Меню Рубрики

Единый налог на земельную суть

Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Юридические лица сами считают налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

источник

Единый сельскохозяйственный налог – это налоговый режим, созданный специально для предпринимателей и организаций, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции.

Особенностью ЕСХН, как и любого другого специального режима, является замена основных налогов общей системы одним – единым. На ЕСХН не подлежат уплате:

  • НДФЛ (для ИП).
  • Налог на прибыль (для организаций).
  • НДС (кроме экспорта).
  • Налог на имущество (за исключением объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).

К сельхозпродукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства (в т. ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).

Применять ЕСХН могут ИП и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70% от всего дохода.

Рыбохозяйственные организации и предприниматели также имеют право применять ЕСХН, но при этом доход от реализации рыбной продукции у них должен быть больше 70%, а количество сотрудников не должно превышать 300 человек.

Примечание: с 1 января 2017 года применять ЕСХН могут ООО и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области животноводства и растениеводства (Федеральный Закон от 23.06.2016 г. № 216). Более подробно об этом здесь.

  • Организации и ИП, производящие подакцизные товары (например, спиртосодержащая и алкогольная продукция, табак и т.п.).
  • Организации, занимающиеся проведением азартных игр.
  • Бюджетные и казенные учреждения.
  • ИП и организации, которые не являются производителями сельхозпродукции, а только занимаются её первичной и последующей переработкой.
  • ИП и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет менее 70% от всего дохода.

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка по налогу – 6% с разницы между доходами и расходами.

Примечание: законами местных властей ставка по налогу для жителей Крыма и Севастополя может быть уменьшена до 4% – в 2017-2021 г.

Деятельность по производству, переработке и реализации сельхозпродукции.

Если вы только планируете зарегистрировать ИП или организацию, тогда уведомление необходимо подать либо с остальными документами на регистрацию, либо в течение 30 календарных дней после регистрации.

Обратите внимание, что если вы не уложитесь в указанный срок, то будете автоматически переведены на основной режим налогообложения – самый сложный и невыгодный для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перейти на ЕСХН можно только один раз в год. Для этого необходимо заполнить в 2-х экземплярах уведомление и передать его в налоговый орган (ИП по месту жительства, организациям по месту нахождения).

Действующие ИП и организации могут перейти на ЕСХН только с 1 января следующего года. Для этого необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается по следующей формуле:

Налоговая база – это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (расходы на которые можно уменьшить налоговую базу, перечислены в п.2-4.1, 5 ст. 346.5 НК РФ).

Налоговая база также может быть уменьшена на сумму убытка (превышение расходов над доходами) полученного в предыдущих годах. Если убытки фиксировались несколько лет, то они переносятся в той очередности, в которой были получены.

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год. Отчетным – полугодие.

Организации и ИП в течение года должны уплатить авансовый платеж по итогам отчетного периода.

Срок уплаты аванса – не позднее 25 дней с окончания отчетного периода (полугодия).

В 2019 году организации и ИП должны уплатить авансовый платеж за полугодие в срок с 1-25 июля.

В 2019 году необходимо рассчитать и уплатить налог по итогам 2018 года (за вычетом ранее уплаченного аванса).

Крайний срок уплаты налога по ЕСХН за 2018 год – до 1 апреля 2019 года.

Крайний срок уплаты налога по ЕСХН за 2019 год – до 1 апреля 2020 года.

ИП Петров И.М. за первые 6 месяцев 2019 года получил доход в размере 500 000 рублей. Расходы составили 420 000 рублей.

Авансовый платёж будет равен: 4 800 руб. ((500 000 руб. – 420 000 руб.) x 6%). Его необходимо заплатить до 25 июля 2019 года.

В последующие 6 месяцев (с июля по декабрь) ИП Котов И.Н. получил доход в размере 600 000 рублей, а его расходы при этом составили 530 000 рублей.

В этом случае налог по итогам года будет равен: 4 200 руб. ((1 100 000 руб. – 950 000 руб.) x 6% – 4 800 руб.). ЕСХН за 2019 год необходимо будет заплатить не позднее 1 апреля 2020 года.

По итогам календарного года все ИП и организации, применяющие ЕСХН обязаны не позднее 31 марта заполнить и подать налоговую декларацию (в случае прекращения деятельности, декларация подаётся не позднее 25 числа следующего месяца за тем, в котором деятельность была прекращена).

Индивидуальным предпринимателям помимо налоговой декларации, необходимо вести книгу учёта полученных доходов и расходов (КУДиР).

ИП, применяющие ЕСХН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность и вести учет.

Организации на ЕСХН, помимо налоговой декларации и КУДиР, обязаны вести бухгалтерский учёт и сдавать бухгалтерскую отчётность.

