Меню Рубрики

Льгота по земельному налогу для автономных учреждений

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В оперативном управлении автономного учреждения дошкольного образования находится объект недвижимого имущества (здание детского сада). Начисление и уплату налога на имущество осуществляет автономное учреждение за счет средств, выделенных учредителем на выполнение муниципального задания. С 1 января 2017 г. автономное учреждение переходит на упрощенную систему налогообложения.
Обязано ли учреждение уплачивать налог на это имущество после перехода на УСН, или уплата является обязанностью собственника имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение упрощенной системы налогообложения освобождает автономное учреждение от уплаты налога на имущество организаций в отношении всего имущества учреждения вне зависимости от источника его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости.

Обоснование вывода:
Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) относится к специальным налоговым режимам, установленным пп. 2 п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В главе 26.2 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, заменяет исчисление и уплату, в числе прочих, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость)*(1).
По вопросу освобождения от уплаты налога на имущество автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения, Минфин России в своем письме от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924 уточнил, что положения п. 2 ст. 346.11 НК РФ применяются в отношении всего имущества автономного учреждения вне зависимости от источника приобретения имущества. Кроме того отмечено, что государственные (муниципальные) автономные учреждения, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления, налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении этого имущества не признаются, поскольку указанные учреждения не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации автономное учреждение освобождено от уплаты налога на имущество организаций в связи с применением УСН. При этом данное освобождение применяется в отношении всего имущества учреждения (как движимого, так и недвижимого) вне зависимости от источников его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Имущество (основное средство), переданное в оперативное управление автономному учреждению, учитывается на балансе этого учреждения (п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями;
— Энциклопедия решений. Налог на имущество в госучреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к таким объектам имущества относятся, в частности:
— административно-деловые и торговые центры;
— нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания;
— жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в бухучете в качестве объектов основных средств.
Особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организаций — собственников объектов недвижимого имущества, перечисленного в этой статье (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Следовательно, в отношении организаций госсектора (в том числе органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права оперативного управления), положения этой статьи НК РФ не применяются (письмо Минфина России от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062).

