Меню Рубрики

Налог а имущество земельный участок

Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Налоговая ставка Объект налогообложения
0.3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1.5% Прочие объекты налогообложения

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
  • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

Субъект РФ Льгота Условия предоставления
Московская область 50-100% Для малообеспеченных граждан с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума
Ленинградская область Налоговая база уменьшается на сумму, не облагаемую налогом — до 100 000 рублей Одиноким пенсионерам по возрасту или инвалидности
Свердловская область До 100% Не работающим пенсионерам
Санкт-Петербург 100% Для одного земельного участка, расположенного на территории региона, площадью не более 2500 квадратных метров
Ростовская область До 100% Пенсионерам по возрасту

Более подробную информацию о льготах в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.

Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.

Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.

Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля собственности;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения участком земли.

Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

Коэффициент Когда применяется Условия возврата налога
2 В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли
4 После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект Возврат налога не предусмотрен

Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович приобрел в собственность половину земельного участка и зарегистрировал его 12 апреля 2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка — 12 570 640 р. Область использования земли ограничена ведением личного подсобного хозяйства и облагается налогом по ставке 0,1%.

Определяем коэффициент владения:

Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

Григорий Петрович как ветеран ВОВ имеет право уменьшить налоговую базу на размер льготы — 10 000 рублей.

Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

Земельный налог за 2017 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% x 0,75 = 4 706,49 р.

Земельный налог за 2018 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% = 6 275,35 р.

Точные сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными властями, но не позднее 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

Оплатить земельный налог можно в любом финансово-кредитном учреждении, но проще всего воспользоваться нашим онлайн-сервисом.

В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации. В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

источник

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Читайте также:  Ставка земельного налога алматинская область

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

В соответствии с действующим законодательством все граждане, которые владеют какой-либо недвижимостью на территории России, должны в обязательном порядке оплачивать с нее определенный налог.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Именно поэтому стоит разобраться в том, что представляет собой налог на имущество и земельный участок, и в каких случаях нужно его платить.

Действующее законодательство регламентирует выплату данного сбора в главах 30 и 32 Налогового кодекса. Первая регулирует данный налог, выплачиваемый юридическими лицами, в то время как вторая – физическими.

Ранее платежи за имущество физических лиц вносились в соответствии с отдельным специализированным законом №2003-1, выпущенным 9 декабря 1991 года.

На сегодняшний день этот нормативный акт уже потерял свою законную силу, в связи с чем гражданам следует руководствоваться нормами Налогового кодекса, а также различными подзаконными актами, которые регулярно принимаются законодателями.

Министерство финансов выпустило официальное письмо, в котором уточнило, какие налоги устанавливаются на земельные участки, находящиеся под постройками различных юридических лиц. В первую очередь, данное письмо включает в себя указания касательно того, что в соответствии с нормами статьи 38 Налогового кодекса у каждого налога присутствует самостоятельный объект обложения.

Учитывая, что земельные участки не входят в перечень объектов обложения по налогу на имущество, так как подлежат обложению отдельным самостоятельным налогом, нормы, указанные в этих двух статьях, не противоречат друг другу.

Плательщиками данного сбора выступают лица, распоряжающиеся определенным земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или же постоянного пользования.

Сам по себе данный сбор относится к категории местных, в связи с чем его введение или же прекращение действия основывается исключительно на тех нормативно-правовых актах, которые действуют на территории определенного региона.

Таким образом, перечень ключевых положений об этом налогеприсутствует в Налоговом кодексе, в то время как конкретные нормы уже регулируются различными местными актами.

Конкретные ставки устанавливаются в соответствии с нормами местного законодательства, но при этом в любом случае федеральными законами устанавливаются определенные пределы, которые не могут быть превышены.

Налог на имущество российских компаний предусматривает необходимость внесения соответствующей выплаты за различное движимое или недвижимое имущество, которое:

  • в пользовании;
  • во временном распоряжении;
  • в постоянном распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • является частью совместной деятельности;
  • было получено на основании концессионного соглашения;
  • учитывается на балансе как объект основных средств в бухгалтерском учете.