Бухгалтерская отчетность для разных категорий организаций различается. В общем случае она состоит из следующих документов:

  • Бухгалтерский баланс (форма 1);
  • Отчет о финансовых результатах (форма 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма 4);
  • Отчет о целевом использовании средств (форма 6);
  • Пояснения в табличной и текстовой форме.
Читайте также:  Ставки по земельному налогу в рб

Более подробно о бухгалтерской отчетности здесь.

Сдают только ИП и организации, имеющие наемных работников.

Подробнее про отчетность за работников здесь.

Организации и ИП, осуществляющие операции, связанные с с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции) обязаны соблюдать правила кассовой дисциплины.

Более подробно о кассовой дисциплине здесь.

Обратите внимание, с 2017 года ИП и организации, осуществляющие расчеты с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, обязаны перейти на онлайн-кассы.

Осуществление некоторых видов деятельности, а также владение определенным имуществом, подразумевает уплату дополнительных налогов и ведение отчетности.

Подробнее о дополнительных налогах для ООО здесь.

Подробнее о дополнительных налогах для ИП здесь.

ИП могут совмещать ЕСХН с ПСН и ЕНВД, а организации только с ЕНВД. Совмещение ЕСХН и иных режимов налогообложения (ОСН и УСН) не допускается.

Примечание: одновременно заниматься одним и тем же видом деятельности на разных налоговых режимах нельзя. Помимо этого, необходимо раздельно по каждой системе налогообложения вести налоговый учёт (имущества, обязательств, хозяйственных операций), сдавать отчётность и уплачивать налоги.

При совмещении налоговых режимов, необходимо отделять доходы и расходы по ЕСХН от доходов и расходов по остальных видам деятельности.Как правило, с разделением доходов трудностей не возникает. В свою очередь с расходами ситуация обстоит несколько сложнее.

Существуют расходы, которые нельзя однозначно отнести ни к ЕСХН, ни к остальной деятельности, например, зарплата работников которые занимаются всеми видами деятельности одновременно (директор, бухгалтер и т.п.). В таких случаях, расходы необходимо разделять на две части пропорционально полученным доходам нарастающим итогом с начала года.

ИП и организации теряют право на применение ЕСХН, если в течение года:

  • Перестали отвечать признакам сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным п.2, 2.1 ст. 346.2.
  • Начали заниматься организацией азартных игр или производством подакцизных товаров.

Начиная с того года, в котором ИП и ООО перестали отвечать указанным условиям они переводятся на ОСН.

ИП и организации находящиеся на ЕСХН, могут добровольно перейти на другой налоговый режим только с начала следующего календарного года. Для этого им необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление в срок до 15 января (п.6 ст. 346.3 НК РФ).

В обязательном порядке на общую систему налогообложения плательщики ЕСХН переходят с начала того налогового периода, в котором было утрачено право на применение ЕСХН. Вновь перейти на уплату ЕСХН можно не ранее чем через один год после утраты права на его применение.

Для снятия с учета ЕСХН необходимо заполнить в 2-х экземплярах уведомление и подать его в налоговый орган (организациям по месту нахождения, ИП – по месту жительства) в течение 15 дней после окончания осуществления деятельности.

источник

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3-41@.

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

источник

ЕНВД, УСН, ОСНО, ПСН, ЕСХН: для кого-то это ничего не значащий набор букв, а для предпринимателя — прямое указание на то, какой будет его налоговая нагрузка. О том, как можно сравнивать системы налогообложения, чтобы законным путем снизить выплаты в бюджет при ведении бизнеса, читайте в статье «Системы налогообложения: как сделать правильный выбор?»
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацией по налогообложению от специалистов 1С:

Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия – не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог – один из элементов такой политики. Применять этот льготный режим вправе сельхозпроизводители и рыболовецкие производства.

Значительный сектор перерабатывающей промышленности, который может напрямую (за счет объема и цен закупок) стимулировать эффективность сельхозпроизводителей, не имеет права применять ЕСХН. Да и на самих сельхозпроизводителей распространяется жесткое ограничение – не менее 70% от их общего дохода должен составлять доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации многие предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим — УСН Доходы минус расходы, не накладывающий таких ограничений.

С 2017 года к перечню тех, кто имеет право применять ЕСХН, добавлены организации и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, причем, услуги должны быть оказаны именно в области растениеводства и животноводства. Это может быть подготовка полей, уборка урожая, выпас скота и прочее. Полный список таких услуг содержится в ФЗ-№216 от 23.06.2016.

Если вы посчитали упрощенную систему выгодной и удобной для себя, то можете подготовить заявление о переходе на УСН в нашем сервисе абсолютно бесплатно:

Если говорить о налоговой нагрузке, то до 2019 года ЕСХН выигрывала по отношению и к ОСНО, и к УСН. Давайте сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы (напоминаем, что для ЕНВД не учитывают ни доходы, ни расходы):

Элемент системы налогообложения

УСН Доходы минус расходы

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами

Денежное выражение доходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.

Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно было только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Однако с 2019 года плательщики сельхозналога, так же, как и те, кто работает на ОСНО, стали платить НДС. От уплаты этого налога можно освободиться, если доход сельхозпроизводителя в 2019 году не превысил 90 млн рублей.

Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые производят, перерабатывают и реализовывают сельскохозяйственную продукцию. Это условие надо рассматривать комплексно, то есть учесть все эти требования. Просто переработчики и реализаторы сельхозпродукции не имеют право на ЕСХН.
  2. Градообразующие и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, при условии, что численность работающих в них, с учетом проживающих с ними членов семей, составляет не менее 50% численности населения этого населенного пункта. Сюда же относят рыболовецкие артели (колхозы). При этом рыболовство должно производиться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или на основании договоров фрахтования.
  3. Организации и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства.

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.
Читайте также:  Земельный налог льготы пенсионерам нижегородская область

ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?

  1. Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
  2. Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
  3. Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
  4. Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.

Обращаем внимание всех ООО на ЕСХН — организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам открыть расчетный счет на выгодных условиях.

Переход на уплату сельскохозяйственного налога носит добровольный характер, и возможен как при регистрации предпринимательского субъекта, так и в случае, если ООО или ИП уже работают на каком-то режиме. Уведомление подается в регистрирующий налоговый орган по форме № 26.1-1.

  1. Вновь зарегистрированные ИП и юридические лица для перехода на ЕСХН должны подать уведомление в течение 30 дней после регистрации.
  2. Уже работающие хозяйствующие субъекты могут подать уведомление не позднее 31 декабря текущего года, чтобы перейти на уплату сельхозналога с начала нового года. При этом они должны указать в уведомлении данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова. Эта доля должна быть не менее 70% от общего дохода.

Если по итогам года оказалось, что нарушены требования к применению этого режима (например, о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова не менее 70% от всего дохода), то плательщик ЕСХН должен сообщить об этом по форме № 26.1-2. В этом случае будет произведен перерасчет налога за прошедший год, исходя из требований ОСНО, и недоимку надо будет заплатить в январе нового года.

От применения этого льготного режима можно также отказаться в добровольном порядке, сообщают об этом по форме № 26.1-3. Сделать это можно только по окончании налогового периода, то есть календарного года, в период с 1-го по 15-го января.

Наконец, о том, что плательщик ЕСХН прекратил деятельность сельхозпроизводителя, надо сообщить в течение 15 дней со дня прекращения такой деятельности по форме № 26.1-7.

Плательщики сельхозналога сдают одну декларацию в год, заполняемую в установленном порядке, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации – только регистры бухгалтерского учета.

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:

Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:

Сельхозналог платят два раза в год: один раз в виде авансового платежа по итогам полугодия не позднее 25 июля, а второй раз – по итогам года, включительно до 31 марта следующего года, учитывая уже внесенный авансовый платеж.

Кроме того, если плательщик сельхозналога не получил освобождение от уплаты НДС по нормам статьи 145 НК РФ, то он должен платить налог на добавленную стоимость и сдавать соответствующие декларации.

Поскольку на этом режиме налоговая база рассчитывается с учетом произведенных расходов, то возникает та же проблема их признания в целях налогообложения, что и у плательщиков УСН Доходы минус расходы, то есть – документальное подтверждение и экономическое обоснование расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов для ЕСХН, а также конкретный перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ.

Но, в отличие от упрощенца, у плательщика ЕСХН нет обязанности уплаты минимального налога (1% от полученных доходов), если по итогам года деятельность оказалась убыточной. Более того, полученный убыток можно переносить на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.

Организации могут совмещать ЕСХН с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели — и с ЕНВД, и с ПСН, но при этом надо будет вести раздельный учет доходов и расходов. При совмещении режимов, общий доход для определения доли от реализации сельхозпродукции не менее 70% будет считаться по всем режимам. Кроме того, нельзя будет применять ЕНВД для реализации сельскохозяйственной продукции через собственные магазины и точки общепита. Не совмещают ЕСХН с режимами УСН и ОСНО.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЕСХН – щадящий специальный режим, и если сельхозпроизводитель (или рыболовецкая организация) смогут соответствовать всем указанным требованиям, то налоговая нагрузка для них будет минимальной.

