Меню Рубрики

Права человека при задержании полицией

К сожалению, никто не застрахован от общения с сотрудниками правоохранительных органов. Более того, иногда приходится общаться с ними против своей воли – речь идёт о задержании. В каких ситуациях гражданин может быть задержан, и каковы права задержанных лиц, разъясняет Правовед.ru.

В первую очередь следует различать задержание по закону «О полиции», задержание в рамках расследования уголовного дела и административное задержание.

Полиция имеет право задерживать граждан:

  • подозреваемых в преступлении, заключённых под стражу;
  • совершивших побег из-под стражи либо нарушивших правила отбывания наказания;
  • уклоняющихся от административного ареста;
  • находящихся в розыске;
  • уклоняющихся от исполнения принудительных медицинских или воспитательных мер;
  • предпринявших попытку самоубийства либо создающих опасность для себя и других;
  • сбежавших из психиатрической больницы или скрывающихся от помещения в неё;
  • и в ряде других случаев.

Права гражданина при задержании полицией:

Важно! Срок задержания не может превышать 48 часов, при этом возможность сделать телефонный звонок должна быть предоставлена гражданину не позднее трех часов после его задержания.

Гражданин может быть задержан сотрудниками полиции, если его подозревают в совершении преступления, которое может наказываться лишением свободы, если:

  • он пойман при совершении преступления или после его совершения;
  • на него укажут, как на преступника;
  • на нём самом или его одежде, в доме будут выявлены следы преступления.

Важно! Задержать могут и в других случаях, например – если он пытается сбежать, у него нет жилья или нет возможности установить его личность.

После доставления в правоохранительные органы, в течение 3 часов оформляется протокол задержания, гражданину разъясняются его права. Также не позднее, чем через 3 часа, задержанный может сделать телефонный звонок, чтобы сообщить близким или родным о задержании и месте, где он находится. Если задержанный не может или отказывается позвонить – сотрудники полиции должны это сделать за него. Не позднее 24 часов с фактического задержания гражданин должен быть допрошен. При этом до начала допроса ему должна быть предоставлена возможность встречи наедине с адвокатом, продолжительностью не менее двух часов.

Максимальный срок задержания ограничен сорока восемью часами, по истечении которых:

  • подозреваемого освобождают, если основания для заключения под стражу отсутствует, либо при задержании был нарушен закон;
  • суд продляет срок задержания;
  • суд заключает его под стражу в качестве меры пресечения.

Административное задержание – одна из мер обеспечения по делу об административном правонарушении. Состоит в кратковременном ограничении свободы гражданина и может применяться в исключительных случаях.

По просьбе гражданина о его задержании извещаются родственники, руководство на работе, а также адвокат. Сроки такого извещения не установлены, в Кодексе об административных правонарушениях указано «в кратчайший срок». При этом срок самого задержания не должен быть больше трёх часов, но в отдельных случаях он может составлять 48 часов, в частности если за нарушение может быть назначен административный арест.

Права административно задержанного:

  • знать, за какое правонарушение он задержан;
  • с момента задержания пользоваться юридической помощью;
  • обжаловать задержание в вышестоящий орган или прокурору;
  • требовать проверки прокурором правомерности задержания и др.

Важно! Таким образом, поводы и основания для задержания могут быть разными. Важно знать основные права при задержании: право знать, за что Вы задержаны; право на телефонный звонок, и главное – право на адвоката, к которому в подобной ситуации нужно обратиться как можно скорее.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

источник

Общение с сотрудниками полиции – нередкое явление, ведь функции этой структуры направлены на защиту жизни и здоровья граждан, их безопасности. Но, бывает, это «общение» происходит не по собственной инициативе человека, а по решению представителей правоохранительных органов, и нередко нарушаются права гражданина при задержании полицией, которые есть у каждого независимо от причины этого действия.

  • Все случаи, связанные с задержанием, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Говоря о задержании, подразумевают кратковременное лишение гражданина свободы, в том случае если есть объективные подозрения в совершении правонарушения. Есть три вида применения данной меры процессуального принуждения: на основании Закона «О полиции», при административном правонарушении или ввиду расследования уголовного дела. Однако в любом случае должны быть соблюдены правила задержания гражданина и не допускается нарушение прав личности.

Представители правоохранительных органов имеют полное право задержать гражданина, если есть для этого реальные основания или когда он:

  • подозревается в нарушении закона;
  • пытался проникнуть в сданный под охрану объект;
  • находится в розыске;
  • застигнут на месте преступного деяния;
  • был опознан очевидцами события;
  • попытался совершить побег из-под стражи;
  • предпринял попытку суицида;
  • находится в неадекватном состоянии, чем представляет угрозу окружающим людям;
  • уклоняется от назначенной ответственности.

Интересно! Поводом для задержания не может являться «подозрительная» или «странная» внешность гражданина. Также полицейский не должен беспочвенно ссылаться на якобы полученную ориентировку, любой человек имеет полное право потребовать её предоставление.

Независимо от причины задержания существует определенный порядок действий, который должен соблюдаться. Сотрудник полиции обязан:

  • предъявить свое удостоверение и представиться, назвав звание и фамилию;
  • объяснить причину своего обращения или привести основания того, почему он вынужден применить к вам меру процессуального принуждения;
  • разъяснить, какие права есть у человека при задержании и проинформировать о том, что в данный момент вы можете отказаться от дачи каких-либо объяснений;
  • запротоколировать событие;
  • по просьбе задержанного уведомить родственников или сообщить работодателю причину невыхода его сотрудника на работу.

Важно! Если задержанному нет восемнадцати лет, то должны быть срочным образом уведомлены о свершившемся родители или опекуны.

В перечень основных прав задержанного по подозрению в совершении преступления входит возможность:

  • совершения одного телефонного звонка с целью уведомить близких о том, где в данный момент он находится. На реализацию этого права задержанного отводится 3 часа. Разговор по телефону в данном случае нужно вести исключительно на русском языке;
  • потребовать адвоката (у каждого человека при заключении под стражу есть право на защиту, плюс никто не отменял презумпцию невиновности). Адвокат может быть привлечен уже с момента задержания и присутствовать при любых допросах и даче показаний;
  • получения услуг переводчика для более корректного и правильного понимания всех нюансов в процессе дачи показаний;
  • отказа от любых объяснений;
  • личного ознакомления с содержанием составленных документов, а также внесения в них своих возражений в письменном виде;
  • подачи жалоб в отношении незаконных действий правоохранителей в вышестоящие инстанции;
  • обращения за медицинской помощью. Этим правом задержанный полицией может воспользоваться при ухудшении общего самочувствия, а также, если в ходе задержания или дознания к нему были применены меры физического воздействия (побои), причинившие вред его здоровью.