Ранее данный перечень был более широким, так как налог распространялся на всевозможные материалы, нематериальные активы и прочие средства, но в дальнейшем было принято решение сократить перечень объектов, но в то же время повысить имеющуюся ставку.

Перечень объектов, за которые указанный налог оплачивается гражданами, перечислен в статье 401 Налогового кодекса и включает в себя следующее имущество:

  • жилой дом;
  • комната или квартира;
  • гараж или же индивидуальное место под автомобиль в гараже;
  • недвижимость, возведенная в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не было закончено;
  • какие-либо другие объекты недвижимости.

Налог уплачивается даже в том случае, если у человека есть только доля в праве собственности на указанное имущество.

Также важно принимать во внимание и тот факт, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс на протяжении 2019 года, нежилые здания получили такой же юридический статус, как и жилые, в связи с чем за них также выплачивается соответствующая сумма сбора.

Однако в этой ситуации граждане уже могут рассчитывать на получение соответствующих льгот, и 50 м 2 площади данного строения не будут включаться в налогооблагаемую базу. Для получения этой льготы в территориальное отделение Налоговой службы отправляется соответствующее уведомление.

Как происходит дарение дома и земельного участка — читайте в этой публикации.

Плательщиками налога, который распространяется на различное имущество, находящееся в собственности юридических лиц, являются любые российские компании, имеющие собственное имущество, вне зависимости от их формы образования. При этом стоит отметить, что недвижимость, принадлежащая частным предпринимателям, облагается данным платежом частично.

Оплата данного сбора гражданами осуществляется только в том случае, если в их распоряжении есть какие-либо объекты недвижимости, которые подлежат данному налогу, и если они не имеют соответствующих льгот, которые могли бы освободить от необходимости данной выплаты. При этом вносят данную выплату как граждане России, так и лица, имеющие иностранное гражданство или не имеющие его вовсе.

Помимо этого, обязанность по оплате рассматриваемого налога в обязательном порядке возлагается на несовершеннолетних граждан, имеющих в своей собственности соответствующую недвижимость. При этом по факту оплата осуществляется со стороны законных представителей несовершеннолетних граждан.

Наличие в собственности какого-либо имущества говорит о том, что человек имеет право распоряжаться им полностью на свое усмотрение, а также оплачивать данное право государственным органам. Именно это и представляет собой основная суть налога на имущество.

Практически любое имущество, находящееся в собственности предприятия, облагается указанным налогом, и единственным исключением в данном случае являются всевозможные водоемы, важные культурные памятники и другие аналогичные объекты.

Сумма налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости указанного имущества. Точный размер сбора устанавливается в соответствии с нормами регионального законодательства, но в любом случае не может превышать 2.2%.

На протяжении года компания делает несколько взносов по указанному сбору, а по окончанию периода полностью оплачивает рассчитанную сумму. При этом, если платежи не будут вноситься в установленные сроки, помимо основной их суммы, дополнительно будут начисляться соответствующие пени.

Общая стоимость имущества, расположенного на территории определенного региона, используется в качестве основы для расчета суммы налога, но в любом случае органами местного самоуправления сумма выплаты не может устанавливаться больше, чем 2% от стоимости недвижимости.

Законом устанавливаются определенные категории граждан, которым в принципе не обязательно оплачивать налог на имущество, и в частности, это касается:

  • героев России и СССР;
  • граждан, награжденных орденом Славы;
  • инвалидов второй или первой группы;
  • участников Великой Отечественной войны;
  • граждан, пострадавших в результате ЧАЭС и имеющих право на получение социальной поддержки;
  • военнослужащие или лица, уволенные с военной службы в связи с возрастом;
  • пенсионеры;
  • прочие категории.

Также отдельное внимание стоит уделить малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, которые также освобождаются от уплаты налогов за использование земли в целях сохранения и последующего развития местных промыслов, ведения традиционного образа жизни или какого-либо хозяйства.

В то же время пенсионеры изначально отсутствуют в перечне льготных категорий, и привилегии, связанные с отсутствием необходимости во внесении выплат за использование земельных участков и другой недвижимости, могут устанавливаться только в региональном законодательстве.

Налоговые органы полностью самостоятельно рассчитывают сумму налога, которая должна быть оплачена физическим лицом. Информация, на основании которой осуществляется расчет, налоговыми службами получается из органов, занимающихся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав.

