Меню Рубрики

Порядок применения льготы по земельному налогу

Во всех регионах страны определенные категории граждан и некоторые юридические лица вправе оформить налоговые льготы по земельному налогу.

Платежи по ЗН (земельному налогу) поступают в бюджет города, района или области. В связи с этим процентная ставка и привилегии отдельным категориям лиц регламентируются как на федеральном уровне с помощью НК РФ, так и правовыми нормами, прописанными в законодательных актах муниципальных образований.

Для того чтобы понять собственникам земельных наделов, на какие привилегии они могут претендовать, в первую очередь стоит узнать о местных преференциях. Данную информацию можно узнать по вашему региону на сайте ФНС.

Если владелец з/у попадает под установленные муниципалитетом льготы, то он вправе их использовать вместе с определенными на федеральном уровне.

Если не попадает, то платеж за землю придется выплачивать в полном объеме.

В ст. 395 НК РФ приведен краткий список категорий лиц, которые полностью освобождены от платежей по ЗН . К ним относятся:

  • Коренные жители, проживающие на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири и относящиеся к малочисленным народам;
  • Общины вышеперечисленных народностей, которые используют землю для того, чтобы сохранить уклад их жизни и традиционные промыслы.

Также не платят налог на землю люди, взявшие земельные участки в аренду или получили право на безвозмездное пользование наделом на определенное время.

Внимание! Федеральными законопроектами не предусмотрены иные категории граждан, которые вправе претендовать на преференции в области земельного налогообложения.

Местные управленческие органы имеют полное право расширить перечень льготников по ЗН .

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

НК страны предусмотрел целый круг лиц, в отношении которых база (цена земельного надела) ранее: до 1.01.2018 г., могла быть снижена на 10 000 руб. при исчислении ЗН . Сейчас вместо этой нормы действует так называемый налоговый вычет. Он предусматривает не учитывание при определении налоговой базы земельного участка (его части) в размере 6 соток (600 кв. м). Эта привилегия распространяется только на 1 участок земли, который находится на территории одного муниципалитета.

Снизить стоимость участка земли на 10 000 руб. имеют право:

  • ветераны ВОВ, а также лица, ставшие инвалидами в результате участия в ней или других военных событиях;
  • жертвы атомных аварий или других техногенных катастроф, а также их ликвидаторы и подвергшиеся лучевой болезни;
  • нетрудоспособные граждане, имеющие I и II группу инвалидности, в том числе, и инвалиды с детства;
  • герои СССР и РФ и кавалеры ордена Славы всех степеней;
  • пенсионеры и предпенсионеры достигшие 60 и 55 лет (мужчины и женщины).

Такой налоговый вычет с 2018 года действует и для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ; ч. 6 ст. 3 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Если участок соответствует этому размеру (в 6 соток) или не превышает его, то он полностью освобождается от налогообложения. Если же превышает, то расчет налога идет только с параметров свыше 600 кв. м.

Такие привилегии есть у всех вышеперечисленных льготников, а также у пенсионеров и членов семьи военных, потерявших кормильцев.

О появлении нового льготного имущества необходимо уведомлять ИФНС до 1 ноября впервые наступившего для этой недвижимости льготного периода. Также следует учесть тот факт, что льготы имеют заявительный характер и не применяются автоматически. А это значит, что к предыдущему периоду они могут быть применены только в отношении 3 предыдущих лет. Поэтому о фиксации своего права необходимо позаботиться заблаговременно.

При начислении налога на землю существует ряд специфических особенностей, в которых следует разбираться собственникам земельных наделов.

Все граждане, имеющие земельный участок, обязаны платить за него налог. Его величина обусловлена кадастровой стоимостью надела, которая устанавливается спецкомиссией.

Некоторые физические лица могут рассчитывать на льготы в области земельного налогообложения:

Указанный налоговый вычет на 6 соток распространяется, помимо пенсионеров, также на следующих граждан:

  • участников, инвалидов ВОВ,
  • участников БД,
  • членов семьи военных, потерявшие кормильцев,
  • ликвидаторов последствий ЧС на Чернобыльской АЭС, р. Теча, Семипалатинском полигоне, химпредприятии «Маяк»,
  • инвалидов 1-2 гр.

Местные органы самоуправления, которые являются получателями платежей по ЗН , часто дополняют и расширяют перечень льготников.