Одно из самых важных, о котором нельзя забывать, – это право человека при задержании хранить молчание. Он не обязан давать какие-либо показания против своих близких или себя самого.

На законодательном уровне дополнительно установлены права задержанного за административное правонарушение. К ним относится возможность:

  • получить четкий ответ о том, на каком основании его задержали, и какое правонарушение вменяют;
  • воспользоваться услугами адвоката уже с самого начала и давать объяснения по поводу происшедшего только в его присутствии;
  • потребовать проверки прокуратурой факта правомерности применения к нему меры процессуального принуждения.

В случае если речь идет о рассмотрении административного правонарушения, то максимальный срок, на который допускается задерживать в отделении полиции – 3 часа. Он отсчитывается от момента задержания или от того времени, когда задержанный пришел в себя после опьянения (алкогольного, наркотического). До 48 часов продляется срок для тех, кто был задержан за нарушение порядка пребывания на территории нашего государства, а также для тех, кому в виде дальнейшей меры пресечения грозит административный арест.

В случае уголовного расследования срок задержания не должен превышать 48 часов. Исключение составляют случаи, когда есть судебное решение о продлении этого срока по объективным причинам до определенного времени и даты (продление не может превышать 72 часов). После этого если нет подтверждений в совершении гражданином преступного деяния, он должен быть отпущен.

Как видим, ситуации могут быть разные и слишком много нюансов в законодательстве, поэтому все права при задержании гражданин может и не знать, но важно помнить главные три:

  • один телефонный звонок;
  • получение точного объяснения причины;
  • получение услуг адвоката уже с самого начала.

Без юридической помощи – не обойтись, поэтому этим правом при задержании полицией воспользуйтесь незамедлительно.

источник

В жизни случаются разные ситуации. К сожалению, иногда приходится столкнуться с сотрудниками полиции при задержании. Важно знать, на что вы имеете право и на что имеют права сотрудники полиции в такой ситуации.

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу,

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях,

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления,

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия,

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера,

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа,

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты,

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих,

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение,

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче иностранному государству

  • имейте ввиду, что в случае, если на задержание нет специального решения суда, вас имеют право задержать не более, чем на 48 часов

ВНИМАНИЕ! Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения передвижения.

  • в первую очередь при задержании сотрудник полиции должен:

= представиться: назвать должность, фамилию, предъявить служебное удостоверение

= сообщить цель и причину задержания

= разъяснить следующие права:

право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания,

право на отказ от дачи объяснения

  • находящиеся при задержанном вещи и документы, а также транспортные средства могут быть также досмотрены
  • задержанный имеет право в кратчайшие сроки (не позднее 3х часов с момента задержания) позвонить по телефону близким родственникам или иному лицу для сообщения о задержании и сообщения своего места нахождения (о задержании несовершеннолетнего сотрудник полиции должен уведомить родителей в кратчайшие сроки)

ВНИМАНИЕ! Задержанные по пунктам 2,3,4, 7,8,12 (указанные выше) не имеют право на телефонный звонок.

  • задержанному должны оказать первую помощь в случае необходимости
  • сотрудник полиции должен составить протокол задержания:

в нем указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

  • задержанный человек содержится в специальном помещении под охраной в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровья

ВНИМАНИЕ! Личный досмотр производится сотрудником полиции того же пола, что и задержанный.

  • вещи задержанного изымаются и хранятся у сотрудников полиции до окончания срока задержания, затем возвращаются

В следующих статьях я расскажу о том, как должны содержаться задержанные и какие вещи они имеют право иметь при себе.

источник

В жизни бывает всякое. Порой ситуация оборачивается так, что за вежливым обращением сотрудника МВД следует его предложение проехать в отделение и разрешить непонятную ситуацию. Любой преступник морально должен быть готов к тому, что его деяния вскроются, и он попадет в поле зрения полиции. Но как быть рядовым гражданам, для которых такое требование полицейского в разгар дня – как гром среди ясного неба?

Правила поведения в момент задержания и в самом участке для многих людей неясны. Чего делать нельзя и какие права задержанного полицией можно и нужно реализовать и соблюсти, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Задержание может быть как одиночным – если ситуация не указывает на совершение преступления, и просто необходима проверка (тогда сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделение самостоятельно, например, на патрульной машине), так и групповым, когда требуются усилия целого наряда полицейских. Точно также это может быть запланированное задержание (захват) или же по факту, «спонтанным».

Последнее происходит, если полицейский обоснованно в чем-то заподозрит человека (внешнее сходство с разыскиваемым преступником, подозрение на алкогольное опьянение в общественном месте и т.п.). Такое задержание станет неожиданностью не только для гражданина, подлежащего препровождению в участок, но и для самого уполномоченного должностного лица.

Основания для задержания перечислены в Федеральном законе «О полиции» (статья 14). Согласно пункту 2 упомянутой статьи, сотрудник органов правопорядка уполномочен произвести задержание в случае, если человек:

  • подозревается в совершении преступления;
  • должен быть взят под стражу на основании УПК РФ;
  • совершил побег из-под стражи;
  • присужден к уголовному наказанию или административному аресту и уклоняется от данного наказания;
  • находится в розыске;
  • является лицом, в отношении которого ведется расследование по делу об административном правонарушении;
  • уклоняется от назначенных ему судом мер медицинского или воспитательного характера;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нарушил комендантский час (в случае его введения);
  • бежал из психиатрической лечебницы;
  • подозревается в попытке самоубийства или уже предпринял ее и может быть опасен для себя и/или окружающих;
  • является подданным иного государства, которое предоставило требование о выдаче задерживаемого гражданина.

Любое из этих оснований является правомерной причиной для предоставления сотрудникам правопорядка объяснений и показаний в стенах отделения МВД. Для реализации этого требования гражданин должен быть задержан и доставлен в участок.

Если имеются основания к задержанию, определенными правами обладают не только уполномоченные лица, которые могут доставить гражданина в участок, взять с него объяснения и составить протокол.

Государство наделяет правами и человека при задержании полицией, чтобы он мог защитить себя и обеспечить себе избранную тактику поведения.

Само по себе задержание и доставка задержанного к дознавателю не являются уголовно-процессуальными процедурами – они носят т.н. обеспечительный характер.

Непосредственно при задержании (как и во время любого взаимодействия с уполномоченным сотрудником при исполнении) гражданин имеет право знать имя лица, его задерживающего. Для этого полицейский обязан представиться: назвать свою фамилию, должность и звание (ст. 5 п. 4 ФЗ «О полиции»).

По первому требованию задерживаемого сотрудник должен предъявить удостоверение. Кроме того, эта же статья дает гражданину право знать, на каком основании он задержан – полицейский обязательно должен сообщить цель обращения, а также причины для задержания. При этом закон обязывает сотрудника полиции разъяснить задержанному лицу все его права.

