Меню Рубрики

Налог на имущество физического лица и земельный налог заменит

Налог на имущество физического лица

Платить его обязаны все владельцы объектов недвижимого имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений. Если это имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налог соразмерен доле каждого из них. Совместная собственность на имущество предполагает равную ответственность совладельцев за исполнение налогового обязательства. При этом, по соглашению между ними, плательщиком может быть кто-то один.

Размер налоговой ставки устанавливают представительные органы местного самоуправления. Поскольку ее верхний предел ограничен законом, налог на недвижимость стоимостью до 300 тыс. руб. составляет 0,1%, от 300: до 500 тыс. руб. — 0,1–0,3%, а свыше 500 тыс. руб. — 0,3–2%. Налоги зачисляются в местный бюджет.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые структуры сведения, необходимые для начисления налогов. Налог на строения, помещения и сооружения начисляют на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Если речь идет о новостройке, налог платят с начала года, следующего за ее возведением или приобретением. Налог на жилплощадь, доставшуюся по наследству, взимают с наследников с момента открытия наследства.

Собственники, совершившие сделку купли-продажи недвижимости, уплачивают налог по очереди в течение календарного года. Продавец обязан исполнять налоговую повинность с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на имущество. Покупатель — начиная с того месяца, когда он стал собственником данного имущества. Не позднее 1 августа ему присылают платежное извещение, а налог он должен выплатить равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Если гражданин не был своевременно привлечен к уплате налога, ему придется внести платеж не более чем за три предыдущих года. Таким же правилом руководствуются при пересмотре неправильно произведенного налогообложения.

Перечень льготных категорий, освобождающихся от уплаты налога на имущество физических лиц, весьма обширен. В него включены Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, участники гражданской и Великой Отечественной войн и еще ряд категорий граждан, имеющих заслуги перед Отечеством.

Кроме того, налогом не облагают специально оборудованные строения или помещения, принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности, если их используют в качестве творческих мастерских; жилые помещения, в которых организованы открытые для посещения негосударственные музеи, галереи, библиотеки; жилые и хозяйственные строения площадью до 50 кв. м, расположенные на участках граждан в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях.

Для получения льготы необходимо предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие право на нее. Органы местного самоуправления могут устанавливать и другие дополнительные льготы по уплате налога на имущество физического лица.

Земельный налог относится к категории местных налогов, поэтому в соответствии с Налоговым кодексом РФ размер, порядок и срок уплаты, а также налоговые льготы устанавливают нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Этот налог платят организации и физические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не облагаются земельным налогом участки на правах безвозмездного срочного пользования или переданные по договору аренды.

Как уже говорилось, налоговые ставки устанавливают местные органы власти. Налоговым кодексом предусмотрен лишь верхний предел земельного налога:

— 0,3% — для участков, признанных землями сельскохозяйственного назначения или расположенных на территории сельскохозяйственных зон в поселениях и используемых для производства сельхозпродукции;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, личного подсобного или дачного хозяйства.

— 1,5% — для прочих земельных участков.

Чтобы рассчитать земельный налог для физических лиц, необходимо знать кадастровую стоимость земельного участка (налоговую базу за календарный год). Эти сведения налоговые органы получают в государственном земельном кадастре.

Для некоторых категорий граждан налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. Право на такую льготу имеют Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; определенные категории инвалидов, ветераны Великой Отечественной войны и др.

Освобождены от уплаты земельного налога религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов и организации, владеющие участками, занятыми государственными автомобильными дорогами общего пользования.

Законодатели готовят изменения, в соответствии с которыми в ближайшем будущем будет введен налог на недвижимость, который заменит земельный налог и налог на имущество физического лица. И если сейчас земельный налог рассчитывают исходя из кадастровой стоимости участка, а налог на имущество физического лица исходя из стоимости БТИ, то налог на недвижимость будет зависеть от рыночной стоимости недвижимого имущества. Но раньше 2010 года его введения ждать не стоит.

Налог на доходы физического лица (НДФЛ)

Этим налогом в размере 13% облагается заработная плата каждого работника. Кроме того, НДФЛ платят с дохода от сдачи квартиры или жилого дома в аренду и продажи недвижимого имущества. В некоторых случаях этот налог распространяется на имущество, перешедшее в порядке дарения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8730 — | 7133 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Владельцы домов, дач, квартир, хозяйственных построек и прочей недвижимости согласно российскому законодательству обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц. Эта обязанность возлагается даже на несовершеннолетних граждан РФ, имеющих в собственности указанные объекты. Налог от их имени уплачивают родители, опекуны или другие законные представители.

До января 2015 года вопросы расчета и уплаты налога на имущество регулировались нормами Федерального Закона № 2003-1. В соответствии с этим документом налоговая база рассчитывалась на основе инвентаризационной стоимости объекта. Однако после добавления в НК РФ новой главы «Налог на имущество физических лиц» правила расчета налога полностью изменились.

Теперь налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом учитывается не только его площадь, но и возраст здания, место расположения и прочие индивидуальные характеристики имущества. Такая методика расчета позволяет более точно определять рыночную стоимость объекта налогообложения, что приводит к увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости.

Обязанность ежегодного уплачивать налог возлагается на физических лиц, владеющих следующими объектами недвижимости:

  • жилые дома;
  • гаражи либо машино-места;
  • квартиры или комнаты в жилых домах;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • другие помещения, строения, здания или сооружения.

В целях определения налоговой базы к жилым домам относятся также строения, возведенные на участках, предоставленных для организации садов и огородов, индивидуального жилищного строительства и ведения прочего личного подсобного хозяйства. На практике это означает, что дачные и садовые домики приравниваются к жилым помещениям и облагаются налогом (Федеральный Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016).

