соразмерной платы за сервитут.

    Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

    Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны здесь.

    В случае, если рассматривается вопрос об обложении налогом владельца земельного участка, то здесь речь идет о налоге на добавленную стоимость (так как такой налог устанавливается на продаваемые или передаваемые в пользование товары, работы или услуги – в конкретном случае речь идет об услугах), так и о втором налоге (в случае, если владелец участка — физическое лицо — речь идет о налоге на доходы физических лиц, а если юридическое – налог на прибыль организации).

    В том же случае, если речь идет об инициаторе установления сервитута, то физическое лицо платить не будет ничего, а юридическое будет действовать в соответствии со своим режимом налогообложения.
    В целом, в российской налоговой системе выделяют два вида налогообложения:

    • Стандартный, когда расчет налоговой базы происходит с учетом всех понесенных расходов и, соответственно, облагаться налогом будет та прибыль, которая остается после подсчета всех понесенных расходов;
    • Упрощенный, когда в перечень расходов включаются только те расходы, которые находятся в закрытом списке расходов для налогообложения организаций с упрощенной формой налогов.

    Если речь идёт о стандартной форме налогообложения, то здесь необходимо будет произвести признание расходов на оплату пользования сервитутом в качестве прочих оправданных и документально подтвержденных расходов (в соответствии с требованиями пп.49 п.1 ст.264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Признать такие расходы будет необходимо в целях формирования базы обложения прибыли.

    При упрощенной системе налогообложения учитывать соразмерную плату за сервитут в качестве расходов не придется, так как она не включена в тот перечень оправданных и подтвержденных затрат, которые можно учитывать при формировании базы налогообложения на прибыль.

    Порядок осуществления выплат также регулируется заключенным соглашением.

    Однако, если такой договор подписать не удаётся, инициатор обременения может всю необходимую сумму внести на депозит нотариуса и приступить к началу необходимых работ, так как свою часть обязательств он выполнил. Внесение платы может производиться как единовременно, так и ежемесячными платежами, а сама сумма может изменяться в зависимости от того, как меняются условия использования сервитута.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    источник

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются участки, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    Соответственно, земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на:

    • сельскохозяйственные угодья;
    • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями;
    • земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
    • земли, занятые водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    При этом такие земли могут использоваться:

    • для ведения сельскохозяйственного производства;
    • для создания защитных лесных насаждений;
    • для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    Если земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента от его кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-05-04-02/25).

    Пониженной ставкой налога можно воспользоваться, если земля используется для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). Данный вывод подтверждается и судебной практикой – постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2013 г. № А52-1572/2011.

    Спорными ситуациями при определении размера ставки налога являются такие, когда земли сельхозназначения:

    • передаются в аренду;
    • находятся под паром;
    • обременены сервитутом;
    • отсутствуют документы, подтверждающие право собственности

    В Налоговом кодексе РФ не указано, какую применять ставку, если земельный участок категории земель сельхозназначения сдан в аренду. Чиновники из Минфина России считают, что применение арендодателем (собственником) земельного участка пониженной налоговой ставки возможно при соблюдении следующих условий (письма от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119):

    • земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
    • в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства;
    • уставная деятельность арендодателя связана с сельхозпроизводством;
    • арендатор использует земельный участок для производства сельхозпродукции.

    Тем не менее по вопросу применения пониженной ставки налога в таких случаях у предприятий периодически возникают споры с налоговиками. Последние при проведении проверок указывают, что, передавая в аренду участок, предприятие использует его не для сельхозпроизводства, а получает доход в виде арендной платы. Соответственно, нужно применять ставку 1,5 процента.

    Тем не менее судьи на стороне предприятий. В своих решениях они указывают, что если арендатор использует землю для сельхозпроизводства, то право на льготную ставку у арендодателя сохраняется (постановления ФАС Московского округа от 22 октября 2012 г. № А41-45612/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. № А32-20508/2009-3/290).

