Меню Рубрики

Базовые ставки земельного налога для кыргызстана

1. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются в следующих размерах:

Наименование областей и районов Базовые ставки земельного налога (сом./га)
Пашня орошаемая Пашня богарная Многолетние насаждения Сенокосы Пастбища
1 2 3 4 5 6
Баткенская область
Баткенский район 268 41,3 149 7,7
Ляйлякский район 268 41,3 149 24,3 7,7
Кадамджайский район 275 41,3 150 24,4 12,7
Джалал-Абадская область
Аксыйский район 306 56,7 193 15,9 13,6
Ала-Букинский район 306 41,3 204 22,5 9,9
Базар-Коргонский район 414 41,3 220 30,9 15,4
Ноокенский район 453 41,3 193 24,4 15,4
Сузакский район 414 41,3 220 30,9 15,4
Тогуз-Тороуский район 223 62,3 33 12,9
Токтогульский район 239 62,3 201 30,4 12,9
Чаткальский район 194 62,3 26,5 12,9
Иссык-Кульская область
Ак-Суйский район 373 87,5 173 30,4 10,6
Джети-Огузский район 305 74,9 168 23,8 7,7
Иссык-Кульский район 280 68,6 155 23,8 7,7
Тонский район 236 39,2 119 20,4 7,1
Тюпский район 379 87,5 174 29,1 15
Нарынская область
Ак-Талинский район 205 37 25,1 4,5
Ат-Башинский район 191 54,3 21,7 4,5
Джумгальский район 196 37 25,1 4,5
Кочкорский район 215 37 25,1 4,5
Нарынский район 196 54,3 21,1 5,3
Ошская область
Алайский район 232 62,3 27,7 5,3
Араванский район 436 41,3 226 15,2 12,7
Кара-Кульджинский район 232 62,3 117 27,7 5,3
Кара-Суйский район 453 41,3 246 27,9 12
Наукатский район 413 62,3 233 27,8 12,7
Узгенский район 413 62,3 235 33,7 13,9
Чон-Алайский район 183 21,1 5,5
Таласская область
Бакай-Атинский район 318 52,5 164 7,4
Кара-Бууринский район 350 36,4 165 11,2 4,8
Манасский район 331 36,4 166 11,2 4,8
Таласский район 297 52,5 164 11 4,8
Чуйская область
Аламудунский район 400 56,5 209 23,1 10,8
Жайылский район
а) Чуйская зона 329 67,9 213 20,4 10,8
б) Суусамырская зона 189 34,5 11,3 10
Ысык-Атинский район 400 74,2 213 29,7 10,8
Кеминский район 354 80,5 211 29,7 10,8
Московский район 392 67,2 215 29,7 7,8
Панфиловский район 362 67,2 215 23,1 7,8
Сокулукский район 407 67,2 211 13,9 7,8
Чуйский район 400 74,9 211 32,4 10,8

2. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями в городах и населенных пунктах устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для близлежащих административных районов.

3. Базовые ставки земельного налога за пользование водоемами устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для орошаемой пашни соответствующего района.

4. Базовые ставки земельного налога за пользование землями, орошаемыми насосными станциями, устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для богарной пашни соответствующего района.

5. Для сельскохозяйственных угодий населенных пунктов, отнесенных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики к высокогорным и отдаленным, при уплате земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются льготы в размере 50 процентов от базовой ставки земельного налога для данного района.

6. Местные кенеши имеют право увеличивать базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом балла бонитета почв, а также не использования сельскохозяйственных угодий, за исключением случаев непреодолимой силы, не чаще одного раза в течение календарного года и не более чем в три раза.

Статья 338. Ставки земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками

1. Ставки земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками устанавливаются в следующих размерах:

Населенные пункты Ставки земельного налога (сом./кв. м)
1) Города Бишкек, Ош 1,5
2) Города Токмок, Кара-Балта, Джалал-Абад, Каракол, Талас, Чолпон-Ата 1,0
3) Города, не предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, а также поселки, за исключением сельских населенных пунктов 0,5
4) Сельские населенные пункты 0,1

2. Утратила силу в соответствии с Законом КР от 27.07.09 г. № 255 (см. стар. ред.)

3. В случае если придомовой, приусадебный и/или садово-огородный земельный участок или их доля используются в предпринимательских целях, земельный налог по этим земельным участкам или их долям рассчитывается в соответствии со статьей 339 настоящего раздела.

Статья 339. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения

1. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения устанавливаются в следующих размерах:

Название регионов Ставки для земель населенных пунктов с численностью населения в тыс. чел. (сом./кв. м)
до 5 от 5 до 10 от 10 до 20 от 20 до 50 от 50 до 100 от 100 до 200 от 200 до 500 500 и выше
Баткенская область 0,9 1,4 1,5 1,7 1,7
Джалал-Абадская область 1,2 1,6 1,8 2,0 2,1
Иссык-Кульская область 1,2 1,6 1,8 2,0 2,1
Нарынская область 1,0 1,4 1,6 1,7 1,8
Ошская область 1,3 1,6 1,8 2,0 2,3 2,4 2,6
Таласская область 1,1 1,5 1,7 1,9
Чуйская область и город Бишкек 1,2 1,6 1,8 2,0 2,3 2,4 2,9

2. Для земель несельскохозяйственного назначения, находящихся вне границы населенных пунктов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, применяются ставки, установленные для земель населенных пунктов численностью от 5100 до 10000 человек соответствующего района.

3. Ставки земельного налога, установленные частью 1 настоящей статьи, дифференцируются с применением зонального коэффициента для экономико-планировочных зон Кз и коэффициента коммерческого использования земельных участков Кк.

4. Значения зонального коэффициента Кз устанавливаются местными кенешами один раз в 3 года в срок не позднее 1 октября текущего года, в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон, в размере:
1) в городе Бишкек — от 0,6 до 3;
2) в городе Ош — от 0,3 до 3;
3) в других населенных пунктах — от 0,3 до 1,2.

5. Коэффициент коммерческого использования Кк устанавливается равным 1,0 для части придомовых, земельных, приусадебных и садово-огородных земельных участков пропорционально доле, занятой жилыми строениями или частями строений, переданными собственником в аренду для проживания.