источник

Дата размещения статьи: 08.10.2015

Земельный налог относится к местным налогам, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Закрепление земельных участков на праве оперативного пользования действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего ЗК РФ, сохраняется. Данное право не могло быть закреплено за автономными учреждениями, так как Закон, регулирующий их деятельность, вступил в силу позже вступления в силу ЗК РФ.
Автономные учреждения в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, не признаются налогоплательщиками земельного налога. Таким образом, автономные учреждения являются плательщиками земельного налога по стоимости участков, переданных им в постоянное (бессрочное) пользование.
В Письме Минфина России от 22.12.2011 N 03-05-05-02/67 отмечено, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Соответственно, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При определении факта возникновения обязанности организации по уплате земельного налога следует учитывать не только собственно налоговые льготы, но и перечень земельных участков, которые не являются объектом налогообложения.
Перечень таких объектов установлен п. 2 ст. 389 НК РФ и является отсылочным к другим отраслям законодательства.
Не признаются объектом налогообложения, в частности (объекты, которые при определенных условиях могут находиться в пользовании автономных учреждений):
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, в частности (применительно к автономным учреждениям), следующими объектами:
— государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ, — земли особо охраняемых природных территорий);
— объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
— воинскими и гражданскими захоронениями;
2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Кроме того, ст. 395 НК РФ от налогообложения, в частности, освобождаются:
— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 20%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
— организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.
Научные организации и организации сферы образования, ранее (со вступлением в силу гл. 31 НК РФ) пользовавшиеся аналогичной льготой, в настоящее время уплачивают земельный налог на общих основаниях (если соответствующая льгота не установлена на местном уровне).
Налоговая база земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка на основе его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации (в отличие от налогоплательщиков — физических лиц) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Закона об НКО финансовое обеспечение содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, включая расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляется учредителем путем предоставления субсидии на выполнение задания.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 6 Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 (далее — Комплексные рекомендации), установлено, что расходы на уплату земельного налога должны учитываться при расчете учредителем субсидий на выполнение государственного или муниципального задания.
Письмом Минфина России от 30.11.2011 N 03-05-05-02/61 разъяснено, что в случае, когда земельный участок образован в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52.
В Письме Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15 разъяснено, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. В то же время согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса РФ, применяется нормативная цена земли.
По вновь оформленным (с кадастровой оценкой) земельным участкам перерасчет за прошлые периоды не делается, если кадастровая стоимость участка окажется ниже нормативной цены земли; к участкам, не прошедшим кадастровую оценку, для целей налогообложения может применяться нормативная цена земли.
Максимальные размеры налоговых ставок установлены ст. 394 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, установлен особый порядок определения суммы налога.
Статьей 396 НК РФ установлено ограничение по количеству авансовых платежей — не более двух. Однако это ограничение распространяется только на налогоплательщиков — физических лиц.
Налогоплательщики-организации (включая автономные учреждения) уплачивают авансовые платежи, как правило, по итогам отчетного периода (если таковые установлены) при введении земельного налога на соответствующей территории.
В соответствии с п. 6 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между общей суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
В тех случаях, когда в течение налогового периода налоговая база меняется — земельные участки продаются или покупаются, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Налогоплательщики, имеющие право на льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее срока представления налоговой декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый период по налогу определен как календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма, и Формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде, и Порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России и ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@.
В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации расходы в виде земельного налога отражаются по коду КОСГУ 290. Инструкцией N 174н для ведения учета операций по расчетам по налогу на имущество предусмотрено открытие отдельного аналитического счета 030313000 «Расчеты по земельному налогу».
В соответствии с п. 159 Инструкции N 183н начисленные суммы земельного налога отражаются по кредиту счета 030313000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта», счета 040110100 «Доходы хозяйствующего субъекта».
Начисление налога и погашение задолженности перед бюджетом в общем случае будут отражаться по дебету счета 040120290 и кредиту счета 030313730.
Из норм п. 153 Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений следует, что в том случае, когда расходы учреждения возмещаются за счет средств субсидии на выполнение государственного задания (при условии что себестоимость работ, услуг или готовой продукции не формируется), задолженность по земельному налогу отражается по дебету счета 440120290 и кредиту счета 430313730.
Указанная схема применяется при использовании имущества в основной (уставной) деятельности учреждений. При этом предполагается, что расходы на уплату налога учтены в нормативе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. Если земельные участки используются для других видов деятельности, то суммы начисленного налога могут приниматься в составе текущих расходов (формирующих себестоимость продукции, работ или услуг). При этом, по нашему мнению, следует исходить из общего принципа, закрепленного в Земельном кодексе РФ, а именно: единства земельных участков и находящихся на них объектов. Другим классифицирующим признаком может являться начисление амортизации объектов основных средств (недвижимого имущества — зданий и сооружений, расположенных на соответствующих земельных участках). Кроме того, следует иметь в виду, что участки, находящиеся в собственности одного хозяйствующего субъекта, могут иметь разную кадастровую стоимость (за единицу площади) в зависимости от того, в каких целях используется участок.
Суммы начисленного земельного налога, на наш взгляд, могут быть отнесены и на счет учета вложений в нефинансовые активы — при строительстве объектов ОС.
Основанием для такого списания может служить проектно-сметная документация на строительство, в которой определен перечень затрат, подлежащих возмещению за счет инвестиций.

Читайте также:  Льгота по земельному налогу физ лицам

источник

Земельный налог относится к местным налогам, поступления от него идут на пополнение местной казны. В связи с этим местные власти имеют ряд полномочий по установлению ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты, а также определяют налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков. При этом ряд льгот установлен на федеральном уровне.

Льготы могут устанавливаться в виде:

  • освобождения от уплаты налога;
  • снижения налоговой ставки;
  • доли площади земельного участка, не облагаемой налогом;
  • суммы, на которую уменьшается налоговая база (стоимость земельного участка) и которая не облагается налогом;
  • суммы, на которую уменьшается исчисленный налог.

У каждого вида льготы есть свой код, который должен указываться при заполнении декларации.

Данные льготы установлены непосредственно в НК РФ как для организаций, так и для граждан, в том числе предпринимателей. На федеральном уровне льгота по земельному налогу для юридических лиц предоставляется в виде освобождения от уплаты налога. Категории налогоплательщиков, которые имеют право на льготы, определены в статье 395 Налогового кодекса. К ним относятся организации УИС (уголовно-исполнительной системы), религиозные организации, организации инвалидов, организации – участники СЭЗ (свободных экономических зон) и др.

В отношении физических лиц льготы предусмотрены как в виде освобождений, так и виде не облагаемой налогом суммы. Право на освобождение имеют представители коренных малочисленных народов (статья 395 Налогового кодекса).

