Меню Рубрики

Когда меняется кадастровая стоимость для расчета земельного налога

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка (Московская область), принадлежащего предприятию на праве собственности, изменилась по сравнению с 2018 годом. Дата внесения стоимости в базу — 15.01.2019.
С какого момента новая кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета налоговой базы по земельному налогу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в целях исчисления земельного налога с 01.01.2019.

Обоснование вывода:
В общем случае налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац 1 п. 1 ст. 391 НК РФ).
При этом п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019) предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда изменение кадастровой стоимости производится:
— вследствие исправления ошибок, допущенных при ее определении;
— по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда;
— вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения его площади.
Однако в рассматриваемой ситуации изменение кадастровой стоимости произошло не вследствие указанных причин, являющихся исключением из общего правила.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», далее — Закон N 237-ФЗ).
Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень объектов оценки (ч. 4 ст. 14, ч. 5 ст. 13 Закона N 237-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (исключения не имеют к рассматриваемой ситуации отношения).
Когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию КС РФ, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ, п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28, письмо Минфина России от 23.01.2018 N 03-05-05-01/3202).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» (далее — Распоряжение N 15ВР-1633) утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда на дату Государственной кадастровой оценки — 01.01.2018 (п. 1 названного Распоряжения).
Причем согласно п. 5 Распоряжения N 15ВР-1633 оно вступает в силу через один месяц после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2019.
Из прямого прочтения положений Распоряжения N 15ВР-1633 следует, что 01.01.2018 — это дата, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объектов (ч. 4 ст. 14 Закона N 237-ФЗ), а датой вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является 01.01.2019. Причем положения Распоряжения N 15ВР-1633 не указывают на возможность применения результатов оценки, утвержденных этим нормативным актом, в периодах ранее 01.01.2019. То есть обратной силы данный документ не имеет (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Поскольку дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и не датой, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость (01.01.2018), то новая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Распоряжением N 15ВР-1633 в 2018 году, должна в рассматриваемой ситуации применяться в целях исчисления земельного налога с 2019 года (письмо Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

источник

Изменения, внесённые в главу о земельном налоге Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ и вступающие с 1 января 2019 года, во многом аналогичны изменениям в главе о налоге на имущество организаций.

Изменения кадастровой стоимости

Для начала — небольшая поправка в п. 1 ст. 391 НК РФ. Здесь указано, что кадастровая стоимость, принимаемая для целей налогообложения, должна быть указана в ЕГРН.

Далее — об изменении кадастровой стоимости.

В отличие от налога на имущество организаций, здесь и сейчас есть три основания для изменения кадастровой стоимости земельных участков:

  • ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости;
  • изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или суда;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешённого использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую или изменения площади земельного участка.

Соответственно, определены даты, с которых эти изменения должны учитываться при исчислении земельного налога:

  • начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определённая кадастровая стоимость;
  • начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;
  • со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Эти положения предусмотрены в п. 1 ст. 391 НК РФ.

С 01.01.19 всё это перемещается в новый п. 1.1 ст. 391 НК РФ.

Здесь предусмотрены четыре основания учёта изменённой кадастровой стоимости при исчислении земельного налога, но иначе сформулированных:

  • изменение качественных и количественных характеристик земельного участка;
  • исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • пересмотр кадастровой стоимости по решению комиссии или суда;
  • изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости земельного участка по решению комиссии или суда.

Соответственно, даты, с которых эти изменения должны учитываться при налогообложении:

  • со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • для второго и третьего оснований — начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Однако следует учесть, что в отношении перерасчёта законодатели установили дополнительные ограничения — новый п. 2.1 ст. 52 НК РФ. Перерасчёт земельного налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом. При этом есть серьёзная льгота: перерасчёта не будет, если это повлечёт увеличение ранее уплаченных сумм земельного налога.

Точность — вежливость королей

В п. 8 ст. 396 НК РФ была внесена маленькая, но всё-таки существенная поправка. В отношении земельного участка (или его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства, а не с месяца, как было раньше.

