Меню Рубрики

Анализ собираемости земельного налога в рф

Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»


Помимо этого, его размер влияет на личный располагаемый доход почти каждого гражданина России. К сожалению, на данный момент поступления от земельного налога крайне малы. Размер земельного налога не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а зависит только от кадастровой оценки, на которую влияют только объективные факторы (размер и расположение земельного участка, плодородность, тип земли).

Наша страна обладает огромным земельным пространством. Поэтому использование земли в России должно быть более эффективное, чем во многих других странах. России следует усилить контроль и стимулировать использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв.

Следует отметить существующие трудности при собираемости земельного налога и в качестве совершенствования и для решения ряда проблем предложить мероприятия, представленные в таблице 1.

Таблица 1 Проблемы земельного

Переход к рыночной экономике в период становления новой России, дал обществу большие возможности для финансово-экономической деятельности.

Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок.

Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» // СПС «КонсультантПлюс».Органы местного самоуправления при введении налога в соответствии с п.

2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ вправе установить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Другие элементы этого налога (объект, налоговая база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться местными органами .——————————— Титов В.В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал.

389 НК РФ на праве собственности,

Структура налоговых доходов бюджетов разных уровней существенно изменилась за последнее десятилетие, причём следует отметить, что присутствует общая тенденция снижения числа налогов, отчисления от которых поступают в региональные и местные бюджеты.

Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере артемовского городского округа приморского края)

Especially the question of a collecting of taxes is shown at the level of separate municipalities, as the least provided by own tax revenues.

Questions of a collecting of local taxes are considered on the example of the budgetary data of the Artemovsky city district of Primorsky Krai, also in article the role of local taxes when forming the income of the budget is defined.Keywords: , , , , , , Рубрика: Библиографическая ссылка на статью: Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере Артемовского городского округа Приморского края) // Современные научные исследования и инновации.

2015. № 7. Ч. 3 [Электронный ресурс].

Проблемы земельного налога в России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»


Только повсеместное налогообложение земли позволит повысить эффективность ее использования, направить инвесторов в наиболее производительные области экономики, способствовать урбанистическому планированию. Для реализации этой задачи необходимо осуществить ряд стратегических и тактических преобразований налогового законодательства.

В теории налогов земельному налогу всегда придавалось большое значение. Во второй половине XVIII в. физиократы Анн Робер Жак Тюрго и Франсуа Кенэ призывали к отмене всех существующих налогов, введению режима абсолютно свободной торговли и применению единственного налога на землю1.

Их работы были критически проанализированы Адамом Смитом: «Налог на ренту, изменяющийся в зависимости от каждого изменения ренты или повышающийся и понижающийся в соответствии с улучшением или ухудшением обработки земли, рекомендуется как наиболее справедливый из всех налогов той школой французских писателей, которые называют себя экономистами.

Причина этого заключается в дифференциации налоговой базы, в округах и районах в наличии имеется более высокая плотность населения и развитое производство.

Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16. 3. Завроцкая Е.Н.

Земельный налог, как один из источников достижения самостоятельности местных бюджетов // Территория новых возможностей.

Низкая инвестиционная активность.

Инвестиционная привлекательность земельных ресурсов региона во многом зависит от стабильности, определенности и предсказуемости развития территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, которые возможны только при наличии утвержденных документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также документации по планировке территорий.

Кроме того, медленное вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, также негативно сказывается на инвестиционной привлекательности земель.

При этом инвестиционная привлекательность все-таки зависит от разумности платежей за землю, будь то земельный налог или арендная плата. На основании кадастровой стоимости выкупаются земельные участки. Большинство предпринимателей отказываются выкупать земельный участок, поскольку сегодня выкупная стоимость приравнена к кадастровой стоимости.

Анализ собираемости и эффективности администрирования местных налогов Владивостокского городского округа

Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических последствий для бюджета города Владивостока. Ключевые слова: земельный налог, Местные налоги, налог на имущество физических лиц, налоговое законодательство, налогообложение В настоящее время любое государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки.

Из всех источников финансирования государственного бюджета Российской Федерации выделяют налоговые платежи.

Они составляют более 80% поступлений финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Налоговая система нашей страны несовершенна и является одной из наиболее противоречивых и сложных проблем в практике ведения народного хозяйства.

источник

Дата размещения статьи: 29.01.2018

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 164-ФЗ (далее — НК РФ) в ст. 15 к местным налогам и сборам относит земельный налог. Он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога производятся аналогичным способом.
В городах федерального значения действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых, помимо НК РФ, производятся установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения. Например, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге».
Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога в пределах, которые обозначены в НК РФ .
———————————
Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» // СПС «КонсультантПлюс».

Органы местного самоуправления при введении налога в соответствии с п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ вправе установить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Другие элементы этого налога (объект, налоговая база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться местными органами .
———————————
Титов В.В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал. 2015. N 9. С. 14 — 17.

Налогоплательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.
Пункт 4 ст. 391 НК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестром).
Исторически Российское государство отличалось огромной территорией и постоянно расширяло ее, поэтому земля всегда являлась важнейшим объектом налогообложения. Земельный налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов. Однако на сегодняшний день взимание земельного налога в местные бюджеты осуществляется не в полном объеме, что приводит к их дефициту и лишает органы местного самоуправления возможности решать свои насущные социально-экономические проблемы.
Совершенствование взимания земельного налога должно происходить с учетом исторического опыта, а также использования практики сборов земельного налога за рубежом. Интересен опыт данной процедуры в отдельных странах, например, таких как Франция, Германия, США или Канада. В этих государствах земельный налог также является местным налогом и составляет основную часть доходов муниципального бюджета. Так, в Германии и Франции он составляет около 75%, в США — 95%, в Канаде — 81% . Таким образом, собираемость земельного налога в этих странах довольно высокая.
———————————
Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России // Вестник современной науки. 2015. N 5 (5). С. 74 — 79.