При наличии материалов и документов, непосредственно затрагивающих свободы и права задержанных лиц, полиция должна дать возможность ознакомиться с данными материалами, если это не запрещено федеральным законом.

Каждое задержанное по объективным причинам лицо наделено перечнем определенных прав подозреваемого (хоть на момент задержания оно юридически еще не является таковым) – например, на переводчика или на защитника, если это необходимо. Также задержанный имеет право уведомить своих родственников или близких о задержани, а также возможность отказаться давать показания – закон этого не требует.

Право задержанного на адвоката закреплено в нашей стране конституционно (ст. 48 ч. 1). Адвокат должен иметь адвокатское удостоверение и ордер (подтверждает право адвоката на участие в уголовном деле, выдается адвокатской коллегией – ст. 6 ч. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре») – тогда он может быт допущен к процессу в качестве защитника прав подозреваемого (и, следовательно, обвиняемого). Адвокат может быть как приглашен задержанным в частном порядке, так и назначен государством и оплачен из средств федерального бюджета.

Право на телефонный звонок при задержании должно быть реализовано в течение первых трех часов с момента доставления в участок. Звонок близким или же доверенным лицам может быть сделан как лично задержанным (в присутствии дознавателя), так и уполномоченным сотрудником, если задержанный изъявил такое желание. Если ведется уголовное преследование, телефонный разговор обязательно должен происходить на русском языке.

Право дать показания или же отказаться от этого также зависит от волеизъявления задержанного. Как правило, в самом начале с гражданина требуют объяснений, но это предварительная процедура, предшествующая допросу – официальному процессуальному действию.

Дача предварительных объяснений никак не регулируется уголовно-процессуальным кодексом и сведения, полученные в результате дачи объяснений, никак не могут служить показаниями по делу. В основу обвинения ляжет информация, которую дознаватели узнают во время допроса.

Проще говоря, задержанный (еще не являясь подозреваемым) может самостоятельно избрать тактику собственной защиты на этой стадии, до прибытия адвоката: аргументированно отказаться от дачи объяснений по делу; подробно изложить те обстоятельства, которые он считает нужными сообщить; хранить молчание или даже дать недостоверные объяснения. За последнее, кстати, задержанный не понесет никакой ответственности.

Читайте также:  Штраф за путевой лист 2017

Факт подготовки и окончательного оформления протокола о задержании носит в себе смысловой аспект – именно с момента вынесения протокола задержанный приобретает «официальный» статус подозреваемого в совершении правонарушения или преступления.

Если задержание является административным, протокол должен быть оформлен сразу же по доставлении гражданина в участок – составление должностным лицом документа по прибытии в отделение входит в права административно задержанного лица. При подозрении в совершении преступления на составление протокола отводится три часа.

Задержанный имеет право излагать в протоколе все обстоятельства как важных событий, имеющих отношение к задержанию, так и самого задержания, до мелочей («в момент задержания был в опрятной чистой одежде, не имел никаких телесных повреждений»).

Протокол задержания следует читать очень внимательно – если не согласны с каким-либо фактом, стоит это отмечать в протоколе. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом документе пустые строки и поля – лучше проставлять там прочерки.

Подписывать протокол или нет – также право гражданина. Кроме того, задержанное лицо (теперь уже подозреваемый) имеет полное право получить копию протокола задержания и знать, в чем он подозревается.

Если в отношении лица вынесено постановление о возбуждении против него уголовного дела, либо о необходимости применить к нему известную меру пресечения, копии этих документов должны быть также ему предоставлены (с. 46 п. 4 УПК РФ).

На незаконные действия или же бездействие сотрудников органов гражданин имеет право подать жалобу и написать заявление.

Права человека, подозреваемого в совершении уголовного преступления, являются прямым продолжением прав при задержании и во многом идентичны им.

Подозреваемый имеет право на квалифицированную защиту (адвоката) и, если необходимо, на переводчика, право давать показания или хранить молчание. Знать, в чем он подозревается и иметь копии протоколов по делу – также неотъемлемое право подозреваемого при уголовном задержании.

Подозреваемый может неограниченное количество раз встречаться с юристом для ведения своих дел – это актуально, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью и должен продолжать вести бизнес. Однако здесь есть иное, имущественное, ограничение.

В рамках следствия запрещены любые сделки с имуществом, ценностями и денежными средствами подозреваемого, на которые теоретически судом может быть наложен арест.

Наконец, подозреваемый может участвовать в следственных мероприятиях (с позволения следователя, ведущего дело), предъявлять доказательства своей невиновности и защищаться любыми способами, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Задержание начинается с момента личного контакта с сотрудником органов правопорядка, при котором должностное лицо обязано назвать себя и объяснить причины задержания. При этом полицейский имеет право в случае сопротивления применять спецсредства – наручники, дубинку и даже использовать служебных собак.

Поэтому при общении с полицейскими следует вести себя спокойно, с достоинством, не оказывать сопротивления и ни в коем случае не оскорблять сотрудников органов. Впоследствии, если потребуется написать характеристику на задержанного, его поведение при задержании сыграет свою роль при составлении психологического портрета. Также не стоит предпринимать попытку скрыться от полицейских или же угрожать им.

Если сотрудники органов собираются произвести личный досмотр, важно помнить, что проводить его имеет право должностное лицо одного пола с обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. После составляется протокол досмотра, либо в протоколе задержания будет сделана соответствующая запись.

Продолжительность задержания описывается в 27.5 статье Кодекса об Административных правонарушениях. Если задержание несет административный характер, то его срок не может превышать трех часов.

При нарушении гражданином таможенных правил, в том числе, при посягании на режим государственных границ РФ, задержать имеют право на 48 часов (аналогично если совершено административное правонарушение, наказанием за которое является административный арест).

Внимание: общий срок задержания отсчитывается с момента доставления задержанного лица в отделение МВД.

Если человек находится под подозрением в совершении преступления, его также могут задержать на период, не превышающий 48 часов. За этот срок, как правило, выносится судебное решение. В случае продления по решению суда, период задержания может быть увеличен до 72 часов (3 суток).

Срок задержания в общем не должен превышать пяти суток (120 часов). Если к этому моменту судом не избрана мера пресечения, задержанного гражданина обязаны отпустить.

Еще одно из прав задержанного – право обжаловать неправомерные действия сотрудников органов. Любое их незаконное действие или же бездействие; решение, с которым задержанное лицо не согласно, может быть обжаловано им. Это право дает гарантию на защиту прав и свобод гражданина в процессе судопроизводства.