Совет! Чтобы быть в курсе всех преференций, действующих в данном муниципальном образовании, стоит посетить с целью получения консультации учреждение ФНС , которое расположено на территории нахождения земельного надела.

Все вышесказанное касается и юридических лиц, земля которых находится в ведении конкретного муниципалитета.

Плательщиками земельного налога принято считать всех граждан, юридические лица и ИП с любым налоговым режимом, которые являются собственниками земли, наделены правом владения ею в течение всей жизни или правом пользоваться ею без ограничения времени.

Объект налогообложения при начислении ЗН в ст. 389 НК РФ четко обозначен. Начисление происходит на участки земли, которые находятся в субъектах Федерации, принявших законопроект о введении такого налога. При этом не применяется этот закон на земли:

  • Исключенные из оборота или на него наложен лимит;
  • Земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые в государственной собственности водными объектами;
  • На которых расположены многоквартирные жилые объекты.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, за который производится начисление. Так узнать кадастровую стоимость можно по кадастровому номеру участка на сайте Росреестра.

Весь год цена з/у, которая берется для исчисления налога остается неизменной.

Величину процентной ставки для расчета платежа за землю определяется территориальными органами управления. Она обусловлена категорией, к которой подходит надел и может корректироваться местной властью. Но наибольшее значение величины процентной ставки равно 1.5%.

В законодательстве также определен перечень исключений, где процентная ставка не должна быть больше 0.3 %:

  • земля, которая эксплуатируется в сельскохозяйственных целях;
  • земельный участок, который используется под животноводство, разведение садов или под подсобное хозяйство граждан;
  • земельный надел, который предназначен для строительства жилья;
  • з/у, который находится под жилыми домами.

Гражданам России размер платежа за земельный участок рассчитывает ФНС , затем отправляет по месту проживания налогоплательщика уведомление, в котором расписывается величина платежа, срок, отведенный на его уплату и др.

Налоговые уведомления в текущем году направляются всем физическим лицам с апреля по сентябрь.

Размер земельного налога, который необходимо оплатить за год, рассчитывается способом умножения налоговой базы на процентную ставку.

Раньше у ИП возникало множество вопросов и трудностей при расчете налоговых платежей. Это было обусловлено тем, что земельный налог не входит в величину единого налога, который выплачивался по УСН .

Значит, его нужно было оплатить отдельно, так же как это делали бизнесмены, использующие общий режим.

Как рассчитывается земельный платеж для граждан, было описано выше. Стоит отметить, что физические лица не обязаны сами производить расчет платежа. Это делают специальные органы. Но если человек не согласен с расчетом налоговиков, то он вправе предоставить свой вариант начисления платежа.

Оплатить квитанцию, которая была доставлена гражданину, и рассчитана за нахождение у него в собственности земельного участка, следует до 1 декабря текущего года.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В конце декабря 2017 г. Госдума приняла закон, расширяющий перечень федеральных льготников по земельному налогу. Теперь туда войдут еще и пенсионеры. Кроме того, изменен не облагаемый налогом минимум. После вступления закона в силу это будет кадастровая стоимость земельного надела до 6 соток включительно.

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

источник

Схема получения земельных налоговых льгот определяется на местном или федеральном уровне. В первом случае установленные нормы котируются исключительно в рамках МО (Муниципальное образование), во втором – актуальны в пределах всей страны.

На основании ст. 387, ст. 391, ст. 395 НК РФ, можно так классифицировать льготы по земельному налогу:

  1. Снятие с некоторых категорий лиц земельных налоговых обязательств.
  2. Осуществление налогового вычета (уменьшение облагаемой суммы).
  3. Льготы, определенные местными законами в городах федеральной значимости (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

Чтобы оформить льготу, гражданину надлежит посетить отделение налоговой инспекции с пакетом документов.

Для ряда граждан льготы по земельному налогу представляют собой отсутствие уплаты такового. Снятие налоговых обязательств касается тех физлиц, которые представляют коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока, и общины этих народов. Указанный факт подкреплен ст.395 (п.7) НК РФ.

Важно: снятие обязательств по уплате возможно, если участок принадлежит физлицу на одном из перечисленных оснований:

  • Право собственности.
  • Право бессрочного (постоянного) использования.
  • Право на наследство.

