Меню Рубрики

Налог на землю и земельная рента

Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Земельный налог относится к группе местных платежей. Порядок его исчисления и уплаты приведен в 31 Главе Налогового кодекса РФ. Ежегодно земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передачи по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли. Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Арендная плата, или земельная рента, — это плата за исключительное право использовать арендованные земли. Она рассчитывается на единицу арендованной территории и уплачивается собственнику земли – федеральному Правительству. Величина платежа должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить спекулятивное использование земель. Данные платежи направляются на цели, связанные с финансированием мероприятий по: землеустройству; ведению земельного кадастра и мониторинга; охране земель; повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели; на погашение ссуд, выданных на указанные мероприятия, процентов за пользование ими; на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества; инженерное и социальное устройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

Плательщиками земельного налога и арендной платы выступают организации, иностранные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России земельные участки (в собственности, во владении, пользовании или в аренде).

Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок.

Объектами обложения выступают земельные участки вне зависимости от направлений их использования (промышленные цели, транспортные коммуникации, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т. п.).

Земельная плата установлена для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования дифференцировано. Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога зависят от их вида (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), кадастровой оценки и местоположения земельного участка. Они составляют по землям сельхозназначения, занятых жилищным фондом и предоставленных гражданам для личного подсобного хозяйства – 0,3%; в отношении прочих земель – 1,5%.

Ставки налога за землю в городах определяются на основе средних ставок по экономическим районам РФ, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, платежи за пользование лесными ресурсами и сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Налог на добычу полезных ископаемыхбыл введен Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ и стал 26 главой Налогового кодекса. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность нужно получать отдельную лицензию в порядке, который установлен в Законе РФ «О недрах». В пункте 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом.

В ст. 337 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие «добытые полезные ископаемые». Под этим термином понимается продукция, которая содержится в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли пли самой организации. В ст. 337 также приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, а для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых. Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом способе используются измерительные средства. Косвенный способ можно применить только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье. Используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

— цены реализации полезных ископаемых без учета государственных субвенций;

— расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).

Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество. Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленных для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка установлена для калийных солей — 3,8%, а самая высокая — для газового конденсата — 17,5%. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. В частности, для нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных
ископаемых, попутного газа и др.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых – квартал.

Налоговым периодом является квартал, Срок уплаты авансовых платежей в бюджет – не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

В Налоговом кодексе имеется также Глава 25 2 «Водный налог». В настоящее время объектами налогообложения являются:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей ЗЗЗ 9 Налогового кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета. При использовании акватории водных объектов налоговая база определяется как площадь
предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тыс. куб. м, и расстояния сплава, выраженного в км, деленного на 100.

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ.

Платежи за забор воды из водных объектов доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования(месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: 1) лесные подати; 2) арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи — в случае их аренды. Отметим, что в России пока преобладают среднесрочные договоры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступают в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

С 1998 г. в России впервые были введены платежи за животный мир. Затем в Налоговый кодекс была введена Глава 25 1 «Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов», которая заменила этот платеж.

Плательщиками сбора являются юридические лица и физические, в том числе предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира или водных биологических ресурсов. Объектами обложения сбором признаны те наименования объектов, которые перечислены в таблицах в ст. 333 3 . Сбор уплачивается:

— по объектам животного мира при получении лицензии. При этом за изъятие молодняка ставка сбора снижается на 50%;

— по водным биоресурсам – платеж осуществляется в виде разового платежа (10% от исчисленной суммы) и в виде регулярных взносов ежемесячно до 20 числа после отчетного месяца.

источник

Рассмотрим ряд практических приложений теории чистой экономической ренты применительно к вопросам налогообложения недвижимого имущества, естественно включающего в себя и такое понятие как земельный налог. Разительным примером в этой области является город Питтсбург, штат Пенсильвания. Введенные в этом районе особые, формы налогообложения заслуживают самого пристального внимания. Еще в XIX в. крупнейший специалист в области земельной ренты Генри Джордж, идейный вдохновитель системы налогообложения, применяемой ныне в Питтсбурге, увидел связь между величиной земельной ренты и совершенно неэластичным предложением земельных угодий. Он рассуждал следующим образом: если земля облагается налогом, сопряженным с величиной земельного угодья, а предложение земли на рынке совершенно неэластично, то собственники и латифундисты не смогут переложить экономическое бремя земельного налога на плечи своих арендаторов, а будут вынуждены сами нести эту повинность. Более того, если не станет происходить незапланированное изъятие земельных угодий из сферы действия рынка, то существование избыточного налогообложения само по себе ставится под сомнение.

На рисунке приводится сопоставление двух различных форм налогообложения: земельного налога и налога на здания, сооружения, недвижимую собственность и иные вложения капитала в благоустройство земельных угодий. Предположение зданий и сооружений на рынке недвижимости не является совершенно неэластичным. Налоги на этот вид собственности означают увеличение затрат для конкретных владельцев, что в графической интерпретации сдвигает кривую рыночного предложения данного товара на рынке вверх. По мере того, как рыночные ставки арендной платы увеличиваются, часть этого налогового бремени перекладывается на плечи арендаторов, Вследствие этого начинает сокращаться предложение — капитальное строительство и ремонт замораживаются, а устаревшие здания и сооружения ввиду их нерентабельности сносятся. Основные этапы развития проблематики экономической категории ренты

Различные трактовки ренты выделяют разные аспекты этой экономической категории. Первоначально категория рента рассматривалась как элемент микроэкономической теории. Затем рамки теории ренты расширились, и она приобрела характер макроэкономической теории. В настоящее время сложилось три подхода, определяющих природу рентных отношений:

— Классический: основные положения классической теории ренты разрабатывали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и многие другие. Они исследовали преимущественно земельную ренту, которая рассматривалась как результат процесса производства, как часть стоимости сельскохозяйственной продукции. Ее возникновение связывалось с развитием частной собственности на землю, использованием наемного труда, распространением капиталистической системы хозяйствования на аграрную сферу.

Классический подход исходит из суженной трактовки рентных доходов и нацелен на анализ природной ренты («ренты редкости»). В рамках трудовой теории стоимости рента представляет собой одну из форм прибавочной стоимости. В условиях рыночного капиталистического хозяйства она является излишком прибавочной стоимости сверх средней для данной отрасли прибыли. При этом источником образования ренты является труд наемных работников. Обобщая теоретические подходы к проблеме земельной ренты, следует констатировать, что ее последовательно научная концепция исходит из следующих положений:

  • 1) существуют общие естественные условия образования земельной ренты, связанные как с ограниченностью земельных ресурсов, так и с различным их плодородием и местоположением; 2) вследствие действия закона убывающей производительности добавочных вложений возможности получения дифференциальной ренты второго рода являются ограниченными;
  • 3) в условиях рыночного хозяйства избыточная прибыль, обусловленная естественными различиями условий хозяйствования, трансформируется в земельную ренту.
  • — Неоклассический: эту теорию ренты развивали У. Джевонс, А. Маршалл, Дж. Кларк, Дж. Ворчестер, П. Самуэльсон, А. Алчиан, Т. Гвортни и др. Согласно данной теории проблема ренты исследуется в соответствии с концептуальным подходом теории предельного продукта и предельной отдачи. Экономическая рента, по мнению неоклассиков, — это выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурсов. Кроме всестороннего анализа природно-ресурсной ренты, неоклассики ввели в экономическую науку и термин «квазирента».