Таким образом, если человек не получает соответствующее уведомление, то в таком случае взыскание земельного налога с него будет осуществляться не более, чем за последние три года, но в случае игнорирования поступающих направлений взыскание сбора осуществляется за любой промежуток времени. В то же время частным предпринимателям и юридическим лицам нужно самостоятельно рассчитывать точную сумму налога.

Налог имущество оплачивается один раз в год на основании инвентаризационной стоимости имущества. Органы, занимающиеся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав, до 1 марта отправляют в налоговый орган информацию, которая требуется для расчета точной суммы налога.

В преимущественном большинстве случаев ставки налогообложения определяются представительными органами местного самоуправления, но при этом они в любом случае не будут выше тех, которые прописаны в действующем законодательстве.

Читайте далее, как взять кредит под залог земельного участка.

Также мы расскажем, как поменять назначение земельного участка.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

источник

Налог – это обязательный платеж от человека или от предприятия государству. За счет этих платежей функционируют все важнейшие системы страны. Осуществление этих платежей является обязательным, для некоторых граждан существуют льготы. Правовое регулирование этого вопроса отводится Налоговому кодексу РФ.

Быть законным обладателем какого-либо имущества – значит иметь право им распоряжаться по своему усмотрению, а также платить за это право государству. Собственно, в этом и заключается суть налога на имущество.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Читайте также:  Земельный налог отражение у бухгалтерском учете

Выплата данного налога юридическими лицами контролируется 30 статьей НК РФ. Сбор производится на уровне регионов. Юридические лица, такие как ОАО, ООО, и т.д. – выплачивают налог в полном объеме, ИП с упрощенной системой налогообложения облагаются налогом частично. Почти все имущество, принадлежащее предприятию, облагается налогом. За исключением важных культурных памятников, водоемов и т.д. Сумма налога вычисляется в виде процентов от кадастровой стоимости самого объекта, но не может превышать 2,2% .

В течение года предприятие делает несколько взносов по налогу, а в конце налогового периода происходит полная оплата суммы начисленного налога.

Если платеж не был произведен вовремя, помимо основной суммы налога, будет начислена пеня.

Порядок сбора налога с физических лиц установлен в соответствии со статьей №32 НК РФ. Гражданин, являющийся владельцем квартиры, комнаты, гаража или иных помещений, обязан платить налог за пользование каждым из них. Налогообложение производится на уровне муниципалитета. Общая стоимость имущества, которое принадлежит одному лицу, и располагается на территории одного муниципального образования, берется за основу в расчете суммы налога на имущество. Органы местного самоуправления сами определяют уровень налога, но не могут начислить более 2%.

Процедура сбора налога на землю не должна противоречить Налоговому кодексу, а именно, главе №31, которая ее непосредственно регулирует. Обязанность к выплате налога налагается на физических и юридических лиц, обладающих правом собственности или неограниченным правом пользования участком земли. Лица, арендующие определенную территорию, Земельным налогом не облагаются.

Необходимо ликвидировать ТСЖ? Пошаговая процедура описана в статье на эту тему.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Образец договора аренды складского помещения можно скачать в этой статье.

Не смотря на то, что, на первый взгляд, можно уловить связь между этими двумя налогами, на самом деле ее нет. Территория земли и возведенные на ней постройки, находящиеся в собственности одного и того же лица облагаются двумя отдельными налогами, которые регулируются разными статьями Налогового кодекса. Несмотря на то, что сама постройка, которая является объектом для взимания налогов, не может существовать отдельно от земельного участка, на котором она расположена. Это правило регулируется ст. 38 НК РФ. Она поясняет право на отдельное существование разных элементов собственности, которые должны служить разными объектами налогообложения. То есть, за участок выплачивается Земельный налог, а за, построенный на нем, дом – налог на имущество.

Сдача отчетов по выплаченным налогам не входит в обязанности граждан, это задача только юридических лиц. Это должно произойти в отведенные законом сроки, информация о которых зафиксирована в п.2 ст.386 НК РФ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Но сначала разберемся с тем, кто должен платить налог.

1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие определенным имуществом.