6. Коэффициент коммерческого использования Кк для земельных участков, принадлежащих на праве собственности или пользования организациям и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в части, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, устанавливается в следующем размере для земельных участков, предоставленных под:
1) магазины, киоски, ларьки и другие учреждения торговли в зависимости от площади:

Площадь, кв.м. До 10 от 10 до 20 от 20 до 35 от 35 до 50 50 и выше
Значение Кк 22,5 16,5 10,5 7,5 6

2) мини-рынки, рынки, торгово-рыночные комплексы — 7,5;
3) скотные, фуражные рынки — 4,5;
4) предприятия общественного питания — 3;
5) предприятия гостиничной деятельности — 7;
6) банки, ломбарды, обменные пункты — 5;
7) предприятия, осуществляющие деятельность букмекерских контор и тотализаторов, и дискотеки — 7;
8) офисы, бизнес-центры, биржи — 2,5;
9) автозаправочные станции — 10;
10) нефтебазы — 1,5;
11) автостоянки, предприятия автосервиса — 4,5;
12) сооружения рекламы — 50;
13) предприятия сферы отдыха и развлечений, спортивно-оздоровительных услуг, предоставления индивидуальных услуг, если иное не предусмотрено настоящей статьей — 1,5;
14) административные здания предприятий транспорта: аэровокзалы, автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы — 0,9;
15) предприятия промышленности, транспорта, строительства, связи и энергетики, территории свободных экономических зон, если иное не предусмотрено настоящей статьей — 0,5;
16) здания и сооружения горнодобывающих предприятий, а также грузовые станции железнодорожного транспорта, санитарно-защитные зоны предприятий железнодорожного и воздушного транспорта — 0,3;
17) разрабатываемые месторождения, карьеры, шахты, разрезы, золоотвалы — 0,05;
18) геологоразведочные, проектно-изыскательские, разведочные и исследовательские работы — 0,005;
19) воздушные линии связи и электропередачи — 0,01;
20) учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, детско-юношеские физкультурно-спортивные учреждения — 0,3;
21) сельскохозяйственные производственные здания (гаражи, ремонтные мастерские, зернотоки, зерноочистительные комплексы, овощекартофелехранилища, строительные и хозяйственные дворы и другие объекты сельскохозяйственного назначения) — 0,2;
22) оборонно-спортивно-технические организации — 0,01.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