Следует учитывать, что потребность взимания налогов в пользу государства в обществе всегда принимается весьма негативно, по этой причине насущной проблемой считается формирование успешной налоговой политики как на уровне всего государства, так и на местном уровне. Муниципально-правовая политика является производной от государственной , именно поэтому актуальной является разработка и активизация мероприятий повышения сборов от земельного налога, который считается одним из ключевых источников прибыльной доли местных бюджетов. В настоящее время поступления от земельного налога чрезвычайно незначительны. В муниципальном «кошельке», по данным Минфина России, доля земельного налога в доходах бюджета муниципалитета составляет около 3%. При этом долгое время почти 80% земли в России было выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (лесной фонд, земли запаса и т.д.), что лишает органы местного самоуправления стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются .
———————————
Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 4. С. 18 — 23.
URL: http://www.samoupravlenie.ru/36-01.php.

В настоящее время размер земельного налога не зависит от экономических итогов деятельности налогоплательщика, на него оказывает влияние только кадастровая оценка земельного участка, на которую влияют его размер и расположение, плодородность, вид территории. Обладая большим земельным пространством, российское государство должно стремиться к использованию земли наиболее результативно. Об этом свидетельствует проводимая в настоящее время политика упрощения предоставления земельных участков гражданам, особенно на территории Дальнего Востока, практически каждый гражданин имеет право подать заявку на так называемый «дальневосточный гектар». Ряд нововведений в земельном законодательстве в последнее время можно назвать «земельной реформой» в государстве , одно из направлений которой предусматривает перераспределение земельных участков из государственной собственности в муниципальную. Причиной данного процесса, наряду с другими, является и увеличение количества правообладателей земель, на которых будет возложена уплата земельного налога. Тем самым государство стремится стимулировать применение, охрану и осваивание территорий и усилить контроль за их использованием.
———————————
Вербина О.Л. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: новое в российском законодательстве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 28 — 31.

Для увеличения эффективности сборов от земельного налога следует проанализировать сведения о землепользователях, существующих в муниципалитете, и ужесточить меры ответственности по представлению надлежащей информации со стороны Росреестра в налоговый орган. На наш взгляд, в любом муниципальном образовании следует широко применять мероприятия по взаимодействию налоговых и муниципальных органов по всестороннему учету объектов налогообложения по земельному налогу, т.к. решение проблемы увеличения собираемости земельного налога и пополнения местных бюджетов зависит от межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и органами местного самоуправления.
В последнее время во многих регионах разработаны целевые программы, направленные на повышение сбора земельного налога и арендной платы, увеличение эффективности муниципального земельного контроля. В указанных программах проблемы государственного регулирования сгруппированы по трем главным направлениям: увеличение собираемости земельного налога, самооптимизация сбора других поступлений за пользование земельными зонами, эффективность земельного контроля. Как отмечает Н.И. Кресникова, эти программы разрабатываются с целью увеличения собираемости земельного налога, учитывают формирование общей электронной базы абсолютно всех земельных зон с целью анализа сведений о землепользователях, существующих в муниципалитете .
———————————
Кресникова Н.И. Современное состояние земельного оборота в России // Право и экономика. 2015. N 4. С. 29 — 31.

Так, например, в МО «Город Курск» аккумулируются налоги в бюджете, финансируются важнейшие направления жизнедеятельности общества: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, молодые семьи, правоохранительная деятельность и т.д. В целях более полного привлечения налогов в бюджет города в администрации города Курска создана и действует рабочая группа по повышению уровня собираемости налогов. В административных округах областного центра с этой целью созданы межведомственные рабочие группы, которые еженедельно проводят обследование земельных участков и объектов капитального строительства для установления законченных строительством объектов жилого фонда, фактически используемых для проживания при отсутствии зарегистрированных прав собственности на них, а также документов о вводе их в эксплуатацию .
———————————
URL: http://www.kurskadmin.rU/news/1/imushchestvennye-nalogi-deystvuyushchie-nalogovye-stavki-i-lgoty.html.

Несмотря на предпринимаемые меры, повышение собираемости земельного налога остается актуальным. Как точно отметил И.И. Курков, единого способа решения данной проблемы не выработано, можно выделить несколько направлений .
———————————
Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 — 79.