Таким образом, современная трактовка неоклассической школы, позволяет трактовать часть любого дохода (определяемую как разность фактической цены экономического ресурса и его минимальной цены) как «экономическую ренту». Следствием этого является методологическая неопределенность различных видов доходов.

— Институциональный: в развитие институциональной теории ренты внесли вклад такие ученые, как Т. Веблен, У. Гамильтон, Д. Коммонс, Л. Дюмон, Д. Норт, Г. Беккер, Дж. Ходжсон, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Г.Таллок и др. В институциональном подходе акцент сделан на изучении степени влияния эндогенных и экзогенных факторов на формирование правил определения величины рентных доходов.

Представители институционального направления экономической теории ставят акцент на исследовании рентоориентированного поведения как конкретного проявления рентных отношений в современной экономике.

Определенный вклад в теорию земельной ренты внесли представители советской экономической науки, которые продолжили традиции марксистской школы политической экономии (И.Т. Беляев, В. Богачев, И.Б. Загайтов, В.Ф. Кузин, В.С. Немчинов и др.).

Несмотря на наличие обширной экономической литературы, существующий уровень анализа перераспределения рентных доходов недостаточен как в отечественной, так и зарубежной литературе. Современные работы не дают четких представлений о том, как действующие в экономически развитых странах механизмы изъятий рентных доходов и система их распределения могут быть использованы в обновляемой, весьма специфичной и очень масштабной российской экономике, какими должны быть инструменты хозяйственных связей и формы экономических отношений перераспределения рентных доходов, чтобы обеспечить формирование социально ориентированной экономики.

Основные этапы развития проблематики экономической категории ренты.

Различные трактовки ренты выделяют разные аспекты этой экономической категории. Первоначально категория рента рассматривалась как элемент микроэкономической теории. Затем рамки теории ренты расширились, и она приобрела характер макроэкономической теории. В настоящее время сложилось три подхода, определяющих природу рентных отношений:

— Классический: основные положения классической теории ренты разрабатывали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и многие другие. Они исследовали преимущественно земельную ренту, которая рассматривалась как результат процесса производства, как часть стоимости сельскохозяйственной продукции. Ее возникновение связывалось с развитием частной собственности на землю, использованием наемного труда, распространением капиталистической системы хозяйствования на аграрную сферу.

Классический подход исходит из суженной трактовки рентных доходов и нацелен на анализ природной ренты («ренты редкости»). В рамках трудовой теории стоимости рента представляет собой одну из форм прибавочной стоимости. В условиях рыночного капиталистического хозяйства она является излишком прибавочной стоимости сверх средней для данной отрасли прибыли. При этом источником образования ренты является труд наемных работников. Обобщая теоретические подходы к проблеме земельной ренты, следует констатировать, что ее последовательно научная концепция исходит из следующих положений:

  • 1) существуют общие естественные условия образования земельной ренты, связанные как с ограниченностью земельных ресурсов, так и с различным их плодородием и местоположением; 2) вследствие действия закона убывающей производительности добавочных вложений возможности получения дифференциальной ренты второго рода являются ограниченными;
  • 3) в условиях рыночного хозяйства избыточная прибыль, обусловленная естественными различиями условий хозяйствования, трансформируется в земельную ренту.
  • — Неоклассический: эту теорию ренты развивали У. Джевонс, А. Маршалл, Дж. Кларк, Дж. Ворчестер, П. Самуэльсон, А. Алчиан, Т. Гвортни и др. Согласно данной теории проблема ренты исследуется в соответствии с концептуальным подходом теории предельного продукта и предельной отдачи. Экономическая рента, по мнению неоклассиков, — это выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурсов. Кроме всестороннего анализа природно-ресурсной ренты, неоклассики ввели в экономическую науку и термин «квазирента».

Таким образом, современная трактовка неоклассической школы, позволяет трактовать часть любого дохода (определяемую как разность фактической цены экономического ресурса и его минимальной цены) как «экономическую ренту». Следствием этого является методологическая неопределенность различных видов доходов.

— Институциональный: в развитие институциональной теории ренты внесли вклад такие ученые, как Т. Веблен, У. Гамильтон, Д. Коммонс, Л. Дюмон, Д. Норт, Г. Беккер, Дж. Ходжсон, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Г.Таллок и др. В институциональном подходе акцент сделан на изучении степени влияния эндогенных и экзогенных факторов на формирование правил определения величины рентных доходов.

Читайте также:  Земельный налог в калмыкии

Представители институционального направления экономической теории ставят акцент на исследовании рентоориентированного поведения как конкретного проявления рентных отношений в современной экономике.

Определенный вклад в теорию земельной ренты внесли представители советской экономической науки, которые продолжили традиции марксистской школы политической экономии (И.Т. Беляев, В. Богачев, И.Б. Загайтов, В.Ф. Кузин, В.С. Немчинов и др.).

Несмотря на наличие обширной экономической литературы, существующий уровень анализа перераспределения рентных доходов недостаточен как в отечественной, так и зарубежной литературе. Современные работы не дают четких представлений о том, как действующие в экономически развитых странах механизмы изъятий рентных доходов и система их распределения могут быть использованы в обновляемой, весьма специфичной и очень масштабной российской экономике, какими должны быть инструменты хозяйственных связей и формы экономических отношений перераспределения рентных доходов, чтобы обеспечить формирование социально ориентированной экономики.

источник

По поводу землевладения возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму — земельнуюренту.Земельная рента представляет частный случай экономической ренты — дохода собственника ресурса, предложение которого строго ограничено. Слово «рента» в переводе с французского (rente) означает «отданная». В этимологии этого слова таким образом воспроизводится факт передачи части продукции (или дохода), произведенной земледельцем, собственнику земли. Земельная рента — доход собственника земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Предложение земли и других природных ресурсов выступает как запас, рента — как поток. Рента в современной экономической теории есть форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, т.е. приносит доход.

Основы теории ренты были разработаны английскими классиками А.Смитом и Д.Рикардо в конце XVIII-начале Х1Хв. Первоначально понятия «земельная рента» и «экономическая рента» совпадали. У современных экономистов понятие ренты шире: его обозначают любой дифференцированный доходвообще, особенно когда этот доход порождается невоспроизводимым фактором (например, владелец хорошего голоса не может передать его другому и т.п.). Обладатели таких факторов получают ренту.

Рассмотрим сначала ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества (так называемая абсолютная рента).

Предложение земли абсолютно неэластично. Поэтому, если мы на оси абсцисс отложим земельную площадь (определенное количество гектаров земли), а на вертикальной оси — ренту (сумму денег, которую арендаторы ежемесячно выплачивают за каждый гектар), то кривая предложения S будет параллельна оси ординат (см.: рис.1). Кривая спроса До будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона уменьшающегося плодородия земли.

Пересечение кривой спроса До с кривой предложение S определяет равновесие на рынке земли, Ro — уровень ежемесячной ренты за 1 га земли. Площадь OQ°EoRo представляет собой совокупную ренту за всю используемую в данном обществе землю. Изменение спроса на основной продукт питания (пшеницу) приведет к повышению ежемесячной ренты за 1 га земли с Ro до Ri. Это обусловит увеличение чистой экономической (абсолютной) ренты (площади OQ°EiRi). В случае падения спроса на пшеницу ежемесячная земельная рента за 1 га земли уменьшится до R и абсолютная рента — до 0Q Е R .

Предложенная модель наглядно показывает активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли цена земли и абсолютная рента всецело зависит от изменения спроса.