Жалобы на сотрудников подаются в Главное управление собственной безопасности МВД. Это можно сделать как устно (по звонку в УСБ), так и письменно. В последнем случае не имеет значения, от руки будет написана бумага или напечатана на компьютере.

Если сведения о неправомерных действиях (бездействии) сотрудников полиции подаются посредством телефонного звонка, первым делом необходимо попросить зафиксировать этот звонок.

Содержание жалобы, вне зависимости от того, как она подана, должно включать в себя информацию о заявителе – фамилию, имя, отчество, адрес, контактные и паспортные данные. При изложении сути обращения обязательно нужно указать имена и звания сотрудников МВД, на которых подается жалоба. Если это неизвестно, надо максимально подробно описать их внешность, чтобы облегчить установление личности должностного лица, нарушившего права гражданина.

По факту обращения будет проведена внутренняя проверка и, если жалоба подтвердится, виновные лица понесут соответствующее наказание.

Задержание и доставление в отделение полиции – весьма неприятная процедура, особенно, если для нее нет оснований. Однако, как бы то ни было, ухудшать свое положение путем сопротивления уполномоченным органам не стоит.

Для максимально быстрого разрешения конфликта правильнее всего вести себя спокойно. Это облегчит положение задержанного и поможет узнать больше информации о причинах задержания. А значит, позволит трезво оценить обстановку и стратегию поведения и взаимодействия с сотрудниками органов правопорядка.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


источник

К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.

Мы любим российские законы, но не все сотрудники правоохранительных органов с нами солидарны. В этом документе — ваши права по закону, а вот какой будет встреча с полицейским в реальности, мы не можем предсказать. Храни вас бог.

Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.

Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.

Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.

Как это работает. Ни в одном законе нет требования, чтобы обычный человек, который идет в магазин, на работу или гуляет с ребенком, имел при себе паспорт. То есть полицейский может попросить документы для проверки, но если у вас их нет, вы ничего не нарушаете. Это не повод задерживать вас или штрафовать, Можете просто сказать, что паспорта с собой нет, он дома или в машине.

Но и тут тонкая грань: если есть основания для проверки документов или нужно выяснить личность, полицейский может доставить в отделение, чтобы там установить личность. Для этого тоже нужны конкретные причины, но всегда проще показать хоть что-то : военный билет, права. Забирать паспорт не имеют права.

Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.

Как это работает. Полицейский не может просто так попросить вас пройти в отделение или предъявить паспорт для подтверждения личности. У любого обращения должна быть причина. Даже для проверки документов есть четкий список оснований, и просто любопытство полицейского там не упоминается. Второе действие любого полицейского, который что-то от вас хочет, — объяснить, почему он остановил вас и зачем ему ваши документы.

Вот все причины для проверки документов:

  1. Есть подозрения, что человек преступник или в розыске. Например, у полиции ориентировка на убийцу, насильника или сбежавшего из тюрьмы, а прохожий очень похож на него.
  2. Есть повод возбудить дело из-за административного нарушения. Например, пешеход перешел дорогу в неположенном месте или курит на детской площадке.
  3. Есть основания для задержания по закону. Например, если какой-то гражданин зашел на охраняемую территорию.

Если полицейский просто подходит и говорит: « Я такой-то , предъявите документы», — это незаконное требование. И вы не обязаны ничего предъявлять. Но это так по закону. На деле, если нечего скрывать, всегда проще показать какой-то документ. Чаще всего полиция найдет повод для проверки документов, а спорить — себе дороже. Тем более что в законе нет требования обязательно показывать ориентировку. Но всегда лучше поинтересоваться, что за причина для проверки. И если ничего конкретного не говорят, можно отказаться от проверки и пойти по своим делам.

Грань между невыполнением законных требований полицейского и защитой своих прав очень тонкая. В случае чего суды встают на сторону полиции: мол, нет оснований не доверять сотрудникам, вы что-то нарушили или похожи на преступника, поэтому у вас попросили документы. Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

Как это работает. Если полицейский нарушил ваши права — грубо обращался, применил силу, раскрыл тайну частной жизни, задержал без оснований, — то по федеральному закону он обязан принести официальные извинения. Причем это делают публично и письменно — ну или как пожелает обиженный гражданин. Могут отправить письмо ему на работу или в институт.

У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца. Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор. Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.

Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.

Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.

Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно. Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке. При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.

Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.

Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.

Как это работает. Любого человека могут попросить стать понятым. Просто подойти на улице и сказать: «Нам нужен понятой, уделите пару минут — тут досмотр автомобиля с изъятием». Но быть понятым — это право, а не обязанность. Если полицейский обратился с такой просьбой, можно отказаться. За это не накажут, и вас не могут заставить.

Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.

Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.

Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.

Если не подписать протокол, об этом просто сделают отметку: «От подписи отказался». Но это не сделает протокол недействительным и не помешает наказанию. Иногда полицейские этим пользуются: ставят неправильное время, указывают понятых, хотя их не было. В принципе, полицейский вообще может составить протокол втихую и указать, что его не захотели подписывать. Оспорить будет сложно: где доказательства, что вы не видели, а не отказались? Пока эта проблема не урегулирована. Лучше все читать, оставлять замечания, ставить прочерки и подпись. И обязательно требуйте копию для себя.

Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации. Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок. Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.

Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат. Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему. Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.

Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите. Если же вас задержали, права и свободы ограничены. Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.

Как это работает. Полиция может применить физическую силу, дубинку и даже оружие. Но не когда захочет, а если это допускается по закону и инструкциям.

Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой. Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского. При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.

Отдельные требования есть для спецсредств: электрошокеров, слезоточивого газа, водометов, служебных собак. Еще строже с оружием. Нельзя применять силу к беременным, детям и инвалидам. Нельзя разгонять мирную демонстрацию или законный митинг, где никто ничего не нарушает.

Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей. Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное. Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.

Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.

Читайте также:  Если милиция не реагирует на заявление куда обращаться

Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.

Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.

В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.

источник

Права граждан при задержании: понятие задержания.

Задержание в самом широком смысле представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе пра­воохранительной деятельности и заключается в кратковременном (на срок не свыше 48 часов) лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Задержание является достаточно распространенным методом государственно-правового регулирования. Существование подобной принудительной меры обусловлено самой сущностью правоохрани­тельной деятельности, направленной, как известно, на защиту жизни и здоровья, собственности, иных охраняемых государством социальных благ, на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и других общественно-значимых интересов. Посредством задержания сотрудники полиции и иных правоохранительных органов в частности получают объективную возможность пресекать противо­правные действия отдельных лиц, предупреждать совершение ими но­вых правонарушений, удерживать их в своем «поле зрения» во время проверки на предмет причастности к совершению преступления, адми­нистративного правонарушения и т.д.