Кроме этого, обозначенные земельные участки должны территориально относится к землям малочисленных народов.

Налоговая база может быть изменена для строго регламентированного круга граждан, о чем свидетельствует п.5 ст. 391 НК РФ. В этот перечень входят представители обозначенных ниже категорий:

  • Награжденные орденом Славы всех степеней, Герои РФ, Герои СССР.
  • Лица с 1-й и 2-й гр. нетрудоспособности.
  • Граждане, являющиеся нетрудоспособными с детства, либо дети этих граждан.
  • Участники и инвалиды всех боевых действий и, в частности, ВОВ.
  • Физлица, которые в качестве участников состава особого подразделения либо испытывали разновидности ядерного оружия, либо ликвидировали аварии на объектах военного назначения.
  • Физлица, которые получили травмы либо стали нетрудоспособными в ходе каких-либо действий, имеющих отношение к ядерным установкам и космической технике
  • Все физлица, которые имеют право получить социальную помощь. В этот же перечень входят граждане РФ, которые принимали участие в устранении последствий аварии на АЭС в Чернобыле. Основание для этого – ст.1 Закон № 1244-1, ст. 1 ФЗ № 175, ст. 1 ФЗ № (в последних редакциях).
  • Лица пенсионного возраста, которые получают ежемесячную финансовую выплату на основании законодательства РФ.

Сумма, на которую допустимо снизить налоговую базу, имеет ограничения. В данном случае, ее размер не должен преобладать над размером кадастровой ценности 600 кв. м. площади участка (на одно физлицо в пределах одного МО).

Обозначенный участок может использоваться заявителем только на основании права собственности, права наследования либо права бессрочного пользования

Обратите внимание: при наличии нескольких участков получить вычет разрешено только в отношении одного из них на выбор собственника.

Местное законодательство вправе варьировать в большую сторону перечень категорий граждан, претендующих на льготы по земельному налогу. В некоторых ситуациях такое право предполагает неполную оплату взносов, либо формируется, исходя из целевого использования территории.

Чтобы оформить льготы по земельному налогу (сюда же причисляется налоговый вычет), физлицу необходимо подать в налоговую инстанцию соответствующее заявление. Обращение в письменной форме следует подкрепить бумагами, подтверждающими наличие регламентированных оснований для подобного запроса.

Написание заявления осуществляется в строго установленной форме. Ознакомиться с бланком и внести свои данные можно как на официальном интернет-ресурсе в личном кабинете, так и непосредственно на месте подачи бумаг.

Если заявитель не предоставит подтверждающие право на льготу документы, а налоговый орган не располагает нужными данными, последний будет обращаться в иные инстанции для уточнения обозначенных в заявлении сведений.

Лицо, которому был направлен запрос из указанной инспекции на получение информации, обязан удовлетворить его в течение недели, либо в аналогичный период сообщить о причине непредоставления данных. Если налоговая инспекция не смогла получить сведения, заявителю сообщат о необходимости подать документы, подтверждающие его право льготника.

Если у заявителя несколько объектов, ему следует выбрать один, в отношении которого будет осуществлен налоговый вычет. Уведомление о своем выборе необходимо предоставить в налоговую инспекцию до 1 ноября. В этом случае снижение налогооблагаемой суммы начнется уже с текущего календарного года.

Отправленное в срок уведомление означает, что смена объекта на обозначенный налоговый период невозможна. Если заявитель не сделал выбор, земельный налоговый вычет будет осуществляться автоматически для объекта с максимальной пошлиной.

Лицо, которому положены льготы по земельному налогу, может подать заявление на возврат переплаченной им пошлины. Для этого необходимо подкрепить свое право соответствующей документацией.

Осуществить перерасчет возможно только за 3 налоговых периода, которые предшествуют календарному году подачи заявления. Об этом свидетельствует НК РФ (ст. 78, ст. 393, ст. 397).

Важно: подать заявление на перерасчет разрешено не позднее 3-х лет с момента возникновения соответствующих прав.

Для принятия решения налоговому органу предоставляется 10 рабочих дней с момента письменного обращения заявителя. Вынесенный вердикт сообщается налогоплательщику не позднее, чем через 5 рабочих дней.