В то же время общее имущество собственников жилья (чердаки, лифты, крыши, лестницы и подвалы жилых домов) не относятся к объектам налогообложения.

Обязанность по расчету суммы налога в России возлагается на ИФНС, после чего информация доводится до налогоплательщиков путем направления на почтовый адрес налоговых уведомлений.

Как уже говорилось, глава 32 НК РФ предусматривает расчет налога по кадастровой стоимости, величина которой утверждается на местном уровне каждым из регионов Российской Федерации.

Однако, учитывая российские реалии, полный переход на новую систему расчета откладывается до 1 января 2020 года. За это время все субъекты РФ обязаны перейти на оценку имущества по кадастровой стоимости.

Сумма налога с учетом кадастровой стоимости объекта исчисляется по формуле:

Сегодня узнать точную кадастровую стоимость своего имущества можно в интернете, имея на руках кадастровый номер объекта или просто его адрес. В первом случае достаточно перейти на сайт ФНС, выбрать имущественный налог, свой регион, ввести номер и получить сведения о стоимости имущества.

Там же можно уточнить и сумму налога за текущий налоговый период, а так же узнать каким методом она рассчитывается: по кадастровой или инвентаризационной стоимости. В последнем случае программа предложит ввести не кадастровый номер, а инвентаризационную стоимость.

Если кадастровый номер неизвестен, узнать его можно на сайте Росреестра в разделе справочной информации по адресу регистрации объекта недвижимости.

Каждый налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость имущества) на величину налогового вычета:

Объект налогообложения Вычет
Комната Стоимость 10-ти квадратных метров
Квартира Стоимость 20-ти квадратных метров
Жилой дом Стоимость 50-ти квадратных метров
Единый недвижимый комплекс при условии наличия в нем жилых помещений Фиксированный вычет в размере 1 млн рублей

При этом муниципальные образования и города Федерального значения (Москва, С-Петербург, Севастополь) получили право увеличивать налоговые вычеты по своему усмотрению. В случаях, когда сумма вычета превышает показатель кадастровой стоимости, налоговая база считается равной нулю.

Если недвижимое имущество имеет несколько владельцев, то сумма налога рассчитывается пропорционально исходя из права собственности каждого налогоплательщика на данный объект. Если имущество находится в статусе общей собственности, то общая величина налога делится между владельцами поровну.

Налоговый кодекс предоставляет каждому субъекту РФ право самостоятельно определять налоговую ставку, текущее значение которой можно узнать на этой странице. Максимальная величина ставки ограничена следующими пределами:

Ставка налога на имущество Объект налогообложения
0,1% Жилые дома, квартиры и комнаты (в том числе недостроенные)
Единые недвижимые комплексы при наличии в их составе жилых помещений
Машино-места и гаражи
Строения площадью до 50 кв. метров, возведенные на участках, предоставленных для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и ведения прочего личного подсобного хозяйства
2% Административные помещения и торговые центры
Коммерческая недвижимость для торговли, оказания услуг, размещения офисов и пунктов общественного питания
Имущество стоимостью свыше 300 млн рублей
0,5% Другие объекты налогообложения, не входящие в первые две группы

В Москве, С-Петербурге и Севастополе налоговая ставка 0,1% может быть как уменьшена до нуля, так и увеличена до 0,3% в зависимости от вида, стоимости и места нахождения объекта налогообложения.

Гражданину принадлежит половина квартиры площадью 80 кв. метров, которая имеет кадастровую стоимость 6 млн рублей и облагается налогом по ставке 0,1%.

Вычисляем стоимость квадратного метра: 6000000 / 80 = 75000 рублей. Теперь из общей площади жилья нужно вычесть стоимость 20-ти квадратных метров. То есть кадастровая стоимость квартиры с учетом налогового вычета составит 60 кв. метров ×75 тыс. р. = 4,5 млн рублей, а сумма вычета соответственно — 1,5 млн. Подставляем данные в формулу расчета:

Нк = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) x Размер доли x Налоговая ставка

Нк = (6000000 – 1500000) x 0,5 x 0,1% = 2250 р.

Итого: сумма налога на имущество, рассчитанная по кадастровой стоимости равна 2250 р.

Если субъектом РФ на 1 января текущего года не установлена кадастровая стоимость объектов, то налоговая база по итогам налогового периода будет определяться исходя из инвентаризационной стоимости имущества, а сам налог рассчитываться по следующей формуле:

Для расчета налога используются данные об инвентаризационной стоимости, поступившие в налоговый орган до 1 марта 2013 года, умноженные на коэффициент-дефлятор. Получить эти сведения можно в местном отделении БТИ. К сожалению, бюро технической инвентаризации не предоставляет такую информацию онлайн, однако на сайте можно уточнить адрес, график работы и контактные данные регионального отделения.

Как и при расчете по кадастровой стоимости величина процента налоговых отчислений устанавливается на региональном уровне. Актуальная информация о размере налоговой ставки публикуется на этой странице. Максимальные значения этого показателя не должны превышать следующих ограничений:

Инвентаризационная стоимость объекта Максимальная ставка налога
До 300 тыс. рублей 0,1%
От 300 тыс. до 500 тыс. рублей 0,3%
Более 500 тыс. рублей 2,0%

Обратите внимание, что в некоторых случаях местные органы самоуправления вправе применить дифференцированные налоговые ставки.