источник

Критика. Идею единого налога на землю критикуют по следующим пунктам. [c.639]

В это время на политической арене США появляется Г. Джордж, в ту пору журналист из Сан-Франциско, а до этого моряк и типографский наборщик, возглавивший движение за единый налог на землю. В своей книге Прогресс и бедность (1879)4 он исходил из того известного факта, что рост населения и доходов увеличивает спрос на продовольствие, а следовательно, и спрос на землю. Увеличение последнего вызывает только увеличение земельной ренты в силу естественной ограниченности земли как фактора производства. Таким образом, землевладельцы будут получать все возрастающие доходы, не внося при этом никакого дополнительного вклада в общественное богатство. [c.95]

Каков же практический вывод Джорджа Единственным деист-пенным средством борьбы с бедностью он считал радикальную реформу, предусматривающую изъятие ренты у собственников и использование ее в интересах общества. Речь шла о едином налоге на землю ч отмене всех других налогов, включая и налоги на имущество. [c.169]

Гл. 27 — Генри Джордж (1839-1897), американский экономист, публицист, автор идеи единого налога на землю , противник протекционизма [c.825]

Генри Джордж — американский экономист и обществовед XIX в. В своей книге Прогресс и бедность (1879) Г. Джордж призывал правительство к введению единого налога на землю, который он оценивал как средство повышения эффективности и достижения равенства членов общества. Идеи Г. Джорджа пользовались значительной поддержкой, но он проиграл на выборах мэра города Нью-Йорка в 1886 г. (хотя намного опередил кандидата от республиканской партии будущего президента США Теодора Рузвельта). [c.185]

Существует ли взаимосвязь между налогом на землю и единым сельскохозяйственным налогом [c.220]

Превращение налогов в главный источник доходов госбюджета и усложнение организации налогообложения поставили в XIX в. перед финансовой политикой задачу упрощения налоговой системы, отмены многих налогов, их унификации. Это вдохновило на разработку проектов единого налога не только финансистов. В XIX в. много лет агитировал за национализацию земли и введение единого налога на земельную ренту американский писатель Генри Джордж. По его мнению, частная собственность на землю — это причина всех недостатков социального строя. Земля не создана трудом. Ее ценность возрастает главным образом благодаря развитию общества в целом, а не деятельности владельца. Государство должно брать в свою пользу то, что по праву принадлежит всему обществу, — земельную ренту. Только таким путем можно решить социальные вопросы. Но теория Г. Джорджа слабо аргументированна. В условиях развитого разделения труда почти невозможно назвать продукт, который не был бы результатом труда ряда лиц. Незаработанные доходы есть, кроме землевладения, и в других сферах. То же можно сказать и относительно монополий. Кроме единого налога на поземельную ренту в XIX в. были выдвинуты и другие формы единого налога — налог на расходы, на капитал, на доход. [c.145]

Как уже отмечалось, Налоговый кодекс предусматривает поэтапную замену трех ныне существующих налогов — налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога единым налогом на недвижимость. Однако введение данного налога сопряжено с преодолением определенных трудностей. Для обеспечения функционирования налога на недвижимость требуется создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, а также введения процедуры апелляций по вопросам оценки. Поэтому на первом этапе сохранится налог на имущество предприятий, но облагаться им будут объекты недвижимости — основные средства, здания, сооружения. На втором этапе будет осуществляться постепенный переход к налогообложению рыночной стоимости земли и расположенных на ней зданий и сооружений. При этом платежи предприятий несколько снизятся по сравнению с ныне действующим налогом на имущество за счет выведения из-под налогообложения активной части основных [c.238]

При этом налоги на землю и имущество физических лиц может быть упразднен в случае введения единого [c.11]

Так, в этот перечень включены основные налоги НДС, налог на прибыль, налог на пользователей автодорог, налог на имущество, налог с владельцев автотранспорта, налог на землю, единый социальный налог и др. [c.360]

Джордж полагал, что целесообразно отказаться от всех прочих налогов в пользу единого (точнее было бы сказать, — единственного) налога на землю. В результате его введения общество, с одной стороны, ничего не теряет, а с другой — выигрывают как предприниматели, так и наемные работники, которые более не облагаются налогами. Стимулируются предпринимательская активность, инвестиции, растет уровень жизни. [c.96]

В своей первой работе Наша земля и земельная политика (1870) Джордж обратился к земельной собственности в связи с проблемой экономического прогресса и бедности. В ней критически оценивалась политика властей штата Калифорнии в области земельных отношений за попустительство скупке лучших земель спекулянтами. При этом законность института частной собственности на землю пока под сомнение не ставилась, хотя в работе уже содержались утверждения о естественном праве людей на землю и предложение о введении налогов на землю и ее наследование. Дальнейшее развитие эти идеи вплоть до признания необходимости подчинения частного права на землю интересам общества и с этой целью введения единого налога получили в его знаменитой работе Прогресс и бедность ( 879)х. [c.168]

