Меню Рубрики

Обязанности и права задержанного

В жизни бывает всякое. Порой ситуация оборачивается так, что за вежливым обращением сотрудника МВД следует его предложение проехать в отделение и разрешить непонятную ситуацию. Любой преступник морально должен быть готов к тому, что его деяния вскроются, и он попадет в поле зрения полиции. Но как быть рядовым гражданам, для которых такое требование полицейского в разгар дня – как гром среди ясного неба?

Правила поведения в момент задержания и в самом участке для многих людей неясны. Чего делать нельзя и какие права задержанного полицией можно и нужно реализовать и соблюсти, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Задержание может быть как одиночным – если ситуация не указывает на совершение преступления, и просто необходима проверка (тогда сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделение самостоятельно, например, на патрульной машине), так и групповым, когда требуются усилия целого наряда полицейских. Точно также это может быть запланированное задержание (захват) или же по факту, «спонтанным».

Последнее происходит, если полицейский обоснованно в чем-то заподозрит человека (внешнее сходство с разыскиваемым преступником, подозрение на алкогольное опьянение в общественном месте и т.п.). Такое задержание станет неожиданностью не только для гражданина, подлежащего препровождению в участок, но и для самого уполномоченного должностного лица.

Основания для задержания перечислены в Федеральном законе «О полиции» (статья 14). Согласно пункту 2 упомянутой статьи, сотрудник органов правопорядка уполномочен произвести задержание в случае, если человек:

  • подозревается в совершении преступления;
  • должен быть взят под стражу на основании УПК РФ;
  • совершил побег из-под стражи;
  • присужден к уголовному наказанию или административному аресту и уклоняется от данного наказания;
  • находится в розыске;
  • является лицом, в отношении которого ведется расследование по делу об административном правонарушении;
  • уклоняется от назначенных ему судом мер медицинского или воспитательного характера;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нарушил комендантский час (в случае его введения);
  • бежал из психиатрической лечебницы;
  • подозревается в попытке самоубийства или уже предпринял ее и может быть опасен для себя и/или окружающих;
  • является подданным иного государства, которое предоставило требование о выдаче задерживаемого гражданина.

Любое из этих оснований является правомерной причиной для предоставления сотрудникам правопорядка объяснений и показаний в стенах отделения МВД. Для реализации этого требования гражданин должен быть задержан и доставлен в участок.

Если имеются основания к задержанию, определенными правами обладают не только уполномоченные лица, которые могут доставить гражданина в участок, взять с него объяснения и составить протокол.

Государство наделяет правами и человека при задержании полицией, чтобы он мог защитить себя и обеспечить себе избранную тактику поведения.

Само по себе задержание и доставка задержанного к дознавателю не являются уголовно-процессуальными процедурами – они носят т.н. обеспечительный характер.

Непосредственно при задержании (как и во время любого взаимодействия с уполномоченным сотрудником при исполнении) гражданин имеет право знать имя лица, его задерживающего. Для этого полицейский обязан представиться: назвать свою фамилию, должность и звание (ст. 5 п. 4 ФЗ «О полиции»).

По первому требованию задерживаемого сотрудник должен предъявить удостоверение. Кроме того, эта же статья дает гражданину право знать, на каком основании он задержан – полицейский обязательно должен сообщить цель обращения, а также причины для задержания. При этом закон обязывает сотрудника полиции разъяснить задержанному лицу все его права.

При наличии материалов и документов, непосредственно затрагивающих свободы и права задержанных лиц, полиция должна дать возможность ознакомиться с данными материалами, если это не запрещено федеральным законом.

Каждое задержанное по объективным причинам лицо наделено перечнем определенных прав подозреваемого (хоть на момент задержания оно юридически еще не является таковым) – например, на переводчика или на защитника, если это необходимо. Также задержанный имеет право уведомить своих родственников или близких о задержани, а также возможность отказаться давать показания – закон этого не требует.

Право задержанного на адвоката закреплено в нашей стране конституционно (ст. 48 ч. 1). Адвокат должен иметь адвокатское удостоверение и ордер (подтверждает право адвоката на участие в уголовном деле, выдается адвокатской коллегией – ст. 6 ч. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре») – тогда он может быт допущен к процессу в качестве защитника прав подозреваемого (и, следовательно, обвиняемого). Адвокат может быть как приглашен задержанным в частном порядке, так и назначен государством и оплачен из средств федерального бюджета.

Право на телефонный звонок при задержании должно быть реализовано в течение первых трех часов с момента доставления в участок. Звонок близким или же доверенным лицам может быть сделан как лично задержанным (в присутствии дознавателя), так и уполномоченным сотрудником, если задержанный изъявил такое желание. Если ведется уголовное преследование, телефонный разговор обязательно должен происходить на русском языке.

Право дать показания или же отказаться от этого также зависит от волеизъявления задержанного. Как правило, в самом начале с гражданина требуют объяснений, но это предварительная процедура, предшествующая допросу – официальному процессуальному действию.

Дача предварительных объяснений никак не регулируется уголовно-процессуальным кодексом и сведения, полученные в результате дачи объяснений, никак не могут служить показаниями по делу. В основу обвинения ляжет информация, которую дознаватели узнают во время допроса.

Проще говоря, задержанный (еще не являясь подозреваемым) может самостоятельно избрать тактику собственной защиты на этой стадии, до прибытия адвоката: аргументированно отказаться от дачи объяснений по делу; подробно изложить те обстоятельства, которые он считает нужными сообщить; хранить молчание или даже дать недостоверные объяснения. За последнее, кстати, задержанный не понесет никакой ответственности.