Необходимость выплаты земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле. Если она полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле. Поэтому уже в Х1Хв. выдвигались различные проекты отмены феодальной собственности на землю и передачи ее в руки государства. Такое требование, например, содержится в «Манифесте коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. Для передовых стран основоположниками научного коммунизма предлагалась «экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов».

Однако ни в одной стране с развитым рыночным хозяйством национализация земли в Х1Хв. осуществлена не была. Эта идея была реализована лишь в некоторых социалистических странах, да и то не во всех. В предложенной модели абсолютной ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое метоположение земли. В действительности земля различается («дифференцируется») и по плодородию, и по положению. При равных вложениях капитала и труда на одинаковых по размеру участках могут быть получены различные результаты вследствие различного плодородия и местоположения земли. Поэтому рента за лучшую землю будет выше, чем за среднюю, а за среднюю выше, чем за худшую. Худшая земля будет давать ее владельцу лишь абсолютную ренту, а средняя и лучшая, наряду с абсолютной рентой еще и дифференциальную. Естественное плодородие почвы не является раз и навсегда заданным. Оно может быть улучшено или ухудшено в результате хозяйствования на земле. К естественному плодородию может добавиться и искусственное плодородие.

Таким образом, невоспроизводимость (ограниченность) лучших земель и их неперемещаемость объективно формируют особый тип монополии в обществе — монополию на землю как объект хозяйства. Этой монополией обладают те, кто ведет хозяйство на лучших землях. Существование этой монополии и является причиной дифференционального дохода, достающегося землепользователю и превращающегося в дифференциальную ренту при условии его передачи землевладельцу.

И модель дифференциальной ренты, и модель абсолютной ренты наглядно показывают активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли рента всецело определяется динамикой и уровнем спроса. А это оказывает влияние на цену земли.

Цена земли не тождественна земельной ренте, представляющей собой цену услуг земли как фактора производства. Цена на землю определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей.

Как писал К.Маркс, цена земли – «это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит, — исчисленная в соответствии с обычной процентной ставкой» (Соч.т.25, ч.II, с.172). И действительно, владелец земли продает тот или иной участок, а покупатель купит его только за такую денежную сумму (цену), которая, будучи положена в банк, позволит первому получить доход в форме процента, равный по величине его прежнему рентному доходу, а второму – получать рентный доход, адекватный процентному доходу. Поэтому, цена земли представляет собой капитализированную земельную ренту. Ее величина прямо пропорциональна размерам земельной ренты и обратно пропорциональна ссудному проценту и может быть определена по формуле:

Цена земли = (R/n) * 100%

n – норма ссудного процента.

С возникновением многоукладной экономики, отменой монополии государственной собственности на землю, признанием коллективной и индивидуальной собственности на нее споры о земельной ренте как научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели большой практический интерес. Категории земельного налога и земельной ренты тесно взаимосвязаны. Причем исходными являются именно рентные отношения, определяющие функции земельного налога, на основе которых, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок и принимаются другие конкретные решения.

Земельный налог — одна (но не единственная) из форм проявления земельной ренты. Последняя присутствует также в цене земли, влияет на другие элементы налогообложения в сельском хозяйстве. Рассмотрим ряд методологических вопросов, определяющих взаимосвязь земельной ренты и земельного налога.

1. Какую долю ренты следует изымать в форме налога? По мнению одних специалистов, изыматься должна вся сумма ренты, другие же считают, что часть ренты нужно оставлять в рассмотрении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и в особенности для интенсификации производства. Сторонники второй позиции предлагают изымать в виде налога только дифференциальную ренту I, связанную с плодородием и местоположением земель, а дифференциальную ренту II, связанную с дополнительными вложениями капитала в земельные участки, — оставлять в распоряжении трудовых коллективов. По нашему мнению, более обоснован второй подход, поскольку он способствует лучшему использованию земли. Но при этом возникают трудности методического характера, вызванные необходимостью разделения общей суммы ренты на две части.

2. Кто является субъектом рентного платежа, то есть кто конкретно должен его вносить? Сегодня плательщиком выступают субъекты, получающие землю во владение или в собственность. Применительно к колхозам и совхозам это означает, что именно они должны быть плательщиками ренты, если им переданы рентоносные земли. За земли, переданные во временное пользование (аренду), дифференциальная рента выплачивается их собственником или владельцем. Однако рента может быть включена в состав арендной платы, взыскиваемой с арендатора. Во всех случаях источником дифференциальной ренты является избыточная прибыль, получаемая собственником или владельцем земли.

3. На основе каких цен на сельскохозяйственную продукцию нужно определять величину дифференциальной ренты? Здесь есть два подхода. Согласно первому, дифференциальная рента, как и вообще оценка земли, должна определяться на основе расчетных (кадастровых) цен, отражающих в той или иной форме затраты на производство продукции в худших условиях. Мы согласны с точкой зрения, что такой подход правомерен для анализа межотраслевых отношений, решения задач размещения производства и т.д. Но он неприемлем для построения системы налогообложения, так как она должна опираться на реальную сумму прибыли, получаемую сельскохозяйственными предприятиями. Этим целям лучше отвечает другой подход к исполнению ренты, суть которого состоит в определении ее суммы на основе действующих законодательных и других цен.

4. Каковы конкретные формы передачи земельной ренты в распоряжение общества? Как показывает мировая практика, земельный налог — не единственная форма изъятия земельной ренты. Она передается в бюджет и по другим каналам — через налог на прибыль, подоходный налог. Во многом формы передачи ренты зависят от развитости всей системы налогообложения и других факторов, которые, в свою очередь, обуславливают разделение функций между разными видами налогов.

5. Стимулируется ли рациональное использование земли?На величину земельного налога, определяемого по стабильным ставкам на единицу площади, не влияют фактические результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль). Несомненно, при этом налог выполняет и функцию стимулирования рационального использования земли. Однако эффективность данной функции зависит от тяжести налогообложения, т.е. от величины налоговой ставки на единицу земельной площади. Таким образом, изъятие земельной ренты в форме земельного налога, установленного на единицу площади, предпочтительнее, чем введение налога на прибыль или валовой доход.

Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности государства на землю к многообразию форм собственности, землевладения и землепользования. Вместе с тем поземельный налог в том виде, в каком он сейчас применяется уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возможности изъятия земельной ренты резко сужаются внутри регионов — субъектов федерации, поскольку они перестают быть монополистами — собственниками земли. Все больше земель сельскохозяйственного назначения передается в общую собственность реформированных сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность фермерских хозяйств. Следовательно, утрачивается юридическая и политэкономическая основа изъятия земельной ренты у ее собственников -реформированных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

Земельный налог пока не играет регулирующей роли. Он слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области.

С учетом перспектив развития рыночных отношений целесообразно перейти на двухканальную систему налогообложения:

— налог на прибыль сельскохозяйственных товаро-производителей. Он должен получить статус федерального;

— налог на недвижимое имущество (включая землю). Данный налог должен быть муниципальным.

Применение двухканальной системы позволит устранить многие недостатки, обусловленные действующей концепцией земельного налога. Прежде всего исчезнет необходимость его перераспределения между регионами. Статус налога на прибыль обеспечивает беспрепятственное поступление в бюджет федерации.

Муниципальный статус налога на недвижимое имущество снимает многие проблемы, связанные с присвоением и реализацией ренты. Земельный налог как составная часть налога на имущество будет предназначен для финансирования мероприятий, необходимых для населения данной территории. К ним относятся затраты на поддержание социальной инфраструктуры, осуществление экономических и землеохранных программ в интересах жителей соответствующей территории.