На практике это означает, что землевладельцы сдают участки в аренду за такую плату, которую удается получить. Тем не менее любой доход землевладельца является своего рода даровым . Его величина никак не побуждает владельца земли предлагать ее в большем или меньшем количестве на рынке. Именно на этом обстоятельстве основаны предложения о едином налоге на доходы землевладельцев. Суть их состоит в том, что земельная рента по своей природе является таким доходом, который может быть обложен крупным налогом, и это не несет никакого ущерба стимулам производства сельхозпродукции. [c.207]

Таким образом, ставка на рентные платежи фактически приводит к росту цены конечного продукта — бензина. Но отсюда проистекает угроза инфляции издержек. Поэтому целесообразно, видимо, сделать единую ставку на всю совокупность воспроизводственных и природоохранных налогов (см. рис. 4.1). (Любопытно отметить, что американский экономист Г. Джордж в свое время предложил свести все налоги к одному — налогу с земли. Эту идею поддержали Сунь Ят-Сен и У. Черчилль.) [c.146]

В соответствии с готовящимися изменениями во вторую часть Налогового кодекса РФ действующие налоги на имущество физических и юридических лиц, а также земельный налог должны быть заменены налогом на недвижимость. К недвижимости будут относиться земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, со всеми зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, связанными с землей и включенными в государственный реестр недвижимости, что обеспечит единый подход к налогообложению земли и имущества. Единая ставка налога на недвижимость для юридических и физических лиц позволит избежать злоупотреблений при уплате налога. [c.233]

В качестве нового элемента налоговой системы предполагается ввести специальный режим налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в котором учтены особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли. Этот режим станет альтернативой действовавшему до принятия остальных глав второй части Кодекса общему порядку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и переход на него будет носить для налогоплательщиков добровольный характер. В качестве налоговой базы должна быть принята оценочная (кадастровая) или нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий, признанных объектом обложения. Право по установлению ставок единого платежа, определяемых в процентах от оценочной (кадастровой) стоимости сельскохозяйственных угодий отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. [c.18]

Предложение Генри Джорджа. В Соединенных Штатах критика в адрес рентных платежей приняла форму движения за единый налог, которое получило значительную поддержку в конце XIX в. Порожденное нашумевшей книгой Генри Джорджа Прогресс и бедность (1879) реформистское движение основной упор делало на то, что экономическую ренту можно обложить полным налогом, не уменьшая имеющегося предложения земли или соответственно производственного потенциала экономики в целом. [c.638]

В-пятых, хотя порядок и сроки уплаты налога устанавливаются региональным законодательством, в проекте кодекса предусматривается введение авансовых платежей по налогу на имущество. Одним из направлений в рамках создания Налогового кодекса является разработка законодательства о налогообложении недвижимости. Необходимость в разработке такого законодательства вызвана тем, что как показала практика 1992—1997 гг., действующий в настоящее время порядок исчисления имущественных налогов (от балансовой и инвентаризационной стоимости и нормативной цены земли) имеет ряд недостатков и противоречий, связанных с отсутствием единого подхода к налогообложению земли и имущества, несоответствием их нынешней стоимости реальной рыночной стоимости. На базе этих показателей будет построено налогообложение имущества, земли, страхование объектов недвижимости, залог недвижимого имущества, продажа земельных участков и т.д. [c.267]

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (налоговая квота)— размер налога на единицу обложения (рубль дохода, 1 га земли и т. д.) норма налогового обложения. Существуют прогрессивные, пропорциональные, твердые и регрессивные Н. с. Прогрессивные ставки возрастают с увеличением дохода или стоимости имущества, пропорциональные устанавливаются в виде единого процента независимо от размера дохода, а твердые ставки — в абсолютной сумме также безотносительно к величине дохода. Регрессивные ставки, характерные для налогового обложения капиталистич. стран, понижаются по мере увеличения дохода. [c.84]

В КНР существуют след, налоги единый торгово-промышленный налог, с.-х. налог, подоходный налог (с промышленных и торговых предприятий, не относящихся к государственному сектору), таможенные сборы, соляной налог, налог на убой скота, налог на куплю-продажу скота, налог со строений и земли в городах, налог с культурно-увеселительных мероприятий и налог с владельцев транспортных средств. Важнейшие из них — единый торгово-промышленный налог и с.-х. налог. Плательщиками единого торгово-промышленного налога являются все предприятия и отдельные лица, занимающиеся производством промышленной продукции и оказанием услуг, закупкой с.-х. товаров, розничной торговлей. Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида и качества товаров и характера деятельности. Наиболее низкими ставками облагаются товары массового потребления и важнейшие средства произ-ва. С.-х. налог уплачивают все организации и лица, получающие доходы от занятий с.-х. произ-вом налог установлен в среднем в размере 15,5% стоимости среднегодового производства. [c.524]