Таким образом, по своему правовому смыслу задержание имеет весьма существенное значение для современной правоохранительной практики полиции и иных правоохранительных органов.

Задержание преимущественно проводится на первоначальном эта­пе осуществления соответствующей правоохранительной деятельности, например, если лицо застигнуто в момент совершения противоправно­го поступка или сразу после, если лицо длительное время уклонялось от явки в правоохранительные органы или находилось в розыске и т.п. В связи с этим задержание следует отличать от иных мер государствен­ного принуждения, также выраженных в ограничении конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Таковыми, например, могут являться меры уголовного наказания (лишение свободы, арест и т.д.), меры административного наказания (административный арест), принудительные меры медицинского характера (помещение в психиа­трический стационар), меры уголовно-процессуального пресечения (за­ключение под стражу и домашний арест) и некоторые другие.

В отличие от всех указанных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществля­ется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих проти­воправность поведения человека. Именно задержание в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позво­ляет сотрудникам полиции или иных правоохранительных органов со­брать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или, наоборот, невозможно­сти, применения к лицу какой-либо ответственности либо других мер государственно-властного реагирования.

Более того, в отличие от иных мер принуждения, связан­ных с ограничением права на свободу и личную неприкосно­венность, задержание носит ис­ключительно внесудебный ха­рактер. Оно осуществляется на основании собственного реше­ния органа или должностного лица, осуществляющего пред­варительное расследование по уголовному делу, выполняю­щего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятель­ность. Так, например, согласно ст. 91 УПК РФ правом задержа­ния подозреваемого по уго­ловному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа. В свою очередь в соответствии со ст. 27.3. КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.

И именно в этой связи общий срок задержания не может превышать 48 часов. Подобное ограничение прямо предусмо­трено Конституцией РФ, где в ч.2 ст. 22 четко отмечает­ся, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок.

Таким образом, задержание представляет собой кратковремен­ную меру государственного принуждения, имеющую исключительно предварительный характер. Факт задержания никоим образом не мо­жет расцениваться как признающий человека виновным в совершении какого-либо противоправного деяния и ставящим его вне закона. Сле­довательно, задержание нельзя считать ни мерой уголовного наказа­ния, ни мерой административного наказания, ни любой иной формой ответственности.

Согласно конституционному принципу презумпции невиновности вина считается доказанной, а человек подлежит ответственности лишь только после вступления в законную силу приговора суда (иного судеб­ного решения), а по некоторым делам об административных правона­рушениях — соответствующего постановления компетентного органа исполнительной власти или должностного лица. Поэтому задержанные лица, хотя и испытывают на себе некий груз государственного принуж­дения, связанный с временным ограничением права на свободу и лич­ную неприкосновенность, тем не менее, считаются невиновными и в остальном сохраняют за собой все предоставленные им государством права и свободы.

Права граждан при задержании: случаи применения задержания.

Как уже было отмечено ранее, задержание представляет собой одну из мер государственного принуждения, используемую полицией и иными правоохранительными органами для решения стоящих перед ними задач. Таким образом, задержание может применяться лишь в свя­зи с осуществлением правоохранительной деятельности и лишь специ­ально уполномоченными субъектами в строго установленных законом случаях.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по­зволяет выделить несколько видов правоохранительной деятельности, где допускается задержание.

1. Уголовное судопроизводство, а точнее предварительное рассле­дование по уголовному делу (гл. 12 УПК РФ).

2. Производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3-27.6. КоАП РФ).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Так, например, согласно ст. 14 закона «О полиции» сотрудники полиции вправе задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям (должностным лицам этих органов и учреждений).

4. Деятельность, связанная с обеспечением исполнения уголовных или административных наказаний или иных судебных решений. Так, в частности, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного или административного на­казания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установ­ленный в указанном предписании срок.

В данном случае задержанию также могут быть подвергнуты и лица, уклоняющиеся от применения в отношении них принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, лица, со­вершившие побег из психиатрических учреждений и т.п.

5. Профилактическая деятельность, например, задержание лиц, не­законно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объ­екты, а также лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имею­щих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя, окружающих и т.д.

Помимо этого законодательство Российской Федерации, в частно­сти закон «О полиции», предусматривает возможность задержания и в некоторых иных случаях, например при нарушении человеком правил комендантского часа или в случае необходимости выдачи лица по за­просу иностранного государства.

В рамках настоящей работы с учетом ее ограниченного объема нами будут рассмотрены лишь проблемы задержания лица в уголовном судопроизводстве. Однако при этом многие содержащиеся здесь пра­вила и рекомендации вполне могут быть применимы и по отношению к иным видам задержания.

Права граждан при задержании: правовые условия задержания лица в уголовном судопроизводстве по подозрению в совершении преступления.

Одним из наиболее существенных видов задержания является при­менение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальное задержание — это такое средство принудительного ха­рактера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осу­ществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в соверше­нии преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняе­мым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Современной правоприменительной практике известно множе­ство случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования.

Основания задержания — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ основаниями для задержа­ния подозреваемого являются следующие:

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред­ственно после его совершения. Данное основание предполагает нахож­дение лица в момент его фактического задержания в непосредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресече­нии сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание рас­пространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но по­сле длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.

2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подо­зреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запе­чатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте престу­пления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов матери­ального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материаль­ные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).

4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в соверше­нии преступления. Под иными данными законодатель понимает любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастно­сти данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня подоб­ных иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание. В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур рас­ширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями. Поэтому для минимизации возможных рисков законо­датель вводит определенные ограничения — дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следую­щие:

— человек не имеет постоянного места жительства;

— не установлена его личность;

— в суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в поряд­ке ст. 108 УПК РФ.

Более того, независимо от основания такая мера принуж­дения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений, за которые УК РФ предусматривается на­казание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержа­ние в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславлива­ется строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так на­зываемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкос­новенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограни­чивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью ли­шение человека права на свободу и личную неприкосновенность. Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда след­ственных и иных процессуальных действий, направленных на собира­ние доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д. как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подо­зреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в мо­мент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе — либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Должностные лица, уполномоченные принимать процессуальное решение о задержании подозреваемого.

После фактического задержания человек подлежит доставлению в орган дознания или предварительного след­ствия для принятия процессуального решения о его задержании.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Следователь является должностным лицом, уполномочен­ным в пределах компетенции осуществлять предваритель­ное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

Независимо от ведомственной при­надлежности все следователи обладают одинако­выми уголовно-процессуальными полномочия­ми, в том числе и по задержанию.