источник

ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ УГОДЬЯМИ, ПРИУСАДЕБНЫМИ И ДАЧНЫМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ЗЕМЛЯМИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА 2005 ГОД Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 21 декабря 2004 годаСобранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не рассмотрен Одобрен в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Конституции Кыргызской Республики в редакции законов Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики» от 16 февраля 1996 года №1, «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики» от 21 октября 1998 года №134, «О внесении изменений в статью 5 Конституции Кыргызской Республики» от 24 декабря 2001 года №112 Статья 1. Утвердить базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями:Наименование областей и районовСтавки земельного налога (сом/га)Пашня ороша- емаяПашня богарнаямного- летние насаж- дениясенокосыпастбищаКыргызская Республика (в среднем)315,054,0172,023,96,6Баткенская область (в среднем)270,041,3149,024,49,2Баткенский район268,041,3149,0-7,7Ляйлякский район268,041,3149,024,37,7Кадамжайский район275,041,3150,024,412,7Джалал-Абадская область (в среднем)358,055,9207,021,89,1Ак-Сыйский район306,056,7193,015,913,6Ала-Букинский район306,041,3204,022,59,9Базар-Коргонский район414,041,3220,030,915,4Ноокенский район453,041,3193,024,415,4Сузакский район414,041,3220,030,915,4Тогуз-Тороузский район223,062,3-33,012,9Токтогульский район239,062,3201,030,412,9Чаткальский район194,062,3-26,512,9Иссык-Кульская область (в среднем)318,083,0173,023,08,1Ак-Суйский район373,087,5173,030,410,6Джеты-Огузский район305,074,9168,023,87,7Иссык-Кульский район280,068,6155,023,87,7Тонский район236,039,2119,020,47,1Тюпский район379,087,5174,029,115,0Нарынская область (в среднем)196,050,323,64,8Ак-Талинский район205,037,0-25,14,5Ат-Башинский район191,054,3-21,74,5Джумгальский район196,037,0-25,14,5Кочкорский район215,037,0-25,14,5Нарынский район196,054,3-21,15,3Ошская область (в среднем)343,044,0156,027,68,0Алайский район232,062,3-27,75,3Араванский район436,041,3226,015,212,7Кара-Кульджинский район232,062,3117,027,75,3Кара-Суйский район453,041,3246,027,912,0Ноокатский район413,062,3233,027,812,7Узгенский район413,062,3235,033,713,9Чон-Алайский район183,0—21,15,5Таласская область (в среднем)322,046,4165,011,05,2Бакай-Атинский район318,052,5164,0-7,4Кара-Бууринский район350,036,4165,011,24,8Манасский район331,036,4166,011,24,8Таласский район297,052,5164,011,04,8Чуйская область (в среднем)370,061,4109,026,39,3Аламудунский район400,056,5209,023,110,8Жайылский район——а) Чуйская зона329,067,9213,020,410,8б) Суусамырская зона189,034,5-11,310,0Иссык-Атинский район400,074,2213,029,710,8Кеминский район354,080,5211,029,710,8Московский район392,067,2215,029,77,8Панфиловский район362,067,2215,023,17,8Сокулукский район407,067,2211,013,97,8Чуйский район400,074,9211,032,410,8 В пределах общей суммы земельного налога, рассчитанной на базе утвержденной базовой ставки для района, предоставить районным кенешам право устанавливать дифференцированные ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями по представлению аильных кенешей и районных управлений Государственного агентства по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики с учетом баллов бонитета почв, в пределах ниже или выше 30 процентов от базовой ставки, установленной для данного района.Плательщиками земельного налога в соответствии со статьей 175 Налогового кодекса Кыргызской Республики являются собственники земельных участков и землепользователи.Плательщиками земельного налога за пользование пастбищами являются физические и юридические лица, права которых на земельный участок удостоверены соответствующим договором об аренде пастбищ.Земельный налог за пользование сельскохозяйственными угодьями в городах и населенных пунктах устанавливается по ставкам, применяемым для близлежащих административных районов.Статья 2. Ставки земельного налога за пользование водоемами устанавливаются по ставкам, применяемым для богарной пашни данного района. Земли, орошаемые насосными станциями и скважинами, если другие источники полива отсутствуют, облагаются налогом как богарные.Статья 3. Для сельскохозяйственных угодий населенных пунктов, отнесенных Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики к высокогорным и отдаленным, при уплате земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются льготы в размере 50 процентов от базовой ставки земельного налога для данного района.Статья 4. Утвердить ставки земельного налога за пользование приусадебными и дачными земельными участками:Населенные пунктыСтавки земельного налога (сом/кв.м)Города: Бишкек, Токмок, Кара-Балта, Ош, Джалал- Абад, Каракол, Талас, Чолпон-Ата0,16Остальные города и поселки 0,08Сельские населенные пункты 0,04 Статья 5. Утвердить базовые ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения: Название регионовБазовые ставки для земель населенных пунктов с численностью населения в тыс. чел. (сом/кв.м) до 55,1-1010,1-2020,1-5050,1-100100,1-250250,1-500Более 500,1Баткенская область 0,310,450,510,560,57 Джалал-Абадская 0,410,530,600,650,70 область Иссык-Кульская область0,410,530,600,650,70 Нарынская область 0,340,470,530,580,59 Ошская область 0,440,530,600,650,750,810,85 Таласская область 0,370,510,580,62 Чуйская область и город Бишкек0,410,540,600,650,750,81 0,98 Статья 6. Для земель несельскохозяйственного назначения, находящихся вне границы населенных пунктов, применяются ставки для земель населенных пунктов численностью от 5,1 до 10 тысяч человек соответствующего района.Статья 7. Базовые ставки земельного налога за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения дифференцируются с применением соответствующих коэффициентов воздействия на экологическую обстановку и функционального назначения. Коэффициенты воздействия на экологическую обстановку и функционального назначения могут быть изменены только с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.Местными кенешами устанавливается коэффициент для экономико-планировочных зон (К1) в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон населенных пунктов, как отношение комплексной оценки территории зоны к общей средневзвешенной оценке по населенному пункту.В случаях, когда по определенному виду деятельности коэффициенты К2 или К3 не указаны в законе, а также на земли под объектами, находящимися в стадии строительства, коэффициенты К2 и К3 применяются равными единице.Статья 8. Для дифференцирования земельного налога за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения применяются коэффициенты экологической оценки (К2) и функционального назначения (К3).Установить:1) коэффициент экологической оценки:а) К2 = 2 для земельных участков, предоставленных под автозаправочные станции;б) К2 = 1,5 для земельных участков, предоставленных:- предприятиям автосервиса (станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автомойки, станции вулканизации);- предприятиям общественного питания, торговли;- субъектам сферы услуг (сауны, бани, химчистки, покрасочные, мастерские);- мини-рынкам, рынкам, в том числе скотным, торгово-рыночным комплексам;в) К2 = 0,01 для земельных участков, предоставленных в пользование оборонно-спортивно-техническим организациям Кыргызской Республики (ОСТО);2) коэффициент функционального назначения (К3):для земельных участков, предоставленных под:- магазины, киоски, ларьки и другие учреждения торговли в зависимости от торговой площади:Торговая площадь (кв. м.)до 1010,1-2020,1-3535,1-50свыше 50,1Коэффициент 1511754 — мини-рынки, рынки, торгово-рыночные комплексы — 5;- скотные, фуражные рынки — 3;- предприятия общественного питания — 2;- гостиницы — 7;- банки, ломбарды, обменные пункты — 5;- игорные заведения (казино, ночные клубы) — 7;- офисы, бизнес-центры, биржи — 2,5;- автозаправочные станции — 5;- сельские нефтебазы — 1,5;- автостоянки, предприятия автосервиса — 3;- сооружения рекламы — 50;- административные здания предприятий транспорта: аэровокзалы, автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы — 0,9;- служебно-техническая территория (административные здания, служебно-технические здания, сооружения, складские помещения и др.) автотранспортных предприятий, автобаз, автогаражей — 0,7;- предприятия промышленные, транспортные (служебно-технические здания, сооружения грузовых терминалов, морских портов), строительные, связи и энергетики — 0,5;- предприятия горнопромышленные, грузовые станции железнодорожного транспорта, санитарно-защитные зоны предприятий железнодорожного и воздушного транспорта — 0,3;- разрабатываемые месторождения, карьеры, шахты, разрезы, золоотвалы — 0,05;- геологоразведочные, проектно-изыскательские, разведочные и исследовательские работы — 0,005;- воздушные линии связи и электропередачи — 0,01;- коммерческие учреждения науки (учебные заведения), образования (школы, детские сады), здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивные — 0,3;- сельскохозяйственные производственные здания (гаражи, ремонтные мастерские, зернотоки, зерноочистительные комплексы, овощекартофелехранилища, строительные и хозяйственные дворы и другие объекты сельскохозяйственного назначения), расположенные в черте населенных пунктов — 0,2;- оборонно-спортивно-технические организации (ОСТО) — 0,01.Сумма ежегодного налога (Н) для конкретного собственника или землепользователя определяется по формуле:Н = С х S х К1 х К2 х К3 (сомов), где:С — ставка земельного налога (сомов/кв.м);S — площадь участка в кв. м.;К — коэффициенты. Статья 9. Порядок и сроки уплаты земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.Статья 10. Средства, поступившие в виде земельного налога, распределить следующим образом: 90 процентов — в аильные (городские) бюджеты, из них 10 процентов в фонд страхования сельскохозяйственных производителей.Данные средства не могут изыматься в районные и областные бюджеты и строго используются местными кенешами на социально-экономическое развитие данного айыл окмоту (города);10 процентов — в районные бюджеты.Средства, не поступившие в виде земельного налога в органы местного самоуправления в нарушение Закона Кыргызской Республики «О базовых ставках земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения» за 2000 — 2004 годы, подлежат компенсации за счет республиканского бюджета.Жители Сары-Могольского айыл окмоту Алайского района освобождаются от уплаты земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения.Статья 11. До принятия в установленном порядке ставок земельного налога на 2006 год продолжают действовать ставки, утвержденные настоящим Законом.Статья 12. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.До вступления в силу настоящего Закона действуют ставки, утвержденные Законом Кыргызской Республики «О базовых ставках земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2004 год». ПрезидентКыргызской Республики А.Акаевгор.Бишкек, Дом Правительства23 марта 2005 года №57

источник

Что такое налог — под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Какие налоги уплачивают физические лица ?

Читайте также:  Земельный налог входит в расходы

Физические лица уплачивают 3 вида налогов:

  • Подоходный налог
  • Земельный налог
  • Налог на имущество

Кто является плательщиком земельного налога?

