Меню Рубрики

Лпх льготы по земельному налогу

Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Налоговая ставка Объект налогообложения
0.3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1.5% Прочие объекты налогообложения

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
  • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

Субъект РФ Льгота Условия предоставления
Московская область 50-100% Для малообеспеченных граждан с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума
Ленинградская область Налоговая база уменьшается на сумму, не облагаемую налогом — до 100 000 рублей Одиноким пенсионерам по возрасту или инвалидности
Свердловская область До 100% Не работающим пенсионерам
Санкт-Петербург 100% Для одного земельного участка, расположенного на территории региона, площадью не более 2500 квадратных метров
Ростовская область До 100% Пенсионерам по возрасту

Более подробную информацию о льготах в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.

Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.

Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.

Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля собственности;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения участком земли.

Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

Коэффициент Когда применяется Условия возврата налога
2 В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли
4 После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект Возврат налога не предусмотрен

Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович приобрел в собственность половину земельного участка и зарегистрировал его 12 апреля 2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка — 12 570 640 р. Область использования земли ограничена ведением личного подсобного хозяйства и облагается налогом по ставке 0,1%.

Определяем коэффициент владения:

Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

Григорий Петрович как ветеран ВОВ имеет право уменьшить налоговую базу на размер льготы — 10 000 рублей.

Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

Земельный налог за 2017 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% x 0,75 = 4 706,49 р.

Земельный налог за 2018 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% = 6 275,35 р.

Точные сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными властями, но не позднее 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

Оплатить земельный налог можно в любом финансово-кредитном учреждении, но проще всего воспользоваться нашим онлайн-сервисом.

В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации. В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

Читайте также:  Земельном налоге тихорецкий район

Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

источник

Как рассчитать земельный налог для разных категорий земельных участков? Земельное налогообложение на крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальное жилое строительство и землю в собственности – тема сегодняшней статьи.

Налогообложение в Российской Федерации регулируется Налоговым Кодексом в первой и второй части. Земельные отношения регулирует специальный закон – Земельный Кодекс.

Размеры налоговых платежей напрямую зависят от категории земельного участка и способа его использования.

Создание крестьянского фермерского хозяйства осуществляется на земле сельскохозяйственного назначения с целью производства и реализации продукции натурального хозяйства.

КФХ могут существовать в форме общественной организации, а также в рамках индивидуального предпринимательства.

Исчисление налогов с крестьянского хозяйства возможно на общей или упрощенной системе налогообложения, а также на ЕСХН – системе единого с/х налога.

Для каждой из налоговых систем элементами налога есть налоговая база – сумма в национальной валюте, с которой уплачивается налог, и налоговая ставка, как процент налоговой базы. Конечной налоговой суммой является произведение вышеперечисленных величин.

При общей системе налоговой базой для земельного налога есть кадастровая стоимость облагаемого надела. Ставка, согласно статье 394 Налогового Кодекса, равна 0,3 % для земель сельскохозяйственного назначения.

Для индивидуального предпринимателя земельный налог рассчитывает налоговая инспекция по местонахождению участка и направляет ему налоговое уведомление с итоговой суммой платежа и всеми необходимыми реквизитами к уплате. Если владельцем КФХ является зарегистрированное юридическое лицо, ему необходимо будет самостоятельно исчислять налоговую величину и отчитываться ежегодно в соответствующей декларации.

На таких же условиях земельный налог рассчитывается и на упрощенной системе.

Фермерские хозяйства на системе единого налога освобождаются от обязанности уплачивать земельный сбор, согласно статье 346.1 НК РФ.

Единый с/х налог специально ввели для предприятий, которые производят продукцию сельского хозяйства с целью их развития и поддержки на государственном уровне.

Чтобы фермерское хозяйство перешло на систему единого налога, его владельцу необходимо известить об этом налоговый орган до конца декабря. Данное правило предусматривается в пункте 1 статьи 346 НК РФ и означает, что уже с 1 января для данной категории земли будет действовать запрашиваемый единый налог.

Обязательным условием является также то, что сделать это может исключительно производитель сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство признается таковым в случае, если от суммарной прибыли доля прибыли от продажи вышеуказанной продукции и от предоставления сельскохозяйственных услуг составляет более 70 %.

Смена режима налогообложения, как видим, влияет на уплату налога, в частности земельного, поэтому налогоплательщику-владельцу КФХ необходимо уведомить налоговую инспекцию о данном переходе на протяжении первых 15 дней налогового периода. Это предусмотрено в пункте 5 статьи 346.3 НК РФ.