    В отношении земель, находящихся под паром, у чиновников аналогичная точка зрения. Они считают, что по пониженной ставке нельзя платить земельный налог, если участок не используется для сельхозпроизводства. Поэтому ставка в данном случае должна быть не ниже 1,5 процента (то есть общеустановленная) – письма Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/09, от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03.

    А вот с этим поспорить сложно. И мнение чиновников о необходимости платить повышенный налог, если участок не используется, разделяют и судьи. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. № А21-8681/2010.

    Кроме того, если земля не используется по целевому назначению, ее могут изъять. Это может произойти, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

    В данный срок не включается период, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Данные пояснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № ОГ-Д23-240.

    Обратите внимание: земельный участок сельхозназначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

    Кроме того, в соответствии со статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет и более подряд влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц – от 4000 до 6000 руб.;
    • на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 руб.

    Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что собственник одного земельного участка может быть ограничен в правах пользования своим земельным участком по требованию собственника другого земельного участка в следующих случаях:

    • обеспечения прохода и проезда через земельный участок;
    • прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;
    • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
    • обеспечения других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника права владения, пользования и распоряжения (п. 2 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

    Для установления сервитута на земельном участке необходимо заключить соглашение с его собственником. Оно подлежит регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ). Так, государственная регистрация сервитута проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления лица, в пользу которого он установлен (ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование его земельным участком.

    По мнению Минфина России, собственник признается плательщиком земельного налога в отношении всей площади земельного участка, в том числе часть которого ограничена сервитутом (письмо от 23 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/23). Иными словами, независимо от наличия сервитута хозяйство должно уплачивать налог по всему участку. И если он используется для сельхозпроизводства, то может применяться льготная ставка. А вот если предприятие не является собственником земельного участка, а пользуется им на основании сервитута, то земельный налог платить не нужно. Об этом свидетельствует арбитражная практика – постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. № А12-20512/06-С29-26 .

    Читайте также:  Земельный налог общая характеристика элементов

    В некоторых случаях уплатить налог придется даже в случаях, если предприятие пользуется участком, права на который у него не оформлены. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, в частности, на праве собственности. При переходе права собственности на строения, находящиеся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Это происходит и в случае, если права на участок у него не оформлены (письмо Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/15). Следовательно, у покупателя возникает обязанность уплачивать земельный налог. Эту позицию поддерживают и суды (постановление ФАС Уральского округа от 14 августа 2006 г. № Ф09-7038/06-С7).

    Если участок соответствует условиям, указанным в письмах Минфина России № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119 , то в отношении его можно применять пониженную ставку.

    При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования пересчитывается его кадастровая стоимость. Изменение может произойти в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется. Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

    Налоговая база для расчета земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую, и изменении вида разрешенного использования.

    Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.

    Е. Шестакова,
    генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

    источник

    Согласно ст. 209 ГК РФ собственник любого имущества обладает следующим пакетом прав: владение, пользование и распоряжение. Владение – это обладать имуществом; пользование – использование имущества определенный период времени и по определенному назначению; распоряжение – возможность совершать в отношении имущества как физические, экономические, так и юридические действия.

    Согласно ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком, что и называется сервитутом. Данное понятие аналогичным образом закреплено в ФЗ №122 от 21 июля 1997 г. и в Земельном Кодексе РФ. Верховный Суд пояснил, что сервитут может быть установлен только в «крайних» случаях.

    Сервитут может устанавливаться для следующих целей:

    • Установление прохода и (или) проезда к соседнему земельному участку, при невозможности организации подъездных путей без установления сервитута;
    • Обслуживание инженерных, коммунальных сетей;
    • Проведения дренажных работ;
    • Проведения исследований;
    • Размещения на участке межевых и геодезических знаков;
    • И другие случаи.

    Довольно часто установление сервитута дает право пользователю не только право пользования, но и право владения. В частности, при установлении права прохода и проезда.

    Сервитут может устанавливать не только на земельные участки, но и на здания и сооружения, встроенные помещения и иное недвижимое имущество. Но чаще всего приходится сталкиваться с сервитутами именно на земельных участках.