Налогоплательщиками земельного налога являются фиические лица, которые обладают правом собственности, временного владения и пользования на сельскохозяйственные угодья и земли, подлежащие обложению земельным налогом, которыми являются земли:

  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, связи, иного назначения, включая земли оборонного назначения;
  • природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Исчисление земельного налога производится на основании площади земельного участка, указанного в правоудостоверяющем документе. Если земельный участок находится в общей собственности или пользовании нескольких лиц, земельный налог исчисляется из доли земельного участка, установленного правоудостоверяющим документом либо определенном соглашением собственников. В случае отсутствия правоудостоверяющего документа на земельный участок налоговая база определяется согласно физическим обмерам, осуществленным комиссией в составе представителей соответствующего органа налоговой службы, уполномоченного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество и местного органа самоуправления.

Ставки земельного налога.

  1. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, сельскохозяйственными угодьями в городах и населенных пунктах, за пользование водоемами, за пользование землями, орошаемыми насосными станциями, устанавливаются в каждой районе каждой области (ст.337 Налогового кодекса КР).
  • Для сельскохозяйственных угодий населенных пунктов, отнесенных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики к высокогорным и отдаленным, при уплате земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются льготы в размере 50 процентов от базовой ставки земельного налога для данного района.
  • Местные кенеши имеют право увеличивать базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом балла бонитета почв, а также неиспользования сельскохозяйственных угодий, за исключением случаев непреодолимой силы, не чаще одного раза в течение календарного года.
  1. Ставки земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками.

Населенные пункты

Ставки земельного налога (сом./кв.м)

2) Города Токмок, Кара-Балта, Джалал-Абад, Каракол, Талас, Чолпон-Ата

3) Города, не предусмотренные пунктами 1 и 2 , а также поселки, за исключением сельских населенных пунктов

4) Сельские населенные пункты

Важно: В случае если придомовой, приусадебный и/или садово-огородный земельный участок или их доля используются в предпринимательских целях, земельный налог по этим земельным участкам или их долям рассчитывается по коэффициенту коммерческого использования земельных участков (п.6 ст.339 Налогового кодекса КР).

  1. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения.

Ставки для земель населенных пунктов с численностью населения в тыс. чел. (сом./кв.м)

Чуйская область и город Бишкек

Уплата земельного налога

Земельный налог уплачивается по месту учетной регистрации земельного участка, а в пределах города Бишкек — по месту налоговой регистрации налогоплательщика.

Срок уплаты земельного налога

Земельный налог по сельскохозяйственным угодьям уплачивается в размере 20 процентов — не позднее дня, следующего за 25 апреля, в размере 25 процентов — не позднее дня, следующего за 25 августа и в размере 55 процентов — не позднее дня, следующего за 25 ноября текущего года.

Физическими лицами — плательщиками земельного налога по придомовым, приусадебным и садово-огородным земельным участкам в городской и сельской местностях уплачивается не позднее дня, следующего за 1 сентября текущего года.

Кто освобождается от уплаты земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными участками:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, участники ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, а также инвалиды с детства, инвалиды I и II групп;
  • члены семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, включая детей до совершеннолетия;
  • физическое лицо, достигшее пенсионного возраста;
  • физическое лицо, имеющее 4 и более несовершеннолетних детей.

Местные кенеши имеют право предоставить полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога по сельскохозяйственным угодьям на срок до 3 лет в случаях, когда землепользователь понес материальные убытки вследствие непреодолимой силы.

Где можно получить информацию по вопросам налогооблажения.

  • В Государственной налоговой службе Кыргызской Республики.
  • Территориальных подразделениях Государственной налоговой службы Кыргызской Республики.
  • На сайте http://www.sti.gov.kg/
  • Call-центр: 194
  • По телефонам указанным при открытии ссылки: http://www.sti.gov.kg/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B

Порядок обжалования решения органов налоговой службы

  1. Жалоба налогоплательщика на решение органов налоговой службы подается в уполномоченный налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику данного решения.
  2. Жалоба налогоплательщика подается в письменной форме.

В жалобе должны быть указаны:

  • дата подачи жалобы;
  • наименование органа налоговой службы, в который подается жалоба;
  • фамилия, имя и отчество либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);
  • идентификационный налоговый номер налогоплательщика;
  • наименование органа налоговой службы, решение которого обжалуется;
  • обстоятельства, на которых налогоплательщик, подающий жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • перечень прилагаемых документов;
  • реквизиты обжалуемого решения.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

  1. Жалоба подписывается налогоплательщиком.
  2. К жалобе прилагаются:
  • копии материалов и акта по результатам налогового контроля;
  • копия решения по ней;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования, заверенные налогоплательщиком и иными органами;
  • иные документы, имеющие отношение к делу.
  1. Решение по существу жалобы налогоплательщика должно быть направлено в течении 30 календарных дней, следующих за днем получения жалобы.

Налоговый орган принимает решение принимается об:

1) удовлетворении жалобы налогоплательщика;

2) частичном удовлетворении жалобы налогоплательщика;

3) отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика.

В решении по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны:

1) дата и место принятия решения;

2) наименование уполномоченного налогового органа, рассмотревшего жалобу;

3) фамилия и инициалы либо полное наименование налогоплательщика, адрес заявителя;

4) идентификационный налоговый номер налогоплательщика;

5) наименование органа налоговой службы, на решение которого была подана жалоба;

6) реквизиты и краткое содержание обжалуемого решения;

8) изложение мотивов и фактов, положенных в основу решения;

9) ссылки на нормы настоящего Кодекса, закона или нормативного правового акта;

11) соответствующее поручение налоговому органу, решение которого обжаловалось.

Налогоплательщик, не согласный с решением уполномоченного налогового органа по поданной жалобе, вправе обжаловать это решение в судебном порядке по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными для административных дел.

  1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года N 230
  2. Постановление Правительства КР от 2 октября 2017 года N 630 «Об утверждении размера минимального расчетного дохода в месяц на 2018 год»

источник

Определение сущности земельного налога и условий применения его ставок. Анализ поступления рассматриваемого вида сбора в государственный бюджет. Регулирование земельного рынка Кыргызской Республики. Ознакомление с зарубежным опытом налогообложения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Налогообложение — это обязательное внесение платежей частным сектором в государственные органы. Обязательность уплаты налогов достигается тем, что они устанавливаются законами и позволяют обеспечить государство реальными ресурсами.