Личное подсобное хозяйство граждан предназначено для обеспечения сельскохозяйственной продукцией своего владельца, являющегося физическим лицом, а также его семьи, которая проживает с ним совместно на территории ЛПХ.

Земельный налог уплачивает владелец подсобного хозяйства. Налоговая ставка при этом не превышает 0,3 %, предусмотренных для земель сельскохозяйственного назначения, однако может быть понижена, в соответствии с нормативно-правовым актом органа представительной власти муниципалитета, на территории которого локализуется земля. Это возможно, если физическое лицо попадает под одну из льготных категорий.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного надела под ЛПХ.

Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство также облагаются земельным налогом, при этом налоговой базой может выступать как кадастровая стоимость, так и нормативная цена земли.

Последнюю определяют региональные органы исполнительной власти в случае отсутствия кадастровой стоимости. Она не может превышать 75 % от средней рыночной цены земельного надела такой же площади в конкретном регионе.

Налоговая ставка при этом равна 1,5 %, что устанавливается на федеральном уровне в Налоговом Кодексе, в статье 394.

Кроме этого, индивидуальное строительство имеет ряд особенностей, связанных с повышающими коэффициентами при расчете земельного налога.

Для индивидуального строительства порядок применения повышенного коэффициента равен единице и используется на протяжении 10 лет. Начиная с одиннадцатого года и до регистрации права на завершенный построенный объект, налог исчисляется с коэффициентом 2.

Все нюансы договора аренды жилья – читайте в нашей статье.

Как купить квартиру в Тайланде? В нашем материале вы найдете всю необходимую информацию.

Основаниями земельного пользования есть:

  • право собственности (право владения, пользования и распоряжения земельным участком с осуществлением в своих интересах любых не запрещённых законом действий, или бездействуя);
  • постоянного пользования (для тех, кто не является собственником, однако пользуется землей в законодательных пределах или в пределах, согласно акту о предоставлении земельного надела);
  • право на­сле­ду­е­мо­го владения (для тех, кто не является собственником, однако пользуется землей в собственности муниципалитета или государства).

Налог на землю в собственности уплачивается физическими и юридическими лицами за исключением тех, кто пользуется ею на безвозмездном основании или условиях аренды.

Налоговой базой есть кадастровая стоимость – документально закрепленная величина в кадастровом паспорте участка или выписке из ЕГРП.

Ставки для земли в собственности не могут быть больше 0,3 % и 1,5 %, для категорий земель с разным целевым назначением, в соответствии с положениями ст. 394 НК РФ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

источник

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Читайте также:  Ставки земельного налога по тюменской области

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

Последнее обновление 2018-11-30 в 12:44

В статье разберем, по каким ставкам облагается земля на участках, предназначенных для ЛПХ и ИЖС. Выясним, в чем разница между этими категориями. Приведем примеры расчетов земельного налога для ИЖС и ЛПХ.

Ставка земельного налога устанавливается в ст. 394 НК в зависимости от категории и вида использования участка. Кроме того, значения этих характеристик влияют на кадастровую стоимость земли, а значит, и на общую стоимость годового налога для физического лица на землю ИЖС или ЛПХ.

Все земли в России относятся к определенным целевым категориям, которые перечислены в п.1 ст.7 ЗК. Это, например, земли:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • запаса и др.

Помимо категории для каждого участка устанавливаются виды разрешенного использования земли, которые зависят от зонирования территории и действующих градостроительных регламентов. Перечень таких видов использования содержится в Классификаторе (утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540). Например, вид использования — малоэтажная жилая застройка:

Сведения о категории земель и о том, как можно использовать участок, вносятся в ЕГРН. Также они отражаются на публичной карте:

Понятие земельного участка для ведения ЛПХ содержится в ст.4 закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ. Согласно п.1 указанной статьи такие наделы бывают 2 видов:

  • приусадебный земельный участок, который относится к землям населенных пунктов. На нем разрешается возводить жилые дома и хоз. постройки.
  • полевой участок, расположенный за пределами поселения (на землях сельхозназначения). На такой земле ничего капитального строить нельзя.

Участки под ИЖС выделяют из земель населенных пунктов целенаправленно для строительства на них частного жилого дома. Это, например, широко распространенные сегодня коттеджные поселки.