В качестве примера возьмем того же гражданина, владеющего половиной квартиры площадью 80 кв. метров, инвентаризационная стоимость которой составляет 400 тыс. рублей, а ставка налога установлена в размере 0,1%. Подставляем исходные данные в формулу и получаем:

Ни = Инвентаризационная стоимость x Размер доли x Налоговая ставка

Ни = 400000 x 0,5 x 0,1% = 200 р.

Итого: сумма налога на имущество по инвентаризационной стоимости равна 200 рублей.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости значительно увеличивает налоговую нагрузку, поэтому законодатели решили смягчить удар по кошелькам налогоплательщиков путем введения переходного периода. В течение четырех лет со дня установления в регионе новых правил расчета налога будет действовать понижающий коэффициент, а итоговая сумма налога будет определяться по формуле:

Нк – налог, исчисленный по кадастровой стоимости.

Ни – налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости.

К – понижающий коэффициент, позволяющий регулировать налоговую нагрузку.

  • 0,2 – для первого года;
  • 0,4 – для второго;
  • 0,6 – для третьего года с момента введения новых правил;
  • 0,8 – для последнего четвертого года переходного периода.

В результате применения понижающего коэффициента сумма налога будет плавно увеличиваться на 20% в год.

Изменения законодательства практически не затронули категорию льготников по имущественному налогу. Как и прежде от налога освобождены инвалиды детства, а также граждане с приобретенной инвалидностью I и II групп. Однако право на льготу можно применить только к одному объекту в каждой из групп недвижимого имущества.

Также с 1 января 2015 года от налога на имущество освобождаются:

  • Герои России и Советского Союза, награжденные орденом Славы трех степеней.
  • Участники Великой Отечественной и Гражданской войн, а также иные военнослужащие, пережившие другие военные действия, проводимые в целях защиты Советского Союза. К этой же категории льготников относятся разведчики и другие лица, проходившие службу в военных штабах и прочих учреждениях, входящих в состав армейских частей.
  • Ветераны — участники боевых действий.
  • Наемные военные, служившие в частях Советской Армии и Военно-морского флота, а также штатные сотрудники военных штабов, входящих в состав армии во время Великой Отечественной войны, в том числе служащие органов внутренних дел и госбезопасности.
  • Жители населенных пунктов, участие в защите которых в период 1941-1945 гг. дает право на льготную пенсию.
  • Граждане, пострадавшие вследствие радиационной катастрофы в Семипалатинске.
  • Лица, отдавшие военной службе не менее 20 лет и уволенные в запас по причине достижения максимального возврата.
  • Участники испытаний ядерного оружия, а также ликвидации аварий, связанных с применением ядерных установок на объектах стратегического значения.
  • Лица, потерявшие кормильца в ходе прохождения им военной службы.
  • Граждане, получающие государственное пособие по достижению ими пенсионного возраста: 55-ти лет — для женщин и 60-ти — для мужчин.
  • Военные, служившие в Афганистане и прочих зонах боевых действий с целью регулирования военных конфликтов на территориях других государств.
  • Лица, утратившие здоровье вследствие радиоактивного облучения в местах проведения испытаний или военных учений с применением ядерных установок.
  • Члены семей военнослужащих, погибших во время исполнения служебного долга.
  • Граждане, занятые творческой деятельностью, работающие в специально оборудованных для такого рода занятий помещениях. Например: ателье, студии, картинные галереи, библиотеки, музеи, выставки и др.
  • Собственники строений площадью до 50 кв. метров, возведенные на участках, предоставленных для садоводства, огородничества и прочего подсобного хозяйства, результаты которого используются в личных целях.

При этом нужно учитывать, что предоставление льготы носит заявительный характер. Чтобы реализовать свое право на освобождение от налога, гражданин должен обратиться в территориальный налоговый орган с соответствующим заявлением и приложением подтверждающих право на льготу документов.

Чтобы получить льготу за текущий налоговый период весь пакет документов необходимо предоставить до 1 ноября этого же года. В тот же срок нужно определиться с объектом льготного налогообложения. В противном случае льгота будет применяться к имуществу с максимальной величиной исчисленного налога.

ФНС России ежегодно рассылает физическим лицам уведомления об исчисленном налоге на имущество. Документ направляется на почтовый адрес плательщика и содержит информацию об объекте налогообложения, налоговой базе, начисленной сумме и сроке уплаты налога.

Как правило, налоговые уведомления приходят в период с апреля по ноябрь, но не позднее чем за 30 дней до срока уплаты. Более подробную информацию о запланированных сроках рассылки налоговых уведомлений можно уточнить в местной ИФНС.

Многие налогоплательщики склонны расценивать такую ситуацию как освобождение от обязательства по уплате имущественного налога. Это неправильная позиция и результатом бездействия могут стать лишние пени за просрочку.

Согласно Федеральному закону от 02.04.2014 №52-ФЗ, в случае отсутствия уведомления налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган о наличии в собственности объекта имущества единоразово в срок до 31 декабря следующего за налоговым периодом года. Сообщение направляется в территориальную ИФНС с приложением документов, подтверждающих право собственности на указанную недвижимость.

Читайте также:  Какой налог берется с продажи земельного участка в

Если имущество давно в собственности и ранее налоговые уведомления приходили исправно, стоит проявить инициативу и самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию для получения расчета по имущественному налогу.

Физическим лицам, зарегистрировавшим личный кабинет на сайте ФНС, нужно учитывать, что налоговое уведомление за 2018 год по умолчанию придет в электронном виде. При этом стандартные уведомления рассылаться не будут.

При желании пользователь может выбрать почтовый вариант получения уведомления, известив об этом налоговую службу. Физические лица, не имеющие электронного кабинета, как и прежде, получат стандартные почтовые налоговые уведомления на бумажном носителе.