Чем это важно? Дело в том, что в п. 7 ст. 396 НК РФ прописаны правила расчёта земельного налога, когда право собственности на участок появляется в течение налогового или отчётного периода. Для расчёта налога высчитывается коэффициент владения участком: отношение числа месяцев владения участком к числу месяцев в отчётном или налоговом периоде. При этом месяц, в котором появилось право собственности, относится к месяцу владения только в том случае, если дата возникновения права собственности приходится на период до 15-го числа месяца включительно.

Поэтому прежняя редакция исправленного пункта просто лишала наследника возможности воспользоваться этим правилом.

источник

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Читайте также:  Земельный налог с физических лиц сельских поселений что это

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

источник

Земельный налог, который выплачивается всеми собственниками земельных участков, рассчитывается на основании двух основных показателей — налоговой ставки и базы. В качестве последнего показателя используется кадастровая стоимость того земельного надела, который является объектом налогообложения.

Однако эта величина не является постоянной и на протяжении определенного периода времени может изменяться.

Расчет налога в этом случае будет происходить с определенными особенностями, которые и будут рассмотрены далее в статье.

Прежде всего, стоит определиться с тем, что именно представляет собой кадастровая стоимость земли.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В частности, в качестве подтверждающей данную стоимость документации может выступать:

  • кадастровый паспорт (этот документ выдавался ранее, однако если его данные действительны, то он может быть использован и в современных условиях);
  • выписка из ЕГРП (документ, который пришел на смену предыдущему и с 2017 года выдается из Единого государственного реестра прав).

При установлении кадастровой стоимости в отношении конкретного участка на этот показатель оказывают влияние следующие факторы:

  • площадь участка;
  • его месторасположение (причем влияние оказывает не только конкретный субъект, но и тип местности, то есть городская или сельская);
  • категория земель;
  • вид разрешенного использования.

Поскольку данных факторов довольно много, в случае изменения какого-либо из них или же по другим причинам может быть изменена и кадастровая стоимость, причем как в сторону понижения, так и в сторону увеличения.

От этого показателя напрямую зависит кадастровая стоимость (для каждой категории она существенно отличается и рассчитывается на основании установленных законодательно показателей). Аналогичная ситуация возможна и с изменением вида разрешенного использования участка.

В частности, ошибки инженера могут быть связаны с неправильно установленными границами (в результате чего будет совсем другая площадь) или же с неправильными расчетами самой стоимости, после чего неправильные данные будут занесены в кадастр.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Данная ситуация возможна, если собственник подал в суд иск с целью оспорить кадастровую стоимость, установленную ранее. В ходе этого проводится еще одна, независимая оценка земли, в результате чего данный показатель чаще всего снижается.

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т. д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Действия плательщика после изменения кадастровой стоимости и порядок расчета суммы платежа зависят от того, по каким именно причинами произошли данные перемены. В частности, возможны следующие варианты действий:

В большинстве случаев этот вариант используется, когда данный показатель был уменьшен, причем по причине исправления кадастровых ошибок или вступившего в силу решения суда с измененной стоимостью.

При этом в отдельных случаях снизить налог к уплате можно не только за тот год, когда стоимость была пересмотрена, но и за несколько предыдущих периодов (но не более чем за три).

То есть, если стоимость изменилась в 2016 году, то использовать ее для расчетов можно будет лишь при вычислении налога за 2017 год. Что касается 2016 года, то за него плата будет считаться еще по старому показателю.

В частности, данный вариант распространяется на ситуации, когда изменения произошло по следующим причинам:

  • перевод земли в другую категорию;
  • изменение вида разрешенного использования;
  • пересчет площади земельного участка.

Также рекомендуется использовать такой вариант во всех ситуациях с изменением стоимости, когда она была скорректирована в сторону повышения, независимо от причин, по которым это произошло. В частности, такое мнение содержится в письме Минфина России от 05.09.2013 г. № 03-05-05-02/36540.

Можно ли приобрести земельный участок на средства материнского капитала? Узнайте об этом здесь.

Хотите взять ипотеку в Россельхозбанке? Об условиях вы можете прочитать в нашей статье.