Таким образом, трансформация земельного налога должна быть синхронизирована с процессом распространения частной и коллективной форм собственности на землю, усилением заинтересованности в ее лучшем использовании и сохранении. В результате исчезнет правовая основа изъятия ренты в доход государства, поскольку она принадлежит собственнику. Это значит, что земельный налог будет превращаться в муниципальный, обслуживающий местные нужды, связанные с охраной земель, землеустройством и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Основные понятия ренты в контексте современной экономики. Механизм регулирования рентных отношений; земельный налог. Развитие земельных отношений в Российской Федерации. Анализ поступлений в государственный бюджет за счет сборов земельного налога.

  • Введение
  • 1. Теоретические основы возникновения и распределения ренты
    • 1.1 Основные понятия ренты и рентных отношений в контенте современной экономики
    • 1.2 Источники формирования рентных доходов
    • 1.3 Механизм регулирования рентных отношений. Земельный налог
  • 2. Особенности формирования рентных отношений в современных условиях
    • 2.1 Развитие земельных отношений в РФ
    • 2.2 Анализ поступлений в государственный бюджет за счет сборов земельного налога
    • 2.3 Проблемы и пути решения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Ни одно общество не может существовать без производства материальных благ. Именно поэтому вопросы Что? Как производить? Как распределять произведенный продукт? являются основными экономическими проблемами любого общества.

Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства — человеке и природе. Однако, такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно в экономической науке выделяют три фактора производства: труд, капитал и землю. Земля — это третий основной фактор производства после труда и капитала. Земля, как фактор производства, рассматривается в двух смыслах:

— в узком смысле под землей понимают непосредственно земельные участки;

— в широком понимании этого слова земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности. Так, в горнорудной промышленности или в морском и речном пространстве, при строительстве гидроэлектростанций или хранилищ различных материальных ценностей земля ценна не столько площадью как таковой, сколько теми ресурсами, которые с ней связаны.

Земля — бесценный дар природы не только потому, что в ней находятся все ресурсы, которыми пользуется все человечество, но это еще и сфера обитания всего живого и в том числе самого человека. Естественным фундаментом природных ресурсов являются планетарные природные условия. К ним относятся географическое положение и рельеф местности, строение недр, климат, тепло планеты и солнечное излучение, водные и морские акватории. Все эти и другие природные ресурсы и условия создают возможность соответствующей деятельности людей по мере освоения этих природных условий.

Объект исследования — земельные отношения.

Предмет исследования — виды ренты и проблемы земельного налога.

Цель исследования — изучить виды ренты и проблемы земельного налога.

1. Рассмотреть основные понятия ренты и рентных отношений в контенте современной экономики.

2. Изучить источники формирования рентных доходов.

3. Рассмотреть механизм регулирования рентных отношений и земельный налог.

4. Выявить особенности развития земельных отношений в РФ.

5. Провести анализ поступлений в государственный бюджет за счет сборов земельного налога.

6. Выявить проблемы земельных отношений в РФ и наметить пути решения.

Структура работы: введение, две главы, которые включают в себя 6 параграфов, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретические основы возникновения и распределения ренты

1.1 Основные понятия ренты и рентных отношений в контенте современной экономики

Сегодня термин рента является многозначным термином для определения регулярного дохода, получаемого с собственности, отданной другому субъекту в хозяйственное пользование.

Понятие рента в широком смысле относится к «добавочному доходу, получаемому предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал». Например, предприниматель, обрабатывающий плодородный участок земли, получает больше урожая вследствие плодородия почвы, а не объема труда, чем обрабатывающий скудную почву (дифференциальная рента). Таким же преимуществом обладает предприниматель, разрабатывающий более богатое (неудаленное) месторождение, а в общем смысле — имеющий какие-то преимущества или привилегии по сравнению со своими конкурентами.

Рента — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один предприниматель находится пред другим, например, обрабатывает лучший участок земли, обладает привилегией и т. д. [9, c. 135].

Понятие рента в гражданском обороте применяют для тех типов долговых отношений, при которых происходит переход права собственности с обременением в пользу владельцы объекта собственности. Смысл ренты близок к понятию аренды, но понятие рента включает в себя условие перехода собственности от рантье — рентного кредитора — к рентному должнику.

Рента в гражданском обороте определяется через понятие договора ренты:

Договор ренты — соглашение, в соответствие с которым одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренты определённую денежную сумму либо предоставлять средства на его содержание в иной форме (рентные платежи).

Договор рента должен имеет признаки ренты и включать в себя правила ренты:

— получателем ренты — рентным кредитором (рантье) — не может являться коммерческая организация, так как сущности ренты предполагает невовлеченность в создание дохода, получаемого рантье;

— само определение ренты предполагает, что рентным кредитором могут быть физические лица или некоммерческие организации;

— плательщиком ренты — рентным должником — может быть любое физическое и юридическое лицо [7, c. 209].

Предмет договора ренты — это имущество, находящееся на праве собственности, как движимое, так и недвижимое, а так же наличные деньги и реальные ценные бумаги, обладающее индивидуально-определёнными свойствами.

Предметом договора ренты не могут быть безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги, а так же права требования, работа и услуги, информация, исключительные права и личные нематериальные блага.

Определение договора ренты появляется в средние века в Европе в качестве обхода на запрет процентных займов, которые христианская церковь считала ростовщичеством. Во времена отсутствия доставочного количества наличной монеты договор ренты служил формой купли-продажи недвижимости.

Институт ренты отсутствовал в дореволюционном гражданском праве, а в советское время рента было существенно ограничена. Положение о ренте для современной России является новым, поту как понятие рента было введено в гражданский оборот с принятие Гражданского кодекса РФ.

Читайте также:  Сроки уплаты земельного налога по юридическим лицам

Форма договора ренты обязательно должна быть письменной, а сам договор ренты подлежит заверению у нотариуса, включая рентное обременение. Договор ренты, в котором предусматривается отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, дополнительно подлежит государственной регистрации. Несоблюдение формы договора ренты может привести к признанию договора недействительным (ничтожным).

Существенные условия договора ренты зависят от его разновидности, определяемой в первую очередь предметом ренты, но, как правило, законодатель стремится защитить интересы рентного кредитора. Рентный капитал представляет собой имущество, передаваемое под выплату ренты на неопреденный срок, под которым подразумевается срок дожития рантье.

Очевидно, что смысл договора ренты состоит в том, что в настоящий момент плательщик ренты не имеет достаточных средств для выкупа объекта ренты и соглашается на не всегда выгодные для него условия приобретения имущества, имеющего для него особую ценность. Как правило, рентный капитал — это недвижимое имущество или движимость, которую можно отнести к предметам роскоши. Главная характеристика ренты состоит в том, что она является средством капитализации денежных средств, требующихся для исполнения обязательства по выплате рентных платежей.

1.2 Источники формирования рентных доходов

Ценность земли для собственника заключается в ее способности приносить доход. Владелец земельного участка расстается с ним лишь в том случае, если полученная от продажи земли сумма денег, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход, не меньший, чем получаемая им с этого участка рента.

Рента представляет собой доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый владельцем какого-либо имущества, сдаваемого в аренду. В ренту превращается часть чистого дохода, которая оказывается относительно избыточной. На практике земельная рента — это плата арендатора за использование земельного участка, а для земельного собственника — рентный доход. Общее для различных форм земельной ренты — то, что она представляет собой экономическую форму реализации права земельной собственности.