Факт подготовки и окончательного оформления протокола о задержании носит в себе смысловой аспект – именно с момента вынесения протокола задержанный приобретает «официальный» статус подозреваемого в совершении правонарушения или преступления.

Если задержание является административным, протокол должен быть оформлен сразу же по доставлении гражданина в участок – составление должностным лицом документа по прибытии в отделение входит в права административно задержанного лица. При подозрении в совершении преступления на составление протокола отводится три часа.

Задержанный имеет право излагать в протоколе все обстоятельства как важных событий, имеющих отношение к задержанию, так и самого задержания, до мелочей («в момент задержания был в опрятной чистой одежде, не имел никаких телесных повреждений»).

Протокол задержания следует читать очень внимательно – если не согласны с каким-либо фактом, стоит это отмечать в протоколе. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом документе пустые строки и поля – лучше проставлять там прочерки.

Подписывать протокол или нет – также право гражданина. Кроме того, задержанное лицо (теперь уже подозреваемый) имеет полное право получить копию протокола задержания и знать, в чем он подозревается.

Если в отношении лица вынесено постановление о возбуждении против него уголовного дела, либо о необходимости применить к нему известную меру пресечения, копии этих документов должны быть также ему предоставлены (с. 46 п. 4 УПК РФ).

На незаконные действия или же бездействие сотрудников органов гражданин имеет право подать жалобу и написать заявление.

Права человека, подозреваемого в совершении уголовного преступления, являются прямым продолжением прав при задержании и во многом идентичны им.

Подозреваемый имеет право на квалифицированную защиту (адвоката) и, если необходимо, на переводчика, право давать показания или хранить молчание. Знать, в чем он подозревается и иметь копии протоколов по делу – также неотъемлемое право подозреваемого при уголовном задержании.

Подозреваемый может неограниченное количество раз встречаться с юристом для ведения своих дел – это актуально, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью и должен продолжать вести бизнес. Однако здесь есть иное, имущественное, ограничение.

В рамках следствия запрещены любые сделки с имуществом, ценностями и денежными средствами подозреваемого, на которые теоретически судом может быть наложен арест.

Наконец, подозреваемый может участвовать в следственных мероприятиях (с позволения следователя, ведущего дело), предъявлять доказательства своей невиновности и защищаться любыми способами, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Задержание начинается с момента личного контакта с сотрудником органов правопорядка, при котором должностное лицо обязано назвать себя и объяснить причины задержания. При этом полицейский имеет право в случае сопротивления применять спецсредства – наручники, дубинку и даже использовать служебных собак.

Поэтому при общении с полицейскими следует вести себя спокойно, с достоинством, не оказывать сопротивления и ни в коем случае не оскорблять сотрудников органов. Впоследствии, если потребуется написать характеристику на задержанного, его поведение при задержании сыграет свою роль при составлении психологического портрета. Также не стоит предпринимать попытку скрыться от полицейских или же угрожать им.

Если сотрудники органов собираются произвести личный досмотр, важно помнить, что проводить его имеет право должностное лицо одного пола с обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. После составляется протокол досмотра, либо в протоколе задержания будет сделана соответствующая запись.

Продолжительность задержания описывается в 27.5 статье Кодекса об Административных правонарушениях. Если задержание несет административный характер, то его срок не может превышать трех часов.

При нарушении гражданином таможенных правил, в том числе, при посягании на режим государственных границ РФ, задержать имеют право на 48 часов (аналогично если совершено административное правонарушение, наказанием за которое является административный арест).

Внимание: общий срок задержания отсчитывается с момента доставления задержанного лица в отделение МВД.

Если человек находится под подозрением в совершении преступления, его также могут задержать на период, не превышающий 48 часов. За этот срок, как правило, выносится судебное решение. В случае продления по решению суда, период задержания может быть увеличен до 72 часов (3 суток).

Срок задержания в общем не должен превышать пяти суток (120 часов). Если к этому моменту судом не избрана мера пресечения, задержанного гражданина обязаны отпустить.

Еще одно из прав задержанного – право обжаловать неправомерные действия сотрудников органов. Любое их незаконное действие или же бездействие; решение, с которым задержанное лицо не согласно, может быть обжаловано им. Это право дает гарантию на защиту прав и свобод гражданина в процессе судопроизводства.

Жалобы на сотрудников подаются в Главное управление собственной безопасности МВД. Это можно сделать как устно (по звонку в УСБ), так и письменно. В последнем случае не имеет значения, от руки будет написана бумага или напечатана на компьютере.

Если сведения о неправомерных действиях (бездействии) сотрудников полиции подаются посредством телефонного звонка, первым делом необходимо попросить зафиксировать этот звонок.

Содержание жалобы, вне зависимости от того, как она подана, должно включать в себя информацию о заявителе – фамилию, имя, отчество, адрес, контактные и паспортные данные. При изложении сути обращения обязательно нужно указать имена и звания сотрудников МВД, на которых подается жалоба. Если это неизвестно, надо максимально подробно описать их внешность, чтобы облегчить установление личности должностного лица, нарушившего права гражданина.

По факту обращения будет проведена внутренняя проверка и, если жалоба подтвердится, виновные лица понесут соответствующее наказание.

Задержание и доставление в отделение полиции – весьма неприятная процедура, особенно, если для нее нет оснований. Однако, как бы то ни было, ухудшать свое положение путем сопротивления уполномоченным органам не стоит.

