Меню Рубрики

Как платить земельный налог в украине

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

В Украине земля облагается налогом на имущество. Для недвижимого имущества, такого как квартиры, дома и другие жилые и нежилые объекты налог рассчитывается по отдельным правилам. О налоге на недвижимость с физических лиц в 2019 году (кому, сколько и как платить) подробно рассказано в статье «Кто платит налог на недвижимость в Украине, сколько и как».

В этой статье мы постарались ответить на самые актуальные вопросы, касающиеся земельного налога на 2019 год в Украине: какой сейчас налог на землю, как узнать, сколько платить налог на землю, по каким ставкам и в какие сроки, должны ли пенсионеры платить земельный налог, платят ли многодетные налог на землю.

Платить налог на землю в Украине должны как владельцы земельных участков и паев, так и пользователи, за исключением тех, кто освобожден от уплаты налога.

При аренде земельного участка арендатор платит владельцу арендную плату, а уже владелец уплачивает земельный налог (если речь идёт о земельных участках в частной собственности).

При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подаёт отчетность такую же, как и при уплате налога.

Размер арендной платы является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако Налоговый кодекс содержит оговорку о том, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории.

Более подробно узнать о порядке заключения и условиях договора аренды, который заключается между физическими лицами, читайте в статье «Как заключить договор аренды земли и получать арендную плату за землю».

Ставка налога на землю в 2018 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется.

В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3 % от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12 %.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки.

Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2017 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области.

Налоговый кодекс Украины предусматривает освобождение от уплаты земельного налога для пенсионеров.

Помимо пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и больше несовершеннолетних детей, которые не достигли 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.

К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:

  1. инвалиды первой и второй группы;
  2. ветераны войны;
  3. чернобыльцы (без указания категории).

От уплаты налога также освобождаются владельцы и пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Обращаем Ваше внимание, что льготы в виде освобождения от уплаты налога, в том числе для пенсионеров, распространяются на один земельный участок одного целевого назначения и в пределах определенных норм. Всего в Украине существует 5 категорий земель разного целевого назначения. Ниже приведены площади для каждой категории, которые не будут облагаться налогом, если вы принадлежите к льготникам:

  • для ведения личного сельского хозяйства — до 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебного участка) (предельная площадь зависит от места нахождения): в сёлах – до 0,25 га, в посёлках – до 0,15 га, в городах – до 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства – до 0,10 га;
  • для строительства индивидуального гаража – до 0,01 га;
  • для садоводства – до 0,12 га.

Если же у вас несколько земельных участков одного целевого назначения, тогда до 1 мая нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление о том, к какому именно участку вы просите применить льготу (то есть за какой участок вы не будет платить налог). При этом пока вы не подадите заявление, льгота не будет применяться ни к одному из участков.

Предприятия и предприниматели – владельцы и пользователи земли должны были подать декларацию по налогу на землю в 2019 году за текущий год до 20 февраля. Второй вариант предусматривает ежемесячную подачу налоговой декларации в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным месяцем.

Что касается простых граждан (не предпринимателей), то на них такая обязанность по подаче налоговой отчетности не возлагается.

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю в 2019 году проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит.

Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.

Заплатить налог нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения.

Если же решение вами не получено по причине того, что налоговая его не выслала на ваш адрес (а не по причине окончания срока хранения или вашего отказа в его получения), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются.

источник

Земельный налог – обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. «Минфин» разбирался, как начисляется земельный налог, за какие именно объекты, кто имеет льготы, когда и сколько нужно платить.

Правила взимания платы за землю в 2019 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2019, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

— земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

— арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

Плата за землю это обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков.

НДО проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше – 7-10 лет.

При этом, согласно п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ, индекс потребительских цен, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;

• для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

За неуплату налога в срок физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

источник

Совсем недавно цена на землю совершила солидный скачек вверх. Причина понятна и легко объяснима, один из комитетов Верховной Рады разрабатывает законопроект, позволяющий продавать землю (в то числе иностранцам). Пока законотворцы трудятся владельцам земельных участков нужно платить налог, и здесь важно сделать правильный расчет.

Не имеет значения, с какой цель Вы приобрели участок земли (для личного пользования, или с целью инвестирования) налог на землю платить придется. Земельный налог по сути – это арендная плата государству.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  1. За земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее.
  2. За земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий – ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки.
  3. За земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки – ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.
Читайте также:  Проверить налоги по инн земельный налог

Все граждане обязаны перечислять плату за землю со дня возникновения у них соответствующего права ст. 287 НКУ. Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ), происходит это при получении государственного акта местных органов власти или регистрации договора аренды. Таким образом, с момента совершения и регистрации сделки с землей требуется оплачивать налог на нее.