В западных странах налоги на землю — это основа формирования бюджета. В США, например, 30% общей суммы государственных доходов (муниципальный бюджет) поступает от земельных платежей. Рента от сельскохозяйственных земель составляет около 18%.

Если раньше в России рента изымалась в государственный бюджет в скрытом виде, то при переходе к рынку ее существование легализовано. Для решения проблемы перераспределения земельной ренты необходимо представлять причины и факторы ее образования.

По характеру образования различают три вида земельной ренты: дифференциальную, абсолютную и монопольную.

В основе образования дифференциальной ренты лежит различие участков земли по качеству и существованию монополии хозяйствования на этих участках. Источником образования дифференциальной ренты выступает дополнительный чистый доход с относительно лучших и удобно расположенных земель или от добавочных инвестиций в землю. В практике оценки земли дифференциальную ренту называют дифференциальным доходом.

Дифференциальная рента при капитализме — часть прибавочной стоимости, присваиваемая землевладельцами в силу монополии на землю как на объект хозяйства. Источник дифференциальной ренты — излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, который создается вследствие более высокой производительности труда сельскохозяйственных рабочих на относительно лучших земельных участках и более высокой производительности дополнительно вложенного капитала. В сельском хозяйстве земля является важнейшим средством производства. Количество пригодной для обработки земли ограниченно, поэтому в оборот вовлекаются не только лучшие и средние по плодородию и местоположению участки, но и худшие земельные площади. Ограниченность земли обусловливает возникновение монополии на землю как на объект хозяйства.

Для капитализма характерно отделение собственности на землю от хозяйствования на земле. Капиталисты-предприниматели арендуют землю у собственников земли, ведут на ней хозяйство. Собственники земли предоставляют свои земельные участки для эксплуатации за определенную плату — земельную ренту, разновидностью которой является дифференциальная рента. Механизм ее образования таков. Монополия на землю как на объект хозяйства обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственные продукты.

Общественная цена производства продуктов земледелия регулируется издержками производства не при средних общественных условиях, а при наихудших его условиях, т. е. издержками производства продуктов, полученных с наихудших по качеству и местоположению земель, поскольку население и промышленность не могут быть обеспечены предметами потребления и сырьем только за счет лучших и средних земельных участков. Она равна издержкам производства на худшей (из обрабатываемых) земле плюс средняя прибыль. Но индивидуальные издержки производства каждого центнера продукта на различных участках земли разные вследствие неодинаковой производительности труда.

Капиталист, арендующий худший участок земли, может получить среднюю прибыль, а капиталист-арендатор, ведущий хозяйство на относительно лучшем участке земли, сверх средней получит еще добавочную (избыточную) прибыль. Эта добавочная прибыль создается более производительным трудом сельскохозяйственных рабочих, переходит к землевладельцу на основе права частной собственности на землю и образует дифференциальную ренту.

Существует две формы дифференциальной ренты: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная рента I — разница между ценой производства продукции на наихудших землях и индивидуальной ценой производства на лучших и средних землях. Условием ее образования является более высокое плодородие лучших и средних земель, различия в местоположении участков по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. п.

Дифференциальная рента II — разница между общественной и индивидуальной ценой производства, образующаяся при последовательных дополнительных вложениях капитала в одни и те же участки земли. Эта добавочная прибыль при заключении нового арендного соглашения присваивается землевладельцами путем повышения арендной платы.

Дифференциальная рента при социализме — это форма дополнительного чистого дохода колхозов, который образуется в результате разной производительности одинаковых затрат труда на относительно лучших и удобнее расположенных земельных участках или в результате различной производительности последовательных затрат труда на одном и том же участке.

Существование товарно-денежных отношении, государственной (общенародной) социалистической собственности на землю, особенности колхозно-кооперативной собственности обусловливают превращение дополнительного чистого дохода колхозов в ренту. Дифференциальная рента при социализме коренным образом отличается от капиталистической ренты. В социалистическом обществе исключаются социально-классовые антагонизмы в рентных отношениях, существующие при капитализме между собственниками земли и капитала, с одной стороны, и наемными рабочими — с другой. Дифференциальная рента выражает отношения между обществом и кооперативными предприятиями по поводу дополнительного чистого дохода, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи рабочего класса и колхозного крестьянства.

Существует два вида дифференциальной ренты: I и II.

Дифференциальная рента I — это дополнительный чистый доход, который получаеся в результате разной производительности одинаковых затрат труда на равных участках земли различного плодородия и местоположения. Большая часть этого дохода поступает в распоряжение государства и используется на нужды всего общества, в первую очередь для планомерного развития сельского хозяйства. Дифференциальная рента I изымается государством через закупочные цены, посредством дифференциации объема закупок, а также через подоходный налог.

Дифференциальная рента II — это дополнительный чистый доход, образуемый в результате различной производительности последовательных затрат труда на одном и том же участке земли. Рост производительности труда в условиях научно-технического прогресса обусловливает планомерный рост массы и нормы дифференциальной ренты II. Большая часть ее остается в распоряжении хозяйства и направляется на расширение производства, повышение доходов колхозников.

Абсолютная рента связана исключительно с наличием частной собственности на землю. Это значит, что собственник будет сдавать в аренду даже самую худшую землю только за оплату. В связи с этим арендатор должен обеспечить себе получение не только средней прибыли, но и сверхприбыли, которая перейдет собственнику земли; в противном случае ведение производства невыгодно. В результате этого формируются более высокие по сравнению с общественной ценой производства цены на продукцию сельского хозяйства. Потребитель, таким образом, расплачивается за монопольное право собственника распоряжаться принадлежащей ему землей [9, c. 141].

В нашей стране в связи с созданием сектора крестьянских (фермерских) хозяйств и других землевладельцев, которые фактически обладают правом частной собственности на землю, уже можно говорить о возникновении абсолютной ренты.

Под монопольной рентой следует понимать специфическую ее форму, которая возникает при продаже сельскохозяйственной продукции по монопольно высоким ценам. Она образуется прежде всего на землях исключительного качества, на которых возде-лываются редкие по своим потребительским свойствам сельскохозяйственные культуры (например, субтропическое земледелие). Из-за ограниченности таких земель, а следовательно, и предложения указанной продукции возникает возможность ее реализации по монопольно высоким ценам. В результате образуется добавочная прибыль, часть которой передается арендатором собственнику земли в виде монопольной ренты.

Земельную ренту можно рассчитать следующим образом (1):

R = (Ур.доп.к. + Ур.доп.э.) (Ц — Сн) + Эиз + Эм + Рабс, (1)

Ур.доп.к. — дополнительный урожай за счет лучшего качества земли,

Ур.доп.э — дополнительный урожай за счет более эффективного использования плодородия почв ц с 1га,

Ц — равновесная цена главного вида продукции ман. за 1 ц.,

Сн — нормативные затраты на производство единицы продукции манн на 1 ц,

Эиз — экономия издержек за счет более высокой отдачи затрат при низком уровне вложений ман. с 1 га,

Эм — экономия затрат за счет лучшего местоположения по отношению к рынкам сбыта продукции и приобретения средств производства ман. с 1 га,

Рабс — абсолютная рента ман. с га.

Эта формула без учета абсолютной ренты позволяет вычислить дифференциальную ренту или дифференциальный доход [3, c. 156].

Размер абсолютной ренты пока не представляется возможным определить в связи с тем, что цены на продукцию сельского хозяйства нередко устанавливаются в административном порядке, а норма прибыли в среднем по всем отраслям не отражает нормального состояния экономики.