Для максимально быстрого разрешения конфликта правильнее всего вести себя спокойно. Это облегчит положение задержанного и поможет узнать больше информации о причинах задержания. А значит, позволит трезво оценить обстановку и стратегию поведения и взаимодействия с сотрудниками органов правопорядка.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


источник

В жизни случаются разные ситуации. К сожалению, иногда приходится столкнуться с сотрудниками полиции при задержании. Важно знать, на что вы имеете право и на что имеют права сотрудники полиции в такой ситуации.

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу,

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях,

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления,

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия,

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера,

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа,

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты,

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих,

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение,

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче иностранному государству

  • имейте ввиду, что в случае, если на задержание нет специального решения суда, вас имеют право задержать не более, чем на 48 часов

ВНИМАНИЕ! Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения передвижения.

  • в первую очередь при задержании сотрудник полиции должен:

= представиться: назвать должность, фамилию, предъявить служебное удостоверение

= сообщить цель и причину задержания

= разъяснить следующие права:

право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания,

право на отказ от дачи объяснения

  • находящиеся при задержанном вещи и документы, а также транспортные средства могут быть также досмотрены
  • задержанный имеет право в кратчайшие сроки (не позднее 3х часов с момента задержания) позвонить по телефону близким родственникам или иному лицу для сообщения о задержании и сообщения своего места нахождения (о задержании несовершеннолетнего сотрудник полиции должен уведомить родителей в кратчайшие сроки)

ВНИМАНИЕ! Задержанные по пунктам 2,3,4, 7,8,12 (указанные выше) не имеют право на телефонный звонок.

  • задержанному должны оказать первую помощь в случае необходимости
  • сотрудник полиции должен составить протокол задержания:

в нем указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

  • задержанный человек содержится в специальном помещении под охраной в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровья
Читайте также:  Мировое соглашение в упрощенном производстве апк

ВНИМАНИЕ! Личный досмотр производится сотрудником полиции того же пола, что и задержанный.

  • вещи задержанного изымаются и хранятся у сотрудников полиции до окончания срока задержания, затем возвращаются

В следующих статьях я расскажу о том, как должны содержаться задержанные и какие вещи они имеют право иметь при себе.

источник

Общение с сотрудниками полиции – нередкое явление, ведь функции этой структуры направлены на защиту жизни и здоровья граждан, их безопасности. Но, бывает, это «общение» происходит не по собственной инициативе человека, а по решению представителей правоохранительных органов, и нередко нарушаются права гражданина при задержании полицией, которые есть у каждого независимо от причины этого действия.

  • Все случаи, связанные с задержанием, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Говоря о задержании, подразумевают кратковременное лишение гражданина свободы, в том случае если есть объективные подозрения в совершении правонарушения. Есть три вида применения данной меры процессуального принуждения: на основании Закона «О полиции», при административном правонарушении или ввиду расследования уголовного дела. Однако в любом случае должны быть соблюдены правила задержания гражданина и не допускается нарушение прав личности.

Представители правоохранительных органов имеют полное право задержать гражданина, если есть для этого реальные основания или когда он:

  • подозревается в нарушении закона;
  • пытался проникнуть в сданный под охрану объект;
  • находится в розыске;
  • застигнут на месте преступного деяния;
  • был опознан очевидцами события;
  • попытался совершить побег из-под стражи;
  • предпринял попытку суицида;
  • находится в неадекватном состоянии, чем представляет угрозу окружающим людям;
  • уклоняется от назначенной ответственности.

Интересно! Поводом для задержания не может являться «подозрительная» или «странная» внешность гражданина. Также полицейский не должен беспочвенно ссылаться на якобы полученную ориентировку, любой человек имеет полное право потребовать её предоставление.

Независимо от причины задержания существует определенный порядок действий, который должен соблюдаться. Сотрудник полиции обязан:

  • предъявить свое удостоверение и представиться, назвав звание и фамилию;
  • объяснить причину своего обращения или привести основания того, почему он вынужден применить к вам меру процессуального принуждения;
  • разъяснить, какие права есть у человека при задержании и проинформировать о том, что в данный момент вы можете отказаться от дачи каких-либо объяснений;
  • запротоколировать событие;
  • по просьбе задержанного уведомить родственников или сообщить работодателю причину невыхода его сотрудника на работу.

Важно! Если задержанному нет восемнадцати лет, то должны быть срочным образом уведомлены о свершившемся родители или опекуны.

В перечень основных прав задержанного по подозрению в совершении преступления входит возможность:

  • совершения одного телефонного звонка с целью уведомить близких о том, где в данный момент он находится. На реализацию этого права задержанного отводится 3 часа. Разговор по телефону в данном случае нужно вести исключительно на русском языке;
  • потребовать адвоката (у каждого человека при заключении под стражу есть право на защиту, плюс никто не отменял презумпцию невиновности). Адвокат может быть привлечен уже с момента задержания и присутствовать при любых допросах и даче показаний;
  • получения услуг переводчика для более корректного и правильного понимания всех нюансов в процессе дачи показаний;
  • отказа от любых объяснений;
  • личного ознакомления с содержанием составленных документов, а также внесения в них своих возражений в письменном виде;
  • подачи жалоб в отношении незаконных действий правоохранителей в вышестоящие инстанции;
  • обращения за медицинской помощью. Этим правом задержанный полицией может воспользоваться при ухудшении общего самочувствия, а также, если в ходе задержания или дознания к нему были применены меры физического воздействия (побои), причинившие вред его здоровью.