Но многие фермеры этого не понимают, на налогового инспектора смотрят враждебно, хотя общеизвестно, бюджет государства составляют налоговые поступления, что за счет своевременной уплаты налогов наши учителя и врачи, работники дошкольных учреждений получают заработную плату. Крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых земля является основным источником дохода и основным средством производства, уплачивают земельный налог.

Базовые ставки земельного налога устанавливаются Жогорку Кенешом. Для Нарынского региона предусмотрены 50% скидки, но, несмотря на это, сельчанин неохотно идет на уплату налога.

Установлены и сроки уплаты земельного налога: 10% до 25 июня, 35% до 25 сентября, 55% до 25 декабря текущего года. Существуют также штрафы и пени за каждый просроченный день. Поэтому в конце года, если у фермера, к примеру 2, га орошаемой земли и он должен выплатить земельный налог в размере 196 сомов в год (с учетом 50% льготы), а выходит 400-500 сомов, возникает конфликтная ситуация.

В соответствии со статьей 9 Закона «О базовых ставках земельного налога на 2002-год» 90% средств поступает в айыльные бюджеты, из них 10% в фонд страхования сельхозпроизводителей, а 10% — в районный бюджет. Данные средства — 90% не должны изыматься в районные или областные бюджеты и должны строго использоваться местными кенешами на социально-экономическое развитие данного айыл окмоту. Но на местах этот закон не всегда работает.

Что греха таить, есть у нас и такие инспектора ГНИ, которые не знают отдельных статей Налогового кодекса. В некоторых айылах Нарынской области налоговые работники заставляли платить налоги за приусадебные участки пенсионеров, на которых оформлен данный приусадебный участок, мотивируя это тем, что если у пенсионера есть взрослые дети, то он должен платить налог за огород. Но в статье 181 Налогового кодекса ясно написано, что мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, освобождены от налога за приусадебный участок, и многие пенсионеры узнают об этом только на наших семинарах.

На встречах с айылчанами тема «Налогообложение» вызывает бурные дискуссии, фермеры задают очень много вопросов. Конечно, данный закон не идеален, но в любом случае мы советуем фермерам: » Платите налоги вовремя и не будет головных болей. Заплатил налоги — спи спокойно. Платить налоги должен каждый собственник земли, это гражданский долг каждого из нас». Земельный налог — это единственный налог, который уплачивают сельскохозяйственные производители. Общепризнанно, что его ставки очень низки. Поступления этого налога составляют лишь 2% доходов бюджета при доле сельского хозяйства в ВВП в 35%.

По данным выборочного обследования сельскохозяйственных предприятий, которое в 2002 г. совместно провели CASE-Кыргызстан, университет Висконсин-Мэдисон (США) и Центр по аграрной и земельной реформе Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности КР, в среднем платежи земельного дохода составляют лишь 1.6% от валового дохода сельскохозяйственных предприятий, что много меньше тех налогов, которые уплачивают предприятия других отраслей экономики.

По данным того же обследования, если бы доход крестьян облагался по обычной шкале подоходного налога, то с учетом всех разрешенных вычетов и количества и вида сельскохозяйственных угодий, приходящихся в среднем на одного работника, величина налогового обязательства в расчете на один гектар оказалась бы на 52% выше, чем ставка ныне действующего земельного налога.

Поскольку земельный налог почти полностью поступает в бюджет айыл окмоту, такие низкие ставки этого налога резко ограничивают объем услуг, предоставляемых на этом уровне государственного управления. Ставки земельного налога должны поэтапно повышаться. Конечным результатом реформы этого налога должно стать определение облагаемого оборота по данному виду платежа в зависимости от реальной стоимости земельных участков. В идеале он становится одним из разделов налога на имущество. К основным факторам, влияющим на сбор земельного налога относятся повышение производительности труда сельских производителей или фермерских хозяйств, так как они являются основными налогоплательщиками данного налога.

Таблица 9. — Расчет эквивалентных ставок земельного налога, обеспечивающих равенство обязательств по земельному и подоходному налогам:

Для этого необходимо увеличить прямое инвестирование в данную отрасль, так как не все сельхозпроизводители имеют возможность самостоятельно встать на ноги.

Так же немаловажным фактором является низкая заработная плата налоговых инспекторов, которым выгодно брать взяткой и поднять свое материальное положение, чем собирать денежные средства в общий бюджет страны. Так же необходимо отметить тот факт, что большинство населения не имеют возможности заплатить за свои приусадебные участки и дачи, так как не работают или заработная плата слишком мала. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подняв экономический уровень жизни населения, правительство тем самым сможет увеличить поступление земельного налога в бюджет.

2.3 Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики

Целью земельно-аграрной реформы, проводимой в Кыргызстане в последние годы ее независимости, является достижение устойчивого социально-экономического развития аграрного сектора экономики. В ходе ее реализации обеспечена ликвидация тотальной государственной собственности и развитие многоукладных форм собственности на землю (частной, государственной, коллективной), создание новых организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий и др.

Осуществлена приватизация 529 (из 561) бывших колхозов и совхозов, созданы 71,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 292 сельскохозяйственных кооператива, 233 коллективных крестьянских хозяйства, 45 акционерных обществ.

Из всей площади земель сельскохозяйственного назначения в 1424,8 тыс. га (кроме пастбищ, приусадебных земель, коллективных садов и огородов) доля вновь организованных сельскохозяйственных субъектов составляет соответственно: 51.2, 8.5, 9.9 и 2.0, т. е., 71,8% га земли находится в частной собственности. В государственной собственности осталось 28,2% га сельскохозяйственных угодий.

На первое января 2001 года на земельные доли гражданам распределены 1081,8 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что составляло 72,5% от общего количества орошаемой и богарной пашни, сенокосов и многолетних насаждений. Количество населения, наделенного земельными долями, составляет 3,0 млн. человек. В определенной мере радикальное преобразование земельных отношений обусловливает наметившуюся тенденцию роста валовых объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Но, несмотря на ряд положительных результатов, достигнутых в ходе первых этапов земельно-аграрных преобразований, до настоящего момента не сформированы эффективные механизмы перехода от административного к экономическому перераспределению сельскохозяйственных угодий между эффективно хозяйствующими субъектами земельных отношений, т. е., не сложился земельный рынок. Это в определенной мере обусловливает развитие мелкотоварного производства, сдерживает поступательное развитие отрасли и повышение ее эффективности.