Для осуществления процедуры возврата налога также предусмотрен определенный срок – не более 30 дней с момента получения заявления, о чем свидетельствуют п.6 ст. 6.1, п.п. 6, 7, 8 ст. 78 НК страны.

Наличие у заявителя задолженностей по имущественным налогам, штрафам и пр. дает налоговому органу право сначала погасить данные просрочки в счет излишне уплаченной земельной пошлины. Во внимание принимается период не более 3-х лет с момента первой переплаты по земельному налогу. Погашение задолженности осуществляется в автоматическом режиме, без участия налогоплательщика.

источник

Льготы по земельному налогу делятся на три вида:

  1. освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий граждан;
  2. уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. для отдельных категорий граждан;
  3. льготы, которые устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий граждан

Освобождаются от уплаты земельного налога в полном объеме физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Уменьшение налоговой базы для отдельных категорий граждан

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков:

— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Льготы, устанавливаемые представительными законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Льготы по земельному налогу, установленные в городе Москве

Льготы по земельному налогу в городе Москве предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн. руб. в отношении следующих категорий лиц:

— инвалидов I, II групп, инвалидов детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Как рассчитать льготы по земельному налогу

Например, гражданин имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства, расположенный в Москве. Кадастровая стоимость земельного участка 3 000 000 руб.

Сумма земельного налога в 2015 г. составит 750 руб. (3 000 000 руб. х 0,025%).

Если собственник земельного участка является инвалидом I группы, то сумма земельного налога в 2015 г. составит 497,50 руб. ((3 000 000 руб. — 10 000 руб. — 1 000 000 руб.) х 0,025%).

Как оформить льготы по земельному налогу

Для получения льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.) налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льготы по земельному налогу.

Например, человек, являющийся инвалидом, представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (справка об инвалидности).

Как вернуть переплату земельного налога за прошлое время

Налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготы по земельному налогу, в течение трех лет, начиная с момента возникновения права на льготы, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога.

Для возврата излишне уплаченного земельного налога налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченного налога.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления, а сам возврат налога произведен в месячный срок со дня получения заявления.

Читайте также:  Решение о повышении ставок земельного и транспортного налогов

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

источник

Льготы по уплате земельного налога — мера государственной поддержки определенных категорий граждан. Кому разрешено платить меньше, и какие документы нужны для получения этой привилегии?

Плательщиками земельного налога являются все граждане, в собственности или пожизненном пользовании которых есть земля (ст. 388 НК РФ). Значит, платить его обязаны владельцы частных домов, дачники и те, у кого есть надел для огородничества. Платеж имеет местное значение, то есть попадает не только в федеральный, но и в региональный и местный бюджеты. Возникает вопрос: могут ли местные власти устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки по своей инициативе? Да, могут. Власти субъектов РФ и муниципалитеты имеют полномочия устанавливать:

Остановимся подробнее на последнем пункте. Рассчитывают сумму, которую необходимо уплатить в бюджет, специалисты налоговой службы, а вот проконтролировать, не упустили ли они из виду какую-то возможность сэкономить, стоит самому налогоплательщику. Более того, иногда о своем праве на налоговые льготы по земельному налогу для физических лиц следует заявить в письменном виде. Только так сотрудники ФНС рассчитают все правильно. Главное — помнить, что все условия исчисления и оплаты определяет НК РФ.

Налоговые послабления зависят от категории плательщика и типа земли. Кому и сколько положено?

Перечень граждан, которым положены льготы по налогу на землю, установлен статьей 391 НК РФ. В него, в частности, входят:

  • Герои РФ, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды боевых действий, в том числе участники Великой Отечественной войны;
  • инвалиды III группы с ограничением в возможности работать;
  • инвалиды I и II группы, которые получили ее до 01.01.2004, даже без ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства любой группы;
  • лица, претендующие на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Для таких налогоплательщиков база уменьшается на 10 000 рублей на одного человека по одному участку, расположенному на территории одного муниципального образования. Если стоимость участка, которая и является объектом налогообложения, меньше этой суммы, то, по нормам статьи 391 НК РФ, она равна нулю, и налог не начисляется.

В список тех, кому положена льгота на налог на землю, входят и представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они полностью освобождаются от уплаты налогового сбора, но только в отношении земельных участков, используемых для хозяйствования, промыслов, сохранения и развития традиционного образа жизни (пункт 7 статьи 395 НК РФ).