Одно из самых важных, о котором нельзя забывать, – это право человека при задержании хранить молчание. Он не обязан давать какие-либо показания против своих близких или себя самого.

На законодательном уровне дополнительно установлены права задержанного за административное правонарушение. К ним относится возможность:

  • получить четкий ответ о том, на каком основании его задержали, и какое правонарушение вменяют;
  • воспользоваться услугами адвоката уже с самого начала и давать объяснения по поводу происшедшего только в его присутствии;
  • потребовать проверки прокуратурой факта правомерности применения к нему меры процессуального принуждения.

В случае если речь идет о рассмотрении административного правонарушения, то максимальный срок, на который допускается задерживать в отделении полиции – 3 часа. Он отсчитывается от момента задержания или от того времени, когда задержанный пришел в себя после опьянения (алкогольного, наркотического). До 48 часов продляется срок для тех, кто был задержан за нарушение порядка пребывания на территории нашего государства, а также для тех, кому в виде дальнейшей меры пресечения грозит административный арест.

В случае уголовного расследования срок задержания не должен превышать 48 часов. Исключение составляют случаи, когда есть судебное решение о продлении этого срока по объективным причинам до определенного времени и даты (продление не может превышать 72 часов). После этого если нет подтверждений в совершении гражданином преступного деяния, он должен быть отпущен.

Как видим, ситуации могут быть разные и слишком много нюансов в законодательстве, поэтому все права при задержании гражданин может и не знать, но важно помнить главные три:

  • один телефонный звонок;
  • получение точного объяснения причины;
  • получение услуг адвоката уже с самого начала.

Без юридической помощи – не обойтись, поэтому этим правом при задержании полицией воспользуйтесь незамедлительно.

источник

Административное задержание и доставление. Права задержанных.

Названные меры относятся к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП эти меры осуществляются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела о правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Помимо административного задержания и доставления к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся:

• личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

• изъятие вещей и документов;

• отстранение от управления транспортным средством;

• медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

• задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

• арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

Таким образом, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении ни в коем случае не являются мерами административного наказания и могут применяться только к подозреваемым в совершении административного правонарушения. Эти меры предшествуют последующим процессуальным действиям – возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, поэтому необходимо рассмотреть каждую из этих мер отдельно.

Доставление. Это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение ОВД, военной прокуратуры, органа местного самоуправления или иное служебное помещение. Такая принудительная мера применяется к правонарушителям в целях составления протокола об административном правонарушении в том случае, если нет возможности составить его на месте выявления правонарушения, а эта процедура обязательна. По своей природе доставление является частью административного задержания.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

При подобных обстоятельствах, когда, как правило, установить личность, проверяя документы, или составить протокол на месте невозможно, милиция вправе не только принудительно доставить правонарушителя, но и применить к нему физическую силу, специальные средства и даже оружие. Доставление осуществляется также в случае, когда у сотрудника милиции, заметившего гражданина, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, возникают серьезные основания подозревать в этом человеке разыскиваемого преступника. В таком случае сотрудник милиции в соответствии с Уставом ППС обязан предпринять меры по проверке подобного лица. В таких условиях наиболее безопасно проверить документы и установить личность подозреваемого в отделении милиции.

Доставление в отделение может быть применено при отсутствии у лица каких-либо документов. Если гражданин не совершил иных правонарушений в общественном месте, то на этом контакт с сотрудниками милиции после установления личности в отделении должен быть закончен. Гражданин, личность которого устанавливается, должен находиться в помещении отделения милиции, а не за решеткой в камере (в простонародье называемой обезьянником), куда отправляют лиц, в отношении которых применено административное задержание. Проводя мероприятия по установлению личности гражданина в отделении милиции при отсутствии с его стороны каких-либо правонарушений, сотрудники милиции не вправе применять такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при доставленном.

КоАП не устанавливает срок доставления, однако закреплено, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

Перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять доставление, содержится в ст. 27.2 КоАП. К ним относятся:

• должностные лица органов внутренних дел;

• военнослужащие внутренних войск МВД;

• должностные лица органов, на которые возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом при выявлении административных правонарушений на транспорте;

• должностные лица военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ;

• должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды при выявлении правонарушений в соответствующей сфере;

• военнослужащие органов и войск пограничной службы при выявлении нарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ;

• должностные лица таможенных органов при выявлении нарушения таможенных правил.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании. В протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут вноситься объяснения доставленного. Если задержанный оказал неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т. п.), в протоколе о доставлении это обязательно должно быть зафиксировано.

Напомним, что отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица (гражданина). Данная мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления об административном правонарушении. Это не мера наказания, хотя органы милиции часто используют его для применения неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица с целью оказания психологического давления, в том числе с угрозой применения таких мер.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличие от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В подтверждение этого они обязаны предъявить соответствующий документ – дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т. д.

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2005) не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст. 16 этого Закона гласит, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.11.1995 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004). Как правило, административное задержание не применяется в отношении военнослужащих. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и вместе с материалами о правонарушении немедленно переданы военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 29.12.2004) предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при ОВД, которые обеспечивают их круглосуточный прием и временное содержание в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, которые совершили правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.