Создание экономически обоснованного механизма земельного рынка — одна из сложных проблем переходного периода. Это обусловлено тем, что в результате реорганизации колхозов и совхозов бывшие работники не получили реальных прав собственности на предоставление им земельных участков, а также не было создано соответствующей организационно-правовой и экономической базы реализации этих прав. Всенародный референдум, проведенный в октябре 1998 года, открыл путь для законодательного закрепления частной собственности на землю и полноценного функционирования земельного рынка. Это кардинальное изменение в земельном вопросе и в существующих земельных отношениях поставило многочисленные вопросы, которые требуют неотлагательного законодательно-нормативного решения и выработки механизмов введения частной собственности на землю и регулирования земельного рынка.

Введение земельного рынка, осуществляемого в Кыргызской Республике с 2001 года, представляется исключительно сложным и противоречивым процессом, требующим комплексного решения проблемы овладения рыночным механизмом вообще.

При этом важно радикально изменить отношение к земле как национальному богатству путем введения и развития рыночного оборота земель, ее оценки и передачи земли частично в руки эффективных владельцев. К сожалению, недостаточность необходимой нормативно-правовой базы рыночного землевладения, материально-технических и финансовых ресурсов у владельцев и собственников земли, отсутствие научно обоснованной системы регулирования земельных отношений не позволяют в полной мере и эффективно реализовать данную цель. Практика свидетельствует о том, что в отличие от других аспектов преобразования земельных отношений — собственности на землю, раздела имущества бывших колхозов и совхозов на доли — формирование земельного рынка отстает и сопровождается наибольшей полемикой по вопросам его формирования.

Введение частной собственности на землю и развитие рыночных форм землепользования поставило ряд вопросов по управлению земельными ресурсами в Кыргызской Республике. Прямые методы регулирования, сформировавшиеся за годы преимущественно административных методов управления экономикой, в новых условиях оказались неэффективными. Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулирует земельной оборот, в том числе куплю-продажу земли.

Возникают новые проблемы в земельных отношениях. Необходимо своевременно вносить в земельную политику и практику земельных преобразований серьезные коррективы, без которых земельный фонд страны может быть обречен на усиливающуюся деградацию, разрушение, усугубляя сложившиеся в стране и без того трудноразрешимые экономические и социальные проблемы. Анализ практики мирового землепользования показывает, что регулируемое государством право собственности на землю порождает заботу об улучшении, сохранении и повышении эффективности ее использования. Это обстоятельство подтверждает мировой опыт не только развитых стран, но и тех, где относительно недавно общинное землевладение в ходе реформ было заменено на частную собственность. Разумная, регулируемая государством земельная политика может стать основой устойчивого развития страны. Для анализа и оценки направлений государственного регулирования земельных отношений в Кыргызской Республике небезынтересно будет рассмотреть опыт реформирования земельных отношений в ряде стран мира.

Государство в развитых странах владеет обычно лишь несколькими процентами сельскохозяйственных земель, что ни в коей мере не умаляет регулирующей ее роли в развитии земельных отношений и земельного рынка. Вопрос о формах земельной собственности решается по-разному и в развитых странах. В США и Канаде, например, земля может быть и государственной, и частной. Основная часть земель Израиля находится в совместной собственности Государства и Еврейского национального фонда. Но и там, где земельные угодья являются объектом частного владения, рамки прав земельных собственников под давлением общенациональных интересов все более сужаются при одновременном расширении прав государства и хозяйствующих субъектов, непосредственно использующих эти земли.

Вопросы производства сельскохозяйственной продукции на любой земле регулируются многими структурами — государственной властью, кооперативными и потребительскими обществами, что касается судьбы земли как товара, то купить ее могут далеко не все, причем ограничением является не только наличие средств, но и законодательно утвержденные условия, которым должен отвечать покупатель.

Понимание консервативности частной земельной собственности вынудило государство, формально не отменяя ее, брать на себя все больше функций по регулированию за ее использованием и распоряжением, по существу, частично разделяя с частными владельцами их права собственников.

Заслуживает внимания опыт Канады по развитию механизмов земельного оборота с посредничеством государства или общественных организаций. В 70-е годы XX в., в Канаде получил развитие институт земельной аренды у государства. Его введение было связано с учреждением Земельного банка, созданного для улучшения механизма передачи земли последующим поколением фермерских семей при ее продаже фермерами, уходящими от дел. Приобретенные за наличную оплату по рыночной цене, такие земли государство посредством Банка предоставляло затем в аренду. Это сыграло свою положительную роль. В 1982 г. Земельный банк упразднен и превращен в программу льготных кредитов для покупки земель.

Особое значение придается государственному регулированию за оборотом сельскохозяйственных земель в ФРГ:

— запрещено дробление земельных участков при любой смене владельца, как и использование сельскохозяйственных угодий не по назначению или непродуктивно;

— предусмотрен государственный контроль за сделками по отчуждению земельных участков;

— приоритет отдается интересам арендатора, но не лицу, сдающему землю в аренду.

Причем основная цель такого регулирования — сохранение сельскохозяйственных угодий у жизнеспособных к развитию сельскохозяйственных предприятий. Во многих странах сокращается рынок земли как объекта собственности и расширяется как объект хозяйствования. В странах Восточной Европы в процессе земельных преобразований единоличная собственность на землю была восстановлена, однако сохраняются значительные ограничения на ее использование, не разрешена продажа земли иностранцам, госхозы частично сохранены, земли переданы им на условиях долговременной аренды. В Польше, в частности, аграрная политика ориентирует поддержку крупных землепользователей.

Сдержанное отношение к единоличному землевладению обосновывают такими факторами, как невозможность в мелкотоварном крестьянском хозяйстве эффективно использовать крупную технику и помещения, отсутствие у них достаточных средств на расширенное воспроизводство, заинтересованность крестьян в работе в крупном хозяйстве, позволяющем сохранить профессиональную специализацию, иметь гарантию занятости и социальной защищенности. В странах Балтики (Литва, Латвия, Эстония), несмотря на имеющийся исторический опыт частного землевладения, осуществляется также поэтапное преобразование земельных отношений по пути приватизации земли с преимущественным развитием частного землевладения. Постепенно снимаются административные ограничения рыночного оборота земель, размеров землепользования. Включаются экономические регуляторы земельного рынка, в том числе, налоговые и др.

В более ограниченных размерах сохраняется государственная собственность на землю.