3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.

Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

  • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
  • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.

Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

  • определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
  • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

Налоговая база Отчетные периоды
Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества I квартал, полугодие, 9 месяцев
Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества I квартал, II квартал, III квартал

Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

Расчет налога выглядит так:

Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан – 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

Вид отчетности Когда представляется Крайний срок представления
Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам отчетных периодов Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 386 НК РФ)
Декларация (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам года Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 386 НК РФ)

Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3, 6 ст.383 НК РФ) В ИФНС, где организация состоит на учете
Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете
Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:

  • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
  • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.

источник

Ни для кого не секрет, что, имея в собственности недвижимое имущество (квартиру, комнату, здание и т.п.), необходимо уплачивать за него налог в пользу государства.

Налоговое законодательство довольно часто изменяется, однако неизменным остается обязанность в установленном законом порядке уплачивать налог, касающийся именно недвижимости: это доход на имущество.

Остается непонятным момент, касающийся налогообложения земельных участков. Об этих и других вопросах будет подробно рассказано далее в статье.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Налог на имущество российских юрлиц подлежит уплате для таких видов движимого и недвижимого имущества, которое:

  • во временном владении;
  • в пользовании;
  • в распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • внесено в совместную деятельность;
  • получено по концессионному соглашению;
  • учитывается на балансе как объекты основных средств в бухучете.

Затем список объектов сократился, а ставка, наоборот, увеличилась.

Перечень объектов, за которые граждане обязаны платить рассматриваемый налог, можно найти в статье 401 НК РФ, куда включены:

  • дом, предназначенный для проживания;
  • квартира или комната;
  • гараж либо место под машину в гараже;
  • недвижимость в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не завершено;
  • иные объекты недвижимости.

Что примечательно в данной ситуации: налогообложению подлежит и доля в праве собственности на перечисленные объекты.

Важно также и то, что согласно изменениям в НК РФ в 2016 году, нежилые строения (домики под садоводство и дачи) стали относиться к жилым и за них также нужно платить имущественный налог, начиная с 2015 года.

Однако, в такой ситуации, граждане могут рассчитывать на получение льготы (если налог считается согласно кадастровой стоимости объекта): то есть 50 кв.м. от площади такого строения могут не облагаться.

Льготы на уплату рассматриваемого налога могут быть предоставлены в отношении квартиры, комнаты, дома, специальных и хозяйственных сооружений, а также гаража/гаражного места.

Плательщиками налога, распространяющегося на имущество юрлиц, являются все имеющие перечисленное выше имущество российские компании любой формы образования (ООО, АО и т.п.)

Недвижимость индивидуальных предпринимателей (которые применяют УСН) частично облагается данным платежом.

Относительно той недвижимости, которая используется предпринимателями непосредственно в их деятельности, уплата имущественного налога, как физлица, не предусмотрена.

Оплачивать такой платеж, предусмотренный для граждан, обязаны все граждане, которые имеют в своей собственности подлежащие налогообложению объекты недвижимости, при отсутствии специальных льгот, освобождающих от его уплаты.

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязанность платить рассматриваемый налог возлагается и на несовершеннолетних лиц, обладающих соответствующей недвижимостью. Однако фактически в такой ситуации оплату налога осуществляют законные представители граждан, которым еще не исполнилось 18 лет (родители, опекуны).

Однако закон предусматривает несколько категорий граждан, которые могут вовсе не платить имущественный налог.

Вот некоторые из этих групп граждан:

  • Герои СССР и РФ и награжденные орденом Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и которому положена
  • социальная поддержка;
  • военнослужащие и уволенные с военной службы из-за достижения предельного возраста;
  • пенсионеры и другие.

При пользовании землей общего пользования граждане обязаны уплачивать земельный налог.

Во сколько собственнику обойдется межевание земельного участка? Цены, а также контакты компаний, которые проводят данную процедуру, вы найдете в нашей статье.

Читайте также:  Налоговый кодекс земельный налог юридических

Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка? Ответ на этот вопрос здесь.

Ответ на этот вопрос весьма однозначен и в отношении земельных участков юрлиц и в отношении земельных наделов, принадлежащих гражданам и вот почему.