В соответствии со ст.394 НК налоговая ставка на земли ИЖС и ЛПХ установлена в пределах 0,3% от кадастровой стоимости участка. Однако в муниципальных образованиях местные власти вправе определять свои ставки (но не выше 0,3%) и вводить дополнительную разбивку по категориям.

Вся информация по ставкам и льготам, действующим на территории разных муниципальных образований, собрана в едином сервисе ФНС.

В г. Батайск той же области ситуация похожа, только ставка для участков, выделенных под жилищное строительство, немного выше — 0,2%.


.

Все расчеты имущественных налогов за физ. лиц проводит ИФНС. Гражданину остается только проверить правильность начисления и заплатить указанную сумму. В уведомлении в табличной форме расписаны все данные, необходимые для расчета.

Братья Константин и Игорь живут в Красноярске. У обоих есть по участку земли за городом. У Кости — 9 соток, предназначенных для ведения подсобного хозяйства. Стоимость по кадастру — 273 171 руб. У Игоря земля под ИЖС той же площади. Кадастровая стоимость — 375 773 руб. Игорь купил участок в 2013 г. и пока не успел построить дом.

Итого за год Константин заплатит за свой участок 273 руб. (273 171 × 0,1%). Расчет налога на землю для ИЖС для Игоря 376 руб. (375 773 × 0,1%). Раз ставки в этом муниципальном образовании одинаковые, разница в итоговой сумме зависит только от кадастровой стоимости.

На сайте ФНС есть калькулятор налога на участок ИЖС и землю других категорий. Для расчета нужен кадастровый номер.

  1. По общему правилу в 2019 году налог на земли ИЖС и ЛПХ рассчитывается одинаково.
  2. Местные власти вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от вида использования участка, но не более 0,3%.
  3. К участкам под ИЖС применяется повышающий коэффициент 2, если спустя 10 лет после покупки земли построенная на ней недвижимость не зарегистрирована.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(21 оценок, средняя: 4,24)

источник

Личные подсобные хозяйства, выращивая продукцию и подвергая её переработке, как любой субъект налогообложения, должны платить налоги, установленные Налоговым кодексом России.

Однако кодекс содержит в себе множество нюансов и льгот. В данной статье мы подробно расскажем о том, какие налоги обязаны платить ЛПХ, а от каких могут быть освобождены.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Правовое поле Российской Федерации определяет личные подсобные хозяйства как форму деятельности гражданина и членов его семьи на земельном участке, приобретённой в целях удовлетворения личных потребностей по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции.

При этом ЛПХ не относятся к коммерческой или предпринимательской деятельности. Поэтому для открытия ЛПХ не требуется специальная процедура по регистрации хозяйства, как, например, это делается индивидуальными предпринимателями и предприятиями.

Для того чтобы открыть ЛПХ необходимо:

  1. купить земельный участок или взять его в аренду (о том, как получить землю и оформить ЛПХ, мы писали здесь);
  2. зарегистрировать права на землю;
  3. начать заниматься растениеводством, животноводством, пчеловодством или другими сельскохозяйственными видами деятельности.

Законодательно предусмотрено, что учёт имущества, принадлежащего ЛПХ, ведётся местными органами в похозяйственных книгах.

В данные документы включаются следующие сведения:

  • ФИО собственника или пользователя земли;
  • ФИО его членов семьи, которые задействованы в ЛПХ;
  • число животных, пчёл или птиц, имеющихся в ЛПХ;
  • площадь засеянного участка;
  • площадь земли, на которой располагаются плодовые деревья и ягодные насаждения;
  • наименование и количество оборудования, техники и инвентаря.

Продукция, полученная на собственном приусадебном или полевом участке, может быть потреблена не только самостоятельно, но и реализована покупателям. В связи с этим появляется закономерный вопрос, надо ли платить налоги таким хозяйствам.

Как владельцам (или арендаторам) земельных площадей, жилых домов и нежилых помещений, участникам ЛПХ предстоит платить следующие виды налогов:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог.

Кроме того, обычно физические лица уплачивают также и налог на доходы (НДФЛ). Но в случае продажи продуктов, выращенных собственными силами на территории личного хозяйства, такие доходы не включаются в перечень облагаемых объектов при соблюдении некоторых условий. Подробнее о налогообложении ЛПХ, о том, когда, как и с каких сумм платить обязательные взносы, расскажем ниже.