Одна из задач налоговиков — проверка достоверности информации в базах данных налогового органа при взаимодействии не только с органами Росреестра, но и с органами исполнительной власти. Целесообразным является принятие мер по ужесточению контроля со стороны налоговых органов по факту нецелевого использования земельных участков и применению мер ответственности за незаконное использование земельного участка. Особое внимание следует уделить землям сельскохозяйственного назначения как особо ценной категории земель. По таким землям максимально возможная ставка в соответствии с НК РФ 0,3%, однако данные земли могут использоваться не по назначению и, следовательно, должны облагаться по ставке 1,5%. Для урегулирования данного вопроса необходимо осуществлять систематические проверки земель, заявленных как сельскохозяйственные, на соответствие таковым.
Следует инициировать приобретение в собственность юридических и физических лиц земельных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности субъекта РФ и сдаваемых им в аренду. Для этого стимулом может стать существенное повышение арендной платы и значительное снижение цены на продаваемые участки, находящиеся в государственной собственности.
Следующим направлением повышения сборов от земельного налога может быть пересмотр льготных категорий граждан, указанных в НК РФ. Льготы предоставляются для лиц, перечисленных в п. 5 ст. 391 НК РФ, где для некоторых категорий граждан (Героев Советского Союза и РФ, инвалидов I и II группы, ветеранов Великой Отечественной войны и т.п.) установлен необлагаемый минимум в размере 10 000 руб., который действует на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. В перечне лиц нет таких категорий, например, как несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. ст. 14 и 15 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан льготы по исчислению земельного налога не предусмотрены. В перечне льготников нет и пенсионеров. Вместе с тем п. 2 ст. 387 НК РФ органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков . Однако судебная практика показывает, что не всегда налоговые органы учитывают льготные категории граждан при начислении земельного налога, в т.ч. взыскивая и пеню за не уплаченный в срок налог. Так, например, Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 26 сентября 2016 г. по делу N 33а-3777/2016 было отменено решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 14 июля 2016 г. в связи с тем, что решение о взыскании задолженности по земельному налогу с Трунова В.А. приняли, не убедившись в ее обоснованности, не была учтена льгота ответчика, который являлся инвалидом ВОВ .
———————————
Письмо Минфина России от 24.06.2016 N 03-05-06-02/36938 «О земельном налоге» // СПС «КонсультантПлюс».
URL: https://rospravosudie.com/court-tambovskij-oblastnoj-sud-tambovskaya-oblast-s/act-534682522.

Читайте также:  Уплата земельного налога крым

Отметим также, что величина необлагаемого минимума, закрепленная в НК РФ, давно устарела, т.к. она действует с момента введения земельного налога и требует существенного пересмотра. Совершенно справедливой является позиция И.И. Куркова о необходимости индексировать необлагаемый минимум до 50 000 руб. и включении в перечень лиц, представленных в п. 5 ст. 391 НК РФ, пенсионеров, но разрешить использовать данную льготу только для одного участка на территории России . Нельзя не учитывать, что местные бюджеты теряют ежегодно огромные суммы денег от предоставления налоговых льгот, и предлагаемые изменения могут только усугубить ситуацию. Решить проблему можно, увеличив налоговую ставку для прочих земельных участков с 1,5% до 3%, что позволит бюджетам муниципалитетов перераспределить налоговое бремя с льготных категорий граждан на тех, кто в состоянии оплатить более значительные суммы, например, владельцев торговых центров, которые в настоящее время платят мизерную величину земельного налога.
———————————
Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 — 79.

Таким образом, перечень физических лиц — льготников по земельному налогу требует уточнения и расширения именно в НК РФ для гарантированной защиты прав отдельных категорий граждан, которые могут быть не учтены в актах органов местного самоуправления.
На наш взгляд, необоснованным явился отказ депутатов Государственной Думы от поддержки законопроекта об освобождении граждан, владеющих земельными участками площадью не более 800 квадратных метров, от уплаты земельного налога . Предлагалось исключить из списков объектов налогообложения земельные участки при условии, что он является единственным в собственности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Рациональным можно считать перераспределение налогового бремени с указанных лиц на владельцев многочисленных и (или) крупных участков.
———————————
Госдума отказалась отменить налог для владельцев участков площадью до 8 соток. URL: http://www.audit-it.ru.

Еще одним направлением для пополнения местных бюджетов предполагается увеличение ставки земельного налога для пустующих земель и взимание платы за перевод земельных участков из одной категории в другую . Зачастую возникают ситуации, когда приобретаются неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, затем владельцы этих участков меняют вид разрешенного использования и осуществляют на них строительство объектов. Тем самым застройщики получают с продажи построенных зданий и сооружений прибыль, а муниципальные образования теряют ценные земли, не получая компенсации за это. Предполагается, что плата будет рассчитываться исходя из разницы кадастровой стоимости до и после изменения категории земельного участка.
———————————
Анализ зарубежного опыта взимания земельного налога. URL: http://www.rusnauka.com.
Каримов И.Я. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Инновационная наука. 2016. N 3. С. 123.

Таким образом, рассмотренные мероприятия, призванные увеличить муниципальные бюджеты за счет земельного налога, позволят решать им первостепенные социально-экономические вопросы за счет собственных средств.

1. Вербина О.Л. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: новое в российском законодательстве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 28 — 31.
2. Каримов И.Я. Управления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Инновационная наука. 2016. N 3. С. 123.
3. Кресникова П.И. Современное состояние земельного оборота в России // Право и экономика. 2015. N 4. С. 29 — 31.
4. Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 — 79.
5. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Лыкова Л.П. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., пересмотр. и доп. / М.: Юрайт, 2016. 309 с.
7. Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 4. С. 18 — 23.
8. Титов В.В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал. 2015. N 9. С. 14 — 17.
9. Шайкова М. Психологические аспекты имиджа исполнительной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 18 — 21.

источник

Налог на землю введен в российскую налоговую систему в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Земельный налог обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

В городах федерального значения правовое регулирование земельного налога имеет следующие особенности. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог согласно данным Налоговым кодексом РФ и соответствующими региональными законами, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга соответственно. При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения определяют налоговые ставки в пределах, порядок и сроки уплаты земельного налога. Одновременно названными нормативными правовыми актами и региональными законами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству; ведению земельного кадастра, мониторинга; охране земель и повышению их плодородия; освоению новых земель; на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. В целях соблюдения прав налогоплательщиков кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения общественности.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, отраслей материального производства и непроизводственной сферы).