Отдельно следует уточнить, что земельный налог платят собственники именно земельных участков, а не строений, расположенных на них. В случае перехода права собственности на здание или его часть налог на землю под ним (а также на придомовую территорию) уплачивается на общих основаниях. Но только с той даты, когда будет произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Данная норма уточняется в п. 6 ст. 287 НКУ. Она представляет собой значительное облегчение ситуации, ведь до этого года платить земельный налог приходилось с того момента, как в собственность переходило здание, даже если земля еще не была оформлена надлежащим образом.

При переходе права собственности на земельный участок от одного владельца к другому в течение календарного года налог уплачивают оба лица: бывший собственник – от начала года до первого числа месяца, в котором произошла регистрация сделки; новый собственник – с данного месяца и до конца года (ст. 286 НКУ).

Когда на участке расположено здание, находящееся в совместной собственности двух и более лиц, земельный налог оплачивает каждый из них. Размер платежа устанавливают пропорционально или в равных участях в зависимости от того, как разделена недвижимость.

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному. Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Получите совет юриста за 15 минут!

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах. Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га. Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ). Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу. Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН. Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2019 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2019, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);
  • арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

Кадастровая стоимость земли — это альтернатива рыночной стоимости, в основе которой лежат разделение земли на категории и вид использования. В Украине для определения кадастровой стоимости земли существует сравнительный метод оценки — он заключается в оценке участка с аналогичным ему, стоимость которого уже известна.

Для упрощения оценки, а также для исключения завышенной или заниженной цены земли в настоящее время используется специальное программное обеспечение. Поэтому обжаловать установленную кадастровую стоимость фактически невозможно, поскольку параметры по каким земля оценивается не доступны обычному пользователю.

Получите совет юриста за 15 минут!

Если земельные участки у физических лиц находятся на правах собственности или пользования (подтверждается государственным актом), плата взимается в виде налога на землю. Следует знать, что даже если у физического лица нет документа о праве собственности или использования земли, такое лицо все равно обязано уплачивать налог на землю, поскольку получение такого документа является добровольным и налог насчитывается не по факту наличия государственного акта, а по данным государственного земельного кадастра.

Важно! Если участком владеют несколько лиц, то налог платит каждый владелец отдельно и пропорционально своей части.

Ставка и размер земельного налога зависят от площади земельного участка, от того, где он находится и как его используют. Для физических лиц расчет земельного налога с учетом всех требований законодательства проводит налоговый инспектор на основании имеющихся данных по состоянию на 1 мая. Информация ежеквартально поступает в налоговые органы от соответствующих организаций, в том числе нотариусов, БТИ и Госкомзема Украины.

Для сведения. Налог рассчитывается либо в процентах от денежной оценки земли (при ее наличии), либо по утвержденным законом ставкам (с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от статуса населенного пункта, отнесения его к курорту, ежегодному коэффициенту согласно закону о Госбюджете, решения органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями).

Следует иметь в виду, что для участков, на которых расположено жилье, индивидуальные гаражи, хозяйственные здания и сооружения, а также дачи, существуют определенные налоговые послабления: владельцы платят всего 3% налога на землю. Так, если за дачный участок площадью 0,6 га начислен земельный налог в размере 100 гривен, владелец должен уплатить 3% этой суммы — 3 гривни.

Начиная с 01 января 2017 года ставка земельного налога рассчитывается исходя из новой кадастровой стоимости участка. Поскольку такое изменение налогового законодательства неизбежно повлечет за собой резкое увеличение налогового бремени, государством принято решение о постепенном росте указанного налога. Так, сегодня его размер составляет 0,3 % от кадастровой оценки земельного участка и подлежит ежегодному увеличению на 20 %.

Кроме того, в случае если гражданин самостоятельно и добровольно не сообщил налоговым органам о наличии у него имущества в виде земельного участка, налог ему будет начислен за три года, предшествовавших тому, как о наличии такого участка стало известно органам.

По общему правилу же земельный налог уплачивается ежегодно и начисляется за год, предшествовавший текущему.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Расчет цены земельных наделов осуществляется по специальной формуле: кадастровая цена одного метра земельного участка умножается на общую его площадь. Получающаяся в итоге кадастровая стоимость земельного надела является базой для расчета земельного налога, а также является его ценой в случае продажи участка физическим лицам или компаниям от имени государства или органов муниципальной власти.