Часть 1 ст. 27.3 КоАП содержит перечень должностных лиц, уполномоченных в пределах своей компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся:

• должностные лица ОВД (милиции);

• старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо вневедомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России;

• должностные лица военной автомобильной инспекции;

• военнослужащие органов и войск пограничной службы;

• должностные лица таможенных органов;

• военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Эти должностные лица вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, производство по которому находится в компетенции данного органа или должностного лица. Например, должностные лица таможенных органов вправе произвести административное задержание при выявлении нарушений таможенных правил; военнослужащие органов и войск пограничной службы и должностные лица ОВД (милиции) – административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, а также во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Права лиц, задержанных за совершение административного правонарушения. Административное задержание, по сути, является началом производства по делу об административном правонарушении. С момента задержания правонарушитель считается участником производства по делу об административном правонарушении, обладающим определенным набором процессуальных прав (ч. 1 ст. 25.1 КоАП). К этим правам относятся следующие.

Читайте также:  Что делать если управляющая компания

1. Право на ознакомление со всеми материалами дела. Это означает, что лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, вправе требовать у сотрудников милиции для ознакомления все без исключения материалы, которые были собраны в процессе производства по делу. К таким материалам относятся, в частности, протокол административного задержания и протокол об административном правонарушении, показания свидетелей и рапорты сотрудников милиции, производивших задержание, заключения эксперта, показания специалиста и т. п. Отказ предоставить задержанному материалы дела для ознакомления считается грубым нарушением права на защиту, гарантированного не только КоАП, но и Конституцией.

2. Право давать объяснения. Следует отметить, что это именно право, а не обязанность задержанного. В соответствии со ст. 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников. Если вас задержали, вы имеете полное право вообще не давать никаких объяснений, по крайней мере до консультации с юристом или адвокатом. Вы не обязаны оправдываться в своих действиях, а органы милиции не вправе возлагать на вас обязанность доказывать свою невиновность. Нередки случаи, когда сотрудники милиции оказывают психологическое давление на задержанного, требуя дать удобные для них объяснения, пообещав взамен быстрое рассмотрение дела и, как следствие, быстрое освобождение. Такие действия незаконны и подлежат обжалованию в установленном порядке.

Объяснения по делу можно написать собственноручно, а можно продиктовать сотруднику милиции. При этом необходимо помнить, что читать записанные с ваших слов объяснения следует всегда, не полагаясь на порядочность должностного лица, ведущего ваше дело. Если в записанном с ваших слов объяснении имеются неточности, это необходимо отметить в протоколе собственноручно или потребовать у лица, записывающего ваши объяснения, внести поправки. Это важный момент, поскольку впоследствии, если вы решите обжаловать наложенное на вас необоснованное наказание по причине того, что ваши объяснения записаны неверно, доказать этот факт будет очень сложно.

3. Право представлять доказательства. Круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП), достаточно широк (наличие события правонарушения, виновность, обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, характер и размер ущерба и т. д.). Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не согласно с выводами, изложенными в протоколе, оно вправе представить свои доказательства, опровергающие официальную версию. Например, вы тайно похитили кошелек с находившейся в нем незначительной денежной суммой. Сам кошелек потерпевший оценил в определенную сумму, которая кажется вам необоснованно завышенной. В этой ситуации вы имеете полное право обратиться к помощи специалиста или эксперта для квалифицированной оценки похищенного имущества. Представленные вами заключения эксперта или специалиста должны быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств, и им должна быть дана надлежащая оценка.

Представленные лицом, в отношении которого ведется производство по делу, справки с места работы, различного рода характеристики, справки о состоянии здоровья также должны быть приобщены к материалам дела, а содержащиеся в них данные учтены при назначении меры наказания.

4. Право заявлять ходатайства и отводы. Ходатайство – это процессуальная просьба лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Ходатайства могут быть различными по содержанию, например ходатайство о допросе свидетеля, проведении экспертизы, об отложении рассмотрения дела, истребовании дополнительных материалов и т. п.

Право отвода может быть использовано в тех случаях, когда имеются обстоятельства, исключающие возможность участия определенных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.12 КоАП), например:

• в качестве защитника или представителя к участию в производстве не допускаются лица в следующих случаях: если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела;

ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;

• в качестве специалиста, эксперта и переводчика к участию в производстве не допускаются лица в следующих случаях:

• если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело;

• ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;

• при наличии оснований считать их лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.

5. Право пользоваться юридической помощью защитника. КоАП в отличие от УПК не содержит норм об обязательном участии защитника в производстве по делу, поэтому, если у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, отсутствие защитника не может служить препятствием для дальнейшего рассмотрения дела. Однако в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускаются не только адвокаты, но и иные лица, способные оказать юридическую помощь. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, – доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола о нем. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по указанному делу с момента административного задержания (ст. 25.5 КоАП).

Защитник и иное лицо, оказывающее юридическую помощь, обладают теми же правами, что и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

6. Иные процессуальные права, предусмотренные КоАП. К ним относится, например, право обжалования процессуальных действий органа или должностного лица, рассматривающего дело, право пользоваться услугами переводчика, обжаловать применение процессуальных мер обеспечения производства (к которым, в частности, относится и административное задержание) и т. д.

Часть 5 ст. 27.3 КоАП обязывает органы и лица, осуществившие административное задержание, разъяснить задержанному его права и обязанности, при этом в протоколе о задержании должна быть сделана соответствующая запись. Задержанный имеет право обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой, как в устной, так и в письменной форме.

Родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник по просьбе задержанного в кратчайший срок уведомляются о месте его нахождения (ч. 3 ст. 27.3 КоАП). Этим правом необходимо пользоваться во всех случаях, потому что, во-первых, хоть кто-то будет знать, где находится задержанный, во-вторых, человек, которому позвонили, сможет засвидетельствовать время задержания, в-третьих, при необходимости сможет поднять тревогу.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Протокол задержания. Об административном задержании обязательно составляется протокол (ст. 27.4 КоАП), в котором должны быть указаны:

• дата и место его составления;

• должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол;

• сведения о задержанном лице;

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в нем делается соответствующая запись. На данном этапе общения гражданина с сотрудниками милиции очень важно, чтобы протокол был им подписан. Не стоит пренебрегать этим правилом. Подпись на протоколе не означает согласие с изложенными в нем обстоятельствами, тем более что кроме права подписи у задержанного есть право вносить в протокол объяснения и дополнения. Это правило касается прежде всего времени задержания, поскольку в протоколе должно быть указано реальное время задержания, начиная с момента доставления в отделение милиции.

Важно, чтобы в протоколе было отражено, что на теле гражданина в момент задержания нет никаких повреждений. Такая фраза будет служить гарантией от пыток и побоев в отделении. Если задержанного в милиции избили, первое, что он должен сделать, как только ему удастся покинуть отделение, – доехать до ближайшей поликлиники или травмопункта и попросить врача засвидетельствовать побои. Если человек не в состоянии никуда идти, необходимо вызвать на дом бригаду «скорой помощи» и попросить такую справку у них. Справка о побоях в сочетании с фразой в протоколе об отсутствии на момент задержания телесных повреждений – неопровержимое доказательство того, что человек был избит именно в отделении милиции.

Мотив задержания также является ключевым моментом, поскольку в качестве основания для указания мотива сотрудники милиции, доставившие гражданина в отделение, пишут рапорты, где они обязаны указать причины, по которым произведено административное задержание, с обязательным указанием статьи КоАП.

Протокол об административном задержании вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения.

Сроки задержания. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев (ст. 27.5 КоАП), когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов:

• при необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения при посягательстве на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, а также совершенного во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или при нарушении таможенных правил;

• если в качестве одной из мер административного наказания является административный арест.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления задержанного в отделение милиции, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (на практике если медицинскими работниками не были применены меры по вытрезвлению, то независимо от того, задержан человек трезвым или пьяным, срок задержания исчисляется с момента доставления в отделение). Необходимо помнить, что момент доставления в отделение и момент начала составления протокола административного задержания могут не совпадать по времени, поскольку в силу разных причин эта процедура может быть начата гораздо позже доставления. Однако в протоколе обязательно должно быть зафиксировано именно время доставления, а не время начала составления протокола. Если сотрудник милиции, составивший протокол, отказывается вносить необходимые исправления, задержанный вправе в своих объяснениях отметить реальное время задержания и зафиксировать отказ сотрудника милиции указать это время в протоколе.

Согласно п. 6 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции ОВД в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента задержания уведомляется прокурор по месту расположения центра.

Согласно ранее действовавшему Указу Президента РФ от 02.11.1993 № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могли быть задержаны на срок до 10 суток. Эти лица помещались в центры социальной реабилитации ОВД для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи. Президент РФ Указом от 06.02.2004 № 51 отменил вышеназванный Указ. Таким образом, с 10 февраля 2004 г. сотрудники милиции не вправе задерживать лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, на срок до 10 суток даже с санкции прокурора.

Лица, подвергнутые административному задержанию, должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях. Место содержания задержанных зависит от того, в связи с каким правонарушением и кто из уполномоченных лиц применил данную меру. Статья 27.2 КоАП в числе таких мест называет служебное помещение ОВД, ведомственной охраны, подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России, помещение военной комендатуры или воинской части, служебное помещение органа управления органов и войск пограничной службы, служебное помещение таможенного органа, учреждения уголовно-исполнительной системы, помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Эти помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самостоятельного оставления.

Несовершеннолетние правонарушители помещаются в подразделения по делам несовершеннолетних ОВД или в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. В соответствии с ч. 3 ст. 27.6 КоАП они должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Эти меры заключаются в обследовании вещей, проводимом без нарушения их конструктивной целостности, и осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП).

От обыска процедура административного досмотра отличается тем, что на нее не требуется санкции прокурора и осматривать сотрудник милиции или иное уполномоченное лицо может только личные вещи человека.

Несмотря на то что личный досмотр и досмотр вещей не требуют санкции прокурора или судьи, при производстве этого действия должны соблюдаться гарантии законности, так как применение этих мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22 Конституции) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2. ст. 35 Конституции).

КоАП устанавливает следующие гарантии законности при производстве личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7):

• досмотр может проводиться только в связи с совершенным правонарушением и в предусмотренных законом целях: обнаружение орудий совершения правонарушения либо предметов административного правонарушения;

• проводить личный досмотр и досмотр вещей уполномочены только те должностные лица, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание (ст. 27.2 и 27.3 КоАП);

• перед процедурой досмотра должностное лицо обязано предложить правонарушителю предъявить документы, подтверждающие его личность, вещи или иные предметы, служившие орудием совершения или предметом правонарушения;

• личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье гражданина, его личное достоинство, а также сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;

• досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты или рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии понятых. В исключительных случаях, при достаточных основаниях полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться без понятых;

• при досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и товарный вид;

• производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, должно оформляться протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются:

• дата и место его составления;

• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

• сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

• сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей (в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов);

Читайте также:  Межевание земельного участка поэтапно

• сведения о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, или владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В случае необходимости при проведении досмотра применяются фото– и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, причем этот факт обязательно фиксируется в протоколе. Материалы, полученные при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото– и киносъемки, видеозаписи и т. п., прилагаются к соответствующему протоколу.