Местные власти наделены полномочиями дополнять список федеральных послаблений по земельному налогу на основании своих нормативно-правовых актов. По этой причине льготные условия индивидуальны для каждого региона РФ. Узнавать о том, кто имеет льготы на земельный налог, следует непосредственно в органах ФНС или на сайтах органов власти, где опубликованы соответствующие законы. Например, в Санкт-Петербурге власти на основании Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 от уплаты полностью освободили:

  • инвалидов I группы;
  • инвалидов с детства;
  • инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • лиц, подвергшихся воздействию радиации.

Поэтому если у кого-то из них есть участок в Санкт-Петербурге, платить за него ничего не нужно. В Москве многодетные семьи вправе уменьшить налогооблагаемую базу на 1 млн рублей. Правда, подтвердить такую привилегию необходимо документами.

Предоставление скидки на земельный налог инвалидам 3 группы и другим категориям плательщиков носит заявительный характер. Это значит, что они должны самостоятельно принести в ФНС документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы или освобождение от платежа совсем. Подавать такие документы следует по месту нахождения земельного участка. Порядок подачи таких документов и сроки, которые отведены на это, устанавливают местные органы власти.

При этом порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований. К документам налогоплательщик обязан приложить заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу (форма утверждена Приказом от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@). Заполнить его разрешается как от руки, так и на компьютере. При заполнении от руки необходимо писать заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета. На компьютере используется шрифт размера 16-18. Незаполненных ячеек не оставляют — в пустом поле ставятся прочерки.

Оформить заявление на льготу несложно, но для удобства рассмотрим подробнее, как это сделать. Первым заполняется титульный лист, на котором указывают:

  • ИНН налогоплательщика (необязательно);
  • фамилию, имя, отчество полностью;
  • данные о месте и дате рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • код инспекции ФНС, куда подается заявление (можно узнать по ссылке).

Обратите внимание: если плательщик указал собственный ИНН, то сведения о документе, дате и месте рождения заявителя не вписываются.

Внизу ставится дата и подпись. Вверху обязательно нумеруются листы, поскольку заявление предназначено для получения послаблений сразу по нескольким налоговым сборам, и заполнять следует только нужные страницы. Выглядит корректно заполненное заявление на льготу по земельному налогу пенсионерам (титульный лист, образец 2019 года) так:

Далее заполняется лист заявления, по которому предоставляют налоговые льготы на земельный налог, — и здесь есть нюансы. Поскольку сам бланк включает в себя несколько обязательных платежей, выбирают и заполняют только те, которые нужны в конкретном случае. Остальные не заполняются и не сдаются в орган ФНС. Если заполняется только один лист, ему присваивают номер «002». Затем в нем указывают:

  • кадастровый номер земли;
  • тип скидки: имеющая срок действия или бессрочная;
  • период действия льготной оплаты или освобождения (обратите внимание, что началом действия льготы является дата выдачи документа, подтверждающего право на нее, так как человек мог им просто не пользоваться по разным причинам);
  • наименование документа, подтверждающего статус льготника;
  • реквизиты этого документа.

Заполненный лист выглядит так:

Далее на листе есть место для информации еще об одном участке и, при необходимости, заполняется несколько таких листов. В конце заявитель ставит подпись и дату заполнения. После чего отдает документы в налоговую службу.

Вопрос, платят ли земельный налог ветераны труда и пенсионеры, актуален, так как к этим категориям относятся многие плательщики. Еще совсем недавно на федеральном уровне льгота на земельный налог ветеранам труда и пенсионерам не предоставлялась. Но местные власти некоторых регионов исправили это упущение. За точной информацией о том, какая налоговая льгота на земельный участок предназначена пенсионерам, следует обратиться в территориальные органы ФНС. Например, в соответствии со статьей 5 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 172-3-РС, лица, получающие пенсию и имеющие землю в Курске, должны платить в бюджет только 50 % установленной ставки налога.

В декабре прошлого года приняли закон о фискальной амнистии, в котором предусмотрена еще один специальный бонус для пенсионеров. Теперь налоговая база при расчете уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади их земельного участка. То есть сначала из всей площади земли вычитаются 600 метров, а с кадастровой стоимости оставшейся земли и рассчитывается сбор.

источник

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

Как оформить льготы на земельный налог пенсионерам, многодетным семьям и другим категориям налогоплательщиков, имеющих на это право

Последнее обновление 2018-10-17 в 14:48

Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса России, а также местным законодательством каждого муниципалитета. Льготы, предусмотренные НК РФ, в каждом районе или городе могут увеличиваться и иметь разные размеры. Однако на федеральном уровне закреплены преференции для пенсионеров, маломобильных граждан и многодетных семей — наиболее социально незащищенного класса населения. Как получить льготу быстро и просто?

Платить этот налог обязаны:

  • собственники земли;
  • пользователи по бессрочному договору;
  • владельцы по пожизненному наследованию.

Льгота тесно связана с налоговой базой. А налогооблагаемая база зависит от кадастровой стоимости недвижимости. Кадастровую стоимость владелец не способен рассчитать самостоятельно — она исчисляется кадастровыми инженерами, имеющими членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, по методике Росреестра.

Вся информация о кадастровой стоимости и других характеристиках земельных участков находится в Росреестре — в своде ЕГРН.

Если вы хотите узнать кадастровую стоимость своего имущества и другие записанные в реестр данные, вы можете:

  • получить бесплатную справочную информацию на сайте Росреестра;
  • заказать выписку — на сайте Росреестра или в МФЦ; она требует оплаты (250-400 рублей).

Для этого нужно знать хотя бы одно из описаний участка:

  • номер — кадастровый, инвентаризационный, условный;
  • адрес;
  • номер права.

Итак, налоговой базой по общему правилу ст.390 НК РФ признается кадастровая стоимость. Но в ст.391 НК РФ указано, что база в части 600 квадратных метров не засчитывается для ряда лиц, в т.ч. в пп.8 п.5 статьи — пенсионеров.

Оформить налоговую льготу на землю пенсионера в размере 6 соток, которые не облагаются налогом, можно только одним способом: собственник земли до 1 ноября года, в котором хочет получить этот вычет, подает в ИФНС уведомление с указанием земельного участка, базу которого хочет уменьшить.

Смысл уведомления — благодаря нему плательщик сам выбирает, за какой объект будет уменьшен налог. Ведь вычет предоставляется только по одному участку из всех, что находятся в собственности гражданина. Если не подать уведомление, то ИФНС всё равно предоставит вычет, но самостоятельно выберет объект по принципу наибольшей базы.

Поскольку вычет не обусловлен ничем, то чтобы получить льготу по земельному налогу, пенсионерам не нужно собирать какие-либо документы извне.

Ему достаточно приложить к уведомлению:

  • копию паспорта;
  • копию удостоверения пенсионера.

С собой необходимо взять оригиналы этих документов. На всякий случай можно взять и документы на землю. Образец заявления на льготу по земельному налогу для пенсионеров в форме уведомление о выборе земельного участка для использования вычета выглядит таким образом:

Скачать бланк заявления на льготу по земельному налогу для пенсионеров можно отсюда.

Заполняйте его темной пастой, печатными буквами и строго по паспорту и документам на землю.

Сразу после подачи уведомления налог будет пересчитан, и к 1 декабрю плательщик заплатит иные суммы. После 1 ноября уже нельзя изменить объект вычета, придется ждать следующего календарного года, т. е. в первый же рабочий день следующего года можно подавать уведомление на вычет.

Кроме вычета по ст.396 НК РФ предусмотрена такая льгота, как освобождение от уплаты фискального платежа за землю полностью. Однако в этой статьей перечислены не все категории льготников, а только установленные на федеральном уровне. Из физических лиц там присутствуют только коренные жители Сибири, Дальнего Севера и Востока в отношении земель, являющихся их культурным наследием и источником быта и ремесла.

Но на местном уровне каждый муниципалитет принимает собственный закон, по которому может расширить круг освобождающихся или хотя бы уменьшить для них налог.

Закон местной власти вашей территории вы можете найти в интернете либо посетить ИФНС и уточнить там, каким категориям граждан положено освобождение. Также посмотреть положенные вам преференции можно на сайте ФНС.

Читайте также:  Налог при продаже земельного участка после приватизации

Например, согласно Московскому закону о земельном налоге № 74 от 24.11.2004 года по ст.3.1, некоторые граждане освобождаются от платежа в части 1 000 000 рублей облагаемой базы, в т.ч. один из родителей или усыновителей в многодетной семье.

Каждый регион самостоятельно определяет, какая семья считается многодетной. В субъектах России, где рождаемость высокая, такой статус приобретают семьи с 4 и более детьми, а в прочих регионах, как правило, достаточно 3 детей, чтобы относиться к многодетным.

Другой пример — в соответствии с Решением Городской Думы Ростова-на-Дону № 38 от 23.08.2005 года в п.3.2.6 раздела 3, семьи, имеющие более 3 несовершеннолетних детей, полностью освобождаются от уплаты данного платежа в отношении участков, полученных по специальной региональной программе. Также Решение полностью освобождает от обложения в отношении 1 объекта пенсионеров, учитывая федеральный вычет.

Документы для льготы по земельному налогу для многодетных:

  • паспорт;
  • справка или удостоверение о статусе многодетной семьи — выдается в Соцзащите;
  • заявление.

Форма заявления на льготу по налогу на землю пенсионерам, многодетным семьям и другим лицам — единая. Ее можно скачать отсюда.

В отличие от уведомления на вычет, если вы не подадите заявление, то налоговая автоматически его не учтет и будет продолжать начислять налог.

ФНС России рекомендует подавать заявление до 1 мая года, в котором возникло право на преференцию, чтобы ИФНС успела учесть ее при расчете платежей. Но даже в случае получения уведомления без учета льготы, вам не стоит беспокоиться — посетите свою налоговую и покажите документы, подтверждающие ваше право на освобождение.

Как только вы потеряете статус, по которому получали льготу, ИФНС со следующего месяца пересчитает платеж с учетом утраты права.

Пример такой утраты — один из 3 детей стал совершеннолетним.

  1. Всем пенсионерам уменьшают кадастровую стоимость в налоговой базе на 6 соток. Для этого пенсионеру ничего не нужно делать, но он может выбрать, по какому участку получить вычет, если у него их несколько. Для этого подается специальное уведомление.
  2. На федеральном уровне для физических лиц практически нет льгот по земельному налогу.
  3. Большая часть местных властей освобождает от уплаты земельного налога полностью или в размере 1 000 000 пенсионеров, многодетные семьи, малоимущих граждан, инвалидов и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(11 оценок, средняя: 3,82)

3 thoughts on “Как оформить льготы на земельный налог пенсионерам, многодетным семьям и другим категориям налогоплательщиков, имеющих на это право”

1. В статье не указано место подачи заявления, т.е. по месту жительства пенсионера или по месту нахождения участка.
2. Участок один, но 12 соток. Понятно, что на 6 соток (т.е одну половину) дадут льготу, вторая будет облагаться налогом. И если участок оформлен на мужа-пенсионера. Де-юре собственник муж (жена), но это совместно нажитая собственность. И получается, что второй собственник (де-факто), даже если он пенсионер на льготу не имеет права?

Светлана, здравствуйте.
1. В настоящий момент заявление на получение льготы подается в любой налоговый орган.
2. Плательщиками налога являются собственники. Чтобы пользоваться льготой со второй половины, нужно переоформить право собственности.

Я ,Глава кфх, приобрел автомобиль КАМАЗ новый в 2015 г имею ли я право на льготу в 50 %. Автомобиль использовал только для перевозки своей с/х продукции.

источник

Земельный налог исчисляется согласно главе 31 НК РФ. Это местный налог, его плательщиками являются физлица и организации. Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены льготы, о которых мы расскажем в этой статье.

Физлица не определяют налоговую базу сами – расчет за них делают налоговые органы по имеющимся у них сведениям об объекте и владельце земли, а затем присылают уведомление с суммой к уплате (п. 4 ст. 391 НК РФ). Гражданину, имеющему право на льготы по земельному налогу, нужно предоставить в налоговую инспекцию подтверждающие документы и написать заявление.

П. 5 ст. 391 НК РФ приводит перечень лиц, для которых налоговая база по земельному участку уменьшается на 10 000 руб.:

  • Герои России и Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,
  • инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства,
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и иных боевых действий,
  • лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, аварии на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
  • физлица, принимавшие участие в ядерных испытаниях и ликвидации аварий ядерных установок,
  • лица, получившие лучевую болезнь, или инвалидность в связи с испытаниями ядерной и космической техники.

Если база по налогу меньше, чем применяемая налоговая льгота по земельному налогу, то налоговая база считается равной нулю. Если у физлица несколько участков, и они находятся в одном муниципальном образовании, то льгота применяется только к одному из них, а когда участки находятся на разных муниципальных территориях, то льгота может применяться к каждому.

Помимо перечисленного, пп. 7 ст. 395 НК РФ полностью освобождает от уплаты налога лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, если земельные участки используются для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйства и промыслов.

Нужно учитывать, что для некоторых категорий плательщиков льготы на федеральном уровне могут быть незначительными либо вовсе отсутствовать, но на уровне регионов быть весьма существенными. Например, льготы на земельный налог инвалидам 2 группы и других групп инвалидности в г. Санкт-Петербурге предполагают полное освобождение от уплаты налога (закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105), а в Москве для инвалидов с детства и инвалидов-участников войны налоговая база уменьшается на 1 000 000 руб. (закон Москвы от 24.11.2004 № 74).

Стоит отметить, что с 2015 г. НК РФ разрешил по налогу на землю льготы инвалидам 2 группы применять независимо от даты установления инвалидности, ранее льгота полагалась лишь тем, кто получил 2 группу после 2004 г.

Подобная ситуация по льготам складывается и для других категорий граждан: ветеранов труда, пенсионеров, многодетных.

Специальных льгот на земельный налог для ветеранов труда федеральным законом не предусмотрено, равно как и для пенсионеров. Но для них могут действовать льготы на местном уровне, поэтому об их наличии лучше узнавать в своей налоговой инспекции, либо в администрации района. Например, в Калининградской области налоговая база уменьшается для одиноких пенсионеров и пенсионеров — ветеранов труда, а также действуют льготы на земельный налог для многодетных семей: уменьшение налоговой базы на 10 000 руб., а малоимущие семьи от налога полностью освобождены.

Круг юрлиц, освобожденных от уплаты земельного налога, установлен ст. 395 НК РФ. К ним относятся узкоспециализированные организации – учреждения УИС, организации народных художественных промыслов, а также религиозные, судостроительные-резиденты ОЭЗ. 100-процентная льгота по земельному налогу для юридических лиц предусмотрена также для:

  • организаций, земля которых занята государственными автодорогами общего пользования,
  • организаций – резидентов ОЭЗ, земли которых расположены на ее территории; срок льготы – первые 5 лет с начала права собственности;
  • организаций – участников СЭЗ, если земли расположены на территории СЭЗ; срок действия льготы – 3 года с начала права собственности;
  • организаций — управляющих компаний, земли которых расположены на территории «Сколково»;
  • общественных общероссийских организаций инвалидов для участков, используемых в уставной деятельности, если инвалиды составляют минимум 80% от общего числа членов; льгота по налогу на землю для инвалидов распространяется и на предприятия, созданные такими организациями – они тоже имеют 100% льготу, если число работников-инвалидов составляет не менее половины, а их доля в фонде оплаты труда – минимум 25%.

Кроме того, на местном уровне могут также устанавливаться льготы, как освобождающие от налога полностью, так и частично уменьшающие налоговую базу или сумму налога. Нужно учесть, что не является льготой по уплате земельного налога применение пониженных ставок к определенным категориям земель на региональном уровне.

Организации, в отличие от физлиц, ежегодно подают декларацию по налогу на землю, в том числе и в случае применения 100-процентной льготы.

Льготы по налогу отражаются в Разделе 2 декларации, при этом по каждому их виду указываются коды льгот по земельному налогу (приложение № 6 к Порядку заполнения, утв. Приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696). Например, при использовании федеральной льготы, освобождающей от налогообложения участки под государственными автодорогами, в строке 220 раздела 2 следует указать код налоговой льготы по земельному налогу 3021120. Обратите внимание, что для разных льгот предусмотрены разные строки декларации. Если налогоплательщик применяет льготу, установленную местным законом, то в строке 200 раздела 2 указывается код льготы по земельному налогу 3022400.

источник

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье адвокат по земельным вопросам рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Читайте также:  Бланк налог на земельный участок

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

источник