Согласно п. 2 ст. 389 НК не являются объектом налогообложения следующие виды земельных участков: изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ: занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Анализ динамики исчисления земельного налога у налогоплательщиков — юридических лиц различных отраслей экономики МО «Город Саратов» представлен в таблице 2.

Таблица 2. Анализ динамики исчисления земельного налога у налогоплательщиков — юридических лиц различных отраслей экономики МО «Город Саратов», %

Сфера деятельности налогоплательщика

Сфера бытового обслуживания

Таким образом, по данным таблицы 2, можно наблюдать позитивную динамику исчисления земельного налога у предприятий, компаний и организаций к концу отчетного периода отраслей: пищевая промышленность, сфера бытового обслуживания, оптовая торговля, медицина. Что связано со структурными изменениями в развитии экономики региона в целом.

Налоговым периодом по земельному налогу является один календарный год. По общему правилу, установленному п. 2 ст. 393 НК, для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены следующие отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Вместе с тем п. 3 ст. 393 предоставляет право представительному органу муниципального образования и законодательному (представительному) органу государственной власти города федерального значения не устанавливать отчетный период по данному налогу. Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. Площадь земли, которая находится в совместном пользовании этих лиц и граждан, распределяется между ними для исчисления налогов пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном владении. За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников соразмерно и доле на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими земельными участками или соглашением сторон.

Налоговой базой земельного налога выступает кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения), то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию и городу федерального значения. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой доле.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования; научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур; учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования; государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

На основании п. 5 ст. 391 НК к отдельным категориям налогоплательщиков применяются стандартные налоговые вычеты в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (города федерального значения). Правом на подобное уменьшение налоговой базы обладают, например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II группы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Земельный налог уплачивается по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования или региональными законами городов федерального значения. По общему правилу земельный налог исчисляется но ставке не более 1,5%. Однако отдельные категории земельных участков могут облагаться налогом по ставке не более 0,3%.

В п. 13 ст. 217 НК появилось два условия для применения освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц, которые должны соблюдаться одновременно: общая площадь земельного участка, используемого физическим лицом для ведения личного подсобного хозяйства, не превышает установленный максимальный размер, т.е. 0,5 га (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). В соответствии с указанной нормой этот размер может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз (до 2,5 га); для ведения личного подсобного хозяйства не привлекаются наемные работники. Особенностью налогообложения земельных участков является большой перечень налоговых льгот, гарантированный ст. 395 НК РФ.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу, по земельному налогу они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. При переходе в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка. Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 1% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа. Налог за часть площади дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городах и рабочих поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель. Юридические и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября, как указано законодательно.

Читайте также:  Возмещение земельного налога с арендаторов бюджетное учреждение

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. Относительно органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов муниципальной власти НК установлена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, являющихся объектами налогообложения. Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платеж по очередному сроку. Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки. Резюмируя вышесказанное, использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти. Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. За земельные участки, предоставленные в пользование юридическим лицам или физическим лицам по договорам аренды, земельный налог за эти участки взимается с арендодателя. Споры, возникающие по вопросам, касающимся земельного налога, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

источник

С принятием Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в стране была кардинально изменена система налогообложения земли.

Принципиальным в новой системе налогообложения земли является определение в качестве налоговой базы кадастровой стоимости земельных участков, а не их площади. Учитывая, что при наличии рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость рассчитывается от рыночной, с точки зрения развития рынка земли и недвижимости это положение является более прогрессивным.

Основная задача, которая ставилась при решении о переходе на кадастровую оценку, и на реализацию которого были затрачены большие бюджетные средства, заключается в увеличении доходов местных бюджетов земельного налога. Однако, несмотря на сокращение большого числа льготников и установление максимальных налоговых ставок, ожидаемого роста не произошло. В большинстве населенных пунктов, в частности в Иркутской области, произошло снижение поступлений от земельного налога. Исключениями являются города Иркутск и Новосибирск, в которых поступления от земельного налога по сравнению с 2006 годом увеличились в 2,8 и 3,1 раза соответственно, причем в поступлениях за 2007 год учитывались только 3 авансовых платежа, или 3/4 годовых начислений по земельному налогу (табл. 2.1).

Сводная таблица поступлений от земельного налога в городах, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов.

Общая площадь территории МО, га

Численность населения, тыс. чел.

Земельный налог по годам, млн. руб.

Одной из основных проблем низкой собираемости земельного налога некоторые специалисты считают отсутствие надлежаще оформленных прав на земельные участки в соответствии с существующим законодательством, а именно постановку земельных участков на кадастровый учет и наличие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения.

В городе Иркутске количество неоформленных земельных участков физическими лицами под индивидуальными жилыми домами составляет около 20 тысяч, в среднем налог с каждого земельного участка равен 600 рублям.

Следовательно, общая сумма земельного налога с этих земельных участков составит 12 миллионов рублей, или 2 процента (12/600) от годовой суммы поступлений по земельному налогу.

Анализ нормативных правовых актов, принятых в регионах Сибири и Дальнего Востока, об установлении земельного налога показал, что в большинстве муниципальных образованиях установлены максимальные процентные ставки к кадастровой стоимости, за исключением земель, занятых жилищным фондом, огородничеством и т. д. Во многих муниципальных образованиях пониженные процентные ставки (в 10-15 раз) установлены для земель, занятых гаражными кооперативами и кооперативами овощехранилищ, в связи с тем, что эти виды деятельности имеют социальный характер. Что касается прочих земельных участков, то следует учитывать потери бюджетов муниципальных образований от установления пониженных ставок.