Важно! Налоговые платежи собственников земельных участков пополняют муниципальные бюджеты и государственную казну и могут быть направлены органами власти на достижение социально полезных и значимых целей.

Тем не менее, далеко не все владельцы наделов оказались готовы к существенно возросшим ставкам налогов, которые рассчитываются в процентном отношении к кадастровой стоимости земли.

Оценка земли проводится только после тщательного изучения и анализа следующих особенностей земельного участка:

  • его назначение и разрешенный вид использования;
  • общая площадь участка и длительность его использования, качество земли;
  • наличие на участке построек и иной инфраструктуры;
  • наличие или отсутствие коммуникаций, их виды и количество;
  • месторасположение земельного участка, наличие рядом с ним инфраструктуры;
  • уровень экономического и социального развития территориального образования, в границах которого расположен надел;
  • средний уровень цен на землю в этом районе.

Только оценка всех этих факторов в совокупности позволяет определить экономически обоснованную стоимость участка.

Согласно со статьей 64 Закона № 107-VI, по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины от 03.07.92 N2535-XII “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями), увеличенные в 3,10 раза.

Соответственно части 2 статьи 7 Закона № 2535 ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в таких размерах:

  • Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс.чел.)
  • Ставка налога (гривен за 1 кв. метр)
Читайте также:  Каковы ставки земельного налога

Коэффициент, применяемый в Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения:

  • до 0,2 – 0,075;
  • от 0,2 до 1 – 0,105;
  • от 1 до 3 – 0,135;
  • от 3 до 10 – 0,15;
  • от 10 до 20 – 0,24;
  • от 20 до 50 – 0,375-1,2;
  • от 50 до 100 – 0,45-1,4;
  • от 100 до 250 – 0,525-1,6;
  • от 250 до 500 – 0,6-2,0;
  • от 500 до 1000 – 0,75-2,5;
  • от 1000 и больше – 1,05-3,0.

В курортных населенных пунктах (их перечень утвержден постановлением КМУ от 28.12.96р. №1576), где не проведена денежная оценка земли, ставки земельного налога увеличивают на дополнительный коэффициент. Для населенных пунктов Черноморского побережья Николаевской области он составляет 2,0.

Ежегодно до 15 июля налоговые инспекции всем гражданам — плательщикам земельного налога рассылают уведомления с указанием суммы налога на землю и реквизитов счета для его уплаты.

Плата за землю вносится дважды в год равными частями: до 15 августа и до 15 ноября (в отделении банка или в сельском совете по месту расположения земельного участка).

источник

Юристы рассказали кто, когда и сколько должен платить за владение или пользование землей

В декабре Верховная Рада и Кабмин активно занялись переписыванием земельного законодательства: от продления моратория на продажу земли и земельной децентрализации до изменения порядка регистрации прав собственности на землю и запуска системы онлайн регистрации договоров аренды сельхозземель.

Есть также предложение от Президента страны об уплате налога с доходов физлиц, арендующих землю с/х назначения по месту регистрации участка, а не так как сейчас — по месту регистрации самого арендатора. Как ожидается, это новшество позволит покончить со скрытой арендой земли без уплаты налогов. По предварительным оценкам, речь идет о 30%
всех земельных ресурсов Украины.

UBR.ua выяснил у юристов, какие налоги и когда должны платить владельцы и арендаторы земельных участков.

Земельные правоотношения регулирует Земельный кодекс. Порядок внесения платы за землю — земельного налога и арендной платы — регламентируется ст.269-289 Налогового кодекса.

С 2015 года плата за землю трактуется Налоговым кодексом (ст.14) как обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

«Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков», — уточнил UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Как пояснила финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко, индекс инфляции за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации, применяется со значением:

  1. для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;
  2. для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно было применять следующие коэффициенты:

  1. для сельхозугодий — 1,0;
  2. для прочих земель — 1,06.

Нормативная денежная оценка проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше — 7-10 лет.

В частности, порядок оценки сельхозземель утвержден приказом Минагропрода №262 от 23 мая 2017 года, а сама методика оценки — постановлением КМУ №831 от 16 ноября 2016 года. Справку об оценке земли выдает местное отделение Госгеокадастра.

Ставка налога на земельный участок, нормативная денежная оценка которого проведена, устанавливается местными советами в размере не более 3% от такой оценки. Для земель общего пользования (дороги, проезды, парки, пляжи и тому подобное в зоне населенных пунктов) — не более 1% от оценки.

Для сельхозугодий применяется вилка ставок: не ниже 0,3%, но не более 1% от нормативной оценки земли (до 1 января 2017 года нижняя граница не устанавливалась).