При этом для возможности начала осущест­вления данных полномочий следователь должен принять соответствующе уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производ­ству включается одним из пунктов в постановле­ние о возбуждении уголовного дела. Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотруд­ники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Без вы­несения такого решения все последующие про­цессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его за­меститель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания — это государственные органы и долж­ностные лица, уполномоченные осуществлять:

— дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

— производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ);

— выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление со­вершается вдали от населенных пунктов, а порой — и вообще за предела­ми основной территории РФ. Следовательно, быстрое прибытие долж­ностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уго­ловных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

— капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем пла­вании;

— руководителей геологоразведочных партий и зимовок, располо­женных в удаленных местах;

— глав дипломатических представительств и консульских учрежде­ний Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприме­нения. Структурно он состоит из следующих звеньев:

— начальника органа дознания;

— начальника подразделения дознания;

Начальник органа дознания — это должностное лицо, осуществляю­щее общее руководство органом дознания, а также ведомственный кон­троль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного от­дела внутренних дел на транспорте и т.д.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа до­знания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз­деление, которое осуществляет предварительное расследование в фор­ме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель — это должностное лицо, на которое возложено не­посредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производ­ству.

Правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого.

Юрисдикционное решение о задержании подозреваемого оформ­ляется соответствующим протоколом задержания подозреваемого.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в течение 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю. Указанное время законодатель предоставляет для проведения необходимых проверочных действий, получения доказательств и иных сведений, дающих основания для применения данной меры принуждения. Так, за это время дознаватель или следователь могут допросить потерпевших или очевидцев преступления, предъявить им подозреваемого для опознания, провести обыск по месту жительства задержанного, осуществить иные про­верочные мероприятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ в таком протоколе указываются:

— дата и время его составления;

— дата, время, место, основания и мотивы задержания подозревае­мого;

— результаты его личного обыска;

— другие обстоятельства задержания.

Протокол задержания должен быть предъявлен задержанному для ознакомления и подписания. При этом обязательно следует обращать внимание на правильность указанных в нем сведений, например, на вре­мя фактического задержания, на результаты личного обыска, на основа­ния и мотивы задержания. В случае если какие-то фрагменты протокола, по мнению задержанного, не будут соответствовать действительности, протокол задержания подозреваемого — это единственный протокол, фиксирующий не процессуальное действие, а решение.

Не­обходимо отметить о нежелательно­сти отказа от подписания протокола задержания подозреваемого, по­скольку данный факт не имеет суще­ственного юридического значения.

Протокол задержания по­дозреваемого — это уголовно-процессуальный акт, порождающий возникновение новых публично-правовых отношений между госу­дарством и задержанным. Именно с момента составления протокола задержанное лицо в полном объеме приобретает процессуальный статус подозреваемого и получает воз­можность использовать весь спектр предоставленных ему прав и воз­можностей. Поэтому после осуществления юридического задержания дознаватель или следователь обязаны разъяснить подозреваемому его права, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, помещается в специализированное учреждение — изолятор временно­го содержания (ИВС). При этом дознаватель или следователь вправе в любой момент вызвать подозреваемого из изолятора для проведения с ним дальнейших следственных действий. Они также могут разрешить встречу с подозреваемым оперативного сотрудника (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела.

В настоящее время в теории и практике уголовного процесса до­статочно актуальным является вопрос о возможности осуществления задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела. Эта про­блема обусловлена следующими обстоятельствами. Так, с одной сторо­ны, по всем канонам уголовно-процессуального права применение к лицу любой меры уголовно-процессуального принуждения, в том числе и его задержание по подозрению в совершении преступления, возмож­но лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу. Од­нако с другой стороны, в практической деятельности нередки случаи, требующие необходимости задержания лица в тот момент, когда соот­ветствующее уголовное дело еще не возбуждено. Эта проблема в част­ности касается такого основания для задержания, при котором лицо задерживается прямо в момент совершения преступления или сразу после (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Эта проблема также может быть связана и с другими предусмотренными законом основаниями для задержания. Например, сотрудники полиции в ходе планового рейда задерживают человека, пытающегося сбыть наркотическое вещество. Еще одним при­мером может послужить задержание сотрудниками таможни лица, пы­тающегося перевезти через границу контрабандный груз. Задержание может иметь место и в случае прибытия сотрудников полиции по сиг­налу, поступившему на пульт дежурного вневедомственной охраны. По данному поводу имеется еще множество примеров.

Читайте также:  Ндфл ставка с выигрыша

Очевидно, что все указанные случаи связаны с только что выявлен­ными признаками преступления. Поэтому ни о каком возбужденном уголовном деле речь здесь идти не может. Органам дознания или следо­вателю еще только предстоит рассмотреть представленные материалы, провести необходимые проверочные мероприятия, на основании чего решить вопрос о возбуждении по этому поводу уголовного дела. А за­держание лица, исходя из сложившихся обстоятельств, должно быть проведено сиюминутно, незамедлительно.

Сам по себе термин «задержание» может пониматься, по крайней мере, двояко. Как уже отмечалось выше, существует фактическое задержание (захват), то есть непроцессуальное мероприятие, заключающееся в физических действиях сотрудников правоохранительных органов по лишению лица права на свободу и личную неприкосновенность. Существует и юриди­ческое задержание, выраженное в оформлении соответствующего про­токола задержания подозреваемого.

При этом фактическое задержание не имеет процессуальной фор­мы. Его основания и порядок не регламентированы УПК РФ. Фактиче­ское задержание, как отмечалось выше, проводят не дознаватель или следователь, а иные должностные лица правоохранительных органов.

Таким образом, осуществление фактического задержания и доставления вполне возможно и до возбуждения уголовного дела.

В свою очередь, составление протокола задержания подозревае­мого может осуществляться исключительно в рамках уголовного судо­производства. Следовательно, для принятия процессуального решения о задержании необходимо наличие возбужденного уголовного дела. Как представляется, вопрос о возбуждении уголовного дела по поводу до­ставленного лица должен быть решен дознавателем или следователем в тот самый 3-часовой срок, отведенный законодателем для составления протокола задержания.

Порядок личного обыска задержанного.

Личный обыск задержанного подозреваемого заключается в прину­дительном обследовании его тела, одежды и сопутствующих вещей в це­лях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значения для уголовного дела. В соответствии со ст. 93 УПК РФ проведе­ние личного обыска является правом, а не обязанностью дознавателя или следователя. Однако, исходя из сложившейся следственной практи­ки, такое процессуальное действие проводится в каждом случае задер­жания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и ч. 2 ст. 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в про­токоле задержания.

Порядок проведения личного обыска задержанного регламентиро­ван ст. 184 УПК РФ. В этой связи сразу необходимо отметить, что личный обыск задержанного подозреваемого проводится по факту, то есть без вынесения отдельного постановления или судебного решения.