Основными проблемами собираемости земельного налога в городе Иркутске являются:

1) отсутствие финансирования (в полном объеме) из федерального бюджета федеральных учреждений. На 1 октября 2007 года задолженность федеральных учреждений по земельному налогу составляет около 90 миллионов рублей, или 15 процентов (90 / 600) от годовой суммы поступлений по земельному налогу в городе Иркутске;

сложности переходного периода, связанного с введением новой системы налогообложения на основании кадастровой оценки земельных участков, проводимой Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Иркутской области;

взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными налоговыми органами в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года № 410 (проблема заключается в том, что налоговые инспекции не предоставляют органам местного самоуправления сведения о начислении, поступлении и задолженности по земельному налогу в отношении каждого земельного участка).

сложность, долговременность, дороговизна процедуры оформления земельных участков в собственность.

Кроме того, следует заметить, что отсутствие полной информации о начислении земельного налога затрудняет формирование информационного ресурса о расположенных на территории муниципального образования налогооблагаемых земельных участков и не позволяет органу местного самоуправления — администрации города Иркутска надлежащим образом проводить работу по формированию доходной части бюджета города.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) города Иркутска были получены сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра (Управление Роснедвижимости по Иркутской области), и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная регистрационная служба по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу).

КУМИ города Иркутска разработано программное обеспечение, позволяющее производить исчисление земельного налога по каждому земельному участку поквартально и в целом по календарному году. Этот программный продукт не обеспечивает взаимодействия всех структур по земельным отношениям и работает в автономном режиме.

Одним из вариантов увеличения сборов от земельного налога могло бы стать создание единой информационной базы земельных участков и их собственников, что должно быть закреплено на федеральном уровне совместными законодательными актами, принятыми Роснедвижимостью, Федеральной регистрационной службой, Федеральной налоговой службой и органами местного самоуправления. Единая информационная база позволит своевременно выявлять неточности а оценочных описях, неплательщиков земельного налога либо плательщиков, оплативших земельный налог не в полном объеме.

В случае создания единой информационной базы отпадет необходимость в предоставлении сведений о задолжниках по земельному налогу из налоговых инспекций в органы местного самоуправления, о кадастровой стоимости вновь образованных участков либо об изменениях площадей и разрешенного использования существующих участков — в органы местного самоуправления и налоговые инспекции.

Полагается, что на федеральном уровне необходимо закрепить обязанность по уплате земельного налога за земельные участки, на которые оформлена собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 сентября 2007 года в городе Иркутске зарегистрировано право собственности Российской федерации на земельные участки общей площадью 1 005 гектаров (4 процента от общей площади города). Часть земельных участков, которая предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), облагается земельным налогом. Остальные земельные участки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области сдаются в аренду, при этом 100 процентов арендной платы поступает в федеральный бюджет. Однако в бюджет города Иркутска средства за пользование земельными участками ни в форме земельного налога, ни в форме аренды не поступают.

Приведу пример. С 1 января 2007 года земельный налог на участок, предоставленный открытому акционерному обществу (ОАО) «Иркутскэнерго» для эксплуатации существующего сооружения — Иркутского гидроузла, не уплачивается. В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок ОАО * Иркутскэнерго» с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по (Иркутской области заключен договор аренда 82,6 гектара площади. Потери по земельному налогу от этого земельного участка составляют 12,7 миллиона рублей. Более существенны потери в городе Братске: во втором квартале 2006 года было зарегистрировано право федеральной собственности на 3 земельных участка Братского лесоперерабатывающего комбината, годовая арендная плата за которые составляла более 120 миллионов рублей. С момента регистрации права собственности Российской Федерации 100 процентов арендной платы поступает в бюджет Российской Федерации.

Решение названных проблем и внесение изменений в федеральное законодательство позволят существенно увеличить бюджеты муниципальных образований от поступлений по земельному налогу.

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании предоставления в аренду государственных и муниципальных земель одним из пунктов, требующих дополнительного обсуждения, является порядок выработки условия договора, касающегося размера арендной платы. В тех случаях, когда предметом договора аренды является имущество, находящееся в собственности юридических и физических лиц, порядок определения размера арендной платы достаточно очевиден. В таких ситуациях в соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей свободу договора, условие о размере арендной платы вносится в договор контрагентами — арендатором и арендодателем, которые выдвигают предложения относительно размера арендной платы исходя из своих собственных экономических интересов.

В настоящее время существуют как минимум два нормативных правовых документа, не принятых на федеральном уровне, которые должны регулировать установление Порядка определения арендной платы за земельные участки. В статье 22 ЗК РФ указано, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Соответствующий нормативный акт не принят.

В пункте 3 статьи 65 ЗК РФ предусматривается, что уполномоченные органы должны руководствоваться утвержденным порядком определения размера арендной платы. По общему правилу, закрепленному в пункте 3 статьи 65 ЗК РФ, такой порядок устанавливается органами того уровня, в чьей собственности (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования) находится передаваемый в аренду земельный участок, а именно:

  • · за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации (такой нормативный акт не принят);
  • · за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации — органами государственной власти субъектов Российской Федерации (соответствующий нормативный акт не принят в некоторых регионах и, по сути, является декларативным);
  • · за муниципальные земли — органами местного самоуправления.

В качестве исключения из этого правила можно рассматривать норму пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ «о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в котором говорится, что вне зависимости от того, в чьей собственности находятся участки, право аренды на которые возникает в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельных участков.