Определенный интерес представляет и китайский опыт реформирования и регулирования земельных отношений, начатый в этой стране в 80-х годах XX столетия. До реформы 88% земельного фонда страны находилось в собственности государства, а 12% — кооперативной (общественной) собственности. Сохранив собственность на землю в незыблемой форме, Китай за прошедшие годы значительно продвинулся по пути реформирования земельных отношений и создания земельного рынка. Одним из центральных моментов в китайском опыте земельных реформ следует признать сохранение за государством важных регулирующих функций на всем этапе перехода к земельному рынку. Принят специальный Закон о правилах землепользования, в котором содержится раздел о правах собственности и праве на пользование землей. В нем четко записано, что земля в черте города относится к государственной собственности, а земля в пригороде и деревне — к коллективной. Важная особенность аграрной реформы — отделение права собственности на землю от права ее использования. В Китае продается право пользования землей (что и было осуществлено на практике в 1988 г. и у нас в стране), т. е., используется аренда, через которую земля и включена в рыночный механизм. При этом земля остается в коллективной собственности.

Сегодня рынок земли в Китае представляет собой начавшийся процесс обращения права пользования на государственную землю (в городах) и права пользования на коллективные земли несельскохозяйственного назначения (в деревне). Первые операции с недвижимостью были связаны с предоставлением иностранным инвесторам под использование земельных участков, расположенных в специальных экономических зонах (СЭЗ).

Государство жестко регулирует процессы, связанные с продлением сроков земельной аренды, разрешением возмездной передачи права пользования землей с согласия стран и созданием хозяйств более крупных масштабов (размеры землепользования), зон защиты сельскохозяйственных земель. При этом государство берет в свои руки процесс возмездной передачи прав пользования землей на установленный срок и право жесткого контроля за всей цепочкой вхождения земли в обращение — от передачи до освоения и эксплуатации. В целом, также нельзя не отметить того обстоятельства, что наряду с развитием рыночных отношений в землепользовании в Китае идет процесс усиления государственного регулирования земельных отношений. По нашему мнению, это связано с малоземельностью и необходимостью обеспечить соответствующий контроль над всевозрастающими финансовыми поступлениями в госбюджет от передачи прав пользования землями.

Из стран СНГ в области регулирования земельных отношений представляет определенный интерес опыт России и Узбекистана. В соседнем нам государстве — Узбекистане — земля является общенациональным богатством, продажа земли в частную собственность запрещена.

Имеется некоторая схожесть в развитии земельных отношений и землепользовании с Китаем. Широко развивается рыночное использования прав землепользования, что обусловливает своеобразие в формировании многоукладной сельской экономики, где основным костяком частного сектора являются дехканские хозяйства (личные хозяйства населения). Отличительная особенность землепользования в Узбекистане состоит также в ограниченности земельных ресурсов, базирующихся в основном на поливных землях, обслуживаемых мощной ирригационной системой. Поэтому в стране сохранена жесткая система административного регулирования земельных отношений, в которой элементы экономического регулирования еще не нашли своего достаточного развития.

Исторический опыт в развитии земельных отношений в России, имеющей определенную практику развития частного землепользования в дооктябрьский период, а также использование особенностей землепользования в условиях социализма, наличие огромных земельных ресурсов, особенностей их использования на различных уровнях федеративного государства, накладывают свой отпечаток на своеобразие развития земельных отношений и их регулирование.

Несмотря на закрепление конституционных норм частной собственности на землю, в России до 2001 года была запрещена купля-продажа земли. Рыночная система землепользования характеризируется своей относительной развитостью и достаточной степенью государственного регулирования земельных отношений. Причем, в вопросах регулирования земельных отношений в России приоритет отдается региональным органам и органам местного самоуправления.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

На 1 января 2000 года, по данным федеральной службы Земельного кадастра России, 92,4% земель в Российской Федерации находятся в государственной муниципальной собственности, 6,2% — в собственности юридических лиц, 1,4% — в собственности частных лиц. Тем не менее, принятие соответствующих законодательных актов способствовало становлению земельного рынка. В собственности 17,9 млн. землевладельцев находится 117,6 млн. га земли, 10,9 млн. российских граждан получили свидетельства о праве собственности на землю. 72,6% земли, находящейся в частной собственности землепользователей, передано в аренду, 19,3% — переданы в уставные фонды сельскохозяйственного предприятий, 4,1% — для организации частной семейной фермы.

На рынке земли в России преобладают операции, связанные с арендой земельных участков. Она составляет свыше 90% операций, произведенных с землей. Продажа земли частными и юридическими лицами составляет 5,6%, наследование 2,8%, дарение — 0,4%, залог — 0,02%.

Поступление в Государственный бюджет Российской Федерации сборов от вышеуказанных операций с землей составили в 1999 году 18113,2 млн. рублей, или превысили уровень 1995 года почти в 5 раз.

Для бюджета России это, возможно, и небольшая сумма. Но она подчеркивает огромную роль совершенствования механизмов экономического регулирования в эффективном использовании громадных потенциальных возможностей развития земельных отношений и земельного рынка и, особенно, в результате расширения сферы применения принципов купли-продажи земли в России.

Анализ и обобщение практики зарубежных стран по регулированию земельных отношений и рынка дает основание для некоторых выводов: во-первых, эволюционный характер их реформирования, и во-вторых, взвешенное конструктивное участие государства, обеспечивающего в процессе земельных реформ условия, необходимые для нормального функционирования земельного рынка.

Государственное воздействие не исключает использование экономических методов, что называется экономическим регулированием земельных отношений, которое в свою очередь предполагает активное сочетание роли государства и рыночного механизма «саморегулирования». Основными общими принципами регулирования земельных отношений в различных странах являются:

— плата за землю, совершенствование налогообложения путем усиления стимулирующей роли ставок земельного налога для повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий;

— эффективное и целевое использование земель, равенство всех форм собственности на землю;

— развитие арендных отношений и регулирование уровней арендной платы;

— формирование рынка земли и его эффективного функционирования с прямым или косвенным регулированием цен на эти земельные участки.

Осуществляемые в Кыргызской Республике земельные реформы, наряду с применением общих принципов их реформирования, имеют и свои отличительные особенности.

Регулирование земельных отношений в аграрном секторе базируется на государственной законодательной основе.