При этом для предприятий, которые имеют госакты на постоянное землепользование, применяется максимальная ставка 12% от НДО, за исключением земель коммунальной и государственной форм собственности. Учитывая, что Земельный кодекс (ст.92) дает право постоянного пользования только госпредприятиям и коммунальным компаниям, эта норма фактически вынуждает компании либо оформлять землю в собственность, либо заключать договор аренды.

«Если земли находятся в постоянном пользовании частного бизнеса, ставка налога будет не больше 12%. Размер арендной платы устанавливается договором аренды, но он не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для такой категории земель и не может быть выше 12%», — объяснил UBR.ua юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский.

Годовая сумма платежа (п. 288.5 НК) не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на конкретной территории. Предельный размер арендной платы (12% НДО) может быть превышен только в случае определения арендатора на конкурентной основе.

При расположении земельного участка за пределами населенного пункта и отсутствии оценки, ставка налога на землю устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по конкретной области. Для сельхозугодий опять-таки не менее 0,3%, но не более 5% от оценки единицы площади пашни по области.

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом, кроме того существуют особенности при оплате земельного налога плательщиками единого налога.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 ст. 288 НКУ).

«При этом, физлица-предприниматели, при уплате налога за землю могут воспользоваться механизмом упрощенного налогообложения с оплатой фиксированного единого налога», — рассказал Виктор Мороз.

Юрлица же ежегодно самостоятельно рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НК) для подачи отчетности. Как пояснил Арсен Бучковский, компании сами обязаны подать декларацию по земельному налогу не позднее 20 февраля с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

«При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%», — отметил Виктор Мороз.

По словам Арсена Бучковского, если юрлицо арендует землю у физлица, то арендатор обязан удержать и заплатить налог с дохода арендодателя в роли его налогового агента.

«Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор», — сказал он.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

«Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании заключенного в установленном порядке договора аренды», — подчеркнула UBR.ua финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко.

Следует помнить, что физлицо-предприниматель, будучи плательщиком единого налога, не может сдавать в аренду земельные участки площадью более 0,2 га. А предприниматель на общей системе налогообложения заплатит те же налоги, что и физические лица.

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  1. инвалиды первой и второй группы;
  2. граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  3. пенсионеры (по возрасту);
  4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  5. пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Как пояснил юрист ООО «ЮКК Де-Юре» Владислав Мартынчук, все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  1. для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  2. для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  3. для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  4. для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  5. для ведения садоводства — 0,12 га.

«Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога», — объяснил Арсен Бучковский.

Кроме того, в случае передачи физическим лицом земельного пая в аренду плательщику единого налога 4-й группы (сельхозпредприятия), такое лицо освобождается от уплаты налога за данный земельный участок. Но это не распространяется на уплату арендной платы — условия ее уплаты регулируются договором аренды.

«Плательщики 4 группы единого налога не платят земельный налог за земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в их собственности, однако стоит отметить что такие земельные участки являются базой для налогообложения единым налогом», — заметил Владислав Мартынчук.

Плательщики 1-3 группы единого налога освобождаются от уплаты налога на земельные участки, которые они используют в своей хозяйственной деятельности.

Также от уплаты налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения, организованные такими организациями, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, учебные заведения.

При этом предприятия организаций инвалидов для получения льготы должны иметь в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.

За неуплату налога в срок, по словам юристов, физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Юрлиц могут оштрафовать за неподачу декларации по плате за землю, за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, за несвоевременную уплату налога за землю, за нарушение сроков внесения арендной платы.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

источник

Нужна скидка или гарантии? Зарегистрируйтесь!

Начиная рассмотрение вопроса, сразу оговорим, что речь пойдет о плате за землю. Так называется обязательный платеж с владельцев и пользователей земельных участков в соответствии Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ). Аналогичный платеж устанавливал закон Украины «О плате за землю». Но на сегодняшний день о нем говорить не приходится, поскольку закон утратил силу со дня вступления в силу НКУ. В разговорной речи термины «налог на землю» и «земельный налог» зачастую используют как синонимы платы за землю, хотя де-юре они имею более узкое значение.

Итак, плата за землю является частью местного (ранее был общегосударственным) налога на имущество и взимается в двух формах:

  • земельный налог — налог, который взимается с владельцев земельных участков и земельных долей (паев) и постоянных землепользователей
  • арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в коммунальной или государственной собственности. Арендная плата за земельные участки коммунальной и государственной собственности – это обязательный налог на землю, который осуществляют арендаторы за пользование земельным участком.

Из содержания данной нормы становится понятным соотношение терминов «плата за землю» и «земельный налог» как общего и частного.