    Сервитут может быть установлен как в отношении неограниченного круга лиц (публичный сервитут), так и в пользу конкретных лиц (частный сервитут). Наиболее яркий пример публичного сервитута – обеспечение доступа граждан к озеру и его береговой полосе.

    Сервитут может устанавливаться на определенный срок, например, на время проведения строительных работ (временный), или на неустановленный срок.

    На практике чаще всего встречаются случаи установления сервитута в судебном порядке. Сервитут – это ограничение права, что всегда приводит к конфликтам. Даже при установлении границ между соседними участками, чтобы доказать свою правоту, приходится поднимать архивные планы дореволюционных времен. Стороны могут конфликтовать по 2ум поводам:

    • Конфигурация сервитута и его расположение в границах участка;
    • Величины устанавливаемой платы за объект.

    Каждая сторона доказывает свою позицию. При этом, если первую часть спора удается решить оперативно, то вторую часть можно решать годами с привлечением различных оценщиков.

    При определении соразмерной платы за сервитут может быть учтено 2 варианта:

    • Единовременная выплата при установлении сервитута. Крайне редко встречается на практике;
    • Аннуитетный платеж (ежемесячный или ежеквартальный).

    Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.

    В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:

    • Размер реального ущерба;
    • Размер упущенной выгоды;
    • Размер убытков.

    На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:

    • Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
    • Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
    • Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.

    Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.

    На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».

    Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:

    Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута.

    Стоимость сервитута определяется на основе:

    · Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора.

    · Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута.

    Стоимость сервитута определяется на основе:

    · Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок.

    · Платы за ограничение использования собственником земельного участка.

    Реализуемость на практике

    В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено.

    Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами.

    Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода. Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам.

    Кейс №1. Установление сервитута для проезда к АЗС. По соседству расположен крупный торговый комплекс. В отдельный кадастр выделены:

    • земельный участок под комплексом;
    • земельный участок, используемый для парковки перед зданием;
    • искомый земельный участок, используемый для прохода и проезда с основного шоссе. Данный участок заасфальтирован и используется, помимо собственника комплекса, 9 смежными собственниками соседних участков.

    Таким образом, при первичном ознакомлении с сервитутом установлено, что искомым участком пользуются 10 собственников. Верховный Суд разъяснил, что сервитут не является средством для заработка. Поэтому собственник искомого земельного участка не вправе устанавливать безотносительно высокую плату за проезд по его участку.

    Исходя из здравого смысла, собственник искомого земельного участка в данном случае несет следующие расходы:

    1. затраты на обслуживание асфальтобетонного покрытия и реконструкция (при необходимости). Как правило, текущий ремонт проводится 1 раз/ год, а капитальный ремонт 1 раз / 5 лет;
    2. налог на земельный участок

    Исходя из суммарных затрат за 5 лет, можно перейти к затратам в год или в месяц. Эти суммарные затраты изначально хотели предъявить к собственнику АЗС. Но для определения адекватной соразмерной платы за сервитут необходимо понять, какой вклад в разрушение дорожного полотна вносят посетители заправочной станции. Для этого нужно оперировать двумя цифрами:

    1. трафик при въезде на искомый земельный участок. Не буду делать рекламу, но существуют геоинформационные системы, в которых есть такая информация;
    2. количество пробитых чеков на заправке. Этими данными обладает клиент.

    Таким образом, можно установить долю трафика, приходящуюся на АЗС и величину компенсируемых расходов. По данной модели была определена величина ежемесячной платы за сервитут для собственника АЗС. В модели может быть погрешность, связанная с тем, что не все посетители заправляются и пробивают чеки. Но эта составляющая сведена к минимуму.

    Кейс №2. В стороне от шоссе был построен крупный логистический комплекс. Так получилось, что подъезда к объекту не было. Собственник участка, на который планировалось установить сервитут, оказался предприимчивым человеком. Для расчета соразмерной платы за сервитут была предложена такая идея: определить потенциальный валовый доход и величину чистой прибыли логистического комплекса. А стоимость сервитута определить, как процент от чистой прибыли. Но в таком варианте расчета ежемесячная плата за сервитут могла оказаться выше стоимости самого земельного участка!