Имущественный налог квалифицируется как местный и перечисляется в доход бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован объект налогообложения. В 2019 году оплатить налог можно до 1 декабря. Указанный срок оплаты действует для всех регионов РФ.

Нарушение установленного порядка грозит начислением пени на сумму недоимки в размере 1/300 от текущей ставки рефинансирования Центрального Банка за каждый день просрочки. Более того, налоговики имеют право взыскать задолженность с налогоплательщика за счет заработной платы, направив работодателю соответствующее уведомление, а также установить ограничения на выезд должника за границу. При этом штраф за несвоевременную уплату имущественного налога для физических лиц не предусмотрен.

Оплачивать налог на имущество можно разными способами, в том числе и онлайн с помощью специального сервиса поиска и оплаты налогов на нашем сайте.

В налоговую службу ежедневно поступает множество вопросов, касающихся исчисления и уплаты имущественного налога для физических лиц. В связи с этим Управление публикует ответы на самые популярные вопросы.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ, если общий размер исчисленного налога не превышает 100 рублей, уведомление плательщику не направляется.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых возможно применение льготного налогообложения определяется ст. 407 НК РФ (пункт 4). Текстом указанного документа льготы на нежилые помещения не предусмотрены, кроме:

  • объектов, предназначенных для занятий творческой деятельностью и специально оборудованных для таких целей (картинные галереи, студии, библиотеки, ателье, выставки и музеи);
  • строений общей площадью до 50 кв. метров, возведенных на участках, предоставленных для огородничества, садоводства и организации прочего личного подсобного хозяйства.
3. Постоянно живу в С-Петербурге, но объекты недвижимости имеются и в других регионах РФ. Почему налоговое уведомление по всем видам имущества (даже зарегистрированным в других регионах) направляется местной налоговой службой?

Начиная с 2015 года по каждому налогоплательщику ФНС формирует сводное налоговое уведомление, в котором объединяются все зарегистрированные в РФ на данное лицо объекты налогообложения. При этом по каждому виду имущества указывается дополнительная информация вида: «Наименование объекта; регистрационный номер; ОКТМО; код ИФНС».

Сводное налоговое уведомление направляется территориальным налоговым органом по адресу, внесенному в гос. реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Объект льготного налогообложения владелец имущества выбирает самостоятельно. О своем решении налогоплательщик должен уведомить налоговый орган в срок до 1 ноября. При этом льгота начнет действовать в текущем налоговом периоде.

Если в установленные сроки предпочитаемый объект недвижимости не указан, налоговая льгота применяется к имуществу с максимальной суммой исчисленного налога.

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения для целей исчисления имущественного налога каждый год индексируется путем умножения базовой величины, рассчитанной в 2013 году, на значение коэффициента-дефлятора.

Период Значение коэффициента Индексируемая величина Основание
2019 1,518 Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Приказ Минэкономразвития России № 595 от 30.10.2018;
статья 404 НК РФ
2018 1,481 Приказ Минэкономразвития России № 579 от 30.10.2017;
статья 404 НК РФ
2017 1,425 Приказ Минэкономразвития России № 698 от 03.11.2016;
статья 404 НК РФ
2016 1,329 Приказ Минэкономразвития России № 772 от 20.10.2015;
статья 404 НК РФ
2015 1,147 Приказ Минэкономразвития России № 685 от 29.10.2014 ;
статья 404 НК РФ
6. Я зарегистрирован и проживаю в Москве, но имею недвижимость в Мурманской области. В какой налоговый орган нужно обращаться, если в сводном налоговом уведомлении обнаружена ошибка и налог на имущество в Мурманской области рассчитан неверно?

Все обращения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц, следует направлять в инспекцию по месту учета налогоплательщика или соответствующее региональное Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ. В вашем случае код налогового органа будет 5100.

источник

Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г. Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них. Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.

Антон Соничев, адвокат юридической компании «Налоговик»

источник

Быть собственником земельного участка, дачи, квартиры, коттеджа — это, конечно, хорошо, учитывая какая дорогостоящая у нас в стране недвижимость. Но с другой стороны именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. А это означает, что за такое недвижимое имущество придется платить налоги. И даже не один, а два.

Какие налоги на недвижимость нужно платить и что сулит собственникам недвижимости новая налоговая схема, журнал Metrinfo.ru разбирался при помощи специалистов.

Сегодня лицо, обладающее на праве собственности недвижимостью, обязано ежегодно платить два вида налогов:
— земельный налог;
— налог на имущество.

Земельный налог
Плательщиками налога на землю являются лица, которым участок принадлежит не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования, и на праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог относится к местным налогам, а это означает, что налог вводится и прекращает свое действие на основании нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований. То есть, основные положения о земельном налоге содержатся в Налоговом кодексе РФ, а вся конкретика (налоговые ставки, льготы, сроки уплаты) регулируются местными законами.

Земельный налог платится один раз в год. Налог рассчитывается от кадастровой стоимости участка, то есть, кадастровая стоимость является налоговой базой.

Налоговые ставки устанавливаются местными законами, но есть пределы выше которых земельный налог быть не может ( ст. 394 НК РФ).

Так ставки не могут превышать:
1) 0,3% от налоговой базы в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;
— приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Как происходит оплата земельного налога?
Налоговые органы должны самостоятельно рассчитать сумму налога, которую необходимо оплатить гражданину – физическому лицу. Сведения, исходя из которых происходит расчет, налоговики получают от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Итак, рассчитав сумму налога, налоговые органы должны разослать налогоплательщикам специальное уведомление, где будет сказано какую сумму необходимо уплатить за текущий год.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, если налогового уведомления вам не приходило, то взыскать земельный налог могут не более чем за три года, если уведомление приходило, но вы его игнорировали и не платили, то налог могут взыскать за любой период времени.

