Меню Рубрики

Порядок исчисление земельного налога

Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010. 344 с.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц. В материалах к законопроекту о федеральном бюджете на 2008 год и последующий период до 2010 года было предусмотрено введение в действие единого местного налога на недвижимость с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. Однако отсутствие реестров с полными характеристиками объектов недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методик и специализированных структур по оценке недвижимости, правил расчета указанного налога не позволило ввести единый налог на недвижимость в указанные сроки.
Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими нормативными правовыми актами: Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»), Гражданский кодекс РФ (глава 34 «Аренда), Закон РФ «О плате за землю» в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Поскольку данный налог является местным, средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), в полном объеме должны зачисляться в соответствующий местный бюджет независимо от формы собственности на земельные участки, в том числе независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю.
Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется в следующем порядке:
1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
а) 0,3% в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в пользовании налогоплательщика. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок. Однако, если землепользователь необоснованно уклоняется от государственной регистрации своего права на землю, это является основанием для применения к нему санкций за умышленное уклонение от уплаты земельного налога.
Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года.
Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и Земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Как рассчитывается земельный налог? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Пример применения коэффициентов Кв и Ки одновременно вы найдете здесь.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию компаниям нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ). Налог по итогам года платят в срок, установленный в регионе, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ).

ВАЖНО! Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными для региона.

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2018 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2018, право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в регионе (из местного земельного закона). Льготы или повышающие коэффициенты этим законом не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2018 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2018 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2018 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2018 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

О том, как поступить в отношении налога, если кадастровая стоимость для участка не установлена, читайте в материале «Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена».

Содержащиеся в НК РФ или установленные региональным законом льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Для решения вопроса, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

источник

Актуальными остаются вопросы, связанные с начислением налога на землю. Рассмотрим, как рассчитать земельный налог в 2017 году, какими алгоритмами руководствоваться в вычислениях и когда его уплачивать. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается нормативными актами властных органов муниципальных структур в рамках, продиктованных гл. 31 НК РФ. Налог вводится в действие и становится обязательным к начислению и уплате на территориях муниципалитетов. Ставки налога, льготы и освобождение от него для некоторых групп плательщиков также определяются местными властями.

Читайте также:  Вернут ли подоходный налог при покупке земельного участка

Кадастровая стоимость участка на 1 января каждого года является базой для расчета налога за год. Подобную информацию предоставляют органы Росреестра. Налоговым периодом для расчета по земельному налогу считается календарный год.

Величину налога исчисляют произведением кадастровой стоимости на установленную налоговую ставку. Это — базовая формула, применяемая для расчета налога для земель любой категории и любого пользователя.

Участки земли, находящиеся в собственности физлиц, постоянном пользовании или пожизненном наследственном владении, облагаются налогом.

Расчет суммы земельного налога за год для физлиц производится по формуле:

Ставка налога для земель сельхозназначения, жилфонда, садоводства, огородничества и т.п. составляет 0,3%. Как правило, эти земли находятся в пользовании частных лиц. Ежегодно ИФНС осуществляет расчет земельного налога, а затем направляет гражданам уведомления на его уплату. Срок платежа для частных лиц – до 1 декабря года, следующего за расчетным.

Рассмотрим пример расчета земельного налога:

Стоимость участка площадью 260 кв. м под усадьбой частного лица по кадастру на 01.01.2016 составила 2300000 руб. Ставка налога, установленная местной властью, составила 0,2%.

нг = 2 300 000 х 0,2/100 = 4600 руб. – годовая сумма налога. Уплатить ее следует до 1 декабря 2017.

Компании, использующие земли в своей деятельности, исчисляют налог самостоятельно. Для участков земли, используемых в производственном процессе, предельная налоговая ставка составляет 1,5%. Рассчитывается земельный налог для предприятий по той же формуле, опираясь на кадастровую стоимость участка, его категорию и установленную ставку. Рассмотрим, как рассчитать земельный налог компании.