    Кейс №3. Сервитут в виде прохода и проезда установлен на земельный участок вдоль одной из его границ. Данным сервитутом пользуется только один человек. Собственник мог бы использовать эту часть участка по своему усмотрению, но такой возможности у него нет. Фактически эта часть участка сдается в аренду на неопределенное время, и наша задача заключается в определении арендной ставки. Например, в интернете на специализированных ресурсах представлены предложения по аренде открытых площадок для хранения различных грузов и товаров, указаны цены. Данные предложения могут быть использованы в качестве ориентира. Но для установления конкретной ставки необходимо в первую очередь уточнять категорию участка и вид разрешенного использования, а затем: местоположение, площадь и другие факторы.

    Кейс №4. По своей сути обладание информацией о перспективах развития микрорайона может быть инсайдерской информацией, особенно когда этими знаниями пользуются чиновники. Реальный случай, который был придан огласке. Кудрово – некогда небольшая деревня на границе города Санкт-Петербурга, где фактически был расположен частный сектор с дачными и садовыми домами, с 2002 года получила новую жизнь. Застройщики стали очень активно возводить жилые дома, прокладывать коммуникации и обустраивать проезды.

    Собственник участка на территории Кудрово с 1960 года, оказался окружен по всем границам соседними участками, без единого проезда. А улица оказалась приватизирована, несмотря на положения Земельного Кодекса. Собственник встретился с новым соседом и узнал, что последний оформил на себя еще 9 участков в том месте. Сосед предложить выкупить и данный участок собственника по бросовой цене или в рамках судебного спора попытаться наложить сервитут. Собственник решил отставить свою позицию в суде.

    Еще одна история связана с этим же местом, когда чиновник намеренно выкупил примыкающий к строительству жилого комплекса земельный участок, по которому в перспективе должны были пройти все инженерные коммуникации для подключения этого комплекса. Предложенная плата за сервитут была выше, чем стоимость участка и даже стоимость прокладки инженерии. Застройщик изменил проект подключения и не пошел на шантаж.

    Читайте также:  Земельный налог для частного дома

    источник

    к решению Тульской городской

    Порядок определения платы за сервитуты

    1.1. Настоящий Порядок определяет плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Тула.

    1.2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

    1) муниципальный земельный участок — земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования город Тула;

    2) сервитут — право ограниченного пользования муниципальным земельным участком, устанавливаемое в соответствии с гражданским законодательством, в том числе статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 10 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации;

    3) обладатель сервитута — лицо, в пользу которого установлен сервитут;

    4) правообладатели муниципальных земельных участков – лица, которым муниципальные земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год;

    5) Комитет – комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы;

    6) обеспечиваемый земельный участок – земельный участок, с которым связана нужда в установлении сервитута;

    7) обеспечиваемое здание – здание, сооружение, с которым связана нужда в установлении сервитута;

    8) мобилизационное задание – мобилизационное задание (заказ), установленное в соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

    1.3. Настоящий Порядок применяется, если иное не установлено федеральными законами, в том числе частью 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

    1.4. Настоящий Порядок применяется при заключении соглашений об установлении сервитутов в отношении муниципальных земельных участков Комитетом и правообладателями муниципальных земельных участков.

    2. Порядок определения платы за сервитуты

    2.1. Плата за сервитут в год (ПГ) рассчитывается следующим образом:

    ПГ = 0,015 x КС x SS / SО, где

    0,015 – коэффициент, соответствующий максимальной налоговой ставке земельного налога, установленной статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации;

    КС – кадастровая стоимость земельного участка, рублей;

    SS – площадь земельного участка или его части, обременяемая сервитутом, кв. м;

    SО — общая площадь земельного участка, кв. м.