А вот организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно посчитать сколько им необходимо платить.

Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены определенные льготы по уплате (ст. 395 НК РФ). Так, например, освобождены от уплаты налога:
— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. д.

Для других категорий законом предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей. То есть, эти 10 000 рублей налогом не облагаются. Такое уменьшение возможно в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и т. д.

Представительные органы муниципальных образований могут расширить перечень льготных категорий, а также увеличивать сумму, на которую может быть уменьшена налоговая база в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Так, например, в Москве дополнительно налоговая база может быть уменьшена на 1 000 000 рублей для некоторых налогоплательщиков (инвалиды, инвалиды детства, ветераны ВОВ и т. д.).

Приведем пример — кадастровая стоимость участка для личного подсобного хозяйства составляет 1 500 000 рублей (в Москве). Для такого участка налоговая ставка не может быть больше 0,3 % (например, в Москве для таких участков ставка 0,3 %). Допустим, участок принадлежит инвалиду II группы. Это значит, что для него сумма налога будет равна: 1 500 000 – 10 000 – 1 000 000 Х 0,3%= 1 470 рублей в год.

Окончательная сумма земельного налога будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка. Чем выше стоимость земли, тем больше налога придется заплатить.

Налог на имущество
Это еще один вид налога, который обязаны платить физические лица – собственники имущества.
Объектами налогообложения являются:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 — 6 настоящей статьи.

Налог уплачивается один раз в год. Налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов.

Ставки налога на имущество устанавливаются представительными органами местного самоуправления, но при этом ставки не могут быть выше тех которые установлены в Законе «О налогах на имущество физических лиц».

Так при стоимости имущества до 300 000 рублей ставка налога не может быть выше 0,1 %, при стоимости от 300 000 до 500 000 рублей ставка налога — от 0,1 до 0,3 %, при стоимости имущества свыше 500 000 рублей ставка налога — от 0,3 % до 2 %.

Для примера, в Москве действуют следующие налоговые ставки для жилых помещений:
— при стоимости имущества до 300 000 рублей – 0,1 %;
— при стоимости имущества от 300 000 рублей до 500 000 рублей – 0,2 %;

Читайте также:  Заполнение платежки на пени по земельному налогу

При стоимости имущества свыше 500 000 рублей – 0, 5 %.

Налог исчисляется налоговыми органами, которые в срок не позднее 1 августа рассылают налоговые уведомления. Оплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Если налог не будет оплачен своевременно, то налогоплательщика могут привлечь к ответственности и ему помимо самого налога придется оплачивать и пени. Хотя некоторые граждане, проживая в собственных жилых помещениях по несколько лет, так никогда не видели и не получали налогового уведомления. В таком случае нельзя сказать, что налогоплательщик просрочил уплату налога и тем более нельзя привлечь лицо к ответственности. Это вина налоговых органов, что они вовремя не посчитали налог и не выслали уведомление.

И не стоит бояться, что сотрудники налоговой инспекции, пересчитав налог, вышлют вам уведомление с требованием заплатить за прошедшие 5-10 лет. Как предусмотрено законом, лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года.

Законом предусмотрены льготы для определенных категорий плательщиков налога. Так в соответствии со ст. 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налога освобождаются: инвалиды, пенсионеры, участники ВОВ, некоторые категории военнослужащих и т. д.

Налог на недвижимость: что от него ждать
Вот уже несколько лет (с 2004 года) разрабатывается законопроект о едином налоге на недвижимость. Данный вид налога должен будет заменить собой налог на имущество и земельный налог. По одним прогнозам налог на недвижимость введут не ранее 2013 года, другие прогнозы говорят о 2015 годе. Столь долгий срок для принятия нового налога объясняется тем, что необходимо провести огромную работу по разработке самого проекта закона, данный проект должен пройти через Государственную думу, Совет Федерации, быть одобрен и подписан Президентом РФ. Также необходимо вносить изменения в другие законодательные акты, например, в Закон об оценочной деятельности.

Предположительно, что сумма налога будет зависеть от рыночной стоимости недвижимости, которую будут производить независимые оценщики. Мы попросили экспертов высказаться на тему, каким же им видится новый налог.

Антона Белобжеский, Генеральный директора Компании IDT:
Новая схема, по которой налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из заключения независимых оценщиков, таит в себе определенные «подводные камни». Поскольку оценщики заключают договоры с Федеральной налоговой службой, их мнение будет в определенной степени предвзятым, на него будет влиять позиция заказчика.

оответственно опять может получиться так, что размер налогооблагаемой базы не будет соответствовать истинной стоимости недвижимости. В результате в руках ФНС оказывается рычаг давления на собственников. Особенно это может коснуться владельцев дорогих объектов, в частности, хороших подмосковных особняков или крупных участков земли.

С одной стороны, при введении единого налога преследуется благая цель: диверсифицировать размер платежей, минимизировав налоговое бремя для жителей «хрущевок», и повысить налоговые сборы за счет владельцев дорогой недвижимости, которые зачастую являются состоятельными гражданами. Однако существует вероятность манипуляций со стороны оценщика и как следствие, -возникновение коррупции.

Евгений Вдовин финансовый директор «Велес Капитал Девелопмент»:
Налог на недвижимость заменит налог на имущество физических лиц и налог на землю. Базой для определения суммы налога будет служить кадастровая стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Кадастровая стоимость будет определяться органами власти и будет примерно соответствовать рыночной стоимости имущества.