Минфин в своем письме от 08.12.2014г. разъясняет, что земельные участки, принадлежащие организациям, имущественным налогом не облагаются. Кроме того, норма о том, что земельные участки юрлиц, наряду с водными и иными объектами, не относятся к объектам имущественного налога, напрямую указана в п. 1 ч. 4 статьи 374 НК РФ.

Земельные же участки, согласно российскому земельному законодательству, облагаются земельным налогом. Этому посвящена глава 31 НК РФ и такое обязательство распространяет свое действие на все земельные участки, которые располагаются в черте каждого конкретного муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, следует отметить такие важные моменты:

Существует два вида имущественного налога: для юридических лиц и для граждан. Это платежи разного уровня бюджета и имеют разные ставки.

Законодательством определены конкретные перечни имущественных объектов, облагающихся имущественным налогом.

Для некоторых групп физлиц возможно получение льготы, что освободит их от уплаты имущественного платежа в пользу государства.

Налог на имущество не распространяется на земельные участки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:

1) изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;

2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:

  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).

3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.

Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • не облагаемой земельным налогом суммы;
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение?

Ответ: да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.

Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).

После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:

  • в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
  • за плату в совместную собственность членов такого объединения.

Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):

  • в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
  • в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).

Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю?

Ответ: нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г. № А56-58100/2009).

Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
  • для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, обязанность по уплате земельного налога не возникает. Нормативная цена земли в этом случае не используется. Положения пункта 13 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, которые предусматривали применение нормативной цены, с 1 марта 2015 года утратили силу (подп. «к» п. 1 ст. 11 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ).

Ситуация: нужно ли платить земельный налог, если организация купила (получила безвозмездно в качестве вклада в уставный капитал) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется.

Ответ: да, нужно, если земельный участок (его часть) перешел в собственность организации (п. 1 ст. 388 НК РФ).

При приобретении (получении) здания в собственность переход права собственности на землю зависит от нескольких условий.

Если продавец (даритель, учредитель) является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка. Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения, учредительном договоре). Если же об этом в нем не сказано, к организации переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием. Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае организация должна будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Организация может купить (получить) здание, находящееся на земельном участке, не принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве собственности. В этом случае она приобретает право использовать соответствующую часть земли на тех же условиях, что и продавец (даритель) (п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ). На практике возможны два варианта.

Первый: если организация, купившая (получившая) здание, будет пользоваться землей на правах аренды. В этом случае она не будет признаваться плательщиком земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Второй: если здание, купленное (полученное) организацией, расположено на земельном участке, принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этом случае организация должна будет заключить договор аренды на данный земельный участок или приобрести его в собственность. Это связано с тем, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным (муниципальным) учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Следовательно, организации такое право не предоставляется. Поэтому если организация будет арендовать земельный участок, то земельный налог она платить не должна (п. 2 ст. 388 НК РФ). Если же соглашением будет предусмотрено приобретение его в собственность, ей придется платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на данный земельный участок (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Начиная с 2015 года организации Республики Крым и г. Севастополя признаются плательщиками земельного налога. Обязанность по уплате налога возникает, если такие организации владеют земельными участками, которые являются объектами налогообложения. При этом не важно, какими документами подтверждаются их права на землю: российскими или украинскими.

Это следует из положений статей 12, 15 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, статьи 2 Закона от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, пункта 2 статьи 2 Закона от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС, статьи 388 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

Важно: в настоящее время подразделения Росреестра не завершили работу по передаче налоговым инспекциям сведений о земельных участках, принадлежащих организациям Крыма и Севастополя. В связи с этим многие организации не могут быть поставлены на налоговый учет как владельцы земельных участков, территориально удаленных от их постоянного местонахождения. Однако от обязанности по уплате земельного налога с таких участков организации не освобождаются. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, ФНС России рекомендует организациям самостоятельно вставать на налоговый учет в качестве плательщиков земельного налога. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и копии правоустанавливающих документов на землю (копии украинских документов должны быть с заверенным переводом на русский язык). На основании этих документов организацию поставят на учет и присвоят КПП «41». А при поступлении платежа или декларации по земельному налогу инспекция откроет ей лицевую карточку.

Об этом сказано в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.

источник