    2.2. Плата за сервитут в месяц (ПМ) рассчитывается следующим образом:

    2.3. Плата за сервитут за неполный месяц (ПНМ) рассчитывается следующим образом:

    ДНМ – количество дней в месяце, за которые начисляется плата за установление сервитута;

    ДМ – количество дней в месяце.

    2.4. Если в соглашении об установлении сервитута на стороне обладателя сервитута выступает несколько лиц, то для каждого из них плата за сервитут определяется с учетом его доли в праве на обеспечиваемый земельный участок, а если такие доли не определены, то с учетом его доли в праве на обеспечиваемое здание либо пропорционально площади помещений, принадлежащих указанным лицам, в обеспечиваемом здании.

    2.5. В период действия соглашения о сервитуте размер платы за сервитут может изменяться в одностороннем порядке Комитетом, правообладателями муниципальных земельных участков по согласованию с Комитетом. Основаниями изменения размера платы являются нормативные акты, изменяющие порядок определения платы за сервитут и (или) отдельные показатели, используемые при ее исчислении.

    2.6. Плата за сервитут уплачивается:

    1) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при установлении сервитутов для целей, связанных с предпринимательской деятельностью, – ежемесячно до 10 (десятого) числа текущего месяца за текущий месяц;

    2) гражданами при установлении сервитутов для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, — ежегодно до 15 (пятнадцатого) сентября текущего года за текущий год.

    2.7. Плата за сервитут не устанавливается для казенных и бюджетных муниципальных учреждений, для организаций, имеющих мобилизационные задания.

    источник

    По закону РФ, сервитут является отдельным видом права пользования чужим земельным участком, за которое предусмотрена определенная выплата. Предоставление этого права производится после оценки стоимости данного обременения.

    Режим определенных выплат за сервитут регулируется статьей 18 Земельного Кодекса РФ. Она устанавливает размеры и порядок выплат за пользование обремененными участками. Согласно пункту 3 данной статьи, если договор о вводе сервитута и определения режима выплат за пользование не заключен по истечению года, то сторона, заинтересованная во вводе сервитута, переводит определенные средства в депозит нотариуса, в зоне ответственности которого расположен обремененный участок. После этого он может продолжать пользоваться сервитутом.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Собственник участка, по которому действует сервитут, вправе в любое время получить от нотариуса эти средства с учетом удержания суммы за хранение средств. Однако при этом он обязан предоставить договор со стороной, заинтересованной в установлении сервитута. Заключенный договор должен содержать порядок оплаты всех сумм при строгом соблюдении сроков выплат.

    При составлении соглашения сервитута выбирают один из двух способов оплаты:

    • Единовременный. Всю сумму выплат за право пользования участком собственник получает до начала его использования. Однако надо учесть, что любое изменение по повышению или понижению стоимости сервитута будет сложно осуществить. Ранее установленная сумма уже будет оплачена.
    • Ежемесячными выплатами. Будет установлен режим оплаты раз в месяц на весь период пользования сервитутом. При изменении стоимости сервитута можно скорректировать число выплат или их ежемесячную величину.

    Таким образом, изменение цены возможно. Тем не менее, надо знать, что при корректировке полной стоимости сервитута составляется отдельный дополнительный договор. Он должен содержать информацию о поправках оплаты за сервитут и установить окончательную сумму.

    При установлении сервитута выплату налогов должны произвести обе стороны: собственник земельного участка и пользователь сервитута.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Собственник земельного участка выплачивает налог на добавленную стоимость за предоставление в пользование земельного участка и подоходный налог. Если собственник является физическим лицом, то он платит налог на доходы физических лиц, если организация — налог на прибыль.

    Если пользователь сервитута — физическое лицо, то платить ничего не надо. В случае организации нужно действовать согласно собственному порядку налогообложения.

    В РФ существует два типа налогообложения:

    • Стандартный. Величина налогов определяется с полным учетом всех издержек. Налог выплачивается из суммы чистой прибыли, оставшейся после вычета всех расходов.
    • Упрощенный. Учитываются расходы, находящиеся в закрытом перечне расходов при налогообложении учреждений с упрощенной системой (типом) налогов.