Читайте также:  Земельный налог по землям не используемым по назначению

Если с количественной стороны реализация идеи единого налога весьма сомнительна, то остается вопрос относительно справедливости налогового изъятия земельной ренты. Поскольку, как считалось, земельная рента является подарком природы и обстоятельств, то ее присвоение частным лицом не имеет морального оправдания и она должна быть обращена на благо общества в целом. На этом же моральном основании базируется и идея национализации земли. Однако затем экономисты обнаружили, что земельная рента лишь частный случай рентного дохода, и, например, более одаренные от природы токарь, художник или предприниматель столь же успешно извлекают из своих способностей ренту, как и землевладелец.10 [c.98]

В настоящее время отсутствует единый ежегодный налог на недвижимость. Вместо этого введены два налога земельный и налог на имущество. Оба налога введены федеральным законодательством. При определение платы за землю средние ставки для субъекта федерации определяются федеральным законом, но дифференциация ставок по зонам может осуществляться на местном уровне. Так, в Санкт-Петербурге ставки этого платежа дифференцированы по 19 зонам градостроительной ценности. Налог на имущество определяется на основе инвентаризационной оценки, также не имеющей ничего общего с рыночной. При этом оба налога установлены на достаточно низком уровне и не оказывают никакого влияния на структуру землепользования. Кроме того, плата за землю под жилой застройкой (частными загородными домами и дачами) облагается по ставке, равной 3% от нормативной ставки земельного налога для данной зоны. [c.110]

Между тем, большинство антикризисных законопроектов, разработанных в контексте требований МВФ по мобилизации доходов в бюджет, было, по сути, провалено. Депутаты поддержали только снижение ставок налога на прибыль и дополнительные льготы по НДС без каких-либо компенсаций, все другие законопроекты — о единой ставке НДС, изменении тарифов платежей во внебюджетные фонды, повышении платы за землю и изменении шкалы и ставок подоходного налога — были отклонены. [c.88]

И, наконец, третий подход предполагает использование механизма нормативного разделения между бюджетами разных уровней доходов от конкретных видов налогов, взимаемых по единым ставкам на всей территории страны. В этом случае в бюджет данного уровня власти подлежит зачислению законодательно установленная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из общей для всех плательщиков этого налога в государстве ставки. Такая система существует в Германии. Подоходный налог, например, законодательно делится между федерацией, землями и общинами в пропорции 42,5 42,5 15% корпорационный налог распределяется между федерацией и землями в пропорции «пятьдесят на пятьдесят». [c.48]

С появлением потребности в учете личного имущества — домашних животных, земли, бушелей пшеницы и т. д. — математика сделала гигантский шаг вперед. Имущество стало облагаться налогами. Вождь, предводитель или царь считали необходимым знать, сколько имущества каждого вида облагается налогами. Обозначение имущества посредством иероглифов оказалось слишком громоздким. Система счисления представляла собой черточки, линии и точки, наносившиеся на глиняные таблички. Со временем вместо набора символов (одних — для коров, других — для бушелей пшеницы) стал использоваться единый набор символов для всех объектов. Им стали цифры, названные один, два, три, четыре, пять и т. д. Абстрагирование чисел побудило человечество расширить область их использования. Таким образом, это был первый шаг к элементарным математическим операциям. [c.13]

Физиократы, основываясь на своем учении о чистом доходе от земли, который фактически является единственным источником обложения, требовали, чтобы земельная рента была и единственным объектом обложения. Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соразмеряться с производительностью земли. По Ф. Кенэ, этот налог должен достигать 2/7 земельного дохода. Все остальные налоги излишне обременительны, так как в конечном счете они перелагаются на чистый доход от земли, а потому должны быть отменены. [c.144]

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, на Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима. [c.6]

Физиократы воскресили забытую теорию Д. Локка о переложении всех налогов на плечи земледельца, исходя из своей теории чистого дохода. Теория физиократов о переложении всех налогов на чистый доход с земли вела к установлению единого налога на землю как единственно непереложимого. [c.151]

Важным отличием позиции физиократов в области экономической политики было то, что они отстаивали свободу торговли (прежде всего, сельскохозяйственными продуктами) и выступали против её протекционистских ограничений. Они перестали считать необходимым активное вмешательство государства в экономику и сформулировали знаменитый лозунг Laissez faire (что примерно означает Дайте людям заниматься своим делом ). Физиократы выступали также за замену существовавших в то время многочисленных налогов единым налогом на землю. В. С. Автономов. [c.283]

Первым идею единого налога на землю высказал в 1691 г. один из крупнейших философов своего времени — Джон Локк. Объявив землю первым источником богатства, Локк предложил заменить все налоги единым земельным налогом. Физиократы (Ф. Кенэ, В. Мирабо, де Немур) в середине XVIII в. развили эту идею. Основой учения физиократов было представление о земле как единственном [c.339]