На современном этапе развития земельных отношений в РФ было бы логичным наличие определенных пропорций между земельным налогом и арендной платой. (рис. 2.1)

Рис. 2.1 Поступления по земельным платежам в городах, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, в 2007 году (млн.р).

При анализе нормативных правовых актов, принятых в регионах Сибири и Дальнего Востока, были выявлены порядки определения арендной платы за земли, в которых арендная плата устанавливалась на уровне ставок земельного налога.

Такие подходы являются недопустимыми, несмотря на относительную простоту администрирования арендных платежей, и приводят к существенному занижению доходов как местных, так и региональных бюджетов.

Для сравнения е городе Иркутске при определении арендной платы максимальная процентная ставка к кадастровой стоимости почти в 70 раз превосходит ставку земельного налога (для временных сооружений).

В основу Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Иркутска, была заложена дифференциация земельных участков на 16 видов функционального использования земель для целей проведения государственной кадастровой оценки земель поселений (по аналогии с земельным налогом) и использован Типовой перечень, разработанный с использованием Системы классификаторов для целей ведения государственного земельного кадастра, принятой и введенной в действие приказом Государственного земельного комитета от 22 ноября 1999 года № 84.

Следует отметить, что Система классификаторов для целей ведения государственного земельного кадастра была разработана в целях развития работ по созданию единой системы государственного земельного кадастра РФ (рис.2.2).

Рис. 2.2 Поступления от земельных платежей в городах, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, в 2004-2007 г.г. (млн р.)

Несколькими городами Российской Федерации при разработке Порядка определения арендной платы за земли за основу был взят общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Необходимо отметить, что при использовании ОКВЭД возникают сложности, если необходимо определить арендную плату за земельные участки, на которых не подразумеваются экономическая деятельность и получение дохода от их использования. К таким видам деятельности относятся благоустройство, некоммерческие парковки, лесопарки, скверы и т. д. Вместе с тем указанные виды разрешенного использования земельных участков применяются в деятельности землепользователей, не могут быть заменены другими «синонимами» разрешенного использования земельных участков применяются в деятельности землепользователей, не могут быть заменены другими «синонимами» разрешенного использования и применяются практически во всех порядках определения арендной платы в других городах страны.

При переходе на арендную плату от кадастровой стоимости необходимо выполнить определенные условия, в частности, при расчете арендной платы на текущий год снижение ее уровня по сравнению с предыдущим годом не допускается. При определении арендной платы учитывается ряд повышающих и понижающих коэффициентов, например за превышение трехлетнего срока жилищного строительства.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Изменена сама методика определения кадастровой стоимости земель, введены 16 видов функционального использования земель (вместо 14 существовавших ранее). В связи с этим во многих муниципальных образованиях на 2008 год будут утверждены «обновленные» результаты кадастровой оценки земель, что отразится на арендной плате за земельные участки. Таким образом, на уровне муниципалитета необходимо создать комиссию, в которую будут входить представители всех участвующих в этом процессе структур и заниматься рассмотрением результатов проведения актуализации государственной кадастровой оценки.

Федеральным законом № 212-ФЗ установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Действие этой нормы может еще более усложнить земельные отношения в муниципальных образованиях в сравнении с положением Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», согласно которому право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административных центрах — столицах было предоставлено субъектами РФ.

Читайте также:  Квитанция об уплате земельного налога

В настоящее время невозможно предложить универсальную модель установления порядка определения арендной платы за земли субъектами Российской Федерации, которая устраивала бы все муниципальные образования (в Иркутской области, например, 385 муниципальных образований). Между крупными городами и небольшими населенными пунктами существует следующая разница при определении арендной платы за земли: в городах арендная плата определяется в процентах от кадастровой стоимости, в небольших населенных пунктах — либо на уровне ранее действовавших ставок земельного налога, либо в коэффициентах ( 2,5 и т. д.) к кадастровой стоимости (то есть арендатор уплачивает несколько кадастровых стоимостей в виде годовой арендной платы). Это связано с тем, что при переходе к кадастровой стоимости в небольших населенных пунктах отмечалось резкое падение доходов (в десятки раз) от земельного налога и муниципалитеты были вынуждены устанавливать такие порядки определения арендной платы за земли для сохранения своих доходов. Однако даже в крупных городах Иркутской области (Иркутск, Братск, Ангарск) при определении арендной платы за земли применяют различные процентные ставки к кадастровой стоимости (например, в Иркутске процентные ставки для земельных участков, предоставленных для размещения временных сооружений, в 2-3 раза выше, чем в Братске) (табл. 2.3, рис. 2.2).

Поступления земельных платежей в городе Иркутске, тыс. руб.

источник

Анализ собираемости и эффективности администрирования местных налогов Владивостокского городского округа

Определение уровня собираемости и удельного веса местных налогов в общей структуре налоговых платежей. Рассмотрение изменений в налоговом законодательстве по уплате местных налогов в бюджет города. Оценка экономических последствий для бюджета города.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Анализ собираемости и эффективности администрирования местных налогов Владивостокского городского округа

Метеж Виктория Дмитриевна

В статье даётся описание местным налогам, взимаемым налоговыми органами на территории Владивостокского городского округа: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Анализируется динамика их поступлений за 2013-2014 годы, уровень собираемости и удельный вес местных налогов общей структуре налоговых платежей. Также рассматриваются изменения в налоговом законодательстве по уплате местных налогов в бюджет города Владивостока и планируемые изменения в Налоговом кодексе РФ. Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических последствий для бюджета города Владивостока.