Фирме предоставлены два земельных участка, один используется в производственных целях, второй эксплуатируется в качестве сельскохозяйственных угодий. Стоимость первого участка по кадастру установлена в размере – 5 000 000 руб., второго 4 200 000 руб. Ставка налога, определенная в регионе по соответствующим категориям земель, составляет:

  • Для производственного участка — 1,3%;
  • Для сельскохозяйственного участка – 0,3%.

Годовая сумма налога, рассчитанная по формуле расчета земельного налога, составила:

  • нг = 5 000 000 х 1,3 / 100 = 65 000 руб.
  • нг = 4 200 000 х 0,3 /100 = 12 600 руб.

Общая сумма налога за год составила: 77 600 руб. (65 000 + 12 600).

Как правило, региональными властями устанавливается обязанность уплачивать налог ежеквартально, внося авансовые платежи в сроки, определенные также муниципальными образованиями. Допустим, что в нашем примере, компании необходимо вносить авансы до 15-го числа месяца, наступившего за отчетным кварталом.

Сумма аванса определяется как ¼ от рассчитанной стоимости, т. е. 77 600 /4 = 19 400 руб.

источник

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Ставка налога Назначение земельного участка
0,3 сельскохозяйственное назначение
земли жилищного фонда и инфраструктуры; земли, предназначенные для строительства жилья
земли садоводства, огородничества, животноводства, дачного, подсобного хозяйства
земли, ограниченные в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны
1,5 прочие земельные участки

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается
после 15 числа месяца не учитывается
Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается
после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2016 года. Стоимость участка по кадастру на начало 2016 года – 3650000 рублей. Ставка налога – 0,3 %.

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

3650000 х 0,3 % х 10 / 12 = 9125 рублей.

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

источник

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

Земельный налог (ЗН) является одним из обязательных для собственников земельных участков (ЗУ) и тех, кому они принадлежат на правах постоянного пользования или владения. Этому вида налогообложения посвящена в НК 31 глава. Согласно ст. 387 НК РФ, земельный налог, налоговые ставки и льготы устанавливаются:

  • налоговым кодексом;
  • законами субъектов РФ (Москвы, С-Петербурга и Севастополя);
  • нормативно-правовыми актами ОМСУ (органов местного самоуправления) муниципальных образований (МО).

В данной статье рассмотрим:

  • Кто является налогоплательщиком?
  • Что является объектом налогообложения и налоговой базой по земельному налогу?
  • Каковы налоговые ставки и льготы?
  • Как рассчитывается налог на землю?

Приведём также формулы и примеры расчёта.

Налогоплательщиками, на основании ст. 388 НК РФ, признаются юридические и физические лица — собственники земельного участка, а также владельцы и пользователи ЗУ, в чьём владении или пользовании данный земельный участок находится бессрочно.

Платить земельный налог не нужно тем, у кого ЗУ находится в аренде или во временном безвозмездном пользовании.

Облагаются налогом, согласно со ст. 389 НК, земельные участки, находящиеся в границах субъектов РФ и муниципальных образований.

Не облагаются налогом, в соотв. с законами РФ, земельные участки:

  • Изъятые из оборота.
  • Ограниченные в обороте:
    • занятые объектами культурного наследия, и всемирного, историко-культурными, археологическими памятниками, музеями-заповедниками;
    • ЗУ, на которых находятся государственные объекты водного фонда.
  • Входящие в состав земель лесного фонда.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома.

Налоговой базой (НБ) по земельному налогу является КС — кадастровая стоимость объекта налогообложения, установленная на начало налогового периода (НП), то есть первое января (ст. 391 НК РФ).

  • Для новых земельных участков, образованных в течение НП налоговой базой считается КС на момент регистрации ЗУ в ЕГРН.
  • Если земельный участок занимает территории разных МО, то высчитываются налоговая база каждой доли ЗУ: кадастровую стоимость всего ЗУ нужно умножить на отношение площади доли к общей площади земельного участка.
  • Также отдельно определяется налоговая база для каждой доли, если общей долевой собственностью обладают несколько лиц, или на каждой доле ЗУ установлена своя налоговая ставка.
Читайте также:  Вся правда о земельном налоге

Изменение КС в течении налогового периода учитывается:

  • при исправлении ошибок, допущенных при расчете КС;
  • по решению суда или комиссии, рассматривающих споры относительно кадастровой стоимости;
  • если изменение КС явилось результатом перевода ЗУ из одной категории в другую.