аксимальная налоговая ставка предполагается не более 0,1%. Теоретически, подобная система налогообложения поможет распределить бремя уплаты налога между лицами, владеющими дорогой недвижимостью и лицами малоимущими. Но на практике может получиться иная ситуация. Например: вы живете в Сочи, в своем небольшом доме, неожиданно правительство решило провести там Олимпиаду – кадастровая стоимость имущества вырастет, вырастет сумма налога и придется платить больше. Хотя какой-то материальной выгоды в денежном выражении вы не получили.

Проект по введению налога на недвижимость предусматривает обычные льготы для физических лиц: освобождение от уплаты налогов для инвалидов, «чернобыльцев», семей военнослужащих и других. Предусмотрено, что налог не будут платить пенсионеры с площади 50 кв. м. Предусмотрен ряд социальных вычетов. Но какие-то конкретные цифры пока не озвучены.

Евгений Скоморовский, управляющий директор CENTURY 21 Запад:
Разговоры о новом законе, регулирующем налог на недвижимость, ведутся с девяностых годов прошлого века, проект закона существует с 2004 года, более того, тогда же он прошел первое чтение. Однако дискуссий вокруг данной законодательной инициативы было и есть немало, поэтому говорить о том, что он будет принят именно в таком виде, не приходится. Слишком много нюансов возникает в нашей социально неоднородной стране.

То, что в данном случае речь идет об увеличении налогов для большинства налогоплательщиков, сомневаться не приходится. Однако если выехать за пределы центральных и финансово благополучных городов, то можно обнаружить большое количество сторонников принятия данного закона. Для примера, в ряде регионов кадастровая оценка стоимости земельных участков существенно выше ее рыночной стоимости. Справедливости ради, надо сказать, что и в рамках данного закона справедливость оценки стоимости недвижимости может вызывать вопросы.

Так как данный налог является местным, то, по логике вещей, он должен идти на благо налогоплательщиков. Например, в США большинство плательщиков не имеет претензий к ставкам налога на недвижимость, понимая, что уплаченные налоги реально идут на улучшение условий проживания жителей: поддержание высокого уровня системы образования, благоустройство территорий, создание общественных центров и многое другое. Зная взаимоотношения граждан и чиновников в нашей стране, понятно, что повышение налогов на фоне существующего уровня доверия, а лучше сказать недоверия, станет очередным поводом для проявления социального недовольства.

Существование единого налога на недвижимость является распространенной международной практикой. Общий налог позволяет уменьшить нагрузку, возложенную на сотрудников фискальных органов, а также сделать систему более понятной для налогоплательщиков, которые зачастую не в состоянии разобраться в нюансах налогового законодательства. Скажем, для владельцев загородных домов станет намного проще рассчитывать сумму налога за совокупный объем объектов недвижимости в собственности, нежели чем платить отдельно земельный налог, исходя из кадастровой стоимости участка, и налог на имущество физических лиц за жилой дом, исходя из инвентаризационной оценки.

Конечной целью властей, безусловно, является увеличение поступлений в местные бюджеты и, за счет этого, снижение зависимости регионов от государственных дотаций.

Денис Измайлов, эксперт по вопросам загородного строительства CENTURY 21:
По оценкам специалистов Минфина и Минэкономразвития РФ, детально занимающихся этим вопросом, разработкой принципов, критериев и ставок налогооблагаемой базы, переход на новый налог будет происходить поэтапно в 2010-2012 гг. Это связано с тем, что в РФ пока не завершена работа по кадастровому учёту и кадастровой оценке всех объектов недвижимости, недостаточно развит рынок профессиональной оценки. Кроме того, специалисты единодушно отмечают необходимость детальной проработки вопроса о применении понижающего коэффициента для собственников с низкими текущими доходами (пенсионеров, льготных категорий граждан), дабы не получилось «как всегда».

Налог на недвижимость предполагает выстраивание налогооблагаемой базы в соответствии с рыночной стоимостью объектов недвижимости, что приведёт к принципиальному росту налоговых платежей в пользу государства.

Точные ставки нового налога пока не определены, но, по расчётам экспертов, имущественные платежи в результате нововведения могут вырасти в сотни раз.

источник

Ни для кого не секрет, что, имея в собственности недвижимое имущество (квартиру, комнату, здание и т.п.), необходимо уплачивать за него налог в пользу государства.

Налоговое законодательство довольно часто изменяется, однако неизменным остается обязанность в установленном законом порядке уплачивать налог, касающийся именно недвижимости: это доход на имущество.

Остается непонятным момент, касающийся налогообложения земельных участков. Об этих и других вопросах будет подробно рассказано далее в статье.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Налог на имущество российских юрлиц подлежит уплате для таких видов движимого и недвижимого имущества, которое:

  • во временном владении;
  • в пользовании;
  • в распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • внесено в совместную деятельность;
  • получено по концессионному соглашению;
  • учитывается на балансе как объекты основных средств в бухучете.

Затем список объектов сократился, а ставка, наоборот, увеличилась.

Перечень объектов, за которые граждане обязаны платить рассматриваемый налог, можно найти в статье 401 НК РФ, куда включены:

  • дом, предназначенный для проживания;
  • квартира или комната;
  • гараж либо место под машину в гараже;
  • недвижимость в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не завершено;
  • иные объекты недвижимости.

Что примечательно в данной ситуации: налогообложению подлежит и доля в праве собственности на перечисленные объекты.

Важно также и то, что согласно изменениям в НК РФ в 2016 году, нежилые строения (домики под садоводство и дачи) стали относиться к жилым и за них также нужно платить имущественный налог, начиная с 2015 года.