В силу закона при проведении личного обыска должны обязательно принимать участие не менее чем двое понятых. Понятые — это не заин­тересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавате­лем или следователем для удостоверения факта производства, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ). Основная задача понятых заключается в осуществлении функции так называемого общественного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предваритель­ное следствие. По мнению законодателя, это способствует законности в действиях дознавателя или следователя, а также правильности составле­ния протокола. Поэтому основными качествами, которыми должны об­ладать понятые являются их независимость, беспристрастность, а также способность правильно воспринимать объективную действительность. И, следовательно, в качестве понятых не могут приглашаться:

— участники уголовного судопроизводства, а также их близкие род­ственники;

— работники правоохранительных органов, наделенные полномо­чиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования;

— иные лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе уго­ловного дела.

Помимо понятых следователь или дознаватель вправе привлечь к производству личного обыска оперативных работников (ч. 7 ст. 264 УПК РФ) и специалиста.

Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями в об­ласти науки и техники, искусства и ремесла. Он может быть привлечен для производства личного обыска в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также применения технических средств.

Вместе с тем специалист не может принимать участие в производ­стве личного обыска, если он:

— является или являлся иным участником по данному уголовному делу, в частности дознавателем, следователем, прокурором, потерпев­шим, свидетелем и т.д.;

— является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

— находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

— является некомпетентным в соответствующей области специаль­ных знаний;

— если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уго­ловного дела.

Поэтому при обнаружении любого из вышеперечисленных обстоя­тельств, специалисту, привлеченному для производства личного обы­ска, задержанное лицо вправе заявить отвод.

Требование об отводе может быть зафиксировано прямо в тексте протокола или оформлено отдельным документом на имя соответствую­щего дознавателя или следователя. Согласно с. 71 УПК РФ в ее систем­ном единстве со ст. 69 УПК РФ решение вопроса по заявленному отводу специалиста находится в компетенции самого дознавателя или следова­теля, которые могут оставить его без удовлетворения. Однако данные о заявленном отводе, тем не менее, в материалах уголовного дела бу­дут зафиксированы, что впоследствии возможно позволит оспорить от­дельные результаты проведенного обыска.

И наконец, еще одним участником личного обыска является пере­водчик, о котором мы уже говорили выше. Переводчик привлекается к производству данного следственного действия в том случае, если за­держанный не в достаточной степени владеет языком уголовного су­допроизводства. На переводчика также распространяются вышепри­веденные ограничения на участие в уголовном деле и правила на его отвод.

Касательно лиц, участвующих в личном обыске задержанного, су­ществует еще одна важная особенность, обусловленная принципом ува­жения чести и достоинства личности: все эти лица, включая самого до­знавателя или следователя, должны быть одного пола с обыскиваемым.

До начала обыска обыскиваемый должен быть ознакомлен с решением о его проведении. Ему должно быть предложено вы­дать искомые предметы, документы или ценности доброволь­но. В случае такой добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае дознаватель или следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий.

В ходе личного обыска могут быть изъяты:

— предметы, документы или ценности, имеющие, по мнению дозна­вателя или следователя, отношение к уголовному делу (например, ору­дия совершения преступления, какие-либо похищенные вещи и т.д.);

— предметы, которые изъяты из свободного оборота (например, оружие, наркотики и пр.).

В ходе личного обыска также могут быть временно изъяты некоторые лич­ные вещи: личные доку­менты, шнурки, ремень, золотые украшения и тому подобные объек­ты, хранение которых во время задержания запрещено.

Все изъятые в ходе обыска объекты долж­ны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости — надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых и надлежащим образом подробно описаны в протоколе.

В случае, если, по мнению задержанного, следователь описал изъятые у него вещи неправильно или ненадлежащим образом, он имеет полное право собственноручно внести в конце прото­кола соответствующие уточнения или дополнения.

Порядок допроса подозреваемого

Допрос подозреваемого — это следственное действие, которое со­стоит в процессе получения от него показаний. Показания подозре­ваемого могут касаться любых значимых для уголовного дела обстоя­тельств, в частности, — имеющихся в отношении него подозрений. Они имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, такие пока­зания являются источником доказательственной информации, а с дру­гой — средством защиты от выдвинутого в отношении лица подозрения. С учетом специфики процессуального статуса подозреваемого дача им показаний — это результат его свободного волеизъявления. Подозревае­мый, участвуя в уголовном деле со стороны защиты, может вообще от­казаться от дачи показаний, а также не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следовательно, содержание сооб­щенных им сведений может неоднократно меняться. При этом отказ от показаний или их последующие изменения не вправе трактоваться как обстоятельства, подтверждающие виновность подозреваемого.

Допрос задержанного по подозрению в совершении преступления — это правовой императив. Он должен быть произведен в независимо­сти от волеизъявления допрашиваемого. Следовательно, если подо­зреваемый, пользуясь предоставленными ему правами, вообще отка­зывается давать показания или не желает этого делать в данное время, дознаватель или следователь формально составляют протокол допроса и фиксируют в нем факт подобного отказа.

В соответствии с ч.2 ст. 46 УПК РФ подо­зреваемый должен быть допрошен в присутствии своего защитника в течение 24 часов с момента его фактического задержания. При этом до начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечи­вается конфиденциальное свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Помимо защитника в допросе могут принимать участие и другие лица (переводчик, специалист и т.д.).

Допрос задержанного лица может быть произведен в кабинете до­знавателя или следователя либо в изоляторе временного содержания.

На практике большинство допросов подозреваемых не занимают длительного времени. Однако в ряде случаев объемы сообщаемой до­прашиваемым лицом информации могут быть настолько велики, что процесс получения его показаний затягивается на несколько часов или даже более. В связи с этим законодатель устанавливает определенные временные рамки для производства данного следственного действия. Так, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего дознаватель или следователь обязаны предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на 1 час для отдыха и приема пищи. А общая про­должительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Более того, при наличии медицинских показаний, подтвержденных за­ключением врача, продолжительность допроса может быть и еще мень­шей. А для несовершеннолетних эти сроки сокращены вдвое: соответ­ственно до 2 и до 4 часов.

Поэтому в случае, если дознаватель или следователь не успевает получить все необходимые показания в обозначенные сроки, процеду­ра допроса прерывается и продолжается в другой день.