Дифференциальный доход, получаемый за счет лучшего плодородия или более выгодного местоположения участка, должен изыматься, потому что это — дар природы. В России в ставки земельного налога для зон с благоприятными природными условиями включены рентные платежи, которые аккумулируются на специальном счете. Оттуда средства поступают в зоны с менее благоприятными условиями с целью использования для повышения плодородия земли. Значение абсолютной и монопольной ренты желательно преуменьшать, так как они выражают исключительно отношения частной собственности и представляют собой «дань» со всех граждан страны.

Проведение земельной реформы предполагает разработку экономического механизма регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве, основными элементами которого являются:

— существование различных видов платы за землю (земельного налога, арендной платы за землю и цены земли) с единой методологической основой;

— усиление взаимосвязи платы за землю с другими рыночными регуляторами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.д.) [12, c. 78].

Условиями формирования рынка земли являются спрос на земельные участки, их предложение, формирование цены на землю. В России эти условия еще полностью не сформировались.

Рынок земли — это один из видов рынка ресурсов (факторов производства), поэтому, анализируя условия формирования рынка земли, необходимо исходить из того, что спрос на ресурсы является производным от спроса на продукцию и, следовательно, функционирование рынка земли зависит от состояния рынка сельскохозяйственных товаров. Если рынок сельскохозяйственных товаров функционирует нормально, то есть цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются в соответствии с законом спроса и предложения, появляется основа для реализации земельной ренты и выявления цены земли.

Цена земли иррациональна, так как не является денежным выражением стоимости, а зависит от размера земельной ренты и спроса на землю. Цена земли, которую хотел бы получить собственник при ее продаже, является капитализированной рентой (2):

R — размер рентных платежей с единицы площади земли, получаемый собственником;

Ns — ставка банковского процента [3, c. 161].

Формула отражает общее представление о формировании цены земли, но окончательная, то есть рыночная, цена земельного участка зависит от спроса и предложения. В хозяйственном обороте имеется определенное количество земли, поэтому ее предложение в качестве товара строго ограничено, то есть абсолютно неэластично.

Фиксированный характер предложения земли означает, что активным фактором, определяющим земельную ренту, является спрос, а предложение пассивно.

Такое представление о формировании цены на землю справедливо лишь в целом — при рассмотрении совокупного спроса и совокупного предложения. В каждом отдельном случае при совершении сделок купли-продажи предложение может активно влиять на цены участков.

При переходе к рынку интерес к формированию цены на землю возрос. Экономисты предлагают различные методики ее расчета на основе дифференциальной ренты. Так, например, предлагают следующую формулу расчета дифференциальной ренты:

где: Др — дифференциальная рента, руб. с 1 га;

ЦПр. — цена продажи сельскохозяйственных культур, руб. за 1 ц;

З — норматив заработной платы, руб. на 1 ц;

М — норматив материальных затрат, руб. на 1 ц;

Т1 — транспортные затраты 1-го уровня, руб. на 1 ц;

Р — уровень рентабельности, %;

Т2 — транспортные затраты 2-го уровня, руб. на 1 ц;

Ун — нормальная урожайность, ц с 1 га.

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам предлагает другой подход:

где: Ц3 — средняя по зоне цена реализации, руб. за 1ц;

Цп — цена производства (индивидуальная для каждой группы почв), руб. за 1 ц.

На цену участка земли оказывают влияние повышающие и понижающие факторы (табл. 1).

Таблица 1 — Факторы, влияющие на цену земли [12, c. 89]

Хорошее расположение Большой объем производимой продукции земли (срок аренды) Отрегулированное обеспечение водой Хорошая транспортная сеть Хорошее качество почвы Долговременное отсутствие опасности ограничения хозяйственной деятельности требованиями охраны окружающей среды Непосредственная близость к территориям Почвенные месторождения, которые могут быть разработаны

Обязанность возврата арендованной Расположение в заповедной зоне Пересеченность Принудительная продажа земли с торгов Большая высота над уровн м моря Плохо обработанная почва Расположение на откосе с возможными покупателями Неблагоприятная инфраструктура

Как видно, цена участка земли, по существу, определяется той частью чистого дохода, которая может принять форму земельной ренты.

Для организации рынка земли необходимо и важно вести земельный кадастр. В нем содержатся сведения, необходимые при определении ставок земельного налога и арендной платы. Поскольку основа для формирования рыночной цены земли только создается, в Законе «О плате за землю» речь идет о нормативной цене земли. Местные органы власти продают землю гражданам и их объединениям по нормативной и договорным ценам.

Принципиальные особенности методических подходов в соответствии с этими рекомендациями состоят в следующем:

— стоимость сельскохозяйственных угодий рассчитывается методом капитализации ренты;

— рента определяется по совокупному товарному продукту, а не по ведущей сельскохозяйственной культуре (зерновая рента);

— предложены варианты оценки стоимости земли на основе разных вариантов оценки продукции (цены воспроизводства, гарантированные и др.).

1.3 Механизм регулирования рентных отношений. Земельный налог

Земля во всех странах признается основным национальным богатством. Общество и государственные органы власти регулируют ее использование. В нашей стране, в условиях перехода от административных методов управления экономикой, с переходом к новым рыночным, экономическим условиям, появилась необходимость правового регулирования обновленных институтов гражданского права. Кардинально изменился в этой части подход законодателя в определении правового статуса земли, которая в современном гражданском обороте выступает как объект, имеющий свои специфические особенности, выраженные в единстве экономической, социальной и экологической ценности земли.

История земельного вопроса в России — это, прежде всего, история права собственности на землю. Такой вывод подтверждает и современная земельная реформа, в основе которой — преобразование отношений земельной собственности.

Права собственности на землю граждан (и юридических лиц) Конституция РФ относит к числу основных прав человека (ст. 36), неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения (ч. 2 ст. 35), непосредственно действующих (ст. 18) и охраняемых законом (ч. 1 ст. 35).

Множественность форм собственности на землю, закрепленная Конституцией РФ создает благоприятную почву для использования новых возможностей повышения эффективности, прибыльности любого производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость конструирования правовых форм реализации этих возможностей, основой которых выступает система вещных прав на землю, закрепленная современным российским законодательством. Ведь в условиях рыночных отношений земля как основа производства является главным звеном всей экономики.

Несмотря на длительное время отсутствия законодательного регулирования оборота земель, не утратилась теоретическая, научная заинтересованность в вопросах понимания сущности и системы вещных прав на землю. В свое время еще классики российской правовой науки отмечали особые свойства земли: «. недвижимость, и по преимуществу земля, непосредственное творение Божие, содержа в себе общий источник производительной силы, общее вместилище предметов обладания, сама по себе, по природе не является предметом личного обладания человеческого. Земля неподвижна, а люди движутся и сменяются на ней, около земли обращаются (по своей природе)».

Новейшее земельное законодательство делает определенные попытки к урегулированию самого важного для страны вопроса — земельного.

За последние несколько лет российским законодателем принят целый ряд нормативных актов, который включает ключевые документы в области урегулирования земельного оборота в России. Прежде всего, необходимо упомянуть новый Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г., федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Однако, именно право собственности представляет собой основное имущественное право, предполагающее наиболее широкий круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению вещью. Лишь собственник вправе совершать со своим имуществом различные сделки, направленные на обременение и, что самое важное, на отчуждение имущества, поэтому наиболее актуальным для нас является вопрос приобретения права собственности на землю.