Вот несколько практических рекомендаций, как вести себя во время личного досмотра, чтобы избежать возможных более тяжких для себя последствий.

1. На практике нередки случаи, когда сотрудники милиции при проведении личного досмотра пытаются подбросить досматриваемому предметы, которые ему не принадлежат. Это могут быть наркотики, фальшивые денежные знаки, оружие, краденые вещи и т. п. Итогом таких незаконных действий милиционеров может быть возбуждение против вас уголовного дела, заключение под стражу и, как следствие, осуждение. Поэтому, если вам в процессе досмотра подложили какие-то вещи или наркотики, вы обязательно должны записать в протоколе, что эти вещи вам не принадлежат. Вещи необходимо детально описать, но ни в коем случае нельзя писать: «Наркотики мне не принадлежат». В этом случае следующий вопрос милиционера будет: «А откуда вы знаете, что это наркотики?» В таком случае тщетно будет объяснить ему, что способ упаковки героина или конопли показывают по всем криминальным сводкам практически на каждом телевизионном канале. Необходимо написать: «Небольшой сверток размером со спичечную коробку, предположительно целлофановый, мне не принадлежит».

2. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о милиции сотрудники милиции имеют право при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр задержанных, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения. Степень «достаточности данных» о наличии запрещенных предметов трактуется милицией вольно и по собственному усмотрению, чаще всего приводится формулировка: «в связи с контртеррористической операцией». Поэтому необходимо помнить, что на месте, т. е. без проведения административного задержания с доставлением в отделение милиции, сотрудник милиции может только предложить вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи, находящиеся в карманах, содержимое портфелей и сумок; при этом он не должен касаться их руками. Нельзя выкладывать свои вещи в милицейской машине, документы показывайте только со своих рук, сразу же убирайте кошельки и бумажники после предъявления их содержимого. Если по каким-либо причинам вы не желаете демонстрировать сотруднику милиции содержимое своих карманов или сумки в отсутствие понятых, вы всегда вправе требовать проведения досмотра с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий.

3. Иногда перед тем, как составить протокол, сотрудники милиции оставляют задержанного в кабинете или на неопределенный срок запирают в месте временного содержания (так называемом обезьяннике) одного и уходят на некоторое время. Ни в коем случае в этот промежуток времени не прикасайтесь руками к окружающим вас предметам. На столе милиционера может лежать все что угодно: гильзы, пакеты, бумаги. Потрогать их – значит оставить отпечатки пальцев. Так и фабрикуются улики.

4. Если при задержании вы почувствовали или заметили, что вам в карман, сумку или кошелек что-то подложили, ни в коем случае не дотрагивайтесь до этого предмета и не пытайтесь выбросить его. В любом случае для того, чтобы процессуально зафиксировать нахождение у вас запрещенных законом вещей (оружия, наркотиков и т. п.) и дать делу ход, досмотр необходимо провести в соответствии с требованиями федерального закона, т. е. с участием понятых. Перед процедурой досмотра сделайте заявление о том, что, по вашему предположению, сотрудники милиции подбросили вам не принадлежащую вам вещь, и потребуйте в присутствии понятых занести ваши слова в протокол. Пытаясь выбросить или иным образом избавиться от подброшенного предмета, вы рискуете оставить на нем свои отпечатки пальцев. В этом случае доказать, что предмет был подброшен, будет значительно сложнее.

Если вы будете соблюдать эти рекомендации, можно с большой долей вероятности утверждать, что через три часа вы окажетесь на свободе, во-первых, потому что срок административного задержания составляет три часа, а во-вторых, потому что даже самому недалекому и злобному сотруднику милиции нет резона связываться с юридически грамотным человеком.

Досмотр транспортного средства. Досмотр транспортного средства любого вида – это его обследование без нарушения конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения (ст. 27.9 КоАП).

Досмотр – это не обыск, поэтому санкции прокурора или судьи на проведение указанного процессуального действия не требуется. Однако нужно помнить, что при досмотре сотрудники милиции не вправе разбирать двигатель, вспарывать обивку сидений, разбортировать колеса и осуществлять иные действия, связанные с нарушением конструктивной целостности автомобиля.

Как и личный досмотр, досмотр транспортного средства проводится лицами, наделенными правом производить доставление и административное задержание (ст. 27.2 и 27.3 КоАП), в присутствии двух понятых.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть произведен в отсутствие владельца (ч. 3 ст. 27 КоАП).

Закон ничего не говорит о том, вправе ли сотрудник милиции прикасаться к вашим вещам, находящимся в салоне или багажнике автомобиля. Однако поскольку, как уже было сказано, досмотр – это не обыск, право производить досмотр не дает права сотруднику милиции рыться в вещах, находящихся в вашем автомобиле.

Для досмотра автомобиля необходим чрезвычайно серьезный повод. Поскольку досмотр является мерой по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, поводом для него должно быть, как минимум, нарушение правил дорожного движения, ответственность за которое предусмотрена КоАП.