Уменьшение налоговой базы предусмотрено для инвалидов, Героев СССР и РФ, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и других категорий льготников, указанных в статье 391 Налогового кодекса.

Местные власти вправе устанавливать свои льготы. Для того, чтобы с ними ознакомиться, необходимо обратиться к местным нормативным правовым актам. Сделать это можно с помощью специального сервиса ФНС России. Выбрав нужный регион, вид налога, налоговый период и муниципалитет (за исключением Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга), вы сможете получить нужную информацию о видах местных льгот, налоговых ставках, действующих в данной местности. В Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге льготы устанавливаются региональными властями.

Так, в городе Санкт-Петербурге инвалиды 1 группы, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся радиации, полностью освобождены от уплаты налога (Закон г. Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012). Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга расширили объем льготы, предоставляемой федеральным льготникам.

Кроме того, на основании регионального закона льготы получили, в частности, отдельные категории уволенных военнослужащих; родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; родители, опекуны, попечители, имеющие ребенка-инвалида; пенсионеры.

Региональным законом установлены и льготы для отдельных категорий юридических лиц. Так, не платят налог на землю региональные органы власти, автономные, казенные и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

В Москве принят Закон «О земельном налоге» от 24.11.2004, по которому освобождение от земельного налога получили органы региональной власти и местного самоуправления Москвы, а также московские бюджетные, казенные, автономные учреждения и учреждения профсоюзов; организации, привлекающие к труду инвалидов; ТСЖ, ЖСК, потребительские, жилищные и иные кооперативы; частные некоммерческие организации.

В отношении физических лиц в Москве предусмотрен увеличенный размер льгот. Так, Герои РФ и СССР полностью освобождаются налога. На 1 млн рублей могут уменьшить базу для налогообложения инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны ВОВ и другие категории федеральных льготников.

Местные льготы установлены в отношении Героев труда, которые полностью освобождаются от налога. Земельный налог для многодетных семей исчисляется с налоговой базы, уменьшенной на 1 млн руб.

источник

  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.

Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:

  1. Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
  3. Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]

При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]

Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]

Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.

Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.

Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.

Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.

Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.

Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

  • при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
  • при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]

В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.

Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:

  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.

Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям

Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.

Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.

В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.

Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.

Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.

Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:

  1. Получение средств за счет субсидий и расходование их;
  2. Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
  3. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда по земельному налогу в свердловской области

Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
  2. Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
  3. Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Земельный налог является местным — это означает, что льготы по нему могут быть установлены как главой 31 Налогового кодекса РФ, так и нормативными актами муниципальных образований о земельном налоге.

В г. Москве льготы по земельному налогу установлены Законом г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74.

Льготы по земельному налогу в Москве установлены статьей 3.1 Закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74, согласно которой:

Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

3) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

4) утратил силу с 1 января 2009 года. — Закон г. Москвы от 19.11.2008 N 58;

5) утратил силу с 1 января 2011 года. — Закон г. Москвы от 03.11.2010 N 46;

6) утратил силу с 1 января 2010 года. — Закон г. Москвы от 16.07.2008 N 36;

7) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

8) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

9) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон г. Москвы от 23.11.2011 N 54;

10) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон г. Москвы от 23.11.2011 N 54;

11) товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

12) негосударственные некоммерческие организации — в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры;

13) организации, которым в установленном порядке присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации, — в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

14) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», — в отношении одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении;

15) организации — в отношении земельных участков, используемых ими для размещения объектов спорта, предназначенных для проведения конноспортивных мероприятий и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством посадочных мест не менее одной тысячи;

Примечание: пункт 15 утрачивает силу с 1 января 2020 года (часть 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 25.11.2015 N 65)

16) резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, — в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных особых экономических зон, сроком на 10 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
(п. 16 введен Законом г. Москвы от 12.07.2017 N 23)

1.1 — 1.2. Утратили силу с 1 января 2016 года. — Закон г. Москвы от 07.10.2015 N 51.

1.3. Организации, у которых доля дохода от реализации продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы и предназначенных для размещения производственных зданий, строений и сооружений промышленности, уплачивают налог в размере:
1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;
2) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;
3) 43 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;
4) 57 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;
5) 67 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году.

1.4. Санаторно-курортные организации, а также учреждения здравоохранения и учреждения оздоровительного профиля, перечни которых утверждены Правительством Российской Федерации, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, уплачивают налог в размере:
1) 17 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;
2) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;
3) 23 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;
4) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;
5) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году.