Налоги по своей внутренней сути неотделимы от государства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось реформированием налоговых систем. Государство никогда не могло уйти от необходимости обеспечения совокупной жизнедеятельности общественного организма, так как без этой жизнедеятельности ни господствовать, ни эксплуатировать, иными словами, безвозмездно присваивать чужой труд, просто невозможно. У государства, поэтому, не было выбора и ему приходилось служить своеобразным «социальным контролером». Наводить внутренний общественный порядок, регулировать хозяйственную жизнь, ликвидировать последствия стихийных бедствий, строить дороги и т.д. Для всех же перечисленных мер и работ нужны немалые деньги. Для их мобилизации использовались налоги.

Дореволюционное законодательство России о земельном налогообложении не является обширным. Однако данное обстоятельство нисколько не влияло на эволюцию земельного налога, его роль в жизни государства. Земельный налог является не только древним, но в отдельные периоды российской истории он становился ведущим, нес большую фискальную нагрузку. Кроме экономического значения имел и большое политическое значение. Особенно ярко это проявилось после отмены крепостного права, когда у крестьян появилась гипотетическая возможность стать собственниками земли. Несомненно особенностью развития земельного и налогового законодательства в пореформенные годы 2-ой половины XIX века явилось принятие различных законодательных актов региональной направленности.

Читайте также:  Как оплатить налоги на земельный участок

Бесспорно, что опыт поисков оптимальных вариантов земельного налогообложения, стремление законодательно регулировать процесс земельной реформы развернувшейся поле отмены крепостного права наводит нас на некоторые аналогии с событиями, происходящими в России в 90-е годы XX века. Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность многих проблем, в том числе, на законодательном уровне послужили необходимостью рассмотреть историю развития законодательства о земельном налогообложении.

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ [2] и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщики земельного налога: физические и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 1).

Рисунок 1 — Плательщики земельного налога [8, c. 45]

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог [10, c. 46].

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Таблица 2 — Ставки земельного налога [13]

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

— земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

— земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

— инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

— физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

где: т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);

п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вывод: рента — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один предприниматель находится пред другим.

По характеру образования различают три вида земельной ренты: дифференциальную, абсолютную и монопольную.

Условиями формирования рынка земли являются спрос на земельные участки, их предложение, формирование цены на землю. В России эти условия еще полностью не сформировались.

2. Особенности формирования рентных отношений в современных условиях

2.1 Развитие земельных отношений в РФ

Рента принимает иное измерение при рассмотрении ее в условиях глобализации мировой экономики. Вывоз капитала как следствие частного присвоения ренты. В присвоении ренты лежит ключ к пониманию сложной системы распределения и перераспределения национального богатства, осознанию растущей пропасти между богатыми и бедными странами. Вывоз отечественного капитала, складывающийся за счет частного присвоения ренты, за рубеж — перспектива потери экономической независимости страны и ее позиционирования в качестве развивающейся страны, не способной к саморазвитию.

Утечка капитала, как отмечает Р.И. Нигматулин, оправдывается нынешними идеологами необходимостью рыночной свободы перетоков капитала. Ряду отечественных капиталистов и чиновникам выгодно осуществлять торговые операции с целью направить капитал на Запад. В этом случае торговля является удобным прикрытием для того, чтобы западный партнер купил наш товар по заниженной цене, а мы их по завышенной. В итоге, помимо нормальной прибыли возникает сверхприбыль, которая присваивается Западом и делится в той или иной пропорции между участниками сделки.

Вывоз капитала из страны нелегитимен и не создает легальных высокодоходных вложений за границей. Главная проблема заключается в том, что этот капитал имеет рентное происхождение и принадлежит частным лицам, которые в любой момент могут сменить гражданство и обратить тем самым активы в иностранные, а займы, сделанные нефтегазовыми и иными компаниями останутся долговым бременем российских компаний — недропользователей и граждан -налогоплательщиков на многие десятилетия.

В случае неблагоприятной динамики экспортных цен на сырье иностранные кредиторы могут обратить задолженность в собственность на природные ресурсы, которые по законодательству принадлежат государству, а недропользователи лишь имеют лицензию на разработку месторождений. Место России в мировой экономике незначительно, поэтому она не может оказывать заметное влияние на динамику мировых цен. Высока доля в присваиваемой ренте у горной ренты, прежде всего нефтегазовой ренты. Для лесной и сельскохозяйственной ренты характерен небольшой ее удельный вес, так как доля товаров этих отраслей в структуре экспорта низка. Россия также платит за продукцию интеллектуальной деятельности, имеется доля продукции машиностроения и сельского хозяйства в структуре импорта

При имеющихся ресурсах страна должна получать огромные объемы мировой природной ренты. Однако реальные тенденции обратные. Причина в следующем: большинство запасов находится в отдаленных неблагоприятных территориях страны, что ведет к увеличению издержек по освоению, добыче, транспортировке, некоторые запасы лучших месторождений исчерпываются, а разведанные запасы снижаются. Поэтому в отношении каждого отдельного участка, приносящего рентный продукт должен вестись конкретный учет. Лишь при таком детализированном и дифференцированном подходе можно получить объективную картину об имеющихся запасах природных ресурсов и ожидаемых рентных доходах. В то же время наблюдается тенденция уменьшения спроса со стороны развитых экономик в связи с переходом на ресурсосберегающие технологии и опережающем развитии сферы услуг.

По мнению А.П. Паршева, относительная затратность отечественного продукта по сравнению с мировым зависит от количества переделов, которые проходит продукт. Чем больше переделов, тем выше себестоимость по сравнению с таким же продуктом, произведенным в других промышленных регионах мира. Место каждой страны в их ранжированном ряду по признаку изменения себестоимости производства продукции и образования экономической прибыли имеет тесную связь с экономико-географическим положением каждой страны. Это говорит о том, мировое хозяйство носит рентный характер.

Эффективность экономики страны определяется рентными факторами местоположения ее территории и качества производительных сил. Для анализа мировой экономики перспективным представляется использование неравновесного подхода. Он позволяет выявить место каждой страны в их ранжированном ряду по показателям относительной среднестрановой себестоимости производства продукции и высоты экономической прибыли. Мировая рыночная цена в разрезе отдельных видов продукции складывается в основном в соответствии с законом больших чисел, что говорит о ее тяготении к цене производства наибольшего объема продукции, производимого какой-то страной с низкозатратными условиями производства.

Стоит отметить, что Россия, является одной из «замыкающих» стран, то есть страной с высокозатратной экономикой в силу природно-климатических и экономико-географических условий производства, поэтому любому производству, развернутому на территории России будет свойственно высокий уровень издержек. Следовательно, наша продукция, произведенная в России, аналогичная иностранной по своим характеристикам буде заведомо выше по себестоимости и ее реализация по мировым ценам принесет убыток, а не прибыль. рента экономика земельный налог

Традиционная экономическая теория в описании выбора и поведения субъектов рынка исходит из стандартной целевой функции (максимизации полезности, прибыли), характеризующей интересы и предпочтения Homo Economicus. Что же касается субъектов нерыночных отношений (политиков, чиновников), то в их роли «чаще всего фигурируют некие бескорыстные персонажи, не имеющие собственных («частных») интересов», и даже «отсутствуют сомнения в их абсолютной профессиональной пригодности»155.