После изменения кадастровой стоимости участка плательщику необходимо предпринять ряд следующих действий:

  1. Подготовка документов с новой кадастровой стоимостью. Стоит учесть, что данные о произошедших изменениях обязательно должны быть занесены в реестр и закреплены документально. Только в этом случаев становится возможным пересчет величины земельного налога.
  2. Подача документов в ИФНС. Обращаться необходимо в то отделение инспекции, где собственник земли состоит на учете в качестве плательщика земельного налога. Там же можно и получить подробную консультацию относительно того, когда именно будет применяться новая кадастровая стоимость — с текущего года или уже со следующего.
  3. Ожидание уведомления из налоговой с суммой к оплате. Данный этап распространяется только на физ лиц (граждан и ИП), юрлица обязаны рассчитывать этот показатель самостоятельно.

В большинстве случаев сотрудники инспекции применяют для расчетов новую стоимость со следующего налогового периода, с чем плательщики соглашаются далеко не всегда.

Стоит отметить, что именно судебная практика и является определяющим фактором при решении вопросов о том, как именно должен в данной ситуации рассчитываться земельный налог. Это связано, в частности, с тем, что четкого законодательного регулирования этот вопрос не имеет, поэтому дело решается в суде с рассмотрением его конкретных обстоятельств.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка существенно влияет на величину и порядок расчета налога, который выплачивается с данного объекта недвижимости.

Причем это влияние может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, от чего напрямую зависит, с какого именно налогового периода данные изменения смогут быть применены.

источник

Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости происходит по специальным формулам. Узнайте о них из нашего материала.

Кадастровая стоимость земельного участка (далее — КС) должна отражать его реальную рыночную стоимость. Она участвует в формуле расчета земельного налога (далее — ЗН):

где СН — ставка земельного налога.

Указанная формула справедлива для ситуации, когда:

  • информация о КС отражена в госреестре до начала отчетного периода (в расчете участвует КС по состоянию на 1 января отчетного года);
  • показатель КС не менялся за расчетный год.

О планах Минфина по земельным льготам см. здесь.

Какими формулами нужно пользоваться, если КС изменилась, узнайте из следующих разделов.

Формула 1 для пересчета земельного налога выглядит так:

где КСизм — пересмотренная кадастровая стоимость.

Эту формулу применяют, если причинами изменения КС являются (п. 1 ст. 391 НК РФ):

  1. Ошибочное значение КС — после устранения ошибки перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости происходит за весь период с момента применения в налоговых расчетах ее неверного значения.
  2. Пересмотр КС по судебному решению или решению комиссии по рассмотрению споров об изменении КС — пересчет земельного налога производится за период, в котором подано заявление на пересмотр КС (но не ранее периода, когда оспариваемая КС была внесена в госреестр).

О каком реестре должны знать владельцы кассовой техники, узнайте из публикаций:

Формула 1 дополняется и расширяется при других причинах корректировки КС (подробнее об этом см. далее).

Формула 2 применяется в тех ситуациях, когда КС пересмотрена из-за:

  • изменившегося вида разрешенного использования участка;
  • перевода его в другую категорию;
  • изменения площади.

Откорректированная при этом КС участвует в расчете земельного налога со дня внесения сведений в Единый госреестр недвижимости.

Информация о КС в реестр может вноситься любым числом внутри отчетного года. Кроме того, после изменения стоимости КС может измениться и налоговая ставка. В связи с этим при расчете налога должны учитываться:

  • период владения участком с изменившейся КС в отчетном году;
  • изменение ставки налога.

СН и СН1 — ставки налога до изменения КС и после нее (если ставка не изменилась, например, при увеличении площади участка: СН = СН1);

12 — количество месяцев отчетного года.

КС на начало года составляла 4 913 000 руб. В марте 2018 года из-за перевода земли из категории сельхозземель (СН = 0,3%) в категорию участков, предназначенных для дачного строительства (СН1=0,025%), в реестр внесли изменения, и КС стала составлять 6 400 000 руб.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости:

ЗН = (0,3% × 4 913 000 руб. × 3 / 12) + (0,025% × 6 400 000 руб. × (12 – 3) / 12) = 4 885 руб.

Об изменении формы уведомления на уплату имущественных налогов для физлиц см. по ссылке.