Однако, в такой ситуации, граждане могут рассчитывать на получение льготы (если налог считается согласно кадастровой стоимости объекта): то есть 50 кв.м. от площади такого строения могут не облагаться.

Льготы на уплату рассматриваемого налога могут быть предоставлены в отношении квартиры, комнаты, дома, специальных и хозяйственных сооружений, а также гаража/гаражного места.

Плательщиками налога, распространяющегося на имущество юрлиц, являются все имеющие перечисленное выше имущество российские компании любой формы образования (ООО, АО и т.п.)

Недвижимость индивидуальных предпринимателей (которые применяют УСН) частично облагается данным платежом.

Относительно той недвижимости, которая используется предпринимателями непосредственно в их деятельности, уплата имущественного налога, как физлица, не предусмотрена.

Оплачивать такой платеж, предусмотренный для граждан, обязаны все граждане, которые имеют в своей собственности подлежащие налогообложению объекты недвижимости, при отсутствии специальных льгот, освобождающих от его уплаты.

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязанность платить рассматриваемый налог возлагается и на несовершеннолетних лиц, обладающих соответствующей недвижимостью. Однако фактически в такой ситуации оплату налога осуществляют законные представители граждан, которым еще не исполнилось 18 лет (родители, опекуны).

Однако закон предусматривает несколько категорий граждан, которые могут вовсе не платить имущественный налог.

Вот некоторые из этих групп граждан:

  • Герои СССР и РФ и награжденные орденом Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и которому положена
  • социальная поддержка;
  • военнослужащие и уволенные с военной службы из-за достижения предельного возраста;
  • пенсионеры и другие.

При пользовании землей общего пользования граждане обязаны уплачивать земельный налог.

Во сколько собственнику обойдется межевание земельного участка? Цены, а также контакты компаний, которые проводят данную процедуру, вы найдете в нашей статье.

Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка? Ответ на этот вопрос здесь.

Ответ на этот вопрос весьма однозначен и в отношении земельных участков юрлиц и в отношении земельных наделов, принадлежащих гражданам и вот почему.

Минфин в своем письме от 08.12.2014г. разъясняет, что земельные участки, принадлежащие организациям, имущественным налогом не облагаются. Кроме того, норма о том, что земельные участки юрлиц, наряду с водными и иными объектами, не относятся к объектам имущественного налога, напрямую указана в п. 1 ч. 4 статьи 374 НК РФ.

Земельные же участки, согласно российскому земельному законодательству, облагаются земельным налогом. Этому посвящена глава 31 НК РФ и такое обязательство распространяет свое действие на все земельные участки, которые располагаются в черте каждого конкретного муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, следует отметить такие важные моменты:

Существует два вида имущественного налога: для юридических лиц и для граждан. Это платежи разного уровня бюджета и имеют разные ставки.

Законодательством определены конкретные перечни имущественных объектов, облагающихся имущественным налогом.

Для некоторых групп физлиц возможно получение льготы, что освободит их от уплаты имущественного платежа в пользу государства.

Налог на имущество не распространяется на земельные участки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Источник: Журнал «Налоговая проверка»

8 октября 2014 года в «Российской газете» (№6501) был опубликован Федеральный закон от 04.10.2014 №284‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон №284‑ФЗ). Вводятся новые правила исчисления и уплаты налога на имущество, принадлежащее физическим лицам. Читайте об этом в предложенном материале.

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.2013: в настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №51763‑4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество. Речь идет о том самом законопроекте, который в итоге стал Федеральным законом №284‑ФЗ.

Федеральный закон №284‑ФЗ рождался непросто: он был внесен в Госдуму 11.05.2004. И долгих 10 лет решения по нему не принималось. И только в июне 2014 года началось новое рассмотрение.

Отметим, что пока Федеральный закон №284‑ФЗ обрел свой окончательный вид, он кардинально видоизменился, начиная с названия и заканчивая существом вопроса.

Как сказано в пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроекта– установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога.

Изначально планировалось ввести налог для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Этот местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса должно было обеспечить реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах РФ путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 года.

Первоначальный вариант законопроекта, представленный на первом чтении в Госдуме, предусматривал дополнение НК РФ гл. 31 «Местный налог на недвижимость», также фигурировало такое понятие, как «оценочная стоимость объектов недвижимого имущества», к объектам налогообложения относились земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости и выделенные под строительство указанных объектов.

Но уже ко второму чтению, которое было в 2014 году, законопроект обрел вид, близкий к тому, который был фактически принят. И вместо местного налога на недвижимость в НК РФ введена гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Федеральный закон №284‑ФЗ вводит в действие новую гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Для налогоплательщиков – физических лиц это означает, что они будут по‑прежнему уплачивать налог на имущество, но по новым правилам, установленным уже в рамках НК РФ. Напомним, что сегодня действует Закон РСФСР от 09.12.1991 №2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее –Закон РФ №2003‑1), который в дальнейшем будет признан утратившим силу. Принципиальное отличие нового закона от действующего сегодня заключается в том, что для определения налоговой базы будет применяться не инвентаризационная стоимость, а кадастровая стоимость имущества. Соответствующие законы субъекты РФ должны принять до 1 января 2020 года: после этой даты определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Читайте также:  Как оплатить земельный налог через онлайн банк

Рассмотрим основные нормы, установленные гл. 32 НК РФ.