Основная же предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. «Политика, — пишет Дж. Бьюкенен, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей. В случае избрания политик свободен определять свою позицию по вопросам о расходовании средств и налогообложения…(и) выберет тот вариант решения из набора приемлемых для себя альтернатив, исполнение которого максимизирует его собственную полезность»156.

«Обычно, размышляя о поиске ренты, мы имеем в виду демократические группы особых интересов, деньги, используемые для оказания политического влияния и т.д. Но… индустрия поиска ренты не уникальна», — обращает внимание

Рентоориентированное поведение «является атрибутом любой экономики, так как по сути есть реализация естественного процесса минимизации затрат и максимизации полезного эффекта для любого хозяйствующего субъекта». При этом нет большой разницы между рентоискательством и предпринимательством, поскольку предприниматель, являясь новатором, «стремится к сверхприбыли, то есть ренте или квазиренте».

Рентоискательство представляет собой конкуренцию за обладание и контроль над редким ресурсом. Вследствие того, что именно природная рента представляет собой достаточно устойчивый доход в долгосрочном периоде, именно природные ресурсы являются основным объектом конкуренции (рентоискательства) и на национальном, и на глобальном уровне. По мнению некоторых исследователей, одной из первопричин смены в России государственно-общественного строя в начале 1990-х гг., было стремление международного капитала получить доступ к природной, прежде всего горной, ренте нашей страны.

Проблему рентоискательства или рентоориентированного поведения применительно к современным российским реалиям специально анализируют как отечественные, так и зарубежные авторы. В отечественной учебной литературе рентоориентированное поведение определяется как ситуация, когда доходы национального бизнеса зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату, вследствие чего предприниматели нацелены на получение доходов (ренты) от личных связей, а не обычной, классической предпринимательской прибыли162. В общем, «привилегии порождают ренты».

Схожую позицию занимает А. Ослунд, понимая под рентным поведением «деятельность, направленную либо на использование монопольного положения, либо на получение доступа к правительственным субсидиям, в отличие от стремления в рыночной экономике к получению прибыли в процессе конкуренции». Причем в постсоветской России распределение ренты с самого начала «приняло форму государственного регулирования, давшего ощутимый перевес привилегированному классу».

Основная ее часть оказалась в руках товара за «бесценок», по фиксированной государственной цене, с последующей его перепродажей по рыночной стоимости); субсидии на импорт (здесь сверхдоходы явились результатом существования множества валютных курсов); льготные кредиты (избыточные доходы появились как результат гиперинфляции и, следовательно, отрицательной реальной процентной ставки); номенклатурная приватизация (выгода возникла по причине заниженной стоимости основных фондов предприятий). руководителей бывших государственных предприятий, коммерсантов и финансистов, вследствие чего «в России сформировалась чрезвычайно агрессивная имперская элита, которая не приемлет абсолютно никаких запретов и ограничений». Именно конфликтом между рентоориентированным поведением экономико-политических элит и реформаторством ученый объясняет драматизм рыночных реформ в России.

О. Гаман-Голутвина также связывает особенности развития национальной экономики с особенностями формирования российского правящего класса. По ее мнению, властвующая страта современного российского общества не выполняет свою ключевую функцию и не соответствует базовому системообразующему признаку элиты — выполнению миссии локомотива развития. Объясняя причины такого положения, исследователь уточняет, что задачей рыночных реформ 1990-х гг. изначально было не развитие, а дистрибуция, то есть перераспределение собственности и рентных доходов. Отсюда — безразличие политической и экономической элиты России к самой идее развития, их стратегическая бессубъектность, то есть отсутствие у них как действительного проекта обустройства страны, так и воли для его реализации.

В настоящее время в стране функционируют государственные, коллективные, личные, частные и смешанные сельскохозяйственные предприятия. Они представляют различные организационно-правовые формы хозяйствования: товарищества, акционерные общества, фермерские и личные хозяйства населения, подсобные хозяйства промышленных предприятий и т.д. Тенденция развития аграрного сектора зарубежных стран, а также российский опыт свидетельствуют, что будущее сельского хозяйства именно за такими сельскохозяйственными предприятиями (объединениями), где сочетаются рыночная организация и экономический интерес производителя. Эта тенденция реализуется путем формирования сельскохозяйственных предприятий с использованием преимуществ кооперированных и интегрированных формирований. В качестве приоритетных направлений роста сельскохозяйственного производства можно выделить:

1. Организацию переработки сельскохозяйственной продукции внутри крупных сельскохозяйственных предприятий и развитие сети реализации.

2. Развитие кооперации и рыночных форм интеграции мелких и средних предприятий, как между собой, так и с крупными сельскохозяйственными предприятиями.[15, c. 22].

3. Развитие крупных форм сельскохозяйственных предприятий как основы аграрного производства и фундамента аграрных реформ 15, c. 25].

4. Интеграцию сельских товаропроизводителей с агросервисными предприятиями.

5. Вертикальную агропромышленную интеграцию на основе создания агрофирм, агропромышленных объединений, холдинговых компаний и промышленно-финансовых групп.

Опыт работы данных формирований показывает, что они являются «локомотивами» аграрного производства. В большинстве случаев интеграционные формирования создавались в последние годы перерабатывающими предприятиями для расширения сырьевой базы.

Основные задачи этих организационно-хозяйственных формирований вытекают из финансово-экономических проблем аграрного сектора экономики и необходимости обеспечения стартовых финансовых возможностей. Для выхода из кризиса крайне важна финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К числу этих проблем можно отнести:

— восстановление утраченной в ходе реформы управляемости товарными и финансовыми потоками, сокращение совокупных издержек на производство, переработку и реализацию продукции;

— создание минимально необходимых стартовых условий для поэтапного финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса, преодоления убыточности и достижения устойчивой рентабельности производства;

— привлечение в аграрный сектор финансово-кредитных ресурсов инвесторов и постепенное восстановление, обновление на этой основе ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий, внедрение прогрессивных технологий;

— перераспределение доходов от реализации продукции между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в соответствии с их участием в производстве и продвижением конечной продукции к потребителю [8, c. 48].

Основным преимуществом данных формирований является возможность внедрения системных интенсивных технологий. В настоящее время даже крупные сельскохозяйственные предприятия, не говоря уже о крестьянских (фермерских) хозяйствах, не охваченные интеграционными процессами, не способны применить инновации в виде технологических систем. В первые годы внедрения новая техника не окупаются и требуют значительных финансовых затрат.

Нужен комплексный подход к формированию и совершенствованию кредитного процесса как средства достижения устойчивого экономического роста. Для существенного влияния на экономику аграрного сектора объем государственной поддержки сельского хозяйства необходимо увеличить в ближайшее время не менее чем в 10 раз. Успешное развитие названных направлений зависит от эффективности в первичной ячейке производства — сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности их работы, в свою очередь, зависит от использования внутрихозяйственных резерв

2.2 Анализ поступлений в государственный бюджет за счет сборов земельного налога

В наше время для устойчивого экономического развития страны одной из важнейших целей государства является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими этому, являются существующие в области земельных отношений проблемы. Актуальность их решения связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов местных бюджетов, что позволяет территориальным органам шире проявлять хозяйственную инициативу. Величина поступлений земельного налога в консолидированный бюджет РФ с 2011 по 2013 гг. неизменно возрастала, что подтверждают данные таблицы 1 [14].

Таблица 1 — Величина поступлений земельного налога в консолидированный бюджет РФ за 2011-2013 гг. и доля в нем указанного налога

Поступления в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Поступления земельного налога, млрд. руб.

Доля поступлений земельного налога в общем объеме поступлений, %

источник