1.5. Субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (за исключением земельных участков, указанных в частях 1.6 и 1.7 настоящей статьи), с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен или подтвержден статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы. Перечень земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, устанавливается Правительством Москвы.

Примечание: до 31 декабря 2018 года налоговые льготы, предусмотренные частью 1.6 статьи 3.1, также распространяются на организации, которые с 1 января 2016 года признаны управляющими компаниями или якорными резидентами технопарков или индустриальных (промышленных) парков (часть 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 07.10.2015 N 51).

1.6. Организации уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором технопарку или индустриальному (промышленному) парку присвоен или подтвержден статус технопарка или индустриального (промышленного) парка, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус технопарка или индустриального (промышленного) парка.

1.7. Организации уплачивают налог в размере 20 процентов суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых промышленными комплексами, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором промышленному комплексу присвоен или подтвержден статус промышленного комплекса, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.

1.8. Организации в отношении земельных участков, на которых осуществляются строительство, реконструкция спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч, или эксплуатация указанных сооружений, строительство, реконструкция которых завершены после 1 января 2014 года, уплачивают налог в размере:
1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014-2017 годах;
2) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году;
3) 34 процентов от суммы исчисленного налога в 2019 году;
4) 50 процентов от суммы исчисленного налога в 2020-2023 годах.

1.9. Применение в одном налоговом периоде налоговой льготы, установленной частью 1.8 настоящей статьи, и налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, не допускается.

Налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика на территории города Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, дополнительно уменьшается на 1 000 000 рублей для следующих категорий:

1) утратил силу. — Закон г. Москвы от 03.11.2010 N 46;
2) физических лиц, которые имеют I и II группу инвалидности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
8) одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

Утратил силу с 1 января 2012 года. — Закон г. Москвы от 23.11.2011 N 54.

Утратил силу с 1 января 2012 года. — Закон г. Москвы от 23.11.2011 N 54.

  • Налогоплательщики, указанные в пункте 13 части 1 настоящей статьи, освобождаются от налогообложения при условии, если доля дохода от научной деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70 процентов от общего дохода.
  • Статья написана и размещена 1 апреля 2018 года. Дополнена —

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    источник

    С 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» НК РФ. С этого же времени не действует больше (за исключением статьи 25) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю».

    Земельный налог (далее – налог), установленный главой 31 НК РФ относится к местным налогам. Это значит, что он вводится в действие и прекращает действовать на территории муниципального образования на основании главы 31 НК РФ и нормативным актом представительного органа власти, а в городах Москве и Санкт-Петербурге — законами этих городов.

    Порядок уплаты земельного налога и его ставки определяются местными властями на основании ставок, установленных главой 31 НК РФ.

    Местные власти имеют право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой суммы.

    Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются все организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Организации и физические лица, использующие земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды налог на землю не платят.

    В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.

    В Письме Минфина Российской Федерации от 11 мая 2006 года №03-06-02-02/37 (далее – Письмо №03-06-02-02/37) приведен список документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

    К таким документам относятся:

    — Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

    — Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

    — Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

    — Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

    — акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

    В Письме №03-06-02-02/37 так же указывается на то, что в соответствии с положениями:

    «… статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21 Административного кодекса Российской Федерации».

    Итак, собственник земельного участка становится налогоплательщиком только после государственной регистрации его прав в установленном законом порядке, поскольку факт государственной регистрации права является определяющим для установления момента, с которого лицо становится налогоплательщиком.

    Объектом налогообложения признаются, в соответствии со статьей 389 НК РФ, земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    В пункте 2 статьи 389 НК РФ приведен исчерпывающий список земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения. К ним относятся:

    1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

    5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

    Читайте также:  Судебная практика взимания земельного налога

    Налоговая база определяется, в соответствии с положениями статьи 390 НК РФ, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Для установления кадастровой стоимости земельных участков должна быть проведена государственная кадастровая оценка земель по целевому назначению и виду их функционального использования: земли под домами многоэтажной застройки, земли под домами индивидуальной жилой застройки, земли под промышленными объектами, земли под объектами торговли, предприятиями общественного питания и так далее.

    По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Как должно поступить бюджетное учреждение в том случае, если кадастровая стоимость земельного участка на территории муниципального образования не определена?

    На этот вопрос дан исчерпывающий ответ в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2006 года №03-06-02-02/75:

    «… в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.

    1) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

    В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

    После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

    2) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 НК РФ обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

    3) Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

    При этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться».

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    При установлении налога представительный (законодательный) орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

    — отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

    — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

    Многие бюджетные учреждения имеют на своем балансе объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельные участки, на которых они расположены.

    Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 26 июля 2006 года №02-03-09/2027 по вопросу налогообложения земельным налогом этих участков сообщило следующее:

    «Если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.

    Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относит и жилые помещения в общежитиях — предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

    Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду».

    Из сказанного следует, что если на балансе бюджетного учреждения имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то эти бюджетные учреждения при начислении земельного налога в земельных участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятых этими объектами.

    В отношении прочих земельных участков ставка налога не может превышать 1,5 процента.

    При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Статья 395 НК РФ устанавливает льготы по земельному налогу.

    В соответствии с положениями данной статьи освобождаются от налогообложения:

    — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

    — организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    — общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    — организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    — учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    — организации народных художественных промыслов;

    — организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

    Как видно из приведенного списка, практически все бюджетные учреждения лишились ранее предоставляемых им льгот.

    Но при этом следует сказать, что местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга имеют право, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ, устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде не облагаемой налогом суммы.

    Для подтверждения права на льготу бюджетное учреждение должно представить документы в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

    Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками налога, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

    Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

    Если бюджетное учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, тогда для расчета земельного налога применяют коэффициент использования земельного участка К 2. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности организации, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

    Если право собственности на участок возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если право собственности возникло или прекратилось после 15-го числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения права.

    Предположим, что бюджетное учреждение владеет земельным участком, который приобретен в собственность 20 марта 2007 года.

    Кадастровая стоимость этого участка — 1 250 000 рублей.

    На территории муниципального образования, где расположен участок, земельный налог введен с 1 января 2006 года.

    Налоговая ставка по такой категории земель в муниципалитете составляет 1,3%.

    Льгот для этой категории земель местные власти не предусмотрели.

    Так как участок приобретен после 15-го числа, при расчете коэффициента, март в число полных месяцев не включается. К2 рекомендуется применять для расчета земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

    К2 равен: 9 месяцев : 12 месяцев = 0,75

    Налоговая база по участку составит 937 500 рублей (1 250 000 рублей x 0,75).

    Сумма налога равна 12 187,5 рублей (937 500 рублей x 1,3%).

    Окончание примера.

    Минфин Российской Федерации в Письме от 5 сентября 2006 года №03-06-02-02/120 дает разъяснения по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода:

    «…налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и тому подобное, внесенных обратным числом на указанную дату.

    В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде».

    В то же время, следует иметь в виду, что при изменении кадастровой стоимости из-за изменения границ земельного участка земельный налог рассчитывается по правилам пункта 7 статьи 396 НК РФ.

    Если в течение налогового периода изменяется категория земельного участка или его назначение, то ставка налога также может изменяться.

    Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    Срок уплаты налога для бюджетных учреждений не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ, то есть, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по авансовым платежам по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

    Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

    Форма налоговой декларации по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и порядка ее заполнения».

    Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

    Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Бюджетные учреждения, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

    Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

    Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Бюджетные учреждения уплачивают земельный налог, точно так же, как и налог на имущество за счет ассигнований из бюджета.

    Минфин Российской Федерации в Письме от 1 августа 2006 года №02-03-09/2075, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года №101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (далее – Постановление), сообщает следующее:

    «В соответствии с порядком, установленным Постановлением, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал 2006 года должны выделяться главным распорядителям после проверки представленных в Минфин России реестров.

    Учитывая время, необходимое для проверки представленных материалов, а также принимаемые налоговыми органами меры по принудительному взысканию недоимки по авансовым платежам по налогам и начисленным пеням, Минфин России принял решение выделить главным распорядителям, представившим до 1 июня 2006 года реестры, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал текущего года с последующей корректировкой по результатам их проверки.

    Наряду с этим Минфин России письмом от 26 июля 2006 года №02-03-09/2026 рекомендовал Федеральной налоговой службе в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета».

    Таким образом, бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, даже при условии, что им еще не установлено финансирование из бюджета на эти цели, обязаны уплачивать авансовые платежи из средств, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности. Если такая деятельность ведется. А если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты авансовых платежей, то в этом случае, необходимо самостоятельно в соответствии со статьей 64 НК РФ обратиться в территориальные органы Федеральной налоговой службы России с заявлением об отсрочке уплаты авансовых платежей.

    Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

    источник