ЛПХ не относится ни к организациям, ни к предпринимателям, поэтому такими хозяйствами применяется порядок уплаты налогов, присущий физическим лицам.

Глава 23 Налогового кодекса РФ обязывает граждан платить налоги с различных видов доходов, таких как заработная плата, премии, выигрыши, доходы от продажи имущества и т.д.

Вместе с тем налоговое законодательство содержит обширное количество льгот и послаблений в отношении физический лиц. Так, согласно подпункту 13 статьи 217 НК РФ доходы от реализации продуктов представителями личных подсобных хозяйств, выращенных ими самостоятельно или с привлечением родственников, не облагаются подоходным налогом.

Однако для получения преференции должны быть соблюдены некоторые условия:

  1. Производство продукции должно происходить без привлечения каких-либо сторонних работников. Наёмный труд может использоваться только индивидуальными предпринимателями.
  2. Площадь земли не должна быть выше предельного размера, установленного ФЗ «О личных подсобных хозяйствах» или законом субъекта РФ. Пункт 5 статьи 4 Федерального закона говорит о том, что максимальным размером участка может быть 0,5 га. При этом на уровне субъекта федерации может быть принято решение о повышении такого предела, но не более чем в 5 раз.

К примеру, в Томской области предел составляет 2,5 га, в том числе на территории населённых пунктов – не более 1 га. В Ленинградской области максимально допускается 0,99 га земель.

Чтобы получить льготу в виде освобождения от НДФЛ представителю ЛПХ следует предоставить в налоговый орган документ, доказывающий, что реализованная продукция была самостоятельно им выращена на приусадебном участке. Такой документ выдаётся органом местного самоуправления, руководством некоммерческого объединения граждан (садоводческого, дачного или огороднического).

Если ЛПХ не соответствует вышеуказанным требованиям и не может воспользоваться освобождением, то со всех доходов, полученных от продажи собственной продукции, следует заплатить НДФЛ. При оплате нужно учитывать, что налоговая ставка равна 13%, значит, сумма налога составляет 13% от выручки.

Вместе с тем при расчёте суммы обязательного платежа члены ЛПХ вправе уменьшить свои налогооблагаемых доходы на налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 НК РФ. Тогда размера налога будет меньше.

Лица, имеющие личные подсобные хозяйства, являются налогоплательщиками по земельному налогу.

При этом для уплаты налога следует руководствоваться представленными нормами:

  • объектом налогообложения признаются земельные участки (пункт 1 статьи 389 НК РФ);
  • налоговая база рассчитывается как кадастровая стоимость земель (пункт 1 статьи 390 НК РФ);
  • ставки устанавливаются законами субъектов федерации или решениями совета депутатов (пункт 1 статьи 394 НК РФ);
  • ставка в отношении земель ЛПХ не может быть выше 0,3% (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
  • размер платежа определяется налоговой инспекцией (пункт 3 статьи 396 НК РФ);
  • для уплаты налога в адрес ЛПХ направляется уведомление из налоговой (пункт 4 статьи 397 НК РФ);
  • необходимо заплатить налог до 1 декабря (часть третья пункта 1 статьи 397 НК РФ);
  • участниками ЛПХ декларация не заполняется (пункт 1 статьи 398 НК РФ).

Следовательно, земельный налог уплачивается хозяйствами один раз в год в соответствии с суммой, рассчитанной специалистами налогового органа.

Например, в Москве ставка составляет 0,025%, в Московской области значения ставок могут достигать максимального размера (в частности, в г. Королёве, г. Мытищи). В Санкт-Петербурге ставка равна 0,042%, в Ленинградской области также имеют место максимальные ставки (Курское, Колчановское сельские поселения).

Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ имущественным налогом облагаются жилые дома, квартиры, гаражи, а также нежилые помещения. Таким образом, ЛПХ, имеющие на своём участке дом или другие постройки, входят в категорию налогоплательщиков. При этом подпунктом 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ предусмотрена преференция для ЛПХ: платёж не рассчитывается по хозяйственным постройкам, площадь которых не превышает 50 кв. м.

Для получения льготы следует написать заявление и направить его в адрес налогового органа. К заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на послабление. Форма заявления и рекомендации по его составлению указаны в Приказе ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897@.