С 2015 года налоговое законодательство в сфере уплаты экологического налога и земельного налога претерпело ряд новшеств, и хотя собственникам земли не так повезло как плательщикам сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, который упразднили, но все же следует выделить такие изменения:

— ликвидация значительного количества льгот для юрлиц

— увеличение ставки налога для земель вне территорий населенных пунктов

— уменьшение порога роста потребительских цен при которой происходит индексация сумм налога на прибыль

— реструктуризация налоговых ставок. Отныне Налогвый кодекс не устанавливает размеров налога в денежном эквиваленте. Ставки устанавливаются исключительно местными советами.

В 2019 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества прошлого года:

1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).

2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.

3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.

4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:

  • собственники земельных долей (паев);
  • собственники земельных участков;
  • арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).

От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.

Освобождаются от налога на землю:

  • сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
  • химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
  • сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
  • земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
  • земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
  • земли, на которых расположены дипломатические представительства.
  • земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий
  • находящиеся в собственности или пользовании земельные участки;
  • находящиеся в собственности земельные доли (паи).

Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:

  • нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. При этом коффициент ежегодно расчитывается Госкомземом по формуле Кi = І:100, где І — это индекс потребительских цен за прошлый год.
  • площадь земельных участков (при отсутствии нормативной денежной оценке).

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 20 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 600 грн. (20 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Как было ранее до 2015 года

Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.

Как налог на землю расчитывается в 2019 году

Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.

Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.

Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:

  • нормативную денежную оценку земель
  • коэффициент индексации

Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:

1. менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.

2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки

Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).

Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).

НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).

От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:

  • инвалиды І и ІІ групп;
  • лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
  • лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
  • лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы

Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:

  • 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
  • 0,01 га – для строительства личного гаража;
  • 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.

Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.

Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.

НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:

  • санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
  • организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки

Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.

Отчетным периодом платы за землю является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря одного и того же года. Основанием для начисления земельного налога является информация государственного земельного кадастра, а для арендной платы – договор аренды.

Плательщики (кроме физических лиц) ежегодно самостоятельно либо с помощью профессиональных бухгалтерских услуг рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НКУ) для подачи отчетности.

Для физических лиц начисление сумм налога проводят органы ГНС, которые в срок до 1 июля текущего года выдают плательщику налога уведомление-решение об оплате налога (п. 286.5 НКУ). Если в течение календарного года право собственности на земельный участок перешло от одного собственника к другому, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Возможны случаи, когда сумму налога за один налоговый период уплачивают несколько лиц в соответствующих частях. Если на земельном участке расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, то начисление производится каждому из владельцев. Порядок определения размера части суммы к оплате (пропорционально либо в равных частях) определяет пункт 286.6 НКУ, в зависимости от того, находится объект недвижимости в общей совместной или долевой собственности, разделены ли его части в натуре.

Если физические и юридические лица являются не совладельцами, а пользователями одного здания, то начисление налога за земельный участок, на котором расположено здание, проводится каждому из них пропорционально площади здания, находящейся в их пользовании (с учетом придомовой территории).

Налогоплательщик-юрлицо вправе выбрать способ подачи налоговой декларации.

Вариант первый . Налогоплательщик в срок до 20 февраля текущего года предоставляет в орган ГНС налоговую декларацию на текущий год. В ней показывается разбивка годовой суммы равными частями по месяцам. Если декларация подается впервые, к ней прилагают справку (выписку) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем этот документ подается только в случае утверждения новой нормативной денежной оценки. Представляя годовую декларацию, тем самым плательщик освобождает себя от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Вариант второй . Налогоплательщик представляет ежемесячно налоговую декларацию за прошедший месяц в течение 20 календарных дней месяца, который следует за отчетным. В этом случае подавать декларацию до 20 февраля текущего года не нужно.

На сегодняшний день установлен единый срок подачи и годовой отчетности, и отчетности за первый месяц года. Думается, что второй вариант отчетности подойдет только для субъектов, которые предполагает неоднократные прибытие и убытие из собственности (пользования) ряда земельных участков. Ежемесячный отчет для них будет более уместным, чем постоянное корректирование поданной отчетности.

Следует обратить внимание на то, что отчетность предоставляется по месту нахождения объекта. Следовательно, при нахождении земельных участков в разных населенных пунктах нужно подавать декларации в разные ГНИ.

Форма налоговой декларации по плате за землю утверждена приказом ГНА № 1015 от 24 декабря 2010 г. Скачать образец.

Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем​​ граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).

Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.

источник