Перед началом допроса дознаватель или следователь, удостове­рившись в личности допрашиваемого, разъясняют ему права и порядок производства следственного действия. Законодатель предусматривает свободу тактики допроса. Это означает, что дознаватель или следова­тель по своему усмотрению определяют структуру и содержание вер­бального общения (беседы) с допрашиваемым лицом, в том числе, зада­ют необходимые вопросы. Так, допрос может начинаться со свободного рассказа допрашиваемого и заканчиваться вопросами; в другой ситуа­ции дознаватель или следовать сразу начинают задавать необходимые вопросы и т.д. Допрашиваемый вправе изложить свои показания (часть показаний) и собственноручно. Однако эта свобода тактики допроса ограничивается запретом задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа. Давая показания допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

Участвующий в допросе защитник имеет право: а) давать подозреваемому в присутствии дознавателя или следова­теля краткие консультации; б) задавать ему с разрешения дознавателя или следователя вопросы; в) делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в прото­коле. Дознаватель или следователь могут и отвести вопросы защитника, но обязаны при этом занести их в протокол.

Ход и результаты допроса отражаются в соответствующем прото­коле. Показания допрашиваемого принято записывать от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В прото­коле указываются и те вопросы, которые были отведены дознавателем или следователем, или на которые допрашиваемый отвечать отказался, а также мотивы таких отводов или отказов. И наконец, протокол должен содержать указание об имевшем место в ходе допроса предъявлении отдельных материалов уголовного дела (вещественных доказательств, документов и т.д.) и данных в связи с этим пояснениях. Дополнительны­ми средствами фиксации хода и результатов допроса подозреваемого могут быть аудио- и видеозаписи. Помимо этого, допрашиваемым ли­цом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. Все эти материалы приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответ­ствующая запись.

Протокол допроса в обязательном порядке должен быть предъявлен для ознакомления самому подозреваемому и его за­щитнику. Если допрос помимо протокола фиксировался каким-либо иным способом, например посредством видеозаписи, то для ознакомления должны быть предъявлены и соответствую­щие материалы (кассеты, диски и т.д.)

В этой связи подозреваемому желательно самым внимательным об­разом ознакомиться с текстом протокола своего допроса, поскольку в отличие от ранее описанных объяснений, его показания уже являются полноценными процессуальными доказательствами. А любые содержа­щиеся там сведения могут быть либо сами по себе, либо в совокупности с другими доказательствами использованы для предъявления ему обви­нения, постановления приговора и т.д. Если же какие-то фрагменты про­токола представляются неполными, неверными, искаженными, то подо­зреваемому надлежит собственноручно внести в него соответствующие замечания, дополнения и уточнения.

К великому сожалению, в современных условиях весьма распро­странены случаи отказа подозреваемых от подписания протоколов их допросов. Это же касается и протоколов иных действий, произведенных с их участием, о чем мы уже говорили выше. Причина подобного и не совсем правильного поведения заключается в низком уровне правовой культуры и правовой грамотности этих лиц. Их логика представляется весьма простой: «Если я ничего не подписал, значит, ничего не было, зна­чит, я ни в чем не сознался».

Однако подобный «способ» реализации своих прав представляется весьма примитивным и абсолютно бесполезным. Ведь согласно ст. 167 УПК РФ в случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать про­токол дознаватель или следователь делают в нем соответствующую за­пись, которая удостоверяется подписью защитника. В этом случае про­токол имеет такое же юридическое значение, как и при подписании его подозреваемым.

Следовательно, более рациональным и правильным будет не по­добный пассивный, а наоборот активный способ защиты. Если подозре­ваемый полностью или частично не согласен с изложенными сведения­ми, он должен в конце протокола собственноручно отметить данный факт и подробно описать свою позицию. В этом случае она не останется без должного внимания со стороны потенциальных читателей: прокуро­ра, суда и т.д.

Уведомление о задержании близких родственников или иных лиц подозреваемого.

Как уже было отмечено выше, после фактического задержания лица ему должна быть предоставлена возможность лично или через сотруд­ника правоохранительного органа уведомить по телефону о случив­шемся своих близких родственников или иных лиц.

Однако после составления протокола задержания на дознавателе или следователе лежит обязанность официального уведомления о за­держании. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК РФ орган дознания, до­знаватель или следователь в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого обязаны о уведомить об этом прокурора. Также в тече­ние 72 часов о задержании должен быть уведомлен кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии — другой родственник. В случае за­держания несовершеннолетнего уведомляются законные представите­ли — родители или лица, их заменяющие.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командо­вание воинской части, а в случае задержания иностранного гражданина — соответствующее посольство или консульство (ч. 2-3 ст. 96 УПК РФ). При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законода­тельством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия

Исключением из вышеуказанных правил является ситуация, связан­ная с необходимостью сохранения в интересах предварительного рас­следования в тайне факта задержания. Здесь законодатель позволяет не уведомлять о задержании определенных лиц. Однако эта возможность допускается только с согласия прокурора и не распространяется на слу­чаи задержания несовершеннолетнего.

Сущность процессуального статуса подозреваемого.

С момента своего задержания лицо приобретает уголовно-процессуальный статус подозреваемого. Подозреваемый — это участ­ник уголовного судопроизводства, находящийся на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования. Пребы­вание лица в статусе подозреваемого означает, что государство в лице органов дознания или предварительного следствия уже имеет по от­ношению к нему определенные уголовно-правовые претензии. Однако данные претензии еще недостаточно обоснованы. Иными словами по­дозрение — это форма уголовного преследования, осуществляемая при наличии сведений, позволяющих полагать о совершении лицом престу­пления, но в условиях недостаточности доказательств для предъявле­ния ему обвинения.

Следовательно, участие подозреваемого в уголовном деле носит временный, локальный характер. Так, с одной стороны, подозреваемый уже находится в определенной процессуальной связи с государством и испытывает на себе тяжесть уголовного преследования. Но с другой стороны, подозреваемый еще не является обвиняемым, поэтому его процессуальная связь с государством не так сильна. Нахождение лица в статусе подозреваемого является промежуточным этапом на пути его привлечения к уголовной ответственности, на пути формирования в отношении него уголовно-правовой претензии, подлежащей рас­смотрению и разрешению в судебном заседании. Поэтому статус подо­зреваемого характерен исключительно для досудебного производства. Впоследствии подозреваемый либо становится обвиняемым, либо уго­ловное преследование в отношении него прекращается.

В целях обеспечения подозреваемому процессуальной возможно­сти защиты от уголовного преследования этот участник уголовного су­допроизводства наделен весьма широким комплексом процессуальных возможностей. Так, согласно ч. 4 ст. 46 УПК РФ он вправе:

— знать, в чем он подозревается;

— знакомиться с затрагивающими его права процессуальными решениями и получать их копии;

— давать объяснения и показания на любом языке и при необхо­димости бесплатно пользоваться помощью переводчика;

— по желанию отказаться от дачи объяснений и показаний;

— пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально, в том числе и до первого допроса подозреваемого;

— заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы;

— участвовать в следственных действиях, знакомиться с соот­ветствующими протоколами и подавать на них замечания;

— защищаться иными, не запрещенными законом средствами и способами.

источник