Если на территории ЛПХ находятся подлежащие налогообложению строения, то уплачивать налог следует исходя из следующих особенностей:

  • налог рассчитывается по кадастровой или инвентаризационной стоимости помещений, в зависимости от того, какой способ применяется на территории населённого пункта (пункты 1 и 2 статьи 402 НК РФ);
  • при расчёте налога на жилой дом по кадастровой стоимости не облагается 50 кв. м (пункт 5 статьи 403 НК РФ);
  • ставка налога при учёте кадастровой стоимости равна 0,1%. При этом размер может быть снижен до 0 или увеличен в 3 раза местными органами власти (подпункт 1 пункта 2 и пункт 3 статьи 406 НК РФ);
  • другой вариант расчёта выглядит следующим образом: инвентаризационная стоимость имущества умножается на коэффициент 1,481 и на ставку (от 0,1% до 2% в зависимости от стоимости) (пункт 4 статьи 406 НК РФ).

Государством осуществляются определённые меры поддержки ЛПХ. Одной из мер является предоставление субсидий – выделение бюджетных средств, не требуемых к возврату. Несмотря на то, что субсидия представляет собой помощь государства, на основании пункта 1 статьи 41 НК РФ она является доходом. А доходы граждан облагаются НДФЛ.

При этом подпунктом 13.1 статьи 217 НК РФ предусмотрена преференция в виде освобождения от налога полученных из бюджета денег, но с учётом следующих ограничений:

  • целевое использование средств;
  • размер участков, принадлежащих ЛПХ не должны быть больше 0,5 га (или другого размера, если это установлено законом субъекта федерации, но не более, чем 2,5 га);
  • выращивание продукции должно происходить только собственными силами без помощи наёмных рабочих.

В том случае, если ЛПХ не выполняет хотя бы одно условие, уплата НДФЛ происходит в обычном порядке: по ставке 13% один раз в год до 15 июля после подачи налоговой декларации.

Читайте также:  Льготы и освобождения по земельному налогу

Более подробно о том, как оформить ЛПХ и получить субсидию, можно узнать тут.

Граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, имеют право образовать крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), а для этого зарегистрироваться в качестве предпринимателя (ИП). Кроме того, владелец ИП может стать ИП без образования КФХ.

Как разъясняет ФНС, если участник ЛПХ приходится индивидуальным предпринимателем, то налоговые инспекторы практически всегда включают доход от продажи продуктов, выращенных в ЛПХ, в его доход от предпринимательской деятельности.

ИП может трудиться на следующих режимах:

  1. Единый сельхоз налог (ЕСХН). Платёж рассчитывается как разница между доходами и расходами ИП, умноженные на 6%.
  2. Упрощённая система (УСН). Налог определяется как 6% от всей суммы дохода или как 15% от прибыли (доходы минус расходы).
  3. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Ставка налога равна 15%. ЕНВД может применяться в отношении строго определённых видов деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ. Если продажа сельхоз продукции не подпадает под оговоренные условия, все налоги уплачиваются на общих основаниях.
  4. Патентная система также применяется в отношении только обозначенных пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ видов деятельности. Платёж равен 6% от потенциально возможной к получению выручки.

Налоговым законодательством установлены следующие сроки и порядок перечисления налоговых платежей:

  • НДФЛ – 1 раз в год до 15 июля на основе расчёта, показанного самостоятельно в налоговой декларации;
  • налог на землю – 1 раз в год до 1 декабря на основе уведомления из налоговой;
  • имущественный налог – 1 раз в год до 1 декабря по расчёту налогового органа.

КФХ, применяющие единый сельхоз налог, уплачивают его 2 раза в год (авансовый платёж до 25 июля текущего года и фактический платёж до 31 марта следующего года).

Никто не может быть принужден к выплате налогов и других обязательных платежей, установленных не по закону, или расчет и взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем это предусмотрено законом. Поэтому обязательно нужно отстаивать свои права. Для начала рекомендуется обратиться к своему налоговому инспектору. Если вопрос не будет урегулирован, необходимо затребовать официальное разъяснение от налогового органа. Для этого следует написать письмо в адрес руководителя налогового подразделения.

В случае несогласия с позицией налоговой службы можно направить заявление в суд и отстаивать свои права в судебном органе.

На основании информации, приведённой выше, следует констатировать факт, что ЛПХ при соблюдении определённых условий может в большой степени минимизировать налоги: одни платежи не уплачивать совсем, другие – в небольшом размере.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

источник

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее — Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства — это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода — главные признаки предпринимательской деятельности.

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, — насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.

Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.

источник