Правовой базой регулирования земельных отношений в стране являются Земельный и Гражданский Кодексы Кыргызской Республики, закон КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», Указы Президента и Постановления правительства КР по этим вопросам. Целенаправленные изменения системы земельных отношений, включая и радикальное преобразование институтов земельной собственности, владения, пользования, широкомасштабного перераспределения земель в пользу частного землепользователя способствовали становлению и развитию соответствующих институтов государственного регулирования земельными ресурсами и земельным оборотом, которые активно используют административные и экономические механизмы регулирования земельных отношений. Государственными органами, которые осуществляют регулирование земельных отношений являются Министерство сельского и водного хозяйства, перерабатывающей промышленности, Государственное агентство по регистрации прав на недвижимое имущество при правительстве КР (Госрегистр), которые имеют свои структуры на районном уровне, а Госрегистр — такие же и на областном уровне и в г. Бишкеке, и местные органы самоуправления (айыл-окмоту). Тем не менее, считать, что у нас в республике функционирует полноценный земельный рынок и эффективно действуют экономические механизмы их регулирования, нет достаточных оснований. Да, существует правовая база формирования земельного рынка, но его развитие находится на начальном этапе и потенциальные возможности его совершенствования достаточно велики.

Несмотря на то, что в Земельном Кодексе КР (ст. 3) предусматривается равенство всех форм собственности на землю, складывающаяся практика землевладения характеризуется однобокостью и господством мелкого крестьянского землевладения. Необходимо поддерживать крестьянские (фермерские) хозяйства, но и нельзя умалять преимуществ крупного товарного производства, основанного на различных принципах, в т. ч.: и кооперации. И не только потому, что существует общемировая тенденция укрупнения сельскохозяйственного производства, но и потому, что условия жесткой конкуренции на мировом продовольственном рынке обусловливают неблагоприятные экономические условия для развития мелкого крестьянского единоличного сектора.

В Земельном Кодексе совершенно справедливо ставится вопрос об обеспечении эффективного использования земель. К сожалению, ее достижение является самым слабым местом земельной реформы в стране. Это также является, в некоторой степени, следствием однобокой ориентации на развитие мелкого, полунатурального крестьянского уклада. Практика показывает, что некоторые формы землепользования оказывались не менее эффективными, чем полная частная собственность на землю. Особенно это относится к развитию арендных отношений в сельском хозяйстве, которые не получили достаточного развития в период реформирования аграрного сектора. Аренде земли и развитию арендных отношений, как одному из основных элементов земельного рынка, необходимо в ходе дальнейшего реформирования уделить особое внимание.

Следует и далее совершенствовать принципы платности земли, также предусмотренные в Земельном Кодексе.

Причем установление системы цен и платы на землю должно осуществляться на основе кадастровых оценок земельных ресурсов в республике, по регионам и сельскохозяйственным законам.

3. Пути совершенствования формирования земельного налога

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю», законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе данного Закона по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также инструкция Министерство налоговой службы (МНС) России от 21.02.2000 №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»».

Закон РФ «О плате за землю» и принятые на его основе нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», «землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, согласно которому:

— собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков;

— землепользователи — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

— землевладельцы — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, к физическим лицам — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения земельным налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование. Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы).

В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.

Размеры (ставки) земельного налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

В Российской Федерации значительная площадь земель используется под сельскохозяйственными угодьями, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками).

Законом РФ «О плате за землю» определены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации, которые приведены в приложении 1 к этому Закону.

Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Статьей 6 Закона РФ «О плате за землю» определено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в 2003 году в размере 25,92 коп. за 1 квадратный метр.

Органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 6 Закона «О плате за землю», повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Земельный налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков должен уплачиваться организациями и гражданами, имеющими в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Налог за земли городов и поселков (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых определен иной порядок исчисления налога) устанавливается на основе средних ставок, которые определены Законом РФ «О плате за землю» и приведены в приложении 2 (в таблицах 1, 2, 3) к этому Закону.

В приложении 2 к Закону РФ «О плате за землю» установлены также коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).

Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 51,84 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в размере 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 25,92 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году). Земельный налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» для поселений численностью до 20 тыс. человек.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.

За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами по земельному налогу средние ставки (ставки) земельного налога устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, и они различаются в зависимости от категории земель, плодородия почвы, местоположения земельных участков, численности населенных пунктов и других факторов.

Льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого Закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего право на него, не имеется. В таких случаях следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 №7486/01 отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты налога на землю.

Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицам исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.

Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.2002 №БГ-3-21/197 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию МНС России от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»»».

Приказом МНС России от 02.09.2002 №БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которая является обязательной для организаций, признаваемых плательщиками земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация по земельному налогу может представляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде по инициативе налогоплательщика и наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС России.

Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Исчисление земельного налога физическим лицам проводится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога физическими лицами утверждается МНС России.

Пересмотр неправильно произведенного обложения земельным налогом допускается не более чем за три предшествующих года.

Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Плательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты. Согласно ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» нормативная цена земли является формой платы за землю.

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли».

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка), и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», соответствующий субсчет.

Сумма земельного налога, рассчитанная в установленном порядке, должна отражаться налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог за счет имеющихся у них средств.

Согласно законодательству о налогах и сборах обязанность по учету плательщиков земельного налога и контролю за правильностью его исчисления и уплаты возложена на налоговые органы.

Неуплата или неполная уплата сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В случае неуплаты земельного налога в установленные сроки, в том числе и сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации — начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Непредставление налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством срок налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц налогоплательщика-организации в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Порядок наложения административного штрафа на должностных лиц, виновных в нарушении сроков представления налоговых деклараций, регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Чрезвычайно полезным для нашей республики может оказаться и опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления. При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций, федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости взаимной увязки общегосударственных и земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечении финансирования. Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы». Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

— налоги по возможности минимальны;

— минимальны, или точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги соответствуют структурной политике;

— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

— налоговая система исключает двойное налогообложение;

— величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Основные виды налогов в Германии — это: подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной ох- раны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Рассмотрим некоторые из них. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%. Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45%.

Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет 42%. Критике подвергается прежде всего то обстоятельство, что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частично означает налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги в местный бюджет. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычно ставка — 1,2%.

Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. Это также местный налог. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочие земельные участки. Наиболее давние традиции имеет в Германии налог на собственность. Его ввел в 1278 г. король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1 января 1995 г. поднято 1%. До этого она была на уровне 0,5%. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. При увеличении ставки налога был поднят и необлагаемый минимум. Ранее не облагалось налогом имущество стоимостью до 70 тыс. марок, в настоящее время — до 120 тыс. марок. При достижении владельцем собственности 60 лет льготный потолок повышается еще на 50 тыс. марок. Для юридических лиц — необлагаемый минимум 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйстве.

источник