Предложение Г. Джорджа о введении единого налога на землю не пользуется поддержкой современных экономистов. Проблема не только в налогообложении улучшенной земли. Такой налог не способен обеспечить государство достаточными для содержания армии чиновников средствами. Впрочем, многие из доводов Г. Джорджа сохраняют актуальность. Вот как оценивает их выдающийся современный экономист Милтон Фридмен По моему мнению, наименее худшим налогом является налог на собственность, взимаемый с необработанной земли, о чем много-много лет назад говорил Генрк Джордж . [c.186]

К. Маркс, провозглашая в Коммунистическом Манифесте (1848) установление единого прогрессивно-подоходного налога, не подразумевал возможность вытеснения всех прочих налогов. Он видел в указанном налоге лишь средство уничтожения капитала и капитализма. Во Франции Жирарден и Менье в 50-е гг. XIX в. проповедовали возможность, необходимость и целесообразность единого налога на капитал, который противопоставлялся подоходному налогу и который являлся вознаграждением за страхование, за те выгоды, которыми пользуются плательщики от государства. Ценность земли, рудников, домов и других зданий, машин, кораблей и т. п., даже животных, служащих производственным целям, определяется их продажной ценой. Полученная таким образом податная стоимость так высока (200-300 млрд франков), что налога в 1-2% было бы достаточно для покрытия всех государственных расходов Франции. [c.145]

Как было показано в гл. 17, единый налог на продажи как на потребительские, так и на инвестиционные товары просто равносилен пропорциональному подоходному налогу. Их действие аналогично действию налогов на заработную плату1. Они обусловлены землей и ограниченной мобильностью труда. [c.612]

К другим платежам сельскохозяйственного населения относились единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, культжилсбор (уплачивали хозяйства колхозников и единоличников), а также самообложение. Если в отношении платежей овеществленного и частного секторов общесоюзное законодательство устанавливало единые для всей территории СССР нормы обложения (ставки налогов, сроки уплаты и т.д.), то в отношении платежей, взимаемых с сельского населения, широкие права по дифференциации условий налогообложения были предоставлены местным органам власти по сельхозналогу на местах устанавливались нормы доходности земли и скота, по единовременному налогу, культжилсбору и самообложению на местах устанавливались размеры ставок, а по всем указанным платежам на местах могли устанавливать свои сроки уплаты. [c.239]

Финансы в период проведения социалистической революции. Начало созданию новой, социалистич. системы финансов, коренным образом отличающейся по своему содержанию и роли в общественной жизни от финансов капиталистич. гос-в, было положено непрсред-ственно в период проведения Октябрьской революции. Советская власть захватила Государственный банк, установила рабочий контроль за деятельностью всех частных банков, а затем на основе декрета от 27(14) дек. 1917 г. национализировала частные банки и объединила все банки в едином Народном банке республики. Это дало возможность усилить регулирование произ-ва, распределения и обмена и подготовить условия для национализации пром-сти. Отмена частной собственности на землю, освободившая трудовое крестьянство от земельной задолженности и сотен миллионов рублей арендной платы земельным собственникам, повлекла за собой ликвидацию Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, созданных царизмом для укрепления помещичьего и кулацкого землевладения. Выражением принципиального разрыва Советской власти с политикой пр-ва буржуазии и помещиков явилось аннулирование дореволюционных государственных внешних и внутренних займов, общая сумма к-рых (ок. 60 млрд. руб.) в 18 раз превышала объем государственного бюджета России в 1913 г. тем самым трудящиеся страны были освобождены от уплаты огромной дани национальной и иностранной буржуазии. Был установлен государственный контроль за всеми видами имущественного и личного страхования с последующим (осенью 1918 г.) переходом к государственной монополии страхового дела введено государственное социальное страхование всех рабочих и служащих с возмещением потерь в случае утраты трудоспособности за счет взносов предприятий, а также государственное социальное обеспечение трудящихся. Одним из орудий экспроприации экспроприаторов служили контрибуции, налагавшиеся на капиталистич. элементы города и деревни они были направлены на слом сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и извлечение средств на неотложные расходы. Отмена коммерческой тайны и введение рабочего контроля над произ-вом и распределением общественного продукта, финансовой деятельностью частных предприятий позволяли использовать налоги и др. финансовые рычаги для регулирования доходов и накоплений. Поступление налогов с буржуазии было поставлено под контроль трудящихся в лице местных Советов. Усилению государственного контроля способствовали установление [c.534]