Ключевые слова: земельный налог, Местные налоги, налог на имущество физических лиц, налоговое законодательство, налогообложение

В настоящее время любое государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки. Из всех источников финансирования государственного бюджета Российской Федерации выделяют налоговые платежи. Они составляют более 80% поступлений финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Налоговая система нашей страны несовершенна и является одной из наиболее противоречивых и сложных проблем в практике ведения народного хозяйства. Кроме того, вопрос налогообложения является актуальным для любого хозяйствующего предприятия, так как налоги по своей экономической сущности представляют собой изъятие государством определенной части дохода предприятия, что всегда является болезненным моментом для населения и организаций.

Нельзя не отметить и понятие налогового планирования, когда в целях минимизации своих налоговых обязательств организация не уходит от своих обязанностей налогоплательщика, а законно их уменьшает. При этом границы между законным и незаконным снижением налогов настолько хрупки, что налоговый инспектор при проведении выездных проверок пытается доказать нарушение налогового законодательства РФ.

В настоящее время к уклонению от налогообложения относятся схемы необоснованного получения налоговой выгоды, такие как создание фирм-однодневок, предъявление к налоговому вычету сумм НДС, открытие транзитных мнимых расчетных счетов.

Налоговая система России имеет свою уникальную историю возникновения, которая формировалась под влиянием политических, экономических и социальных условий.

Также она имеет различные уникальные виды налогов, платежей, пошлин, силовые и административные полномочия уровней власти, налоговые базы, область распространения налогов, налоговые льготы и многие другими элементы налогов. Также существуют свои способы и методы взимания, ставки.

Например, ставка по доходам физических лиц в Российской Федерации составляет 13%, и считается самой низкой ставкой в мире. В странах Европы и Америки данный показатель колеблется в пределах 40-60%, а в Великобритании существует так называемая шедулярная система налогообложения, которая предусматривает различные ставки в зависимости от вида дохода физического лица.

Налоги в нашей стране делят по видам на три группы:

Местные налоги и сборы играют важную роль в формировании доходной части бюджета. С их помощью местные власти проводят значимые для региона различные социальные мероприятия, которые направлены на улучшение жизни граждан.

Основными местными налогами являются налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В настоящее время земельный налог вводится и прекращает свое действие не только по условиям Налогового кодекса РФ, но и по нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований. Данный налог обязателен к уплате на территории муниципалитета.

В октябре 2005 года Дума города Владивостока приняла решение №108 о введении с 1 января 2006 года в городе Владивостоке вышеуказанного налога в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. налоговый бюджет законодательство экономический

В данной главе определены правовые основы, правила начисления и уплаты земельного налога, сроки уплаты, а также порядок исчисления данного налога. Также местные власти города Владивостока установили пониженную ставку земельного налога, изменили сроки уплаты, установили льготы для некоторых учреждений и физических лиц и освободили от уплаты этого налога некоторые категории физических лиц. [1]

Налог на имущество физических лиц: все элементы, а также порядок исчисления и перечисления в бюджет данного налога до 1 января 2015 года были закреплены в Законе Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который в настоящее время утратил свою силу. С начала 2015 года, в связи с изменениями в налоговом законодательстве, НК РФ был дополнен главой 32, в которой определены правовые основы, а также правила начисления и уплаты вышеуказанного налога, единые для всех муниципалитетов. При этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

На территории города Владивостока с 1 января 2015 года местные власти установили новые ставки уплаты налога на имущество физических лиц, изменили срок уплаты данного налога. Теперь физические лица будут уплачивать этот вид налога не позднее 1 октября.

Проведем анализ поступления местных налогов во Владивостокском округе. Данные о количестве поступивших средств следует проанализировать на основе отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Владивостока, а также из заключения Контрольно-счетной Палаты об исполнении бюджета города Владивостока за 2013, 2014 года. При проведении анализа учтем следующие показатели: объем поступлений, начислений и долю налога в общем объеме поступлений в местный бюджет.

Рассмотрим в первую очередь уровень поступлений налога на имущество физических лиц. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели исполнения бюджета и доля налога на имущество физических лиц в общем объеме бюджета.

Доля поступления налога на имущество физических лиц в общем объеме в бюджет городского округа, %

Согласно данным в таблице 1 в 2014 году мы видим, что доля поступлений налога на имущество физических лиц выросла на 13.8 % по сравнению с 2013 годом. Доля поступления анализируемого налога в общем объеме в бюджет города Владивостока увеличилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 19.2% и составила 1,24%. На основе полученных результатов проанализируем динамику поступлений налога на имущество физических лиц по городу Владивостоку.

Рисунок 1 — Динамика поступления налога на имущество физических лиц за 2013 и 2014 года, тыс. руб.

Из данных динамики поступления налога на имущество физических лиц во Владивостокском городском округе виден существенный рост доли собираемости налога по сравнению с 2013 годом, что связно с ростом числа собственников имущества, а также ростом стоимости жилья на рынке недвижимости.

Теперь рассмотрим показатели по земельному налогу за 2013 и 2014 года.

Таблица 2 — Показатели исполнения бюджета и доля земельного налога в общем объеме бюджета.

Доля поступления земельного налога в общем объеме в бюджет городского округа, %

Согласно данным, представленным в таблице 2, поступления земельного налога за 2014 году снизились на 9% по сравнению с 2013 годом. А доля поступления земельного налога в общем объеме в бюджет города Владивостока уменьшилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом примерно на 4,6% и составила 17,91%. Построим наглядное изображение полученных результатов.