Введение налога. Налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог регулируется НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

После принятия соответствующих нормативных актов он обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

В случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. Соответствующие нормативные правовые акты должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Полномочия субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют:

  • налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ;
  • особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ;
  • налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщики.Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Если сравнить приведенные новые нормы, определяющие объект налогообложения, с действующим сегодня Законом РФ №2003‑1, то к объектам налогообложения отнесли машино-место, единый недвижимый комплекс, иные здания, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения на приусадебных участках (ранее речь шла только о даче). Таким образом, перечень облагаемого имущества расширился. Но при этом из него исключили имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Также в НК РФ не определено понятие «единый недвижимый комплекс».

Налоговая база. В соответствии с гл. 32 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Если соответствующие законы субъектами РФ не приняты, то налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Таким образом, физические лица вслед за юридическими лицами перейдут на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В чем разница?

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется БТИ (бюро технической инвентаризации) по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 №87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности»).

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 №94и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 №14‑Д(по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 №15‑148/6 и №15‑149/6(по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Физический износ жилых зданий определяется по «Правилам оценки физического износа жилых зданий» (ВСН 53‑86) (Письмо Минфина РФ от 19.02.2010 №03‑05‑04‑01/12).

Согласно ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 №135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №135‑ФЗ)определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития), стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона №135‑ФЗ.

Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 01.10.2013 №566(Письмо ФНС РФ от 08.05.2014 №БС-4-11/8876).

Минэкономразвития дал такое определение кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)»).

Таким образом, принципы определения инвентаризационной стоимости и кадастровой стоимости совершенно разные, соответственно, налоговая база будет также отличаться. Поскольку кадастровая стоимость приближена к рыночной, то и налоговая база вырастет в разы по сравнению с той, которая исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. В отношении отдельных объектов установлены следующие особенности определения налоговой базы:

Кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры

Кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 кв. м площади этой комнаты

Кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 млн руб.

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, то в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Если субъектом не принят новый порядок исчисления налога на имущество, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговые ставки.Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости:

  • от кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  • от вида объекта налогообложения;
  • от места нахождения объекта налогообложения;
  • от видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

При этом налоговые ставки, установленные субъектом РФ, не должны превышать максимальных значений, которые установлены п. 2 ст. 406 НК РФ.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

Жилые дома, жилые помещения;

объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

Данная налоговая ставка может быть уменьшены до нуля или увеличена, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ;

объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Прочие объекты налогообложения
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)
До 300000руб. включительно Свыше 300000 до 500000руб. включительно
  • в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – по максимальным налоговым ставкам;
  • в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500000руб. включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы.Главой 32 НК РФ определены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Полный перечень льготников представлен в ст. 407 НК РФ.

Успокоим собственников недвижимости: список тех, кто имеет право на льготу, не уменьшился, а наоборот, расширился по сравнению с перечнем льготников, приведенным в Законе РФ №2003‑1. В нем остались все те, кто там был, и добавились следующие категории налогоплательщиков:

  • ветераны боевых действий;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №2‑ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Но изменился порядок предоставления льгот. Если действующим сегодня Законом РФ №2003‑1 вообще освобождались от уплаты налога определенные физические лица, то по новым правилам налоговая льгота предоставляется:

  • в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
  • в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот;
  • в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение для творческих деятелей, хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства, гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ:

  • объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  • в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, – вновь образованный объект, включенный в перечень;
  • в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Предоставление льгот носит заявительный характер, уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Отдельно прописано, что после 1 ноября уточненное уведомление представить будет нельзя. Форма данного уведомления будет утверждена ФНС.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Перерасчет суммы налога в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Обратите внимание:

Лицо, имеющее право на льготу в соответствии с гл. 32 НК РФ, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ №2003‑1, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы для представления льгот.

Напомним, что субъекты РФ вправе устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Порядок исчисления суммы налога. Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год. Сумма налога по‑прежнему исчисляется налоговыми органами на основании имеющихся сведений по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Правила исчисления налога принципиально не изменились:

  • если объект находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения;
  • если объект находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях;
  • в случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента;
  • в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде;
  • за неполный месяц налог рассчитывается по состоянию на 15‑е число месяца;
  • в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога. Законодатель привел следующую формулу:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где:

Н– сумма налога, подлежащая уплате (в случае неполного периода владения объектом приведенные выше правила действуют);

Н1– сумма налога, исчисленная по новым правилам за весь налоговый период;

Н2– сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за весь последний налоговый период в соответствии с Законом РФ №2003‑1и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года;

К– коэффициент, равный:

  • 0,2 – применительно к 1‑му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;
  • 0,4 – применительно ко 2‑му налоговому периоду;
  • 0,6 – применительно к 3‑му налоговому периоду;
  • 0,8 – применительно к 4‑му налоговому периоду.

Начиная с 5‑го налогового периода исчисление суммы налога производится без учета приведенных положений.

В случае если Н2 > Н1, сумма налога исчисляется без учета приведенных положений.

Порядок и сроки уплаты налога.Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Действует исковой срок давности – три года.

Подведем итоги. С 1 января 2015 года в РФ вводится новый налог, заменяющий действовавший ранее налог на имущество физических лиц. Теперь данный налог будет регулироваться нормами НК РФ.

Непосредственно налог будет вводиться законами субъектов РФ, которым дано право устанавливать налоговые ставки, льготы и другие особенности исчисления данного налога. Полностью перейти на уплату налога по новым правилам все субъекты обязаны до 2020 года.

Перечень облагаемого имущества расширился.

Принципиально изменился порядок определения налоговой базы: теперь она определяется исходя из кадастровой стоимости имущества.

По-прежнему будут действовать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, но определен новый порядок их предоставления.

Также приятным новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

источник