В наше неспокойное время повсеместные всеобщие досмотры автомобилей проводятся под предлогом предотвращения террористических актов. Но если для государства досмотр – акция исключительно политическая, проводящаяся в целях безопасности, то для сотрудников ДПС как государственных служащих – дело сугубо экономическое, поскольку даже абсолютно безупречные водительские документы (особенно у водителей-дальнобойщиков) нередко по вполне понятной причине вызывают у инспекторов ГИБДД сомнения в их подлинности, в результате чего водитель бывает вынужден расстаться с частью доставляемого им товара – упаковкой пива, пирожных и т. п. Такие незаконные действия сотрудников ДПС необходимо пресекать сразу, требуя проведения досмотра в присутствии понятых и с обязательным составлением протокола. (Кстати, закон допускает досмотр по общепоисковому принципу лишь в случае введения в городе чрезвычайного или военного положения.)

Следует помнить также, что понятыми не могут быть ни сотрудники милиции, ни пассажиры вашего автомобиля. В качестве понятых должны выступать абсолютно посторонние люди, например водители проезжающих автомобилей, прохожие. Действия сотрудника милиции, пытающегося заглянуть в салон или багажник вашей автомашины в одиночку, необходимо пресекать фразой о том, что, проводя осмотр в отсутствие понятых, он нарушает действующее законодательство, и у вас нет никакой уверенности в том, что после такого досмотра на следующем посту ДПС у вас в автомобиле не найдут наркотики или патроны.

Обязательное условие досмотра – составление протокола, в котором указываются следующие сведения (ч. 6 ст. 27.9 КоАП):

• дата и место его составления;

• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

• сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру;

• сведения о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства;

• сведения о виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей (в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, виде и реквизитах документов), обнаруженных при досмотре транспортного средства.

Действующее законодательство возлагает целый ряд обязанностей на лиц, производящих досмотр, но никаких обязательств не возлагает на вас. В частности, закон не требует от вас передавать сотруднику милиции ключи от автомобиля, открывать багажник, поднимать капот, собственноручно опорожнять свои карманы, сумки или баулы. Досмотр производит тот, кто в нем заинтересован. Поэтому при досмотре целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать процедуре, даже если она производится с нарушением процессуальных норм – без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. Но весьма полезно привлечь к делу свидетелей (пассажиров вашего или проезжающих мимо автомобилей, водителей или пешеходов). Если вы решите подать жалобу на неправомерные действия сотрудников милиции, свидетельские показания могут стать основным доказательством милицейского произвола.

Итак, досмотр транспортного средства как мера административного обеспечения может производиться сотрудниками ДПС не в любом случае, а только лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого транспортного средства в противоправных целях. Такое подозрение должно быть обоснованным, в частности, соответствующей ориентировкой для сотрудников милиции, что легко установить при обжаловании подобных действий. Мотивировка досмотра должна быть отражена в протоколе. Если таковая отсутствует, у вас есть все основания для обжалования действий сотрудников милиции в вышестоящий орган или суд.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей, ставших орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте его совершения либо при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется должностными лицами, наделенными правом производить доставление, административный арест и досмотр (ч. 1 ст. 27.10 КоАП).

Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Эта мера административно-процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении направлена на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием совершения или предметами правонарушения и имеющими значение доказательств по делу.

Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или об административном задержании.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, у водителя до вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления им до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.20 КоАП). Об изъятии водительского удостоверения делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Изъятые вещи и документы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие. По результатам рассмотрения дела они либо в установленном порядке конфискуются, либо возвращаются владельцам, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии – реализуются.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Статья 27.12 КоАП предусматривает применение к физическому лицу следующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

• отстранение от управления транспортным средством;

• медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Поскольку большинство водителей привыкли воспринимать эти меры как средство психологического давления и вымогательства взятки, необходимо знать, в каких случаях производится отстранение и как правильно себя вести при проверке на состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Закон дает следующую формулировку мотивов, по которым сотрудник ГИБДД вправе отстранить водителя от управления транспортным средством.

1. Отстранению подлежит лицо, управляющее транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Под достаточными основаниями, по всей видимости, следует понимать признаки состояния опьянения. К таким признакам могут относиться, например, запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, характер движения транспортного средства. (Кстати, некоторые из этих признаков характерны и для заболеваний и болезненных состояний, не связанных с употреблением спиртного или наркотиков.) Достаточным основанием будет и признание самого водителя в том, что он употреблял спиртное. При наличии указанных признаков сотрудник ДПС вправе направить водителя на освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранению от управления транспортным средством подлежит лицо, совершившее следующие административные правонарушения:

а) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца – ч. 1 ст. 12.3 КоАП;

б) управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) – ч. 2 ст. 12.5 КоАП;

в) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) – ч. 1 ст. 12.7 КоАП;

г) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством – ч. 2 ст. 12.7 КоАП.

Отстранение от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения.

Освидетельствование на состояние опьянения может проводиться уполномоченными должностными лицами ГИБДД с использованием индикаторных трубок. Если водитель не согласен на проведение такого освидетельствования или стал участником ДТП, в результате которого имеются пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, то освидетельствование проводится в медицинском учреждении. Положительный результат освидетельствования подтверждает факт употребления алкоголя.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

О применении индикаторной трубки также составляется протокол либо об этом делается отметка в протоколе об отстранении от управления транспортным средством. Медицинское освидетельствование оформляется протоколом о направлении на освидетельствование и актом, составленным врачом по установленной форме, который прилагается к соответствующему протоколу.

Отстранение от управления транспортным средством следует также рассматривать как меру, направленную на пресечение правонарушения.

источник