Рисунок 3 — Динамика поступления земельного налога за 2013 и 2014 года, тыс. руб.

Динамика поступления земельного налога в местный бюджет Приморского края показывает явное снижение собираемости данного налога у населения. Эту причину можно охарактеризовать ситуацией, связанной со снижением кадастровой оценки участков земель. [2]

В связи с отсутствием стабильности и непропорциональности взимания местных налогов, не так давно рассматривалось предложение об объединении вышеперечисленных налогов в налог на недвижимое имущество с целью стабилизировать уровень поступлений налоговых платежей.

В своей статье «Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе» Химич Е.А., Ворожбит О.Ю. и Литвин А.А описали влияние и провели научные исследования и разработку объективных условий и предпосылок введения данного налога. В результате их исследования было выявлено, что Владивосток пока не готов к введению налога на недвижимое имущество физических лиц, ввиду проведения кадастровой оценки земельных участков, а оценка кадастровой стоимости остальных объектов недвижимости еще не сформирована и находится в разработке. Таким образом, в данный момент невозможно определить налоговую базу по данному налогу. [3]

Поэтому вышеуказанные авторы предложили свою собственную разработанную конструкцию налога, согласно которой должны быть определены основные элементы налога — такие как ставки в зависимости от стоимости объектов обложения, перечень налогоплательщиков, объекты налогообложения.

Таким образом, авторы выявили, что повышение налоговых ставок для категорий физических лиц, владеющих имуществом, общая стоимость которого не должна превышать 300 миллионов рублей, включая стоимость жилья и земельных участков — не предусмотрено.

Однако другие авторы говорили о том, что увеличатся налоговые платежи у физических лиц, владеющие имуществом, общая стоимость которых будет превышать 300 миллионов рублей. Ставки, по их мнению, будут установлены в интервале 0,1-1,5%. Доля поступления налога на недвижимое имущество по данным исследований приблизительно составит 70%, что превышает общую суммарную долю местных налогов, действовавших до 1 января 2015 года почти в 2 раза. Это наглядно и очевидно даст дополнительный стимул для привлечения инвестиций в данный городской округ. [4]

Если рассматривать бюджетную систему России в настоящее время, то можно сказать об уровне поступлений налогов и сборов в Приморском крае за 2014 год, который составил 78 миллиардов рублей. Это по данным аналитиков это на 4.7% больше чем в 2013 году. Однако УФМС России по Приморскому краю отмечает, что в ходе существующего кризиса существует вероятность снижения налоговых поступлений.

Не смотря на то, что наша налоговая система не идеальна, так как очень молода и в основном базируется на опыте зарубежных стран. Поэтому некоторые нововведения в налоговом законодательстве необходимы для выявления оптимальной системы местного налогообложения.

1. Ворожбит Я.А., Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса- 2012/1.

2. Кузьмичева И.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов в Приморском крае// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-4. — С. 928-932

3. Химич Е.А., Ворожбит О.Ю., Литвин А.А. Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе// Экономические науки. Фундаментальные исследования — 2014. — №9. — С. 813-817.

4. Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение налогов в современном развитии Приморского края// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №2. — С. 434.

Роль и значение местных налогов в налоговой системе РФ. Сущность актуальных проблем администрирования местных налогов, пути их решения. Анализ налоговых поступлений в бюджет города Тюмени. Совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства.

дипломная работа [505,1 K], добавлен 23.04.2015

Сущность, виды и характеристика региональных и местных налогов. Исследование их роли и места в бюджетной системе РФ. Анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет. Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов.

курсовая работа [68,0 K], добавлен 18.09.2013

Раскрытие сущности и видов местных налогов и сборов; определение их значения в налоговой системе Казахстана. Рассмотрение законодательных актов, регулирующих взимание и уплату местных налогов и сборов, устанавливающих порядок формирования бюджетов.

курсовая работа [345,1 K], добавлен 07.11.2014

Сущность, функции, виды налогов и сборов. Особенности системы местных налогов и сборов. Расчет и анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет по данным Инспекции МНС РФ г. Шадринска за 2006г. Прогнозная оценка местных налогов и сборов.

дипломная работа [111,5 K], добавлен 03.04.2008

Характеристика местных налогов и сборов и их роль в налоговой системе Казахстана, особенности механизма их исчисления, разработка путей совершенствования и оптимизации. Роль налогового управления города Аркалык во взимании местных налогов и сборов.

дипломная работа [610,1 K], добавлен 12.07.2010

Экономическая сущность и виды местных налогов и сборов, их значение в налоговой системе Казахстана. Законодательные акты, регулирующие уплату местных налогов и сборов. Оценка системы местного налогообложения на примере ГКП «Экибастузкоммунсервис».

дипломная работа [224,4 K], добавлен 02.08.2009

Экономическое содержание местных налогов и сборов, их классификация и виды. Современная налоговая система России, ее многообразие, противоречивость, сложность и пути совершенствования. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 27.12.2009

Изучение состава и элементов региональных и местных налогов, их места в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрение проблем реализации полномочий органов власти субъектов РФ и местных органов власти в отношении региональных и местных налогов.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 24.10.2014

Общее содержание налога как инструмента осуществления экономической политики государства. Определение и изучение характерных отличий процессов по установлению и введению региональных и местных налогов. Сущность и состав местных налогов с физических лиц.

контрольная работа [16,6 K], добавлен 27.12.2012

Изучение местных налогов, как составляющей налоговой системы страны. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Анализ видов местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, пути их оптимизации.

дипломная работа [97,9 K], добавлен 03.03.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник