Меню Рубрики

Превышение полномочий сотрудником полиции статья ук рф

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).

6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:

— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).

Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК России не требуется;

— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.);
———————————
См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009. N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17. Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755.

— совершение деяния с причинением тяжких последствий (п. «в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).

источник

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит:

— совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо нескольких лиц. Например, должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию вышестоящего должностного лица либо должностного лица иного ведомства, единолично совершает действия, которые могут быть совершены только коллегиально;

— совершение действий, которые могли быть совершены этим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

— совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, нанесение побоев задержанным или заключенным под стражу лицам).

Читайте также:  Монетизация льгот ветеранам труда в 2017 году

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник милиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений . Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 — 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется .

———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15.
См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 309-П07 // Бюллетень Верховного Суда. 2008. N 5. С. 19 — 20.

Часть 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно:

— пункт «а»: совершение того же деяния с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется;

— пункт «б»: совершение деяния с применением оружия или специальных средств — это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение предусмотренных законодательством оснований и порядка их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» . Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» , Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» , Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов» ). К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и др. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся. Применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды;

———————————
См., напр.: ст. ст. 12 — 16 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; ст. ст. 25 — 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296.

— пункт «в»: совершение деяния с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, крупные аварии, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.д. По конкретному уголовному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала наличие таких тяжких последствий, как нарушение норм, регламентирующих основные цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ, порядок исполнения наказания и режим содержания; уклонение осужденных от отбывания наказания, назначенного по приговору суда; совершение несколькими осужденными новых преступлений в период нахождения их в незаконных отпусках; предоставление некоторым осужденным таких условий, когда они выполняли работы в интересах должностного лица и фактически не отбывали наказание. Указанные последствия явились результатом незаконной выдачи начальником исправительного учреждения разрешений на выезд осужденных за пределы исправительного учреждения, а также использования их труда в личных целях .

———————————
Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г. N 44-о02-98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 10 — 11.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. 108 или ст. 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется.

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

— в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

— единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Получите консультации и комментарии юристов по статье 286 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

источник

Сотрудники полиции наделены особыми полномочиями.

Они защищают граждан от преступных посягательств, охраняют правопорядок, расследуют уголовные дела. Но не всегда они действуют в рамках дозволенного.

Поэтому каждый случай превышения или злоупотребления должностными полномочиями должен жестко пресекаться. Для этого законодатель предусмотрел две нормы — статьи 285 и 286 УК РФ.

Какую ответственность они понесут? Куда обратиться с жалобой, чтобы наказать виновного за полицейский беспредел? Читайте далее.

Несмотря на схожий характер преступлений, превышение и злоупотребление полномочиями имеет важные отличия:

  • превышение возможно только при их законном исполнении — сотрудник полиции находится на службе, однако явно выходит за рамки должностных инструкций и закона;
  • при злоупотреблении полицейский использует полномочия вопреки интересам службы с определенной целью (корысть и т.д.).
Читайте также:  Акт сдачи квартиры по договору аренды квартиры

За оба преступления к ответственности привлекается только должностное лицо. При этом его действия обязательно влекут ущерб гражданам, предприятиям или государству.

Сразу отметим, что злоупотребление и превышение полномочий полицейским карается практически одинаково — преступнику грозит тюремный срок до 4 лет. При наличии квалифицирующих признаков он проведет за решеткой до 10 лет. Например, за необоснованное применение оружия или физической силы.

Превышение полномочий — это совершение полицейским действий, явно выходящих за пределы его служебных обязанностей.

Если факт превышения должностных полномочий со стороны сотрудника МВД стал известен вышестоящему руководству или сослуживцам, они обязаны известить об этом службу внутренней безопасности.

Однако на практике такие дела возбуждаются после обращения пострадавших граждан. Если полицейский грубо нарушил ваши права, выйдя за рамки дозволенного, пишите заявление.

  • в полицию — устное или письменное обращение принимается в МВД и направляется в Следственный комитет РФ;
  • напрямую в местное учреждение Следственного комитета РФ;
  • в прокуратуру — заявление передается в СК РФ, а прокуратура осуществляет дальнейший контроль за расследованием.

Следственный комитет РФ — это орган, который расследует преступления, совершенные сотрудниками полиции.

Если вы обратились с устным сообщением о превышении должностных полномочий, ваши показания сразу должны фиксироваться в процессуальном протоколе. Одновременно вас предупредят об ответственности за заведомо ложный донос.

Письменное заявление принимается по общим правилам — с регистрацией в КУСП и выдачей регистрационного талона.

Сохраняйте талон-уведомление — это ваше доказательство обращения в правоохранительные органы.

Закон устанавливает ряд требований, которые нужно учесть при написании заявление. В нем обязательно укажите:

  • наименование территориального отдела СК РФ;
  • личные данные и контактную информацию (телефон, e-mail);
  • данные о сотруднике полиции, который превысил полномочия;
  • обстоятельства его противоправного поведения — где, как и когда произошло превышение полномочий;
  • характер и способ действий — с применением силы и оружия, с помещением под арест и т.д.;
  • список свидетелей;
  • ссылки на письменные и вещественные доказательства (аудио или видеозапись, и т.д.);
  • требование об установлении всех обстоятельств преступления и привлечении виновного лица к ответственности;
  • дату и личную подпись;
  • расписку о предупреждении за заведомо ложное обвинение в преступлении.

Анонимные сообщения не являются основанием для возбуждения уголовного дела.

К заявлению о превышении должностных полномочий полицейским приложите документы, имеющие отношение к делу. Например, выписку из медкарты или справку от врача, если вас избили.

Каждое заявление подлежит доследственной проверке. На это закон отводит 3 дня. Срок могут продлить до 10 или 30 дней, если потребуется провести дополнительные мероприятия. О таком продлении вас должны уведомить в письменной форме.

По факту проверки выносится решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в уголовном преследовании сотрудника МВД.

В первом случае вас признают потерпевшим, а сотрудника полиции привлекут к уголовной ответственности.

Если вынесен отказ — подавайте жалобу:

  • в прокуратуру;
  • на имя вышестоящего руководителя Следственного комитета РФ;
  • в суд общей юрисдикции.

В жалобе нужно не только подтвердить доводы заявления о превышении полномочий, но и аргументировать несогласие с отказом в возбуждении дела. Если жалобу удовлетворят, то возбудят уголовное дело и накажут виновного.

Даже если вам отказали в возбуждении уголовного дела, не отчаивайтесь и подавайте жалобу.

Наиболее эффективный вариант обжалования — обращение в прокуратуру. Она устанавливает жесткий контроль за деятельностью правоохранительных органов. Поэтому ваше обращение о превышении должностных полномочий сотрудником полиции тщательно проверят, а вы получите аргументированное уведомление в письменной форме.

источник

Иногда стражи порядка выходят за рамки своих обязанностей. Это считается нарушением закона. В УК РФ есть статья за превышение должностных полномочий сотрудником полиции. Важно отличать это преступление от злоупотребления правами. Во втором случае работник правоохранительных органов действует в рамках полномочий, но вопреки интересам службы. Наказание можно получить, если деяние стало причиной нарушения прав граждан и было совершено из корысти или личных интересов.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции считается преступлением, только если правоохранитель находился при исполнении. Это значит, что по данной статье не наказывают работников МВД в отставке, в отпуске и на больничном.

Далее рассмотрим, как подать жалобу на превышение полномочий сотрудниками полиции.

Нарушение должностной инструкции сотрудником полиции входит в группу преступлений против власти и интересов госслужбы. Им посвящена глава 30 УК РФ.

Ответственность за превышение должностных полномочий сотрудниками полиции устанавливает статья 286 УК РФ. Под ним понимают совершение действий, выходящих за пределы обязанностей. Обязательное условие для квалификации деяния по данной норме — существенное нарушение прав граждан, юрлиц или интересов государства.

Наказание за превышение должностных полномочий полицейского зависит от наличия отягчающих факторов. К ним относят:

  • применение насилия или угроз;
  • применение оружия или спецсредств;
  • тяжкие последствия деяния.

Статья за превышение должностных полномочий сотрудниками полиции подразумевает активные действия работников МВД, выходящие за пределы их компетенции. При этом нарушители должны понимать, что их деяния противоправны.

Превышение должностных полномочий сотрудником МВД могут выражаться в совершении действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • могут быть применены только в исключительных случаях (например, применять оружие можно, только если преступник представляет реальную опасность для окружающих);
  • совершаются по собственной инициативе без санкции руководства;
  • не могут быть совершены ни при каких обстоятельствах.

Для квалификации превышения должностных полномочий сотрудником полиции по статье УК РФ не имеет значения мотив виновного.

Под применением оружия закон понимает использование его по назначению. К примеру, сюда не относится ситуация, при которой полицейский достал пистолет, но не выстрелил из него.

Суд разграничивает превышение полномочий при использовании оружия от правомерных действий, руководствуясь Федеральными законами «О полиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной охране» и т.д.

  • резиновые дубинки;
  • наручники;
  • баллончики с газом;
  • водометы;
  • транспортные средства;
  • служебных собак.

Они должны находиться на вооружение МВД.

Под тяжкими последствиями при превышении должностных полномочий сотрудником полиции подразумевают:

  • причинение смерти;
  • самоубийство или покушение на лишение себя жизни;
  • причинение серьезного ущерба;
  • остановку работы предприятия;
  • длительную приостановку процесса производства;
  • крупные аварии.

Суды, рассматривающие подобные дела, выясняют, чем руководствовался полицейский, преступивший закон, какими документами установлены полномочия правоохранителя и какие именно пункты инструкций он нарушил.

Далее рассмотрим, что грозит полицейскому за превышение должностных полномочий.

Должностные преступления сотрудников полиции считаются серьезными нарушениями. За них можно получить реальный тюремный срок.

Предусмотрены следующие меры ответственности за превышение служебных полномочий сотрудником полиции:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • отстранение от должности или запрет работать в органах до 5 лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 4 лет.

Что грозит сотруднику полиции за превышение служебных полномочий если есть отягчающие факторы? Если правоохранитель применил насилие, угрожал жертве, использовал оружие или причинил пострадавшим тяжкий вред, он может получить тюремный срок от 3 до 10 лет. Дополнительно суд лишает виновных права работать в полиции на 3 года или меньше.

Рассмотрим, что делать, если полицейский превышает свои полномочия. Такие дела расследует Следственный комитет. Участь виновных определяют суды общей юрисдикции.

Куда пожаловаться, если полицейский превысил полномочия? Составьте заявление и передайте его в территориальный отдел СК в вашем населенном пункте. Можно сделать это лично, направить по почте или через интернет.

Заявление рассматривают 10 дней. По нему могут принять решение о возбуждении уголовного дела или отказать в этом.

Может возникнуть вопрос, куда обращаться, если сотрудники полиции превышают полномочия, а в СК РФ не реагируют на жалобы. Если вы получили отказ (он должен быть обоснован), обжалуйте его в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Первый вариант считается самым действенным.

Укажите в заявлении, что вы обращались в СК по поводу превышения должностных полномочий полицией, но ваше обращение проигнорировали или отказались возбуждать дело. Можете приложить доказательства вашей правоты. Это могут быть документы, фото, видео или аудиозаписи.

Заявление о превышении должностных полномочий должно содержать:

  • наименование подразделения СК, его адрес и ФИО руководителя;
  • ФИО заявителя и адрес регистрации;
  • контакты автора заявления;
  • обстоятельства нарушения (нужно включить в текст только факты, без эмоций и обвинений);
  • требование возбудить уголовное дело;
  • информацию о сотрудниках полиции, их место работы, ФИО, должности;
  • список доказательств;
  • перечень приложенных документов;
  • дату направления и подпись.

Составляя заявление на превышение должностных полномочий сотрудниками полиции, особое внимание уделите описанию преступления. Излагайте факты последовательно, четко и понятно. Обязательно сообщите дату и время нарушения.

Пропишите, какие именно противоправные действия совершили сотрудники МВД, какие права были нарушены в результате произвола правоохранителей. В конце документа напишите, что предупреждены об ответственности за ложный донос.

Что делать, если полиция превышает полномочия, подскажет опытный юрист. Не исключено, что сотрудники МВД сделают все, чтобы оградить коллегу от наказания и постараются не дать делу ход. Трудно противостоять системе без квалифицированной правовой помощи. Юрист составит заявление в СК РФ, проследить за ходом расследования, обжалует действия или бездействие должностных лиц и поможет защитить ваши права.

источник

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

— в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

— единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286 УК) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

источник

Превышение служебных полномочий сотрудником полиции рассматривается законодательством как один из видов преступлений, за которое предусмотрена определенная ответственность по Уголовному кодексу. Столкнуться с такой ситуацией может каждый, и, к сожалению, сегодня это не редкость, несмотря на то, что в большинстве случаев участники правоотношений соблюдают принцип добропорядочности. Умалчивать о случае беззакония и скрывать плохое обращение с собой не следует, ведь в чем бы вас ни подозревали, вы в первую очередь гражданин, наделённый всеми правами по Конституции, защищенный государством.

Читайте также:  Ложные показания в суде по гражданскому делу ответственность

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением полномочий сотрудником полиции, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с превышением полномочий, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.

Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.

  1. Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
  2. Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.

Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.

Чтобы понимать, имеет ли место превышение полномочий, данных полицейскому, или речь о злоупотреблении и прочем выделяют три основных вида превышений, это:

  • выполнение действий, входящих в рамки компетенции другого сотрудника или относящиеся к деятельности другого ведомства;
  • совершение действий, на которые не имеют прав сотрудники полиции;
  • выполнение действий, на которые у данного должностного лица есть права только в определенных обстоятельствах, под какие не подпадал рассматриваемый случай.

Ответственность за превышение полномочий сотрудником полиции присуждается по статье УК РФ №286, и в зависимости от обстоятельств применяется первая или третья часть. Если речь идет о превышении без отдельно квалифицируемых случаев, описанных в третьей части, то наказание выбирается по первой и может быть в виде:

  • назначения штрафа. Он может быть назначен в размере до 80 тыс. руб. или в виде заработка данного сотрудника за полгода;
  • лишения права в течение пяти лет занимать определенные должности в правоохранительных структурах;
  • принудительных работ. Срок их зависит от тяжести преступления и может доходить до четырех лет;
  • лишения свободы. Это самое жесткое наказание, и его срок может быть тоже до четырех лет.

В третьей части прописаны санкции для особых случаев, когда преступное деяние сопровождалось применением насилия, незаконным использованием оружия или иных спецсредств, привело к тяжким последствиям. В этих случаях за превышение должностных полномочий сотрудником полиции статья предусматривает очень жёсткое наказание — до десяти лет лишения свободы. При этом нарушившее закон лицо лишается права работать на определенных должностях сроком до 3 лет.

Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».

  1. В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
  2. В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
  3. Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
  4. Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.

Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.

Привлечь к ответственности за превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье УК можно, но нужно грамотно подойти к решению данного вопроса. Без помощи опытного юриста доказать свою правоту и факт нарушения со стороны правоохранительных органов будет сложно, поэтому лучше обратиться за юридической помощью, не откладывая «на потом».

источник

Нередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции. Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением. В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.

Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  • С применением насилия или с угрозой его применения.
  • С применением оружия или специальных средств.
  • С причинением тяжких последствий.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет. Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета. Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.

К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  1. Наручники.
  2. Газовые баллончики.
  3. Оружие.
  4. Дубинки.
  5. Спецтранспорт.
  6. Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.

Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств. Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.

Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  1. Превышение
  2. Злоупотребление
  3. Действие
  4. Действие/бездействие
  5. Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
  6. Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  7. Мотив не имеет значения
  8. В мотиве преступления присутствует получение выгоды

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  • Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  • Следовать должностным инструкциям.
  • Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  • При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  • Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  • Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  • Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  • Оказывать первую помощь.
  • Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.

Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства. Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.

Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  1. Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  2. Принудительные работы периодом до 4-х лет.
  3. Арест периодом до 6-ти месяцев.
  4. Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  5. Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  6. Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  1. Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  2. При личном посещении.
  3. Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  • Прокуратура.
  • Суд.
  • Руководство следственного комитета.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этого необходимо предоставить заявление с указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.

В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  1. Дата возбуждения дела.
  2. Состав преступления.
  3. В отношении кого возбуждено и другое.
  4. В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  5. Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  • Ф.И.О. прокурора.
  • Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  • Дата инцидента.
  • Детальное описание инцидента.
  • Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  • Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  • Указание доказательной базы.
  • Список приложений.
  • Дата и подпись заявителя.

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий. В качестве доказательной базы может выступать:

  1. Свидетельские показания.
  2. Судебно-медицинская экспертиза.
  3. Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  4. Аудио/видеозаписи и прочее.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.

Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.

Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением. При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.

источник