Для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости нужно обращать внимание на причину корректировки этой стоимости. От нее зависят период, за который производится перерасчет земельного налога, и алгоритм расчета (ст. 391 НК РФ).

источник

Налог на землю рассчитывается исходя из стоимости участка, отраженной в ЕГРН на 1 января года, за который исчисляется налог. В случае изменения кадастровой стоимости для расчета земельного налога важны дата корректировки стоимости и ее основание.

Порядок расчета и уплаты земельного налога установлены Налоговым кодексом и местным законодательством муниципальных образований.

Налог на землю должны платить юридические и физические лица, которые владеют участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследования.

Налог для физических лиц, в том числе предпринимателей, рассчитывает налоговый орган. Уплата производится на основании извещения инспекции. Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведен налоговым органом в случае, если человек оспорит кадастровую стоимость участка или будет выявлена техническая ошибка в стоимости, допущенная Росреестром.

Организации самостоятельно обязаны исчислять и уплачивать налог на землю. Кроме того, если иное не предусмотрено местным законодательством, на юридические лица возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, исчисляемых как ¼ от годовой суммы налога. По итогам года организация представляет в инспекцию декларацию по земельному налогу. Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога учитывается юридическим лицом самостоятельно после отражения такого изменения в ЕГРН.

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость земельного участка, зафиксированная на начало года, за который исчисляется налог. База определяется по каждому участку отдельно.

Кадастровая стоимость – это стоимость участка, установленная в результате оценки стоимости государством или по результатам разрешения споров о стоимости.

В случае образования участка в течение года для расчета налога используется стоимость, указанная в ЕГРН на дату регистрации в Росреестре.

Узнать точную кадастровую стоимость участка позволяет интернет-сайт Росреестра, где сведения предоставляются в режиме онлайн по кадастровому номеру .

Изменение стоимости участка, указанной в ЕГРН, в течение года, за который производится расчет налога, не влечет за собой перерасчет налога исходя из новой цены земли. Перерасчет обязательств не осуществляется за предыдущие периоды и за год, в котором изменилась стоимость.

Однако исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведено исходя из новой стоимости в случае:

  • исправления ошибки, носящей технический характер.

Она может быть допущена Росреестром. При корректировке кадастровой стоимости в этом случае налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором возникла ошибка. Возникшую переплату налога можно вернуть из бюджета или зачесть в счет следующих платежей по налогу на землю;

  • пересмотра стоимости участка судом или комиссией по урегулированию споров.

Может возникнуть ситуация, когда установленная стоимость участка, отраженная в ЕГРН, завышена и не соответствует рыночной цене. В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в суд или комиссию по урегулированию споров с требованием о пересмотре результатов оценки. По итогам действий налогоплательщика кадастровая стоимость земли может быть изменена.

Читайте также:  Земельный налог на землю для ведения личного подсобного хозяйства

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости в этом случае пересчитывается с того налогового периода, в котором налогоплательщик заявил о желании пересмотреть стоимость письменно в суд или комиссию. Скорректированная стоимость применяется в расчетах не ранее чем с даты отражения в реестре новой стоимости участка.

источник

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

источник

С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

источник

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:

  • кадастровую стоимость земельного участка;
  • налоговую ставку.

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 2015 года самостоятельно рассчитывать земельный налог должны только организации. Для предпринимателей, так же как и для других граждан – владельцев земельных участков, сумму земельного налога рассчитают налоговые инспекции.

Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Какое имущество облагается земельным налогом .

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога?

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра . Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Кроме того, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра . Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу:

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание (кроме многоквартирного дома) и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Читайте также:  Сроки оплаты земельного налога в смоленской области

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. × 150 кв. м : 1500 кв. м = 33 500 руб.

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация является собственником одного из этажей здания?

Кадастровую стоимость части земельного участка определите пропорционально доле организации в общей долевой собственности на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Правоустанавливающими документами, подтверждающими размер ее доли, являются договор купли-продажи и свидетельство о госрегистрации права собственности на землю (ст. 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость части земельного участка, используйте формулу:

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований , то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года (в течение первых трех лет строительства), используйте формулу:

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила .

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1–2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1–2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года, используйте формулу:

источник