В наше время Джордж интересен как автор идеи единого налога, I которая, как это ни парадоксально, приобрела популярность среди ряда экономистов, относящихся к консервативному политическому крылу. В начале 90-х годов даже были предприняты попытки реализовать эту идею в России в ходе реформы земельных отношений10. Философским и экономическим обоснованием выдвигаемого план ) был принцип (идущий еще от Локка) равного права на блага, созданные природой, а также принцип эффективности — земля должна использоваться с наибольшей отдачей, а потому должно быть обеспечено свободное обращение прав на землю. Оба положения по существу воспроизводят концепцию Джорджа. Новое состоит в признании проблемы внешних эффектов, истощения природных ресурсен и, следовательно, проблемы будущих поколений, которая тесно связана с вопросом использования средств, полученных от единого налога, в том числе и разделения средств между местными и центральным правительствами. [c.170]

Прибыль капиталистов облагается П. н. в форме иоимуществ. налога, промыслового налога, подомового налога, налога на доходы от ден. капиталов, налога с прибыли корпораций. Поимущественный налог, сохранившийся в США, Великобритании, Кападе, ФРГ и др., взимается со стоимости здании, земли, оборудования, торгово-пром. помещений. Ставки пропорциональные, что выгодно имущим классам. Поступает в местные бюджеты. Крупные владельцы перелагают осн. бремя этого налога на арендаторов. Промысловым налогом облагаются доходы владельцев торг., пром. и др. предприятий. Ставки этого налога дифференцируются в зависимости от местности, промысла и разряда предприятия. В ФРГ, напр., он взимается с чистой прибыли но прогрессивным ставкам (от 1 до 5% ) и с капитала по пропорциональным ставкам (0,2%). Подопо-вым налогом облагаются доходы от домостроений. В Италии, напр., этот налог взимают по единой ставке — 5% от прибыли, полученной от всех видов строении. Налогом на доходы от ден. капиталов облагаются дивиденды, проценты от вкладов в банки, выигрыши но гос., местным и частным займам, доходы от ценных бумаг (Канада и др. страны). Налог с корпораций уплачивают акц. компании. Он взимается с полученной прибыли, как правило, по пропорциональным ставкам, что выгодно фирмам, получающим высокие доходы. Хотя формально ставки налога на прибыли относительно высокие (от 22% до 50%), законодательство и практика налоговой системы каниталистич. стран предоставляют большие возможности для искажения фактически полученных доходов. В 1975 по расчётам, данным в федеральном бюджете США, сумма различных налоговых льгот корпорациям достигла ок. 90 млрд. долл. Налоги на прибыли определяются па основе подаваемых деклараций — заявлений в финанс. органы о полученных за истекший период (обычно за год) доходах. При наличии коммерч. и банковской тайн, различных бухгалтерских ухищрений и махинаций монополиям удаётся скрывать значит, часть прибылей от обложения. По данным амер. исследовательской ассоциации по вопросам труда, компании и тресты США в кон. 60-х гг. ежегодно недоплачивали в казну от 7,5 до 16 млрд. долл. Корпорации США по налоговой реформе 1964 получили ряд льгот. Закон предусмотрел прямое снижение ставок налога на их прибыли с 52 до 48%. Это составило 2,4 млрд. долл. в год. Законом 1975 произведено новое сокращение налоговой ставки на прибыль корпораций с 48 до 42%. По этой экономия, программе пр-ва США (1975) монополистич. капиталу сокращены П. н. и др. платежи на 20 млрд. долл. Если в 1940 налог на прибыли корпораций США давал 50% всех поступлений федерального бюджета, то в 1969 его доля снизилась до 19,6%, а по бюджету на 1075/76 — до 14,5%. В ФРГ налоговые льготы предпринимателям составляли в 1956 — 3,99 млрд. марок, в 1966 — 9,29, в 1975 — 30,5 млрд. марок при значит, росте их доходов. В 1960 налог с корпорации составлял в федеральном бюджете ФРГ 11,4%, в 1970 — 5,7%, в 1973 — 4,8%. [c.272]

Налогообложение сельского населения учитывало количество земли и численность людей. После всеобщей переписи была введена поголовная подать (капитация). Для всей империи были установлены единые способы взимания налогов и единые ставки. Исключения из правил составляли жители южных областей Италии, приписанные к Риму. Они освобождались от уплаты налогов. Материальную ответственность за сбор налогов с колонов и рабов, помещенных на землю, несли землевладельцы. [c.41]

На долю косвенных налогов приходилось свыше 40% государственных доходов, при этом около половины поступлений от косвенных налогов давали питейные налоги. Оклад подушного налога разверстывался общиной между членами фактически произвольно. С 1797 г. российские губернии были разделены на 4 класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения, и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады. Указом 18 декабря 1798 г. было повелено установить разные размеры оклада оброчного сбора, сообразно с свойством земли, изобилием в ней и способами для обитателей к работам и с промыслами . Государственные крестьяне губерний I класса должны были платить 5 руб. с души, II — 4 руб. 50 коп., III — 4 руб., IV — 3 руб. 50 коп. (с 1761 г. единый размер оброчного сбора составлял 2 руб. с души). [c.65]

источник