В остальных случаях изменение кадастровой собственности на протяжении всего налогового периода для определения НБ в расчёт не принимается.

  • Налогоплательщики юридические лица (организации) самостоятельно определяют КС по сведениям ЕГРН.
  • Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами по сведениям, поступившим из ЕГРН.

Налоговый период равен календарному году (ст. 393 НК).

Отчётный периоды — первый, второй и третий кварталы. Отчетные периоды по решению властей могут не устанавливаться.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 394 НК следующего размера:

  • ЗУ на землях сельхозназначения или в зонах поселения, предназначенных для с/х производства;
  • ЗУ под ЛПХ (личное подсобное хоз-во), СНТ (садоводческое некоммерческое тов-во), ОНТ (огородническое некоммерческое тов-во), животноводство;
  • ЗУ жилого фонда и занятые объектами ЖКХ;
  • земельные участки, используемые в целях обороны и безопасности, в пограничной и таможенной зонах.

На основании ст. 391 НК, налоговый вычет в размере кадастровой ст-ти 600 м 2 площади ЗУ предоставляется, согласно п. 5 ст. 391, следующим лицам:

  • героям СССР и РФ;
  • инвалидам первой-второй группы;
  • детям-инвалидам, а также инвалидам с детства;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • лицам, попадающим под действие социальных программ защиты, пострадавших в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • лицам, которые работали в подразделениях особого риска, участвуя в испытаниях атомного оружия и ликвидации последствий ядерных аварий на военных объектах;
  • лицам, ставшими инвалидами или заболевшими лучевой болезнью в результате испытаний ядерного оружия (установок) или космических аппаратов и техники;
  • пенсионерам и лицам, достигшим пенсионного возраста, находящимся на пожизненном содержании.

Налоговый вычет может быть применён только в отношении одного из участков, находящихся в собственности, бессрочном владении или пользовании налогоплательщика. Уведомить налоговые органы о выбранном участке нужно не позднее 1 ноября календарного налогового года.

Если налоговый вычет по размеру превышает налоговую базу, то она считается равной нулю.

Освобождаются от земельного налога, согласно ст. 395 НК РФ, следующие организации и физические лица в отношении земельных участков, на которых расположены объекты, связанные с их профессиональной, уставной или иной деятельностью:

  • УИС (учреждения уголовно-исполнительной системы);
  • организации, обслуживающие автодороги государственного значения;
  • общественные всероссийские орг. инвалидов:
    • в отношении участков, на которых осуществляется пр-во или реализация товаров (кроме подакцизных), при этом численность работников-инвалидов должна быть не менее 50% от всей численности работников, а на оплату труда инвалидов должно уходить не менее 25% от всего фонда оплаты;
    • в отношении ЗУ, используемых организацией инвалидов для лечебно-оздоровительных, образовательных, культурных, спортивных, информационных целей, отдыха, реабилитации и социальной адаптации;
  • религиозные организации;
  • орг. народных художественных промыслов, находящиеся на землях исконного пребывания этих промыслов;
  • физические лица и общины, относящиеся к малым северным, сибирским и дальневосточным народам;
  • судостроительные организации, находящиеся в промышленных ОЭЗ (особых экономических зонах) в качестве резидентов сроком на 10 лет;
  • другие организации, являющиеся резидентами ОЭЗ сроком на 5 лет;
  • организации, являющиеся участниками СЭЗ (свободных экономических зон), согласно договору об экономической деятельности в данных зонах, сроком на три года, с момента возникновения прав на земельный участок;
  • управляющие компании, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково», в соответствии с ФЗ «Об ИЦ «Сколково».

Налоговые льготы в отношении судостроительные организаций, резидентов ОЭЗ и СЭЗ прекращаются, в случае раздела или объединения ими земельных участков, по отношению к вновь образованным в результате реорганизации ЗУ.

Расчёт земельного налога производится по кадастровой стоимости и налоговой ставке, установленными на начало налогового периода государственными или муниципальными органами.

Формула расчёта земельного налога:

  • Сн — сумма налога;
  • КС — кадастровая стоимость налогооблагаемого земельного участка;
  • Нст. — налоговая ставка, действующая на данной территории в отношении категории земли, к которой принадлежит ЗУ.

Чтобы рассчитать земельный налог в 2018 году, нужно найти кадастровую стоимость участка на 01.01. 2018 г. и умножить ее на ставку налога на землю (изменение ставки может произойти при переводе земли из одной категории в другую и по решению органов власти).

Узнать кадастровую стоимость ЗУ и налоговую ставку можно по калькулятору земельных участков. На открывшейся карте необходимо по адресу найти свой участок и кликнуть по нему. Калькулятор покажет, сколько стоит участок, и налоговую ставку.

  • Также уточнить КС можно, заказав выписку из ЕГРН.
  • Если имеется на руках кадастровый паспорт, то в нем тоже есть сведения о КС, однако они могут быть устаревшими.

Физическим лицам, собственникам, владеющим или пользующимся ЗУ на постоянной основе, нет нужды самостоятельно считать налог. Налоговые органы формируют документ, который содержит в себе и кадастровую стоимость, и ставку налога на землю, и посылают его по адресу налогоплательщика. Пересчитать ЗН можно, чтобы удостовериться в правильности начислений.

При возникновении льгот физическое лицо должно сообщить об этом в налоговые органы, чтобы они произвели правильные начисления налога на землю.

На расчетную сумму налога влияет ряд факторов (ст. 396 НК РФ):

  • собственник владел участком неполный налоговый период (то есть не 12 месяцев);
  • в течение года изменилась кадастровая стоимость (причины, по которым это возможно, указаны в гл. Налоговая база и её определение);
  • участок был реорганизован (разделён на несколько или объединен с другими), в результате чего произошли изменения площади налогооблагаемого ЗУ;
  • у налогоплательщика появилось право на льготы (налоговый вычет).

Налоговая расчетная сумма при этом будет представлять из себя сумму налогов за периоды, в которых имеются различные условия кредитования.

Участок может быть приобретен или отчужден в любое время налогового года, поэтому встает необходимость посчитать ЗН за тот период, когда имеются права на ЗУ. Формула расчета земельного налога при этом такова:

где Квл. — коэффициент периода владения, равный Мвл./12 (отношение количества полных месяцев владения Мвл. к 12 месяцам).

Таким образом, чтобы посчитать, сколько нужно платить за землю, необходимо налог за полный налоговый период умножить на коэффициент периода владения.

В формуле необходимо будет учитывать и коэффициент периода владения Квл., и два значения кадастровой ст-сти. Рассчитывается налог Сн1 за период владения участком по старой КС и налог Сн2 за оставшийся период владения после изменения КС, затем обе величины складываются. Алгоритм расчета таков:

  • Сн — полная сумма налога;
  • Нст. — ставка налогообложения;
  • КС1 — кадастровая стоимость до её изменения;
  • КС2 — новое значение КС;
  • Мвл.1 — кол-во месяцев владения участком по старой КС;
  • Мвл. 2 — кол-во месяцев владения участком по новой КС.

Чтобы рассчитать земельный налог при условиях изменения кадастровой стоимости участка и неизменной налоговой ставки, нужно размер ставки умножить на сумму произведений старой и новой кадастровой стоимости на соответствующие им коэффициент периоды владения.

  • Гражданин Петров приобрёл 10 соток земли (1000 м 2 ) для ИЖС 17 марта 2018 г.
  • Кадастровая стоимость земли по состоянию — 500 000 руб.
  • Налоговая ставка — 1.5%.
  • 05.09.2018 г. Петрову решением ВТЭК была присвоена вторая группа инвалидности, то есть у него возникло право на вычет в размере кадастровой ст-ти 600 м 2 ЗУ.

Какой налог за землю ему нужно будет заплатить?

В расчете необходимо учесть:

  • кол-во полных месяцев* владения составило составило 9 мес.;
  • из них 5 месяцев льготы у Петрова отсутствовали;
  • оставшиеся 4 месяца кадастровая стоимость изменилась из-за налогового вычета, то есть составила: КС2 = КС1 х S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 руб., где S2 — оставшаяся площадь участка, подлежащая налогообложению после налогового вычета (1000 — 600).

Сумму налога рассчитаем по ф-ле (3):

Сн. = 1,5/100 х (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 х (208 333 + 66 667) = 4124 руб.

* Кол-во полных месяцев подсчитывается в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ.

Внимание! Налог за земельный участок, на котором ведётся жилое строительство (кроме ИЖС), рассчитывается с повышательным коэффициентом 2 в течение трёх лет строительства. Если стр-во завершилось раньше истечения трёх лет, переплата по налогу возвращается. Если стр-во затянулось более трёх лет, то за годы сверх трёхлетнего периода налог будет начисляться с коэффициентом 4.

  • Налоговая декларация должна быть подана не позднее 01.02 года, который следует за налоговым истёкшим периодом (ст. 398 НК).
  • Налоги за год обычно платят в сроки, установленные местными властями, но не раньше срока установленными для подачи декларации.
  • Налогоплательщики-физлица должны уплатить ЗН не позже 01.12 года, следующего за истёкшим налоговым периодом, то есть они могут уплатить земельный налог фактически в течение всего следующего года.
  • Налоги юридических лиц платятся в виде авансовых платежей (п. 2 ст. 397 НК), если нормативные акты не предусматривают иного. При этом производятся платежи за три квартала, а налог по итогам налогового периода представляет из себя разницу между расчетным налогом за год и авансовыми платежами (п. 5 ст. 396 НК).

Авансовые платежи за 1-й, 2-й и 3-й кварталы рассчитываются как ¼ от налога за полный налоговый период.

Пример расчета налога на землю для юридических лиц

  • Компания приобрела земельный участок с кадастровой стоимостью 1 200 000 руб., зарегистрировав права собственности 15 марта 2018 г.
  • Ставка по налогу 1,5%.
  • Рассчитать авансовые платежи и платеж по итогам года.

Так как регистрация прав произошла до 15 включительно, март считается полным месяцем для уплаты налогов, а значит коэффициент периода владения Квл. равен 10/12.

  • Налог за полный налоговый период КС х Нст. = 1 200 000×1,5% = 18 000 руб.
  • Расчетная сумма налога за 2018 г. равна:
    • Сн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 руб.
  • Авансовый платёж за 1-й квартал (так как компания владела участком только один месяц первого квартала, в расчете использован коэффициент периода владения ⅓):
    • Сав.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 х ⅓ = 1500 руб.
  • Авансовый платеж за второй и третий квартал Сав.2 и Сав.3 составит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 руб.
  • До первого февраля 2018 г. компания должна будет заплатить остаток налога:
    • Сост. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 руб.

Для того чтобы правильно рассчитать налог на землю, необходимо:

  • Изучить ст. 387 — 398 налогового кодекса РФ.
  • Ознакомиться с местными нормативно-правовыми актами, касающимися налоговой ставки, льгот и даты подачи декларации.

Рассчитывать земельный налог нужно с учетом коэффициентов владения, изменения кадастровой стоимости и ставки в течение налогового периода, а также налогового вычета и иных льгот.

источник

Идеальной была бы ситуация, когда права на земельные участки возникали бы у организаций с начала года. На практике такие случаи крайне редки, намного чаще государственная регистрация прав на земельные участки приходится на даты, не совпадающие с началом года. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты земельного налога, если такая обязанность возникает не с начала календарного года.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Читайте также:  Налоговые ставки по земельному налогу по краснодарскому краю

Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

источник