    Следовательно, все налогообложение по сервитуту производится согласно вышеуказанным разделениям. При стандартном типе отчисления налогов оплата использования сервитута признается документально подтвержденным расходом (согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Это нужно для создания базы по налогообложению прибыли.

    Упрощенный тип налогообложения не признает соразмерную плату за сервитут как расход. Она не содержится в закрытом списке затрат, используемых при создании базы налогообложения по прибыли.

    Выплаты за использование сервитута определяются по пунктам оформленного договора по результатам оценки стоимости данного обременения. Режим по оплате сервитута также содержится в этом договоре. Если стороны не могут договориться, пользователь сервитута может всю определенную сумму перевести на депозит нотариуса и начать выполнение неотложных работ. На этом этапе свои обязательства он может считать выполненными.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    источник

    Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

    Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости. Сервитут — вещное право. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая — обязанной. Управомоченное лицо имеет право пользования имуществом обязанной стороны. Право владения, а также распоряжения вещью лицу, у которого имеется право на сервитут нет. В соответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли-продажи, залога, и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен. Существует два вида сервитутов: частный и публичный.

    Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соглашения.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, для различных целей. Сервитут может быть срочным и постоянным. Согласно п.9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 установил в числе прочих принципов, принцип платности использования земли. Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установлен­ных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Основными формами платы за землю выступают:

    • земельный налог (статья 65 ЗК РФ, глава 31 НК РФ);

    • арендная плата (статья 22 ЗК РФ).

    Кроме того, в практике реализации земельных отношений так­же используются следующие виды платежей:

    • плата за установление сервитута (статья 23 ЗК РФ);

    • плата за предоставление земли (статья 28 ЗК РФ);

    • плата за выкуп земельного участка (статья 2 Вводного закона к ЗК РФ).

    Дополнительно устанавливаются платежи за проведение зем­леустроительных работ по формированию земельных участков и иные платежи, сопряженные с учетом земельных участков и его регистрацией.

    В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 42 ЗК РФ землепользова­тели обязаны своевременно вносить земельный налог, платежи за землю. В противном случае законодательством Российской Федерации предусмотрены меры ответственности за неуплату установленных законодательством платежей.

    Вопросы установления и взимания земельного налога регулируются главой 31 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации взамен ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю». Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципаль­ного образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земель­ный налог. Согласно положениям главы 31 НК РФ земельный налог является местным налогом, формирующим доходную базу местных бюджетов. Налог уплачивается в бюджет му­ниципального образования по местонахождению земельных участков.

    Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами
    органов муниципальных образований о налогах;

    Таким образом, органы местного самоуправления муниципаль­ного образования, на территории которого находится земельный участок, своими нормативными правовыми актами вправе устанавливать:

    — ставки земельного налога для земель различного использова­ния;

    — сроки уплаты земельного налога, например, ежеквартально или два раза в год, в том числе и возможность внесения аван­совых платежей;

    — категории землепользователей, освобождаемых от уплаты зе­мельного налога (помимо установленных НК РФ категорий).

    Органы местного самоуправления должны не позднее 1 мар­та доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого календарного года, которая не может быть изменена в течение года.

    Налогоплательщиками земелъного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на следующем праве:

    постоянного (бессрочного) пользования;

    пожизненного наследуемого владения.

    При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на пра­ве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    Налоговая база, пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характери­стику объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являюще­гося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земель­ных участков, находящихся в общей долевой собственности (на­пример, земельных долей в сельском хозяйстве), определяется для каждого сособственника пропорционально его доле.

    Налоговые ставки устанавливаются органами местного са­моуправления в процентах от утвержденной для земельно­го участка кадастровой стоимости и не могут превышать следу­ющие показатели:

    • 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяй­ственного назначения, земель поселений в составе зон сельско­хозяйственного использования, а также земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса или предо­ставленных для жилищного строительства, личного подсобно­го хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;

    • 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного ис­пользования земельного участка.

    Не взимается налог за земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

    источник